ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО 5
ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Особенности развития гибкости у занимающихся 5
восточными единоборствами
1.2 Принципы организации тренировочного процесса 19
восточных единоборств
1.3 Тесты для определения уровня развития гибкости у 21
занимающихся восточными единоборствами
1.4 Методика построения тренировочного процесса для 24
развития гибкости
Заключение по первой главе 33
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 35
2.1 Организация исследований 35
2.2 Методы исследований 35
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ 37
ГИБКОСТИ СПОРТСМЕНОВ УШУ
3.1 Выявление особенностей развития гибкости у 37
спортсменов ушу (на основе анкетирования)
3.2 Анализ методики развития гибкости у спортсменов ушу 43
(на основе наблюдения)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 5
Актуальность. Спортивные результаты в настоящее время во всех видах спорта неуклонно растут. Достижения, которые совсем недавно были необыкновенными, становятся общедоступными для многих спортсменов. В данном контексте многие ученые, и в частности В.К. Бальсевич, выделяют увеличение уровня достижения спортивных результатов в современном спорте, повышение плотности процесса тренировки, а также прирост соперничества в спортивной деятельности [15].
На сегодняшний день для выполнения наиболее высоких спортивных результатов текущий спортсмен обязан отличаться не только волей и идеальными техническими действиями, но и такими физическими качествами, как быстрота, сила, ловкость, гибкость и выносливость. Большое количество работ посвящено изучению факторов, влияющих на уровень развития этих качеств. Обширный поток новых научных данных помогает улучшать методику развития физических способностей спортсмена.
В рамках вышеобозначенных положений, В.М. Гелецкий Е.В. Панова, Т.С. Лисицкая, И.К. Бабанкова, С.В. Калмыков, М.А. Годик, и др. отечественные авторы выделяю, что с проявлением гибкости, связано выполнение любого действия, позволяющее выполнять движения с необходимой амплитудой. Одним из наиболее важных факторов является хорошая гибкость, она помогает добиваться высоких спортивных результатов. Спортсмен, имеющий достаточно хорошую гибкость, рациональнее пользуется силой, быстротой, ловкостью, а также быстрее охватывает более совершенную технику изучаемых движений. И, наоборот, при низко развитой гибкости искривляется выполнение технических действий, повышается расход силы и других физических качеств [5; 15; 18]. Именно поэтому вопрос о развитии гибкости является существенной проблемой.
Между тем Н.В. Зимкина, Н.Я. Алисов, Р.А. Белов, А.В. Коробков и другие ученые выделяют, что вопрос о закономерностях, о природе гибкости, методах и средствах ее развития в настоящее время еще маловато изучен.
Указания по развитию гибкости в основном, во многих видах спорта носят, обще методический характер - отмечают авторы. Только на опытных спортсменах проводились научные исследования [5]. Здесь же В.К. Бальсевич отмечает отсутствие научно обоснованных рекомендаций по развитию гибкости у начинающих спортсменов [1].
Особая внимательность нужна в младшем школьном возрасте, при выполнении упражнений, направленных на повышение эластичности плечевых суставов и позвоночного столба. У детей 7 - 10 лет звенья опорнодвигательного аппарата еще очень мягкие и поэтому легко могут повредиться [14].
Данные положения обозначили актуальность выбранной нами темы исследования «Развитие гибкости у спортсменов, занимающихся восточными единоборствами» и легли в основу ее целевой направленности.
В связи с многоаспектностью обозначенной проблемы, целью дипломной работы является анализ представлений о гибкости как о физическом качестве и о методике ее совершенствования у начинающих спортсменов.
Объектом дипломной работы выступает учебно-тренировочный процесс у занимающихся восточными единоборствами.
Предметом дипломной работы является методика развития гибкости у занимающихся ушу.
В ходе выполнения дипломной работы мы поставили цель проанализировать феномен гибкости и разработать методику ее развития у занимающихся восточными единоборствами. Для реализации поставленной цели работы мы решили ряд задач, первой из которых являлся обзор источников литературы по проблеме развития гибкости у занимающихся восточными единоборствами.
1. При анализе проблемы основных подходов в исследовании гибкости мы определили, что теоретическую основу концепций изучения гибкости составляют два основных направления:
1) анатомоморфологическое, физиологическое, биомеханическое направление (исследования М.Ф. Иваницкого, П.Ф. Лесгафта,
В.И. Дубровского, Н.А. Бернштейна, В.Н. Федоровой о строении суставов и видах соединения костей, об основных закономерностях развития подвижности в суставах, а также о совершаемой работе и т.д.);
2) педагогический аспект (исследования В.М. Зациорского, Ф.Л. Доленко, Б.В. Сермеева, Н.Г. Озолина, М.Л. Журавина, Н.Ж. Булгаковой, Н.К. Меньшикова, связанные с разработкой эффективных средств и методов воспитания гибкости). Также мы выявили, что независимо от направленности и объекта исследований многие авторы отмечают, что хорошая гибкость является одним из наиболее важных факторов, помогающих рациональнее пользоваться силой, быстротой, ловкостью, быстрее овладевать более совершенной техникой изучаемых движений и т.д.
