Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

Работа №154971

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей с моторной алалией
1.1. Развитие связной речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития связной речи у детей с моторной
алалией 15
1.3. Особенности развития психических процессов у детей с моторной
алалией 22
1.4. Обзор методик логопедической работы по диагностике и коррекции
нарушений связной речи 25
Глава 2. Экспериментальное изучение сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией
2.1. Организация и методики исследования связной речи и внимания у
детей старшего дошкольного возраста с моторной
алалией 33
2.2. Анализ результатов изучения особенностей связной речи, внимания и
их взаимосвязи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 39
2.3. Методические рекомендации по развитию связной речи детей
старшего дошкольного возраста с моторной алалией с учетом особенностей внимания 60
Заключение 66
Библиографический список 70
Приложения 73

Актуальность.
Одной из ведущих проблем логопедии является изучение особенностей речевых и неречевых дефектов у детей с моторной алалией, их диагностика и построение системы коррекционной помощи.
Большинство исследователей, изучающих речевые расстройства детей с моторной алалией(Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова, Т.В. Туманова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, В.К. Воробьева, В.П. Глухов), отмечают несформированность связной речи, которая обусловлена недоразвитием основных компонентов речевой
системы(фонетико-фонематической, лексико-грамматической, смысловой сторон).
Также, в специальной литературе, наряду с описанием речевых нарушений отмечены неречевые, которые характеризуются отклонением психического развития у детей данной категории, в частности, нарушением внимания(Р.Е Левина, С. Н. Шаховская, Е. Ф. Соботович, А.Н. Корнев, А.В. Ястребова, О.Н. Усанова).
Несформированность внимания отрицательно влияет на протекание всех познавательных процессов, в частности, снижает эффективность овладения речевыми навыками, что проявляется в особенностях построения рассказов детьми данной категории. Несформированность связной речи и внимания затрудняет процесс овладения грамотой и освоения школьной программы, что в конечном итоге оказывает влияние на социализацию детей.
Следует отметить, что в ходе изучения методологической литературы, отмечено наличие методик, направленных на развитие связной речи(В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко, Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. и др.), также, существуют методики развития внимания(Ю. Ф. Гаркуша.), однако методик по развитию связной речи, учитывающаее особенности внимания не обнаружено.
Таким образом, нарушения связной речи чаще всего рассматривается как общая глобальная проблема при изучении разных видов речевого недоразвития. Однако основное внимание исследователи сосредоточили на выявлении особенностей лексических, грамматических и фонетических средств языка, а вопросы, связанные с выявлением особенностей связной речи и причин, обусловливающих эти особенности, остаются нерешенными, что затрудняет построение научно обоснованной методики формирования связной речи.
Этим обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития навыков связной речи и внимания у детей с моторной алалией.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: «Существует ли взаимосвязь сформированности связной речи и внимания у детей старшего школьного возраста с моторной алалией?»
Объект исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией
Предмет исследования: взаимосвязь сформированности связной речи и внимания старшего дошкольного возраста с моторной алалией
Гипотезой исследования является предположение о наличии взаимосвязи между сформированностью связной речи и внимания у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией
Цель исследования: изучить взаимосвязь сформированности связной речи и внимания у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией, составить методические рекомендации по развитию связной речи, с учетом выявленной взаимосвязи
Задачи исследования:
• Провести анализ литературы по проблеме исследования.
• Изучить особенности и уровни сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией
• Изучить особенности и уровни сформированное™ таких характеристик внимания как: объем, переключаемость и распределение, продуктивность и устойчивость у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией
• Проанализировать взаимосвязь между сформированностью связной речи и различных характеристик внимания у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией
• Составить методические рекомендации, учитывающие выявленную взаимосвязь между уровнем развития связной речи и внимания у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии:
• о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе(А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);
• об основных закономерностях развития нормального и аномального ребёнка(Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Е.А. Стребелева);
• о системно-комплексном подходе к обучению детей с различными формами дизонтогенеза(П.К. Анохин, А.Г. Асманов, Л.С.Выгодский, А.Р. Лурия, и др.);
