Введение 13
Глава 1. Теоретическое обоснование управления хореографическим коллективом в системе дополнительного образования 18
1.1. Хореографический коллектив и особенности его управления 18
1.2. Основные принципы управления хореографическим коллективом 21
Глава 2. Совершенствование системы управления в хореографическом коллективе 25
2.1. Анализ управления деятельностью хореографического коллектива
«Моджо» 25
2.2. Методы и подходы к совершенствованию управлением
хореографическим коллективом 32
2.3. Модернизация управлением хореографическим
коллективом «Моджо» 56
Глава 3. Апробация системы управления хореографическим коллективом (на примере коллектива «Моджо») 69
3.1. Условия реализации разработанной системы управления
хореографическим коллективом 69
3.2. Анализ результатов апробации 73
Заключение 88
Список использованной литературы 89
Приложения
В современной социокультурной ситуации, когда большое развитие получила индустрия развлечений, проблема организации и руководства хореографическими коллективами профессиональной подготовки постановщиков культурно-зрелищных программ, специалистов социально-культурной деятельности стала актуальной.
Одной из важнейших задач совершенствования системы образования является модернизация сложившейся модели управления этой системой.
Основные проблемы в области управления хореографическим коллективом в системе дополнительного образования:
- упорядочить разделение и наладить координацию функций, полномочий и ответственности между различными уровнями управления образованием;
- обеспечить развитие законодательной составляющей системы управления хореографическим образованием;
- обеспечить научно и практически обоснованное удовлетворение потребности желающих получить полноценное хореографическое образование;
- создать полноценное информационно-статистическое обеспечение органов управления хореографическим образованием, а также общественности и отдельных граждан.
В последнее время произошло значительное расширение возможностей систем управления образованием:
- благодаря повышению уровня самостоятельности, автономности субъектов управления (что особенно заметно на уровне образовательных учреждений);
- значительному расширению степеней свободы всех субъектов управления в формулировании и реализации своих миссий, в постепенном переходе от позиции пользователя, «эксплуатационника» системы к позиции проектировщика, творца; в установлении новых связей и отношений внутри управляемого объекта и за его пределами, управляющего объекта и в окружающей среде;
- растущей открытости систем управления мировому опыту управления хореографией, новым возможностям получения управленческих компетенций;
- реализации творческого потенциала, инновационной созидательной энергии специалистов хореографии, в том числе управленцев;
- привлечению в отрасль искусства хореографии квалифицированных, современно образованных и мыслящих специалистов из других областей, развитию междисциплинарных взаимодействий, развитию информационных технологий и средств коммуникации.
Многие из названных источников роста эффективности систем управления в хореографии выступают в качестве серьезных предпосылок обновления, модернизации этих систем.
Исходя из актуальности темы исследования и степени ее изученности, целью является разработать и усовершенствовать модель управления, выявить и обозначить необходимые условия для управления в танцевальном коллективе «Моджо».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть значение современной хореографии;
- определить какими качествами должен обладать руководитель хореографического коллектива;
- изучить аспекты воспитательной работы в процессе репетиционных занятий;
- проанализировать критерии при подборе репертуара;
- определить педагогическую целесообразность проведения концертных выступлений и их организации;
- разработать механизм. На примере танцевального коллектива
«Моджо»;
- внедрение исследования.
Объектом данного исследования является структура управления хореографическим коллективом.
Предметом исследования - модель совершенствования структуры управления хореографического коллектива на примере танцевального коллектива «Моджо».
Гипотеза состоит в предположении о том, что процесс управления хореографического коллектива в системе дополнительного образования будет успешным при реализации следующих условий, если: в основе лежат теоретико-методологические подходы руководителя к управлению коллектива средствами хореографии;
- учитываются индивидуально-психологические особенности развития личности, как основа для заинтересованного и творчески активного освоения участниками разных видов хореографии;
- спроектирована педагогическая модель управления средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования, представляющая совокупность целевого, содержательно-процессуального и результативно- корректирующего блоков, обеспечивающих взаимодействие педагога и участников в процессе теоретического и практического познания в коллективной и индивидуальной хореографической деятельности;
- в процессе дополнительного хореографического образования используется разработанная управленческая программа с целью поэтапной и техно-логической организации управления коллективом.
