Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения социально-культурного опыта школьников 8
1.1. Понятие социально-культурного опыта в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Общая характеристика нормативно-правовых документов для формирования социально-культурного опыта в изучении краеведения ... 13
Глава II. Исторические аспекты изучения темы «Повседневность сельского учителя» 23
2.1. Обзор источников и историографии по теме «Повседневность сельского учителя» 23
2.2. «Образ» сельского учителя и его общественная деятельность по материалам источников и научной литературы 30
Глава III Опытно-экспериментальная работа по формированию социально-культурного опыта школьников в процессе краеведческих исследований по материалам повседневной жизни сельского учителя .. 43
3.1. Формирование социально-культурного опыта на уроках элективного курса по краеведению 43
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 52
Заключение
Библиографический список 60
Глоссарий педагогических понятий и терминов 65
Приложения
Актуальность исследования. Позитивный характер демократических преобразований российского общества существенно влияет на содержание и формы социального взросления и гражданского становления молодежи как главного фактора перемен, обуславливает необходимость поиска инновационных подходов к организации процесса образовательного развития личности взрослеющего человека в аспекте её наиболее полной реализации в глобально изменяющемся мире.
С этой точки зрения образовательная миссия современной российской школы понимается не только в педагогическом ракурсе обеспечения благоприятных условий субъективного воспроизводства содержательной целостности социокультурного наследия, но и рассматривается в статусе значимого ресурса гуманитарной трансформации системы межличностных отношений, человеческих качеств и обновляющих возможностей социума.
Основные государственные документы - Закон « Об образовании в Российской Федерации», государственные образовательные стандарты ориентируют систему отечественного образования на формирование социального опыта личности, развитие индивидуальных качеств воспитанников, обеспечивающих готовность к принятию и построению социальных отношений нового типа. Осознанному выбору демократических стратегий взаимодействия и сотрудничества в поликультурном пространстве социального бытия.
В настоящее время в исторической науке отмечается небывалый интерес к проблемам, получившим название «история повседневности». Эта тематика успешно конкурирует с традиционными направлениями исторических исследований, и численность работ, в той или иной степени затрагивающих проблематику повседневности, постоянно растет, включая в себя различные исторические периоды и новые аспекты. В дипломной работе представлена исследовательская краеведческая работа «История повседневности сельского учителя», которая поможет проанализировать формирование социокультурного опыта школьников.
Степень изученности проблемы. В качестве общеметодологической базы, лежащей в основе процесса социализации, опиралась на труды ведущих отечественных ученых Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского , И.С. Кона, А.Н. Леонтьева и системно-генетическую теорию становления и развития личности Н.М. Таланчука; общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым , И.А. Зимней, И.С. Якиманской; труды А.Я. Азарова, П.П. Баранова, Т.В. Болотиной, М.В. Кусковой, С.А. Морозовой, А.Ф. Никитина, Е.А. Певцовой, А.С. Прутченкова, которые посвящены вопросам объективной необходимости и педагогической целесообразности включения обучения правам человека в современное общее образование как одной из ведущих составляющих, обеспечивающих социализацию школьников.
Методист Е.Н. Мартынова считает, что на формирование социокультурного опыта школьников влияют внешние (объективные факторы: Социально- политические и общественно - педагогические, а также личностные факторы: воспитание в семье, учительская деятельность,опосредованные и непосредственные контакты с педагогами.