• о связи речи с другими сторонами психического развития ребенка(Р.Е. Левина)
• о деятельностном подходе(А.Н. Леонтьев.)
В соответствие с целями и задачами использовались следующие методы исследования:
• Библиографический(изучение литературы по проблеме, теоретический анализ и синтез научной литературы; анализ медицинской и педагогической документации; систематизация, классификация, сравнение, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование опытно -поисковой работы);
• Диагностические методы (констатирующий эксперимент, наблюдения и беседа, количественно -качественный анализ).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты уточняют и дополняют имеющиеся теоретические сведения о симптоматике и механизмах нарушения связной речи у старших дошкольников с ОНР (В.П. Глухов, В. К. Воробьева, Т.А. Ткаченко).
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что предложенные методические рекомендации могут использоваться в практической работе логопедами и воспитателями для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
Исследование было организовано на базе МБДОУ «Детский сад № 273» г. Красноярска. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 10 детей. При комплектовании экспериментальной группы учитывались:
1) Возраст(5-6 лет)
2) Характер дефекта(моторная алалия, ОНР)
Этапы исследования:
1 этап(январь 2017 г.) - поисково-теоретический, включает изучение научной литературы по проблеме исследования, формулирование проблемы и гипотезы, определение целей и задач исследования, разработки плана.
2 этап(февраль 2017г.) - экспериментальный, предусматривает организацию опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей и уровней сформированности связной речи и внимания у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией, и их взаимосвязи.
3 этап(май 2017г.) - обобщающий, включал анализ и обработку данных, обобщение полученных результатов, формулирование выводов.
Структура и объем работы включал в себя: введение, две главы, методические рекомендации, заключение, список используемой литературы, 17 приложений, проиллюстрирована 6 гистограммами, 4 таблицами и схемой.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа психолого-педагогической, лингвистической, логопедической литературы по проблеме исследования мы сделали вывод о том, что связная речь - сложный компонент речевой деятельности, который характеризуется самостоятельно оформленным высказывание, обладающее единством смыслового и лексико-грамматического оформления.
Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Иными словами, формирование связной речи проходит ряд этапов, каждый из которых имеет отличительные особенности, определенную последовательность появления, и факторы, оказывающие влияние на ее становление.
Развитие связной речи у детей с моторной алалией имеет свои специфические особенности, которое проявляется в невозможности оперирования языковыми средствами общения(фонетико-фонематической, синтаксической, морфологической), так и в явно выраженных недостатках восприятия, декодирования речи.
Словарь характеризуется бедностью лексико-семантических средств, диффузностью значения при употреблении глаголов, трудностью в актуализации словаря, неумением пользоваться синонимами, антонимами.
Процесс формирования морфологических элементов языка у детей с моторной алалией имеет специфические особенности: трудности в грамматическом преобразовании слов, при этом отмечается выпадение и добавление морфологических и синтаксических элементов, наблюдается неустойчивость грамматических форм.
Усвоение грамматической системой языка сопровождается трудностями в использовании грамматических форм, ошибками в построении предложений. Отмечается неустойчивость звукового образа глагола, трудность его формирования и актуализации, что, в свою очередь, задерживает формирования связной речи.
Таким образом, анализ исследований, посвященных изучению развития связной речи у детей с моторной алалией, позволяет говорить, о том, что недостатки данного вида речи характеризуются большинством авторов как постоянное, стойкое, закономерное нарушение в структуре дефекта. Также, в структуре дефекта при моторной алалии отмечаются нарушения развития речевой деятельности и психического развития.
При проведении констатирующего эксперимента использовались методы обследования связной речи, предложенные Т. А. Фотековой[10]. Для обследования внимания используются методики, предложенные Р.С Немовым[10].
Констатирующий эксперимент включал в себя II блока заданий:
• I блок - Обследование связной речи, который включал в себя 2 серии заданий(рассказ по серии сюжетных картинок, пересказ прослушанного текста)
• II блок - Обследование внимания, который содержал 3 серии заданий(оценивание объема внимания, оценивание переключаемости и распределения внимания, а также, продуктивности и устойчивости внимания)
Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована группа детей из десяти испытуемых старшего дошкольного возраста(5-6 лет) с моторная алалией(ОНР).