Теоретической основой диссертации послужили труды по педагогическому воспитанию, развитию потенциала творческого коллектива.
Степень изученности темы. Педагогические основы формирования профессионального мастерства рассматривались М.Б. Бекмурадовым. Духовно-личностные аспекты становления специалиста изучались Н.Н. Ярошенко. Проблемы формирования самосознания социального педагога в процессе профессиональной подготовки исследовались К.В. Баклановым. Ряд исследований, выполненных в вузах искусств и культуры Российской Федерации, посвящен различным аспектам формирования личности специалиста: профориентация студентов вузов культуры проанализирована В.В.Журомским, формирование профессиональной направленности личности студента - Г.И. Анашкиной, И.М. Миргалимовым, В.М. Поляруж.
Вопросы хореографической подготовки в условиях вневузвоского обучения рассматривались различными исследователями. Р.Т. Акбарова изучала творческое развитие в процессе музыкально-хореографической деятельности. Т.О. Бильченко выявлял влияние эстетического воспитания на формирование отношений учащихся в хореографическом коллективе. В.В. Геращенко изучал педагогические аспекты совершенствования самодеятельного хореографического творчества в клубных учреждениях. Л.Д.Ивлева выявляла особенности руководства воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе. П.Б. Коловарский рассматривал вопросы ориентации и отбора одаренных детей для профессионального обучения хореографии. В.Н. Нилов устанавливал место хореографии в системе художественного воспитания школьников при взаимодействии общеобразовательных школ и культурных учреждений.
Противоречия и дефициты (проблемы) объекта исследования.
Предстоит решить следующие основные проблемы в области управления хореографическим коллективом в системе дополнительного образования:
- разделение и решение координации функций, полномочий и ответственности между различными уровнями управления коллективом;
- обеспечение развития законодательной составляющей системы управления хореографическим коллективом;
- обеспечение научно и практически обоснованного удовлетворения потребности желающих попасть в хореографический коллектив;
- создание полноценного информационно - статистического обеспечения органов управления хореографическим коллективом.
Для устранения выявленных противоречий целесообразно провести ряд работ исследовательского характера, направленных на изучение имеющейся научной базы по выявленным вопросам, определение способов решения выявленных проблем, разработку методик, методов и моделей их внедрение и апробацию.
В качестве предполагаемых тем для исследования можно предложить:
- Проблемы творческой реализации и профессионального роста молодых балетмейстеров.
- Специфические особенности управления хореографическим коллективом.
- Менеджмент в хореографическом коллективе.
Структура диссертации отражает специфику изучаемой темы, определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографическим списком.
Во введении определена актуальность, цель и задачи исследования.
В первой главе представлены теоретические основы менеджмента хореографического коллектива, дано определение хореографическому коллективу, его функциям, свойствам и специфике деятельности, рассмотрена теория управления хореографическим коллективом.
Во второй главе рассмотрен менеджмент хореографического коллектива как основа его художественно-творческой деятельности, выделены специальные методы менеджмента и дан анализ организации работы в хореографическом коллективе на примере танцевального коллектива «Моджо».
В заключении представлены результаты исследования.
Завершает работу список использованной литературы (69 наименований) и приложение, включающее иллюстративные материалы.
В первой части моей работы я выявила, на мой взгляд, основные условия необходимые для организации плодотворной творческой деятельности коллектива.
Самым первоочередным является наличие художественного руководителя, который должен быть идейным лидером, сильной творческой личностью определяющей идейно-эстетическое направление всей художественной жизни коллектива.
