Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая работа по развитию связной речи старших дошкольников в центре развития ребёнка

Работа №154975

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
Связная речь: содержание и сущность понятия 6
Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ 22
Содержание констатирующего эксперимента 22
Содержание психолого-педагогической работы по развитию связной речи
детей старшего дошкольного возраста в детском центре 32
Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы
(контрольный эксперимент) 41
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А 57
Приложение Б 60
Приложение Г 79

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется во всех видах деятельности: в организованной образовательной деятельности по речевому развитию, в интеграции со всеми образовательными областями, в игровой самостоятельной и совместной деятельности, а также в повседневной жизни.
В дошкольном детстве устная речь ребёнка выступает средством общения со сверстниками и взрослыми. Она непосредственно связана с практической деятельностью, которую он осуществляет, либо с наглядной ситуацией, в которой происходит общение, поэтому для эффективного взаимодействия с окружающими необходимо уметь строить диалог, владеть монологической речью, уметь связно формулировать свой замысел.
Вопросы развития речи дошкольника остаются актуальными, и её проблемами занимались В.С. Мухина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин. В своих трудах они сделали акцент на том, что связная речь является необходимым компонентом для овладения коммуникацией и дальнейшего успешного школьного обучения.
По мнению Д. Б. Эльконина, с развитием самостоятельной практической деятельности у ребенка появляется потребность в формулировании собственного замысла, в уточнении затруднений, в рассуждении по поводу способов выполнения действий. Благодаря умению последовательно, логично и полно выражать свой замысел обеспечивается понимание речи собеседником.
Среди современных исследований в области развития связной речи можно выделить таких авторов, как А.М. Леушина, О.Ушакова, Е. Струнина, Г.С. Родионова, И. А. Галкина, О.Б. Иншакова.
В группу старших дошкольников центра развития ребёнка входят дети, которые не посещают дошкольные образовательные организации. На наш взгляд, они нуждаются в особом внимании и специальной психолого -педагогической работе по развитию связной речи с использованием разнообразных игровых методов, поскольку трудности с речью обусловлены различными особенностями здоровья. В связи с этим была выявлена необходимость внедрения наиболее эффективных способов развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, как средства коммуникации и общения, что определило актуальность и тему исследования.
Цель: разработать и реализовать условия психолого-педагогической работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс психолого-педагогической работы связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: условия психолого-педагогической работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Провести диагностику уровня сформированности связной речи старших дошкольников.
Разработать и апробировать программу психолого-педагогической работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Проанализировать и интерпретировать данные исследования.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования, рассмотрены взгляды различных отечественных исследователей в области психолого-педагогического развития связной речи, таких как В.С. Мухина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин. Также были рассмотрены современные исследования А.М. Леушиной, О.Ушаковой, Е. Струниной, Г.С. Родионовой, И. А. Галкиной, О.Б. Иншаковой.
Нам удалось подчеркнуть важность изучения связной речи детей старшего дошкольного возраста, необходимость её развития на этапе старшего дошкольного возраста и определить, что связная речь - это смысловое развёрнутое высказывание, ряд сочетающихся между собой предложений, которые обеспечивают коммуникацию, общение и взаимопонимание.
Также мы определили компоненты сформированности связной речи, такие как умение составлять предложения по картинке, умение составлять рассказ по картинке, умение составлять рассказ по серии картинок, умение составлять рассказ по опорным словам и предложениям на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов, умение составлять пересказ текста.
На базе центра развития ребенка в г. Красноярск нами было проведено исследование по выявлению уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста. В экспериментальную и контрольную группы вошли 10 человек в возрасте от 5 до 6 лет. В процессе констатирующего исследования нам удалось выявить такие дефициты как трудности в составлении рассказа по картинке, серии картинок, по опорным словам и предложениям на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов, трудности в составлении пересказа текста, а также сложности в составлении предложений по картинкам.
По результатам констатирующего эксперимента нами была разработана и реализована программа психолого-педагогической работы по развитию связной
речи детей старшего дошкольного возраста в центре развития ребенка. В данную программу вошли 8 занятий, каждое из которых включает в себя различные игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные),
логопедическую ритмику, релаксационные методы воздействия для поддержания познавательного интереса и эмоциональной разгрузки старших дошкольников.
Также нами были проанализированы и интерпретированы данные контрольного эксперимента по выявлению уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста в центре развития ребенка, по результатам которого была отмечена положительная динамика.
Из двух детей, составляющих экспериментальную группу, которые имеют общие нарушения речи, у одного ребенка было выявлено повышение уровня связной речи от низкого к высокому по трём компонентам, что свидетельствует о положительной динамике и переходу от низкого уровня сформированности связной речи к среднему. У ребёнка, который характеризовался средним уровнем сформированности связной речи, было выявлено улучшение по двум компонентам от среднего в высокому, благодаря чему уровень
сформированности связной речи поднялся до высокого.
По итогам исследования у шести детей замечено повышение уровня по разным компонентам. Из качественных изменений можно выделить следующее: включение в игровую деятельность с использованием дидактических, подвижных, театрализованных и сюжетно-ролевых игр, а также логоритмических упражнений обеспечило активное говорение во время процесса занятий говорящих детей и побуждение к говорению у детей с общими нарушениями речи, активное взаимодействие участников в совместной деятельности, что благотворно повлияло на развитие связной речи.
Также нами были разработаны рекомендации для педагогов и родителей, включающие в себя упражнения для развития речи как в домашних условиях, так и в условиях дошкольной образовательной организации, которые подкреплены дополнительной литературой и ссылками на электронные источники.
Исходя из вышеперечисленного, гипотеза подтвердилась.



Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) / «Московский государственный образовательный комплекс»; Москва, 2017.
Александрова О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. М. : Эксмо, 2013. 48 c.
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
Алябьева Е. А., От слова к диалогу. - М.: СФЕРА, 2013. - 128с.
Арушанова А. Г., Юртайкина Т. М. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников; под ред. А. М. Шахнаровича. М., 1993.
Баранова Н. М., Змушко А. А. Вестник Российского университета
дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и
специальность. 2008. № 3. С. 92-97.
Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Дмитриева В. Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В. Г. Дмитриева. М.: АСТ, 2012. 256 с.
Зайцева О. Ю. Психологические основы игровой деятельности дошкольника: учеб. пособие / О.Ю.Зайцева. - 2-е изд. - Иркутск: ГОУ ВПО "ВСГАО", 2010. 248 с.
Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. Москва: МПСИ; Воронеж, 2001.
Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С. И. Карпова. - СПб. : Речь, 2012. 144 с.
Кнушевицкая Н. А., Стихи, загадки, игры по лексическим темам. - М.: Детство - Пресс, 2014. - 176с.
Конина М. М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М. : 2000. С. 485 - 497.
Кошелева Н. В. Развитие памяти и связной речи у школьников и
взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова,
словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н. В. Кошелева, Е. Е. Каценбоген. М. : Владос, 2015. 95 с.
Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2007.
... всего 50 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