М. Н. Филатова в своем исследовании обосновывает следующие компоненты социокультурного развития личности: - мотивационно¬ценностный компонент: включает в себя систему установок, интересов, желаний, ценностей учащихся, то есть мотивов, определяющих позитивное отношение к себе как личности, к обществу, людям, к познанию как главной жизненной ценности. Этот компонент выполняет функцию внутреннего стимула и ориентира в поведении учащихся, в развитии их познавательной активности; следующий - когнитивный компонент: является основной характеристикой познавательной сферы школьника в структуре социокультурной компетентности. В его основе лежит мировоззрение, знания об особенностях национальной и общей культуры; о нравственных ценностях; о нормах поведения в обществе; умение самостоятельно находить, анализировать и отбирать необходимую информацию; социально-коммуникативный компонент: включает в себя потребность в проявлении самостоятельности, ответственности, инициативы, активной жизненной позиции; умение отстаивать собственную нравственную позицию; способность к адаптации в обществе, потребность в реализации субъект¬субъектного взаимодействия; умение работать в команде, выполнять различные роли в коллективе при решении учебных и социальных задач.
Процесс формирования социального опыта учащихся обладает значительными педагогическими резервами, продуктивная реализация которых обусловлена необходимостью образовательного преодоления имеющихся противоречий между:
- потребностью современного российского социума в инициативной, нравственно-ответственной личности и необходимостью повышения социолизирующего эффекта образовательной подготовки молодежи;
- социализирующим потенциалом личного участия старшего школьника в культурно-образовательной жизни школы, села и необходимостью расширения сферы самостоятельной активности.
Выделенные противоречия позволили сформулировать тему дипломной работы, а также обусловили теоретико-практические границы и целевые ориентиры проблемы исследования: при каких педагогических условиях формирование социокультурного опыта старших школьников будет осуществляться с наибольшей образовательной эффективностью?
Объект исследования: социально-культурный опыт школьников.
Предмет исследования: условия формирования социокультурного опыта школьников посредством краеведческих исследований в рамках элективного курса.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать педагогические условия формирования социокультурного опыта школьников на элективном курсе по краеведению по теме «Повседневность сельского учителя».
Гипотеза исследования - процесс формирования социокультурного опыта школьников возможен на уроках элективного курса по краеведению, обеспечивающих:
- актуализацию социализирующего потенциала содержания учебной деятельности;
- обогащение форм и поисковых методов инициативного включения школьников в социально-преобразующую деятельность.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) на основе анализа основных проблем социализации школьников,
раскрываемых в психолого-педагогической литературе и нормативно¬правовых документах, выявить сущность и содержание понятий социально¬культурный опыт и социально-культурные требования;
2) выявить исторические аспекты исследовательской модели для организации краеведческой работы элективного курса на примере изучения темы «Повседневность сельского учителя»;
3) провести экспериментальную работу по формированию социально-культурного опыта школьников на уроках элективного курса по краеведению на примере повседневности сельского учителя.
4) проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
В исследовании использовались следующие методы:
- теоретические (анализ различных источников по исследуемой проблеме);
- эмпирические (эксперимент, опрос, количественная и качественная обработка результатов).
База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального Казенного образовательного учреждения Луговской средней образовательной школы Зонального района, Алтайского края. В эксперименте участвовали 12 школьников - учащиеся 9 класса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный фактический материал, положения и выводы в работе, существенным образом дополняют и конкретизируют ряд разделов отечественной истории. Работа может быть использована в школе для элективных занятий по краеведению.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения.
В ходе исследования выяснилось, что социально-культурный опыт - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. О достаточно хорошем уровне социально-культурного опыта свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично.
В первой главе рассмотрены понятие социально-культурного опыта в психолого-педагогической литературе и общая характеристика нормативно-правовых документов для формирования социально-культурного опыта в изучении краеведения.
Так же выяснилось, что процесс приобретения социально-культурного опыта происходит в течение всей жизни, то критериями социализации учащегося средней школы можно считать социальную адаптивность, т.е. способность человека удовлетворять свои потребности на приемлемом для себя уровне в конкретной ситуации в конкретной социальной среде; социальную автономность как возможность сделать личностью самостоятельный выбор; приверженность гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности); социальную активность, т.е. сознательная ориентация на решение задач, стоящих перед обществом, социальной группой.
К мотивам выбора профессии учителями в 1970-е - 80-е гг. относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям и др.