Художественный руководитель должен обладать организаторскими способностями, от его уровня профессионализма и эстетического вкуса за-висит подбор репертуара, музыки костюмов, а от качеств личности - будет ли он воспитателем коллектива и сможет ли осуществлять учебно-воспитательную работу.
Хотелось бы отметить, что в процессе работы я выявила ещё одно неотъемлемое условие: для плодотворной и прогрессивной работы коллектива необходима поддержка и понимание со стороны дирекции учебного учреждения, при котором он существует.
Привожу пример с коллективом «Моджо» чтобы подчеркнуть, что создание и поддержка хореографических творческих коллективов педагогически целесообразно, так как это - органичное звено учебно-воспитательного процесса, это - важнейшее средство формирования творческого и эстетического потенциала личности.
И благодаря подобным творческим союзам в хореографическом коллективе формируется гармонично развитая, дисциплинированная, раскованная, физически и психически здоровая, прекрасно адаптированная к обществу личность, которая станет основой нашего государства.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.:Педагогика, 1998.-С.12
2. Актуальные проблемы социологии молодежи / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2010. - 679 с.
3. Алишев, Б.С. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня / Б.С. Алишев, Т.Б.Алишев, А.Х. Гильмутдинов // Вопросы образования. 2010. № 4. - С.227-246.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. М.: Аспект пресс, 2008. - 352 с.
5. Андрусенко, Л.С. Работа над танцевальной образностью с воспитанниками младшего школьного возраста /Л.С. Андрусенко // Искусство и образование 2008. - № 6. - С. 63-67.
6. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного исследования /М.А. Ариарский. СПб: Арт-студия, 2008. - 244 с.
7. Ахмедова, М.А. Культура организации в социокультурной системе общества / М.А. Ахмедова, С.Н. Митин // Человек, культура, образование: сб. науч. тр. I Всерос. науч.-практ. конф. Ульяновск, 2006. - С. 12-17.
8. Бакланова Т.И. Народное художественное творчество на рубеже веков: Сохранение традиций и подготовка кадров / Т.И. Бакланова // Сборник статей. М., 2000. -С. 176- 177.
9. Барышков, В. П. Аксиология личностного бытия /В. П.Барышков.1. М., 2005.-244 с.
10. Бережная, М.С. Основные направления и перспективы художественного творчества: монография / М.С. Бережная. М.: ИХО РАО, Научные фонды, 2006.-144 с.
11. Бим-Бад, Б. М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика / Б. М. Бим-Бад // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. - 2001.-№3. -С. 16-18
12. Бондаревская, Е. В. Антикризисная направленность современного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2007. - № 3. - С. 3-14.
13. Борев, Ю.Б. Эстетика: учеб.для вузов / Ю.Б.Борев. М.: Высшая школа, 2002. - 511 с.
14. Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
15. Брижатова, С.Б. Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России / С.Б. Брижатова. Москва: МГУКиИ, 2001. - 589 с.
16. Буйлова, Л.Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ / Л.Н.Буйлова // Актуальные задачи педагогики: матер. Межд. заоч. науч. конф. Чита, Молодой ученый, 2011. - С. 13 8-141.
17. Бухвостова, Л. В. Фольклорный материал при созданиисценического танца // Образование и общество. 2004, №1 (24). С. 108-111.
18. Ваганова, А.Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» СПб.: Лань, 2000. - 192с.
19. Ващилин, Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации / Э.П.Ващилин //Социально-гуманитарные знания. -2003.- № 2. С.240-250.
20. Вишняк, А.И. Культура молодежного досуга /А.И.Вишняк,
B. И. Тарасенко. Киев: Высш. школа, 2005 - 53с.
21. Выготский, Л. С. Психология развития личности /Л.
