ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Изучение проблематики эмоционального и интеллектуального развития
детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Психологические особенности эмоциональных и интеллектуальных
процессов в старшем дошкольном возрасте 14
1.3. Подходы к эмоциональному и интеллектуальному развитию детей
старшего дошкольного возраста в работе практических психологов 24
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Организация и методики исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи эмоционального и
интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста 39
2.3. Методические рекомендации педагогу-психологу дошкольной образовательной организации по эмоциональному и интеллектуальному
развитию детей старшего дошкольного возраста 52
Вывод по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Актуальность исследования. Современный уровень развития общественных отношений требует от человека умения быстро ориентироваться в окружающей социальной среде, в меняющихся социальных условиях, разбираться в поведении людей, взаимодействовать с ними, успешно решать поставленные задачи, принимать взвешенные и осознанные решения. Чтобы осуществлять такой тип поведения, человек должен уметь анализировать собственные эмоциональные переживания, уметь выражать эмоции и управлять ими, понимать эмоции окружающих, решать нестандартные задачи, применять логические операции при изучении объектов и явлений, то есть иметь высокий уровень эмоционального и интеллектуального развития.
На современном этапе развития дошкольного образования важно изучать специфику психологического развития ребенка дошкольного возраста, так как знание закономерностей детского развития позволят педагогам и родителям правильно и рационально, с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка, планировать его жизнедеятельность.
Дошкольное детство - самый ответственный период психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Работа считается актуальной, так как в практике интеллектуального и эмоционального развития дошкольников имеются противоречия между необходимостью развивать у старших дошкольников интеллектуальные и эмоциональные способности и недостаточной разработанностью эффективных способов их развития в период дошкольного детства.
На основе выделенных противоречий сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении психологического сопровождения, обеспечивающего достижение высокого уровня интеллектуального и эмоционального развития дошкольников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Взаимосвязь эмоционального и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: эмоциональные и интеллектуальные
особенности дошкольников
Предмет исследования: эмоциональное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически изучить эмоциональные и
интеллектуальные особенности детей и экспериментально проверить уровень эмоционального и интеллектуального развития дошкольников.
Гипотеза исследования: эмоциональное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста будет эффективнее, если:
• изучены особенности эмоционального и интеллектуального развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
• дана психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста;
• определены подходы эмоционального и интеллектуального развития детей дошкольного возраста;
• выявлен уровень эмоционального и интеллектуального развития дошкольников;
• составлены методические рекомендации педагогу-психологу дошкольной образовательной организации по эмоциональному и интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности эмоционального и интеллектуального развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Определить подходы эмоционального и интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
3. Выявить уровень эмоционального и интеллектуального развития дошкольников.
4. Разработать методические рекомендации педагогу-психологу дошкольной образовательной организации по эмоциональному и интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста.
5. Проследить динамику эмоционального и интеллектуального развития дошкольников на этапе контрольного эксперимента.
В своей работе мы опирались на фундаментальные положения отечественной психологии, разработанные Л.И. Божович, Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Д.Б. Элькониным и др., поскольку на этих положениях строилась и строится система дошкольного образования.
Проблема изучения интеллектуального и эмоционального развития ребенка ввиду своей значимости постоянно находится в центре внимания психологов, педагогов, физиологов, философов, социологов и т.д. При этом наибольший интерес вызывает исследование подходов к развитию интеллектуальных и эмоциональных особенностей в работе практического психолога. Важно найти те специфические пути психологического воздействия, с помощью которых можно помочь ребенку максимально полноценно развить столь значимые для жизни интеллектуальные и эмоциональные способности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, обобщение опыта, эксперимент, качественно-количественный анализ результатов исследования.
База и выборка исследования: для определения взаимосвязи эмоционального и эмпирического исследования было организовано эмпирическое исследование на базе дошкольной образовательной организации г. Норильска. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-7 лет, посещающих подготовительную группу ДОО.
Методологические основы: На теоретическом уровне нами был проведен анализ методической, психологической, педагогической литературы, обобщение и сравнение данных; на эмпирическом уровне - применены следующие методики: для полной диагностики
интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста были выбраны следующие психодиагностические методики: методика Р.С. Немова «Что здесь лишнее?» (исследование процессов образнологического мышления, умственные операции анализа и обобщения); методика Т.Д. Марцинковской «Невербальная классификация» (изучение словесно-логического мышления детей 5-7 лет); методика Н.Б. Венгера «Систематизация» (оценка овладения элементами логического мышления); методика диагностики понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой (изучение сформированности понимания эмоциональных состояний людей у ребенка старшего дошкольного возраста); методика изучения эмоционально-волевой саморегуляции Ю.А. Афонькиной (изучение механизмов саморегуляции в эмоциональной сфере, определить уровни развития умения регулировать свое внутреннее эмоциональное состояние и его внешнюю экспрессивную сторону)....
Подведем краткие итоги исследования. В первой главе исследования были рассмотрены теоретические основы эмоционального и
интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Когнитивное или интеллектуальное развитие означает рост способности ребенка мыслить и рассуждать. Речь идет о том, как они организуют свой разум, идеи и мысли, чтобы понять мир, в котором они живут. Под развитием понимается эволюционирование психических структур или методов обработки информации, являющихся в большинстве своем наследственными и зависящих от степени зрелости ребенка. В частности, когнитивное развитие оценивается на основе уровня понимания, восприятия, обработки информации и языка как индикатора развития мозга. От интеллекта зависит развитие памяти, восприятия, чувств и эмоций.
