ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Изучение внимания и его развития в психолого - педагогической
литературе 7
1.2. Особенности развития внимания младших школьников 30
1.3. Способы развития внимания в младшем школьном возрасте .„.35
Выводы по первой главе 44
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 46
2.1 Выявление актуального уровня развития внимания младших
школьников 46
2.1.1 Диагностические методики по изучению внимания у младших
школьников 47
2.1.2 Анализ данных констатирующего эксперимента 49
2.2 Организация занятий, направленных на развитие внимания
младших школьников 55
2.3 Методические рекомендации 60
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложения 74
Вопрос изучения развития внимания на сегодняшний день стал очень актуален, в особенности это вызвано динамикой современной жизни, в которой, все более важными вопросами становятся создание благоприятных условий жизни и учебы для детей. По различным наблюдениям ученых, в последнее время в образовательном процессе наблюдается резкое снижение интереса детей к учебе, снижение концентрации внимания, их интеллектуальных и творческих способностей. Эти процессы обуславливают необходимость создания практических психолого- педагогических средств по повышению потенциальных способностей детей, учащихся в начальной школе.
Внимание является одним из важнейших аспектов ориентировочноисследовательской деятельности личности ребенка. Внимание занимает важнейшую нишу в регуляции интеллектуальной активности. Внимание концентрирует, сосредотачивает и направляет сознание ребенка в данный момент времени, на каком-то реальном объекте, событии, образе мысли. Вниманию уделяется особое, важнейшее место среди других психических процессов, являясь неотъемлемой частью познания.
Внимательность, сосредоточенность и направленность сознания ученика является главной составляющей для успешного процесса обучения школьника на всех этапах его развития. Зачастую, неуспеваемость ученика, связана не со слабой сообразительностью, а именно с недостаточно развитым у него вниманием.
Для формирования правильного и успешного процесса обучения главным критерием является развитие таких основных составляющих, как умение произвольно переключать внимание с одного объекта на другой, постоянство и устойчивость внимания, а так же удерживание внимания, определяющееся сопротивлением от отвлекающего постороннего объекта. По словам ученых, самым главным отличительным критерием успевающего ученика в процессе обучения является, непосредственно, внимание.
В системе обучения внимание рассматривают, как важнейший процесс самоконтроля над собственным развитием умственных действий и программ, и именно по этому, развитие внимания является одним из главных и нужных ученику навыков в процессе обучения.
Современная школа высказывает собственные требования относительно детского внимания, где ребенок должен выполнять инструкции и при этом отслеживать полученный результат. Дети, только поступившие в школу, после дошкольных учреждений, не владеют навыками концентрации внимания. Основной задачей школы на начальных этапах является именно активная работа над развитием внимания младшего школьника, поскольку это существенно облегчит последующий учебный процесс ребенка и его жизнь в целом. Внимательный школьник легче вливается в процесс обучения, четко и верно выполняет поставленные перед ним задачи, аккуратно и верно выполняет письменные и устные задачи.
На данный момент проблема развития внимания в младшей школе изучена недостаточно, поскольку эта тема является очень обширной и емкой, и по этому, систематизировать и упорядочить знания и исследования по данной теме в научном мире крайне сложно.
Особо исследованными вопросами этой обширной темы является, связь внимания с иными психологическими процессами. Наименее изучен вопрос развития внимания в онтогенезе и вопрос механизмов регуляции процессов внимания. Наиболее яркими в этом вопросе являются научные работы таких ученых как Л.С Выготский, П.Я Гальперин, Г.С Костюк, С. Л Пиаже, Б.В. Эльконин и другие.
При имеющихся научно исследовательских вкладах, по вопросу развития внимания, на сегодняшний день, довольно мало изучен вопрос непосредственно, развития внимания младшего школьника. Цель нашего исследования определил именно этот факт.
Н.Ф. Добрынин писал, что необходимым условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности.
Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования по развитию внимания у младших школьников показали, что проблема является актуальной. Внимание в жизни и деятельности учащихся выполняет много разных функций, оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
В основные задачи по формированию внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Присущие младшим школьникам нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим наиболее актуальным является поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов внимания учащихся младшего школьного возраста.
Проведенная нами исследовательская работа показала, что на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию сущности, структуры и экспериментального изучения внимания у младших школьников, возможно, выявить детерминанты, обусловливающие его развитие в процессе раннего онтогенеза. Полученные данные достоверно доказали, что развитие устойчивости и концентрации произвольного внимания у младших школьников в значительной мере детерминировано спецификой их формирования как субъектов учебной деятельности. Комплекс же методический упражнений по его развитию может способствовать выявлению у детей индивидуальных особенностей развития устойчивости и концентрации произвольного внимания в процессе обучения; они могут быть направлены на обеспечение психолого-педагогических возможностей своевременной, целенаправленной и индивидуализированной помощи детям, а также организации педагогического процесса.
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М.:
Академия, 1999. - 320 с.
2. Айзенберг Б.И. Сравнительная характеристика распределения внимания в мыслительной деятельности у учащихся образовательных и вспомогательных школ. //Дефектология. - 1984. - № 6. - С. 8-13.
3. Баскакова И.Л. О переключении внимания дебилов в умственной и сенсомоторной деятельности. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под ред. Ж.И. Шиф, Т.Н. Головиной. - М.: Педагогика, 1987. - 220 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: МОДЭК, 2001. - 256 с.
5. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М.: Просвещение, 1964. - 235 с.
6. Возможности практической психологии в образовании. Выпуск 1
• М.: Перспектива, 2001. - 88 с.
7. Вопросы психологии внимания. - Саратов: СГПИ, 1989. - 96 с.
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 1960. - 500 с.
9. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.: Изд-во Моск. унта, 1986. 150 с.
10. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: изд-во Моск. Ун-та, 1984. - 101 с.
11. Горбач М.С. Психологические основы воспитания внимания. - М.: Просвещение, 1992. - 233 с.
12. Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Марцинковской
• М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
13. Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. 1973. - №3 - С. 121 - 128.
14. Ефимкина Р.П. Психологи развития. Методические указания. - Новосибирск: Новосибирский ун-т, 2004. - 54 с.
15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М.:
Директмедиа Паблишинг, 2008. - 1287 с.
16. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Просвещение, 1981. - 562 с.
... всего 45 источников