C. Выготский.- М.: Смысл, 2005. 1136с.
22. Гарифуллина, PC. Технологии социально-культурной
деятельности молодежи: (духовно-нравственный ресурс воспитания):
учеб.пособ. / Р С. Гарифуллина. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2007. - 288 с.
23. Герасимов, Г.И. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления: монография / Г.И. Герасимов, Л.Н. Павленко.- Ростов н/Д, 2003. 456 с.
24. Гильмеева, Р X. Непрерывное профессиональное педагогическое
образование: стратегические ориентиры развития / Р X. Гильмеева
// Методист, 2006.-№Ю.-С. 2-5
25. Гладилина, В. И. Факторы обеспечения успешности процессов самоутверждения и самовыражения личности подростка в сфере досуга / В. И. Гладилина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007.- №4. - С. 79-81.
26. Григорьева, Е. И. Медико-социальные основы здоровья и рекреации: учеб. пособие, 2-е изд., доп. и перераб. / Е.И. Григорьева, Г.В. Ганыиина, И. А. Ерохина. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - 444 с.
27. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного
танца:Танцевальные движения и комбинации на середине зала / Г.П.Гусев. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. 208 с.
28. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. М., Мозаика-Синтез, 2008. - 129 с.
29. Зеер, Э. Ф. Психология становления педагога профессиональной школы / Э. Ф. Зеер. М.: Аспект- Пресс, 2006. - 127с.
30. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2004.-С. 55.
31. Кабурнеева, Е.О. Педагогические
традиции хореографического образования в России (на примере Московской государственной академии хореографии) / Е.О. Кабурнеева //Вестник Московского университета МВД России.-2010.-№7.- С. 14-16.
32. Карелин. М.: Эксмо, 2006. - 416 с.
33. Киселёва, Т.Г.Новые образовательные технологии
в вузах культуры и искусств сегодня и завтра//Библиотековедение.-2004.-№ 5.-С. 14-22.
34. Киселёва, Т Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т.Г.Киселева, Ю.Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
35. Ключенко, Т.И. Математизация библиотечного образования. - Казань: Медицина, 2001.- 196 с.
36. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для
педагогов-исследователей / В.В.Краевский. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001 .-244 с.
37. Кудрина, Е. Л. Диверсификация в вузах культуры и искусств в условиях модернизации высшего профессионального образования Текст. / E.JI. Кудрина, Е.В. Утин // Вестник МГУКИ. 2004. - №2. - С.115-126.
38. Леонова, O.A. Понятие «образовательное пространство» и его региональная интерпретация // Педагогика. 2008. - № 6. - С. 15-19
39. Леонтьев, Д. А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека /Д.А Леонтьев //Философские науки. 2009. - № 10.- С. 27-31
40. Лукиных, Ю. В. Становление социокультурных
ориентаций будущего менеджера: монография / Ю. В. Лукиных, В. В. Игнатова. -Красноярск: СибГТУ, 2007,- 134 с.
41. Лысикова, Н.П. Культурно-образовательное пространство современного человека: кол. монография / Н.П. Лысикова, Н.Р. Вакулич, С.А. Алимаева и др. Саратов: Саратовский источник, 2010.-166 с.
42. Масленникова, В.Ш. Программа «Развитие духовно¬нравственного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Татарстан на 2008 2011 годы» / В.Ш. Масленникова, А.Н. Хузиахметов, Р.Г Габдрахманова и др. -Казань, 2008. - 84 с.
43. Меньчиков, Т.П. «Антропный принцип»: соотношение с «антропоцентризмом» и «антропологическим подходом» /Г.П. Меньчиков// Новые методы в решении фундаментальных проблем социальной философии: синергийная антропология. Казань, 2009. - С. 100-103.
44. Михайлова, Т В. Ценностные ориентации личности / Т В.
Михайлова // Педагогический процесс и особенности его организации в условиях регионально-национального образования: сб. науч. ст.-М.;
Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2008. С. 161- 175.
