Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование организации психосоциальной работы с детьми мигрантов по оптимизации межличностных отношений в группе сверстников (на примере детей дошкольного возраста) 7
1.1 Характеристика межличностных отношений дошкольников 7
1.2 Особенности детей мигрантов в группе сверстников 26
1.3 Организация психосоциальной работы в условиях дошкольной
образовательной организации (ДОО) 32
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Психосоциальная работа с детьми мигрантов по оптимизации межличностных отношений в группе сверстников (на примере детей дошкольного возраста) 39
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2 Особенности межличностных отношений детей мигрантов в
группе сверстников 41
2.3 Психосоциальная программа, направленная на оптимизацию
межличностных отношений детей мигрантов в группе сверстников 54
Выводы по второй главе 79
Заключение 81
Библиографический список 85
Приложение 90
Проблема исследования обусловлена тем, что массовые перемещения населения в Российской Федерации, а также значительно возросшая в стране доля мигрантов, приводит к резкому изменению привычных условий жизни. Вызвано это переездом семьи в другую страну c иными культурными традициями, языком, что часто приводит к размыванию типичных форм культурной самоидентификации людей, дискомфорту, который переживают и сами взрослые, не говоря уже о дезориентации детей всех возрастов. В этой связи всё более актуальной для педагогики и психологии становится проблема межличностных отношений ребёнка в детском коллективе, адаптация к изменившемуся социуму.
Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, не принятие «чужих» и т.п.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве (Р. Бэррон, Д. Ричардсон).
В дошкольном возрасте ребенок уже не ограничивается общением только в семье. По мере взросления ребенка все важнее для него становятся взаимоотношения со сверстниками, его позиция и статус в коллективе.
В каждой группе детского сада разворачиваются сложные, а порой и драматичные сценарии межличностных отношений детей. Особенно, если это дети мигрантов, которые испытывают на себе неприязнь своих сверстников, которые не хотят их вовлекать в свои игры по разным причинам, из которых могут быть такие как: языковой барьер, другой цвет кожи, национальная одежда и просто потому, что не разрешают родители. (В.С. Мухина).
Между тем опыт первых отношений со сверстниками является главным фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.
Первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный (М.И. Лисина)
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов показано, что в коллективе детского сада выделяется особая структура межличностных отношений. Есть дети популярные и с ними хотят вместе играть и дружить многие дошкольники, что обусловлено их умением придумывать и разворачивать разнообразные сюжеты. Такие дети выступают в качестве лидеров. Так же выделяется категория непопулярных дошкольников, которые не привлекают сверстников и в связи с этим оказываются изолированными в свободной деятельности (Т.А. Репина).
В дошкольном возрасте у многих детей уже формируется негативное отношение к окружающим, которое может иметь печальные последствия. Вовремя помочь ребенку преодолеть проблемы в общении важнейшая задача педагогов, психологов, родителей (А.Г. Рузская)
Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический метод. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, В.С.Мухина и др.).
Поэтому, мы пришли к необходимости рассмотреть проблему развития общения детей мигрантов в детском коллективе, их отношение друг с другом, чтобы понять их психологическую природу и наметить пути оптимизации межличностных отношений.
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений детей мигрантов в группе сверстников, а также разработать программу психосоциальной работы по оптимизации межличностных отношений детей мигрантов в группе сверстников.
Данная цель конкретизируется следующими задачами исследования:
1. проанализировать теоретические подходы к решению проблемы межличностных отношений детей мигрантов в группе сверстников;
2. подобрать диагностический инструментарий по выявлению
проблем в межличностных отношениях детей мигрантов в группе сверстников;
3. изучить особенности межличностных отношений детей мигрантов в группе сверстников;
4. разработать программу психосоциальной работы по оптимизации межличностных отношений детей мигрантов в группе сверстников;
5. проверить эффективность разработанной программы психосоциальной работы по оптимизации межличностных отношений детей мигрантов в группе сверстников.
...
Актуальность исследования обусловлена тем, что массовые перемещения населения в Российской Федерации, а также значительно возросшая в стране доля мигрантов, приводит к резкому изменению привычных условий жизни. Вызвано это переездом семьи в другую страну c иными культурными традициями, языком, что часто приводит к размыванию типичных форм культурной самоидентификации людей, дискомфорту, который переживают и сами взрослые, не говоря уже о дезориентации детей всех возрастов. В этой связи всё более актуальной для педагогики и психологии становится проблема межличностных отношений ребёнка в детском коллективе, адаптация к изменившемуся социуму.