Исследование подходов к эмоциональному и интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста в работе практических психологов позволило сделать следующие выводы. Для детей развитие интеллектуальных навыков - это развитие знаний и способностей решать проблемы, а также способность ребенка понимать окружающий мир и разбираться во всем самостоятельно. Эти важные навыки позволяют детям обрабатывать сенсорную информацию и узнавать новое. Некоторые из наиболее важных когнитивных навыков для ребенка: изучение языка, память, мышление, обработка информации, решение проблем, простое рассуждение, понимание причины и следствия, распознавание образов и т.д.
В процессе социально-эмоционального развития дети приобретают навыки, которые позволяют им взаимодействовать с другими людьми, выражать и контролировать свои эмоции. Это включает в себя формирование отношений, изучение социальных навыков, заботу о других, совместное использование игрушек, уверенность в себе и принятие решений.
по результатам исследования можно сделать следующие выводы об интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста:
• по параметру образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения преобладает средний уровень. Дети старшего дошкольного возраста определяют линий предмет, могут испытывать затруднения в обосновании, почему данный предмет является лишним.
• по параметру словесно-логического мышления, процесса классификации преобладает средний уровень. Дети старшего дошкольного возраста допускают до трех ошибок, преимущественно в самом начале работы, пока понятия им еще не выделены окончательно, нужно время и дополнительная помощь, чтобы понять задание, затрачивают много времени на выполнение задания.
• по параметру овладения элементами логического мышления преобладает средний уровень - большинство детей учитывают классификационные отношения и частично учитывают сериационные отношения. При выполнении задания допускали при размещении фигур отдельные ошибки, заключающиеся в сдвиге их в ряду фигур этой же формы на одну-две клетки.
по результатам исследования можно сделать следующие выводы об эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста:
• по параметру понимания эмоциональных состояний других людей у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень - большинство детей ошибались при идентификации эмоциональных ситуаций, не всегда соотносили эмоциональные эталоны и содержание по 6 модальностям правильно, хотя выделяли характерные особенности поведения при проявлении определенных эмоций.
• по параметру эмоционально-волевой регуляции у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень - половина детей отвлекались от завершения задания, но в конечном итоге осуществляли возврат к его выполнению, завершая выполнения задания. Речь используется как психологическая защита: оправдание отвлечений от задания. Возможно интенсивное проявление амбивалентности эмоций на протяжении заданной ситуации.
Проведенный корреляционный анализ взаимосвязи параметров эмоционального и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы:
1. Дети старшего дошкольного возраста с высоким уровнем саморегуляции, способные регулировать эмоциональное состояние в деятельности, использующие речь по поводу организации, осуществления и оценивания деятельности, с ровным эмоциональным фоном имеют более высокий уровень образно-логического мышления, способны осуществлять анализ и обобщение, способны определять и обосновывать лишний предмет в ряду предметов.
2. Дети старшего дошкольного возраста с высоким пониманием эмоциональных состояний других людей, адекватно идентифицирующие эмоциональную ситуацию, соотнося экспрессивные признаки эмоций в мимике и жестах в большей степени имеют высокий уровень словеснологического мышления, могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями.
3. Дети старшего дошкольного возраста с высоким пониманием эмоциональных состояний других людей, адекватно идентифицирующие эмоциональную ситуацию, соотнося экспрессивные признаки эмоций в мимике и жестах в большей степени имеют высокий уровень овладения элементами логического мышления классификации (установление принадлежности единичного объекта или явления к определенному роду, закону или правилу) и систематизации (образование некоторой целой группы объектов).
Таким образом, в результате исследования была определены взаимосвязи эмоционального и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
1. Айгунова О.А., Полковникова Н.Б., Савенкова Т.Д. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2016. № 4. С. 25-34.
2. Айзенк Г.Ю. Понятие и определение интеллекта // Вопросы Психологии. 1995. № 1. С.111-131.
3. Алферова М.А., Аристова И.Л. Эмоциональный интеллект и психологические теории эмоций // Universum: психология и образование. 2017. №12. С. 19 -25.
4. Андреева И.Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности // Журнал БГУ. Серия: Философия. Психология. 2017. № 2. С.104-109.
5. Базарсадаева Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта // Вестник бурятского государственного университета. 2013. № 5. С. 24-32.
6. Батюта М. Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: учеб. пособие. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2018. 237 с.
7. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
8. Бочкова М.Н., Мешкова Н.В. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования // Современная зарубежная психология. 2018. № 2. С. 49-59.
9. Братчикова Ю.В., Волошина Н.С. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в условиях семьи // Психология семьи в современном мире. 2017. №6. С. 61-64.
10. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая
характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник адыгейского государственного университета. cyberleninka.ru. 2007. № 3. С. 327-338. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZpsihologo-
pedagogicheskaya-harakteristika-detey-starshego-doshkolnogo-i-mladshego- shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 03.02.2023).
11. Буянова А. Ю., Бледнова Е.Ю., Кудрявцева С.Ю. Теоретические
аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Образование и воспитание. moluch.ru. 2015. № 3 (3). С. 59-61. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/167/ (дата обращения:
05.02.2023).
12. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. 336 с.
13. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / под редакцией Б. А. Сосновского. М.: Издательство Юрайт, 2022. 359 с.
14. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Издательство Юрайт, 2022. 160 с.
15. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с....55