Социально-психологический облик советских учителей претерпел существенные изменения. Во-первых, это отразилось на внешнем виде учителей, учительницы начинают пользоваться косметикой, делать прически и стрижки, согласно моде. Мужчины менее избирательно относились к своему внешнему виду.
Советский учитель обладал такими высокими нравственными качествами, как коллективизм, гуманизм, честность и правдивость, чуткость и отзывчивость, простота и скромность в общественной и личной жизни.
Внешкольная, общественно-полезная и внеурочная деятельность сельских педагогов 1970-х - 80-х гг. была достаточно разнообразной. Учителя активно участвовали в работе кружков и клубов. Практически все преподаватели, будучи классными руководителями, много времени отдавали индивидуальной работе с учениками и родителями, несли в массы культуру, воспитание и образование. Многие учителя выступали в качестве пропагандистов, организаторов праздников, различных политических мероприятий.
Таким образом, обращение к истории повседневности учительства - не только восполнило пробел в изучении образа жизни работников умственного труда и образовательной сферы, но и позволило внести новые штрихи в историю быта и образования России в 1970-е - 1980-е гг.
Опытно-экпериментальная работа была представлена в программе элективного курса: «Мастерская истории повседневности сельского учителя». Работа школьников элективного курса по краеведению проходила поэтапно.
На подготовительном этапе школьники изучали терминологию» повседневность» по литературным источникам. В процессе деятельности формируется мотивация к обучению, развитие познавательных навыков.
Работа с историческими источниками школьники научились проводить поиск необходимой информации, отбирать необходимый материал, выполнять различные роли в группе, формулировать собственное мнение, планировать свои действия.
Этап аналитического процесса показал, что уровень мотивации у школьников элективного курса повысился. Ребятам стало интереснее работать в группах, они охотно выполняли свои роли, при анкетировании входили в контакт с людьми разных категорий, т.е. происходил процесс социализации школьников.
Результатом опытно-экспериментальной работы у школьников формируется социокультурный опыт. Во-первых, благодаря
исследовательской деятельности формируется учебно-познавательная компетентность, так как развиваются общие и специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность. Во-вторых, формируется информационная компетентность, которая подразумевает умение отобрать, систематизировать и использовать необходимую информацию, так как исследователь имеет дело с массой различного рода источников и литературы. В-третьих, развивается коммуникативная компетентность, которая означает способность и готовность общаться в различных ситуациях деятельности, так как юному исследователю постоянно приходится вести диалог с научным руководителем. В-четвертых, благодаря знакомству с новыми объектами изучаемого мира происходит формирование и развитие социокультурной компетентности.
В процессе анкетирования происходит социализация личности, формируются личностные ориентиры и ценности. В результате успешной исследовательской деятельности, в конце концов, у школьников появляется интерес и мотивация в исследовательской работе, которая будет востребована при обучении на следующей ступени.
Исследование показало, что гипотеза была доказана - процесс накопления социально-культурного опыта школьников возможен на элективных курсах по краеведению. Краеведческое содержание обеспечивает активное освоение школьниками ценности, социальных норм и правил, регулирующих систему отношений в обществе и поведение личности.
Нормативно-правовые документы
1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Омега - Л, 2014 - с.134
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - с.48
3) Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Мин-во обр. и науки РФ, 2012. - с.83
4) Приказ от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Мин-во обр. и науки РФ, 2009. - с.4
5) Забота партии и правительства о благе народа [Текст]: Сборник документов и материалов / Сост. П.Г. Мишунин, В.И. Некрасов, Ф.П. Петров. - М.: 1980. - с.545
6) Программа по истории для общеобразовательных учреждений/
Просвещение 2010г
Источники неопубликованные
7) Архив Луговской школы Зонального района Алтайского края Ф.
2. Оп. 2. Д. 44; Ф.1, О.4, Д.2
8) Архив музея с Луговское, Зонального района Алтайского края
Статистические данные
9) Народное образование, наука и культура в СССР [Текст]: Статистический сборник / Госкомстат СССР. - М.: Статистика, 1987. - 478 с.