По мнению М.И. Лисиной, межличностные отношения в группе сверстников - это связи, переживаемые каждым ребенком отдельно, они проявляются в характере и в том взаимном влиянии, которое оказывается детьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения .
Роль группы сверстников в социальном, личностном развитии ребенка- дошкольника освещена во многих социально-психологических, психологических, педагогических научных работах и исследованиях (С.Г. Якобсон).
В каждой группе детского сада разворачиваются сложные, а порой и драматичные сценарии межличностных отношений детей. Особенно, если это дети мигрантов, которые испытывают на себе неприязнь своих сверстников, которые не хотят их вовлекать в свои игры по разным причинам, из которых могут быть такие как: языковой барьер, другой цвет кожи, национальная одежда и просто потому, что не разрешают родители. Все эти отношения остро переживаются ребенком и часто окрашены массой разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о том, какие чувства переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам (Е. Лютова, Г. Монина).
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов показано, что в коллективе детского сада выделяется особая структура межличностных отношений. Есть дети популярные и с ними хотят вместе играть и дружить многие дошкольники, что обусловлено их умением придумывать и разворачивать разнообразные сюжеты. Такие дети выступают в качестве лидеров. Так же выделяется категория непопулярных дошкольников, которые не привлекают сверстников и в связи с этим оказываются изолированными в свободной деятельности.
Тем самым целью исследования стало изучить особенности межличностных отношений детей мигрантов в группе сверстников, а также разработать психосоциальную программу по оптимизации межличностных отношений детей мигрантов в группе сверстников.
В основу исследования легло предположение о том, что дети мигранты в группе сверстников могут иметь такие проблемные области в межличностных отношениях как проявление чрезмерной агрессивности, обидчивости, застенчивости, демонстративности и неблагоприятного социометрического статуса среди сверстников. Для оптимизации межличностных отношений будет эффективна программа психосоциальной работы при условии совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса, что поможет воспитанию культуры межнационального общения.
Для реализации цели исследования необходимо было провести констатирующий и контрольный срезы. В данном исследовании принимало участие 15 детей мигрантов дошкольного возраста. Базой исследования являлось МБДОУ № 48 города Красноярска. Для выявления статуса детей мигрантов и оценки межличностных отношений в группе сверстников были подобраны следующие методы и методики.
...
1. Конвенция о правах ребенка: / сборник науч.-метод. Материалов. -М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. - 160 с.
2. Абраменкова B.B. Социальная психология детства: развитие
отношений ребёнка в детской субкультуре / B.B. Абраменкова. - Москва :МОДЭК, 2000. - 416 с.
3. Агамова Н.С. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар: сборник игр и развлечений по традиционной народной культуре /Н.С. Агамова, И.А. Морозов И.С. Слепцова. - Москва : Изд-во Рос. АН Гос.респ. центр рус. фольклора, 1995. - 174 с
4. Андрианова Р. Комплексная поддержка детей мигрантов - ресурс профессионализации социально-педагогической деятельности / Социальная педагогика в России.-2013.-№2.-С.36-44.
5. Арутюнян, Ю.В., Дробижева, Л.М., Сусоколов, А.А. Методологические принципы этносоциологического изучения миграции / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов // Этносоциология. - М., 1998.
6. Бабынина, Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой: Дис. канд. пед. наук / Т.Ф. Бабынина.- Екатеринбург, 2001.-229 с.
7. Бережнова, JI.H. Этнопедагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / JI. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 240 с.
8. Богомолова, М: И. Воспитание дружелюбия между детьми разных национальностей нашей страны /старший дошкольный возраст / Дисс. канд. пед. наук. -М., 1971.
9. Богомолова, М.И. Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей: Дисс.д.п.н., Набережные Челны, 2003.
10. Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание детей: учеб. пособие / М.И. Богомолова, JI.M. Захарова. // 2-е изд., испр. - М. : ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2011. - 176с.
11. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Издательство МГУ, 1982г.
12. Бондаревская, Е.В., Гукаленко, О.В. Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поли- культурном образовании / Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко. - Тирасполь, 2000.
13. Бэрон Р. Агрессия/ Д. Ричардсон.- СПБ., 1998.
14. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. // - М.: Мозаика- Синтез, 2006. - 72 с.
15. Войнова, В.Д., Ушкалов, И.Г. Современные иммиграционные процессы в России / В.Д. Войнова, И.Г. Ушкалов // Социс. - 1994. - № 1.
... всего 52 источников