Экспериментальное изучение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией показало, что детей с высоким уровнем развития связной речи - не было выявлено, средний уровень развития связной речи продемонстрировали 40%(4 чел.) детей, низкий уровень - составило 60%(6 чел) обследованных детей. Качественный анализ эксперимента показал, что у детей с моторной алалией выявлено значительное отставание по всем критериям выполнения задания: смысловой целостности, лексико-грамматического оформления, самостоятельности выполнения задания. Наиболее сформирован такой критерий, как самостоятельность выполнения задания.
Выявление уровня развития таких характеристик внимания как: объем, переключаемость и распределение, продуктивность и устойчивость показало, что у данной категории детей выявлен низкий уровень развития объема внимания у 40% испытуемых(четырех детей), средний уровень развития у 50%(у пяти детей), и лишь у одного ребенка(10%) выявлен высокий уровень развития объема внимания. Уровень развития переключаемости и распределения внимания, а также продуктивности и устойчивости внимания у 100% испытуемых(10 детей) находится на низком уровне.
Качественный анализ данных характеристик показал следующее: снижение объема внимания в большей степени проявляется в результате утомления, уровень развития переключаемости и распределения внимания - низкий, а ошибки при выполнении задания - различны, продуктивность и устойчивости внимания у 100% детей(10 детей) находится на низком уровне, а выполнение задания характеризуется медленным темпом.
На основе сопоставлений результатов каждой серии заданий II блока констатирующего эксперимента нами сделан вывод о том, что у испытуемых экспериментальной группы наиболее сформирован объем внимания, и, наиболее грубые показатели выявлены в таких свойствах внимания как переключаемость и распределение внимания, а также сформированность продуктивности и устойчивости внимания. Однако существенных различий не выявлено.
При сопоставлении результатов выполнения заданий I и II блока констатирующего эксперимента выявлено следующее: проявления речевых нарушений носит системный характер, т.е сказывается как в смысловой целостности и лексико -грамматическом оформлении, так и в самостоятельности выполнения.
Итак, нарушения связности повествования, которые, по нашему мнению, связаны с нарушением внимания(объема, распределения и концентрации, продуктивности и устойчивости,) и проявлялись в нарушении смысловой целостности, лексико -грамматического оформления, самостоятельности высказывания.
Нарушения смысловой целостности связного высказывания, в свою очередь, чаще всего, наблюдались в пропуске значимых смысловых звеньев речевого высказывания. Несформированность лексико-грамматического строя проявлялись в нарушение нормативного порядка слов в предложении, в неадекватных словесных заменах, в лексических повторах. Кроме того, отмечались нарушения самостоятельности оформления высказывания.
В соответствии с этим, данные особенности неречевых процессов должны быть учтены при составлении методических рекомендаций.
На основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами определены основные принципы логопедической работы и подобраны игры по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией, с учетом особенностей внимания.
Нами подобраны игры по формированию различных характеристик связной речи с учетом особенностей внимания.
Таким образом, цели и задачи, поставленные нами, реализованы, гипотеза доказана.


1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. заведений. - 3-е изд., стериотип.- М.: издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного ; возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников. — М., 1972. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь, - 5-е изд., [Текст]/ Л.С. Выготский - М.: Изд-во "Лабиринт", 1999. - 352с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007. -472С. Гвоздев А.Н.От первых слов до первого класса. ... Отв. ред. С.Н.Цейтлин. СПб.: Нестор-История, 2007.
6. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст]/ В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. - 2005.- С. 13-24.
7. Дошкольная логопсихология: Учеб. пособие/ О.А. Денисова, Т.В. Захарова, В.Н. Поникарова, И.А. Бучилова, О.Л. Леханова, Л.Я. Котляр, Р.А. Самофал дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В.
8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1985
9. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]/ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. //Книга для логопеда . - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. - 320 с.
10. Корнев А. Н.Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с: ил. ISBN 5-9268­0412-4
11. Леонтьев А.А. Исследования детской речи II Основы теории речевой деятельности. М., 1974. С.5-12.
12. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской.»:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва; 2011
13. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
Лопатиной. - СПб., 2014. - 386 с.)
14. Методика развития речи детей дошкольного возраста /Под ред. Л.П.Федоренко. - М., 1984. - 84с.
15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.
— 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3:
Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с....29


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