10) Народное хозяйство СССР за 70 лет [Текст]: Юбилейный статистический ежегодник / Госкомстат СССР. — М.: Финансы и статистика,1987. — 766 с.
Полевые материалы автора (ПМА)
Информаторы:
11) Абрашкина Мария Павловна. 1955 г.р. с. Луговское. Учитель начальных классов.
12) Беккель Надежда Григорьевна. 1951 г.р. с. Луговское. Учитель русского языка и литературы.
13) Волохова Нина Павловна. 1930 г.р. с. Луговское. Учитель начальных классов.
14) Зайцева Галина Павловна. 1949 г.р. с. Луговское. Учитель математики.
15) Казанцева Татьяна Романовна. 1958 г.р. с. Луговсоке. Учитель физики.
16) Климова Валентина Николаевна. 1949 г.р. с. Луговское. Учитель математики.
17) Макарова Людмила Борисовна. 1949 г.р. с. Луговское. Учитель русского языка и литературы.
18) Манеева Валентина Алексеевна. 1960 г.р. с. Луговское.
19) Марков Валентин Гаврилович. 1937 г.р. с. Луговское. Учитель ОЗО и музыки.
20) Сергеев Владимир Александрович, 1960 г.р. с. Луговское
21) Струкова Нина Александровна. 1951 г.р. с. Луговское. Учитель начальных классов.
22) Шестакова Александра Алексеевна. 1949 г.р. с. Луговское. Учитель математики.
23) Штраух Любовь Николаевна. 1940 г.р. с. Луговское. Учитель начальных классов.
ПериоДическая печать
24) Беккель, Н.Г. Нынче школа Луговская именинница [Текст] / Н.Г. Беккель // За урожай - 1988. - №5. - С.3.
25) Беккель, Н. Г. Юбилейный день рождения [Текст] / Н.Г. Беккель // За урожай. - 2009. - № 4. - С. 3
26) Макарова, Л.Б. Труд приносит удовлетворение [Текст] / Л.Б. Макарова // За урожай. - 1983. - № 9. - С.2.
27) Марков, В.Г. О времени трудном, но прекрасном [Текст] / В.О. Марков // За урожай. - 2004. - № 5. - С. 2
28) Марков, В.Г. По велению сердца, по зову души [Текст] / В.Г. Марков // За урожай. - 1986. - №10. - С.4
29) Марков, В.Г. Такой уж у нее характер [Текст] / В.Г. Марков // Моя земля. - 1987. - № 5. - С. 3.
30) Шаболина, Е. Директором быть было непросто [Текст] / Е. Шаболина // За урожай. - 1982. - С.2.
31) Шаболина, Е. Поклонимся учителю, люди [Текст] / Е. Шаболина // За урожай. - 1992. - С.2
32) Шаболина, Е. Учитель - это призвание [Текст] / Е. Шаболина // За урожай. - 1992. - С.2
Научно-исследовательская литература
33) Айрапетова, С.Н. Трудовая деятельность в структуре образа жизни социально-профессиональной группы: на примере учительства [Текст]: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.02. / С.Н. Айрапетова. - Свердловск, 1983. - 177 с.
34) Аршинова, Ж.В. Деятельностный подход как условие эффективного организованного процесса обучения на уроках истории и обществознания / Аршинова Ж.В. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fgubschool1.3dn.ru%2F12345
%2FArshinova%2Fstatja.pdf&name=statja.pdf&lang=ru&c=588852f49939 Tuesday, 18 Apr 2018 09:31:34.
35) Белова, Н. А. Повседневная жизнь советских учителей : на материалах Костромской области [Текст]: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.07 / Н.А. Белова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. - Москва, 2011. - 28 с.
36) Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Академия, 2010. - 464 с.
37) Борисова, Л. Г. Сельская школа. Проблемы и перспективы [Текст] / Л.Г. Борисова. - М.: Знание, 1978. - 48 с.