45. Новикова, Т.М. Искусство философии и философия искусства: философия, ее смысл и предназначение: учеб. пособие / Т.М. Новикова. М.: Вузовская книга, 2006. - 128 с.
46. Орлов, А.И. Менеджмент. Организационно-экономическое моделирование. Ростов н/Д: Феникс, 2009 - 480с.
47. Останина, С. А. Формирование творческого стиля
деятельности школьников в процессе художественно-эстетического
образования / С. А. Останина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.- 2009.- Т 15.- № 2. С. 438-442.
48. Попов, B.C. Педагогическая сущность социального партнерства // Науки о культуре: инновации и приоритетные разработки: сб. науч. тр. М.: МГУКИ, 2010.- С. 44-47.
49. Савченко, И.А. Интеграция и коммуникация как векторы социокультурной динамики: монография / И.А. Савченко. М.: ИНФРА- М,2011.-201 с. -( Научная мысль).
50. Салахутдинов, Р.Т. Социально-культурное творчество /
Р.Т.Салахутдинов. Казань:Изд-во Казанск. ун-та, 1997. -87 с.
Сафиуллина, 3. А. Информация: ценность и оценка: науч.-практ.
пособие / З.А. Сафиуллина. -М.: Либерея-Бибинформ, 2006. 222 с.
52. Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие / B.C. Селиванов М.: Академия, 2004. - 336 с.
53. Смирнова Е. Художественные аналогии при изучении поэзии
A. А.Блока. 11 класс: «Те же глаза, хоть различен наряд!. / Е.Смирнова // Литература в школе. 2006. - № 6. - С.32.
54. Современные технологии социально- культурной деятельности: учеб. пособие / под ред. Е.И. Григорьевой Тамбов, 2002 - 504с.
55. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность /
B. А. Сластенин, Л.С. Подымова. М.: Магистр, 1997. - 224 с.
56. Социально-культурная деятельность: теория, технологии,
практика: колл. монография. Ч.Т / ред.-сост. JI.E. Осипова; науч. ред. В.Я. Рушанин; Челяб. гос. академия культуры и искусства. Челябинск, 2006.- 280с.
57. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю. А. Стрельцов. М.: МГУКИ, 2003 - 151с.
58. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: учебное пособ.-2-е изд. испр. и доп. / В.Я. Суртаев.- СПб., 2005.-272 с.
59. Тарасов, Н.И. Классический танец / Н.И. Тарасов.З-е изд. СПб.: Лань, 2005. - 496 с.
60. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. — М.: Академический Проект, 2000.¬496 с.
61. Флоренский, П.А. Священник. Сочинения в 4-х томах. Т.1./П.А. Флоренский. М.: Мысль, 1994. С. 38.
62. Чабанный В.Ф. Музыкально-педагогическое руководство
хоровым любительством. Учеб.пособие / В.Ф. Чабанный; СПбГУКИ. СПб., 1999. -132 с.
63. Череднякова А.Б. Имидж педагога-хореографа и проблемы его формирования: монография / А.Б.Череднякова. М.: Владос, 2008. - 166 с.
64. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга: монография /Д. В. Шамсутдинова. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2001,- 245 с.
65. Щугарева, И.Н. Развитие нравственных ценностей младшего школьника средствами танцевальной культуры /И.Н.Щугарева //Известия Южного федерального университета, пед.науки. Ростов н/Д, 2008. - № 4. - С.55- 62.
66. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения /Н.Е. Эрганова.- М.: Академия, 2007- 160 с.
67. Юрьева, М.Н. Интегральное формирование понятия «личностно-профессиональное становление студента-хореографа»: характеристика
сущности / М.Н. Юрьева // Гаудеамус.- 2010.- Вып. 1 ( 15). С. 18-26.
68. Ярошенко, H.H. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия / H.H. Ярошенко // Вестник МГУКИ.-2001. Вып. 23.- С. 39-43.
69. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001. 365с.