ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 6
1.1 Логическое мышление: психолого-педагогические предпосылки
исследования 6
1.2. Содержание работы по развитию логического мышления в процессе
освоения элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в образовательных программах дошкольного образования 10
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий развития
логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения элементарных математических представлений 17
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 22
2.1. Диагностический инструментарий 22
2.2. Реализация педагогических условий развития логического мышления
детей старшего дошкольного возраста 25
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования экспериментальной и
контрольной групп 28
Выводы по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Важнейшее условие успешного обучения в начальной школе - это сформированность у ребёнка основных приемов логического мышления. Это объясняется тем, что большинство программ в начальной школе содержат большую долю таких логических приёмов как сравнение, анализ и синтез. Так же от первоклассника требуется умение быстро перерабатывать информацию и применять приёмы логического мышления, что помогает ему получать более глубокие знания.
К первокласснику сразу предъявляются высокие требования. Ему необходимо показывать высокий уровень развития логического мышления.
В наше время учебники по математике разработаны таким образом, что, начиная с самых первых уроков ребёнку необходимо применять полученные ранее умения классифицировать, сравнивать, обобщать и анализировать результаты своей деятельности. Недостаточное развитие логического мышления будет затруднять получение знаний ребенком, и сказываться на его успеваемости. Недостаток знаний с переходом ребёнка из класса в класс будет только увеличиваться и будет создавать ему много проблем. Поэтому у детей в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать логическое мышление.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения элементарных математических представлений.
Объект исследования - логическое мышление детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения элементарных математических представлений.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста будет эффективней, если соблюдать следующие педагогические условия:
• использования разнообразных развивающих материалов (Блоки Дьеныша, Уникуб, и т.п.)
• поддержание мотивации детей к освоению логических операций,
• реализация деятельностного и личностно-ориентированного подходов к развитию логического мышления, обеспечение вариативности содержания занятий.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• Проанализировать предпосылки развития логического мышления в психолого-педагогической литературе.
• Проанализировать содержание работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста в образовательных программах дошкольного образования.
• Теоретически обосновать педагогические условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения элементарных математических представлений.
• Подобрать диагностический инструментарий опытноэкспериментальной работы по изучению логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
• Реализовать педагогические условия и проанализировать полученные результаты.
В выпускной квалификационной работе использовались такие методы исследования как:
• теоретические (системный теоретико-методологический и сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы; определение методологических основ исследования; анализ нормативно-правовых документов, диссертационных исследований);
• диагностические (наблюдение, беседа) использовали методику З.А. Михайловой «Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины»;
• экспериментальные (констатирующий и формирующий, контрольный этапы педагогического эксперимента).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Проблема изучения логического мышления является достаточно актуальной темой в психолого-педагогической литературе. Имеется множество научных публикаций, которые посвящены данной проблеме, в них содержится теоретическое обоснование необходимости и возможности развития логического мышления ребёнка, обозначены пути решения данной задачи. Однако возрастное распределение по данной проблеме в научной литературе достаточно мало представлено.
Мышление — это процесс познавательной деятельности, и он обладает свойствами обобщенного и опосредованного отражения действительности. Адекватное отражение окружающей действительности осуществляется при условии гармоничного сочетания единства логического и конкретночувственного мышления. Каждый психический акт отражения состоит из двух моментов: понимание и объект, а также отношение к нему.
Результатом логического мышления является осмысление, понимание того, что происходит вокруг, выявления существенных связей, сторон и явлений окружающего мира. Логическое мышление состоит из нескольких компонентов:
• умение выявлять структуру, состав и организацию частей и элементов, а также ориентироваться на наиболее существенные признаки явлений;
• умение выявлять взаимосвязь объекта и предмета, видеть их трансформацию стечением времени;
• умение осуществлять логические операции, при этом осознанно их аргументируя.
В старшем дошкольном возрасте осуществляется систематизация представлений детей, продолжается развитие образного мышления. Дети постепенно овладевают способностью не только решения задач в наглядном плане, но и совершения преобразования объекта, а также выявление, в каком порядке объекты вступают во взаимодействие и т.п. Тем не менее подобные решения являются оправданными лишь в том случае, когда дети будут использовать адекватные мыслительные средства. Среди таких средств можно отметить схематизированные представления, возникающие в ходе наглядного моделирования.
Старший дошкольный возраст представляет собой период, когда ключевой деятельностью выступает игра. В процессе игры проще усваиваются новые знания, навыки, умения, процессе игровой деятельности становится легче привлечь внимание ребёнка, он лучше усваивает новый материал. Игра содействует расширению представлений об окружающей действительности, применения и закрепления знаний, которые были получены на занятия, а также содействует развитию опыта общения детей со сверстниками и взрослыми. Игра способствует тому, что обучение становится более занимательным, лёгким. В процессе игры происходит развитие интересов детей, возбуждение их активности, желание играть, развитие мышления.
Во второй главе работы был проведен анализ сформированности основных логических приемов мышления у 15-ти детей дошкольного возраста. По результатам анализа стало очевидно, что у детей наблюдается слабый уровень развития классификации и сериации. В целях устранения данных проблем были выделены следующие педагогические условия:
• использования разнообразных развивающих материалов (Блоки Дьеныша, Уникуб, и т.п.)
• поддержание мотивации детей к освоению логических операций, реализация деятельностного и личностно-ориентированного подходов к развитию логического мышления;
• обеспечение вариативности содержания занятий.
Для реализации педагогических условий нами был разработан и апробирован комплекс занятий и игр на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Контрольный эксперимент подтвердил эффективность предпринятых мер по развитию логического мышления.
Таким образом, были решены задачи и достигнута цель исследования.
1. Абрамова Г.С. Общая психология. М.: Академический Проект, 2012. 496 с.
2. Андрущенко Т.Ю. Коррекция и развитие игрой // Начальная школа. 2005. №5. С. 27-30.
3. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2012. 448 с.
4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2014. 234 c.
5. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Просвещение, 1983. 123 с.
6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 2000. С. 40-44.
7. Дорофеева А.В. Логика, мышление: Школа семи гномов. 6-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2017. 16 с.
8. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2001. 317 с.
9. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2012. 443с.
10. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 2005. С. 7882.
11. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 14-25.
12. Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 52- 60.
13. Капарулина В.Н. Психологический словарь. / под общей ред. Ю.Л. Неймира. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 333 с
14. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2014. 343 с.
15. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. 221 с....31