38) Борисова, Л.Г. Социальное качество профессиональной группы( на примере учительства 60-90х гг.) [Текст]: Дис. в виде науч. докл...д-ра социол. наук: 22.00.04 / РАН. СО. — Новосибирск, 1993. — 69 с.
39) Борисова, Л. Г. Учительство как социально-профессиональная группа [Текст] : (Конкретное социол. исследование учительства города и села): Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата философских наук. (620) / Краснояр. гос. пед. ин-т. - Красноярск, 1971. - 24 с.
40) Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. — 671 c.
41) Вяземский Е.Е Изучение региональной истории в школе // Историческое образование в современной школе / Глав. ред. Е. Е. Вяземский. — М., 2004. — Вып. 3. - с. 5 - 7.
42) Дайч, З.Г. Школьная политика в СССР: уроки партийно-государственного руководства, перспективы развития [Текст] / З.Г. Дайч. - М.: Прометей, 1991. - 245 с.
43) Козлова, С.А. Я - человек: Программа социального развития ребенка [Текст] / С. А. Козлова. - М.: Школ. Пресса, 2013. - 35 с.
44) Кондаков, М. И. Теоретические основы школоведения [Тенкст] /
М. И. Кондаков. - М.: Педагогика, 1982. - 191 с.
45) Куренкова, О.Е. Формирование социального опыта студентов педвуза в учебной деятельности [Текст]: Дис. на соиск. учен.степ. к.п.н.: Спец. 13.00.01 / О.Е. Куренкова; Вологод. гос. пед. ун-т. - Вологда: 2002. - 172 с.
46) Крутецкий, А. Психология [Текст] / А. Крутецкий. - М.: Наука,1980. - 369 с.
47) Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 38 с.
48) Столяренко, Л. Д. Психология [Текст]: краткий курс лекций / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт,2015. - 173 с.
49) Паначин, Ф. Г. Педагогическое образование в СССР: Важнейшие этапы истории и современное состояние [Текст] / Ф.Г. Паначин. - М.: Наука,1975. - 390 с.
50) Прокофьев, М. А. Народное образование в СССР [Текст] / М.А. Прокофьев. - М.: Просвещение, 1977. - 218 с.
51) Прокофьев, М. А. Советская общеобразовательная школа на современном этапе [Текст] / М.А. Прокофьев. - М.: Просвещение, 1975. -350с.
52) Реброва, И. Советский учитель-интеллигент: миссия просвещения [Текст] / И. Реброва // Профессии социального государства. -М.: Вариант, 2013. - С. 43-50
53) Тангян, С.А. Образование и общественный прогресс в развивающихся странах [Текст] / С.А. Тангян. - М.: Наука, 1975. - 232 с.
54) Шамова, Т.И. Федеральный образовательный стандарт общего образования второго поколения и перспективы развития системы управления образованием [Текст] / Т.И. Шамова // Управление образованием. - 2009. - № 3. - С. 19-24.
55) Щепанская, Т.Б. Антропология профессий [Текст] / Т.Б.
Щепанская // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. - № 1.
- С.139-161.
56) Щепанская, Т.Б. Сравнительная этнография профессий: повседневные практики и культурные коды (Россия, конец XX — начало XXI в.) [Текст] / Т.Б. Щепанская. - СПб.: Наука, 2010. - 338 с.
57) Философский словарь [Текст] / под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд.
- M.: Политиздат, 1986. - 590 с.
58) Ярцев, Д. В. Особенности социализации современного подростка [Текст] / Д.В. Ярцев // Вопросы психологии. - 1998. - №6. - С. 53.
Учебно- методический комплекс:
58. Сергеев, А.Д. О краеведении Алтайского края: теория, история, практика / А. Д. Сергеев; Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения, Барнаульский государственный педагогический университет
59. Щеглова Т.К. Устная история: учебное пособие. Барнаул, АлтГПА, 2011. - 364 с.