Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы волевой регуляции старших
дошкольников 7
1.1. Волевая регуляция дошкольников как предмет научного анализа 7
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста... 14
1.3. Мульттерапия как коррекционно-развивающий метод в психологии 22
Выводы по главе 1 28
Глава II. Экспериментальное исследование развития волевой регуляции старших дошкольников 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 43
Выводы по главе II 55
Заключение
Библиографический список 61
Приложение 65
Множественные проведенные исследования говорят о том, что формирование и развитие психических особенностей детей дошкольного возраста зависит от условий, в частности от выбранных содержания и методов воспитательно - образовательной работы.
Исследовать особенности формирования и развития волевой сферы у дошкольников необходимо для создания более эффективной воспитывающей и обучающей среды. В педагогической психологии, психологии личности, возрастной и дифференциальной психологии общим проблемам воли и волевой регуляции дошкольников посвящены работы Божович Л.И., Выготского Л.С., Давыдова В.В., Коломинского Я.Л., Иванникова В.А., Ильина Е.П., Рубинштейна С.Л., Смирновой Е.О.
Необходимость изучения влияния образовательных технологий на волевую сферу дошкольника имеет важное значение для определения трудностей в подготовке к школе, связанных с неусидчивостью, отсутствием выдержки и настойчивости, а также для определения действенности систем воспитания и обучения в общем развитии дошкольника. Дошкольный возраст, как известно, является одним из первоначальных и важных этапов формирования и развития психических функций ребенка, в том числе и для формирования и развития волевой регуляции поведения и деятельности. В связи с этим исследование посвящено изучению волевых качеств детей старшего дошкольного возраста как значимого фактора его развития, воспитания и подготовки к школе.
Объект исследования: волевая сфера дошкольников.
Предмет исследования: развитие волевой регуляции старших
дошкольников с помощью мульттерапии.
Гипотеза исследования: специальная работа по развитию волевой регуляции детей старшего дошкольного возраста посредством мульттерапии будет эффективной при соблюдении следующих условий:
• Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей старших дошкольников при выборе содержания и режима занятий;
• Соблюдение регулярности, частоты и продолжительности развивающих занятий;
• Формулирование ясной и достижимой цели занятия, совместное обсуждение и принятие ребенком цели;
• Вербализация самого процесса создания мультфильмов, алгоритма и цели действия;
• Организация эмоционально- насыщенной деятельности по созданию мультфильма совместно со взрослым;
• Создание доверительной обстановки в процессе групповой работы за счет соблюдения принципов эмпатии, принятия, безоценочности;
• Подбор актуальных тем и сюжетов мультфильмов, соответствующих возрасту;
• Поддержание мотивации достижения успеха и позитивного подкрепления собственной успешности за счет организации публичных просмотров и поощрений со стороны родителей и других значимых взрослых.
Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему волевой регуляции старших
дошкольников.
2. Рассмотреть психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить мульттерапию, как коррекционно-развивающий метод в психологии.
4. Провести констатирующее исследование уровня развития волевой регуляции старших дошкольников.
5. Разработать и провести программу развития волевой регуляции детей старшего дошкольного возраста.
...
Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование проблемы, позволило прийти к следующим выводам.
Целью настоящей работы являлось развитие волевой регуляции старших дошкольников посредством мульттерапии. Для достижения указанной цели нами была выдвинута гипотеза: специальная работа по развитию волевой регуляции детей старшего дошкольного возраста посредством мульттерапии будет эффективной при соблюдении следующих условий:
• Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей старших дошкольников при выборе содержания и режима занятий;
• Соблюдение регулярности, частоты и продолжительности развивающих занятий;
• Формулирование ясной и достижимой цели занятия, совместное обсуждение и принятие ребенком цели;
• Вербализация самого процесса создания мультфильмов, алгоритма и цели действия;
• Организация эмоционально- насыщенной деятельности по созданию мультфильма совместно со взрослым;
• Создание доверительной обстановки в процессе групповой работы за счет соблюдения принципов эмпатии, принятия, безоценочности;
• Подбор актуальных тем и сюжетов мультфильмов, соответствующих возрасту;
• Поддержание мотивации достижения успеха и позитивного подкрепления собственной успешности за счет организации публичных просмотров и поощрений со стороны родителей и других значимых взрослых.
Нами был разработан ряд задач, позволяющий подтвердить или опровергнуть гипотезу. Для решения поставленных задач:
1. Был проведен анализ источников по проблеме волевой регуляции старших дошкольников.
Волевая регуляция понимается нами как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
В развитии волевой регуляции дошкольника выделены три взаимосвязанные стороны:
1) Развитие целенаправленности действий.
2) Установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом.
3) Возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.
2. Рассмотрены психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Возрастные границы дошкольного возраста определяются от 3 - 7 лет, старший дошкольный возраст от 5 - 7 лет. Ведущим видом деятельности является сюжетно - ролевая игра, игра с правилами. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов - способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами - восприятием, вниманием, памятью и др.
3. Изучена мульттерапия, как коррекционно-развивающий метод в психологии.
Мульттерапия - новое направление в коррекционно - развивающей работе с детьми. Это мягкий и эффективный метод, при котором коррекция и развитие состояния ребенка происходит гармонично и естественно. Данный метод заключается в том, что ребенок совместно со взрослым создает свой мультфильм. Это трудоемкий процесс, требующий усидчивости, сосредоточения внимания, целеустремленности. При этом, все происходит без насилия, с интересом и большим желанием ребенка. Взрослый лишь направляет юного мультипликатора, поддерживает мотивацию к созданию продукта, помогает при возникающих трудностях, которые могут испугать и заставить отказаться от выполнения работы.
...
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова, - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Аллан Д. Ландшафт детской души; СПб - Минск, 1997. - 256 с.
3. Асенин С.В. Волшебники экрана: Эстетические проблемы современной мультипликации. - М.: Искусство, 1974. - 288 с.
4. Асенин С.В. Мир мультфильма: Идеи и образы мультипликации. - М.: Искусство, 1986. - 288 с.
5. Бабиченко Д.Н. Искусство мультипликации. - М.: Искусство, 1964. - 114 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: 2008. - 398 с.
7. Больгерт Н. Больгерт С. Мультстудия Пластилин. — М.: РОБИНС, 2012. - 66 с.
8. Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту: автореф. дис. канд. психол. наук / Боязитова И.В. - М., 1998. - 21 с.
9. Волкова О.В. Развитие волевой регуляции с точки зрения детской психологии / О.В. Волкова // Школа и личность: научно-методический журнал. - Красноярск: РИО КГПУ, 2006. - 41 - 48 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2003. - 512 с.
11. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков / П. П. Зимин. - Ташкент: Узбекистан, 2003. - 39 с.
12. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — Питер М-СПб, 2006. — 203 с.
13. Ключникова Е.А. Методика диагностики сформированное™
нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста: [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. - 2004. - № 5. - 57-61 с.
14. Коломинский Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов // Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб., 2004. - 270-280 с.
15. Копытин А.И. Психодиагностика в арт-терапии. — Спб.: Речь, 2014. - 288 с.
... всего 42 источников