Далее мы определили, что гибкость важна в некоторых спортивных дисциплинах, особенно в восточных единоборствах. Анализ современного развития различных направлений восточных единоборств, в частности ушу- таолу (раздел восточной гимнастики ушу) позволил сформулировать актуальность исследования. Уровень сложности движений, их связок и комбинаций, требований к хореографичности их выполнения в соревновательных комплексах ушу-таолу чрезвычайно высок. В соответствии с правилами соревнований по ушу-таолу 2005-2012 гг. спортсмены должны исполнять в соревновательных комплексах высокоамплитудные элементы структурных групп (акробатические прыжки, равновесия, повороты, наклоны). Непременным условием выполнения этих элементов является наличие значительной подвижности в различных суставах. Именно поэтому возрастающие требования к амплитуде движений в спортивных элементах ушу-таолу диктуют разработку и использование новых подходов в развитии гибкости.
2. В ходе решения следующей задачи мы выявили, что в силу своей специфики, обусловленной наличием большого количества
широкоамплитудных, сложнокоординационных движений, занятия восточными единоборствами предъявляют повышенные требования к такому параметру подготовки спортсмена, как гибкость. Отличительной чертой работы над гибкостью является наличие в арсенале движений специальных упражнений для развития гибкости - жоугун, - отсутствующих в других видах спорта.
Таким образом, методика развития гибкости на первых этапах обучения восточным единоборствам должна включать 60-70% объема работы жоугун в основной части тренировки с соблюдением ряда обязательных условий и использованием вспомогательных средств. В структуре каждого тренировочного занятия, как правило, выделяют три его части: подготовительную, основную и заключительную. Содержание
занятий, направленных на решение задач специальной физической подготовки у занимающихся ушу, составляют специальноподготовительные упражнения, которые выполняются в режимах различных методов.
1. Абаев, Н.В. Лечебная гимнастика ушу / Н.В. Абаев. - Улан-Удэ: Республиканская типография Бурятской ССР, 1990. - 49 с.
2. Абашин, А.И. Методика построения технико-тактических комбинаций в спортивном рукопашном бое: дис. ... магистра физ. культуры / Андрей Игоревич Абашин; РГУФКСиТ. - М., 2009. - 102 с.
3. Абиев, Р.Д. Организация занятий по ушу в начальных классах общеобразовательных школ / Р.Д. Абиев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 3. - С. 61-62.
4. Агишев, Р. Методика развития гибкости / Р. Агишев // Спорт в школе. - 2011. - № 10. - С. 30-32.
5. Алисов, Н.Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование методики ее развития / Алисов Н.Я. - СПб., 2001. - 120 с.
6. Алтанчулуу Повышение эффективности физического воспитания в вузе средствами психофизического тренинга ушу: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Алтанчулуу. - Улан-Удэ, 2007. - 160 с.
7. Алтер, М.Дж. Наука о гибкости / М.Дж. Алтер. - Киев: Олимп. лит., 2001. - 423 с.
8. Андерсен, Дж.С. Гибкость и результативность: концепции и практические рекомендации / Дж. С. Андерсен // Спортивная медицина сегодня. - 2006. - N 6 (9). - С. 6-9.
9. Арзютов, Г.Н. Методология теории поэтапной многолетней подготовки спортсменов в единоборствах / Г.Н. Арзютов, Ю.А. Бородин // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 2. - С. 7-10.
10. Бабанкова, И.К. Лонгитудинальный эффект использования различных методических подходов к организации физкультурных занятий с дошкольниками: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Бабанкова Инна Константиновна; БГАФК. - Минск, 2002. - 20 с.
11. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К.Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
12. Белых, С.И. Методика повышения мастерства кикбоксера посредством развития гибкости / С.И. Белых // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - Харьков, 2006. - № 3. - С. 3-12.
13. Васильев О.С. О месте боевого искусства ушу в системе современного детского спорта / Васильев О.С. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 2. - С. 5-6.
14. Верхошанский, Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8. - С. 21-28.
15. Годик, М.А. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность / М.А. Годик, А.М. Барамидзе, Т.Г. Киселева. - М., 1991. - 96 с....70