Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современная женская поэзия (материалы к элективному курсу по русскому языку)

Работа №154872

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Зарождение и развитие взглядов на женское литературное
творчество: позиции критиков 4
1.2 Женская поэзия 6
Глава 2. Черты творческой индивидуальности в женской поэзии.
Анализ стихотворений Вероники Тушновой 18
2.1 Анализ стихотворений Беллы Ахмадулиной 29
2.2 Анализ стихотворений Марины Саввиных 43
7. Методическая часть 53
8. Заключение 63
Список литературы

В 1-й половине XX века в русскую литературу вошли яркие поэты -женщины: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Анна Баркова, Зинаида Гиппиус. Их талант, художественное достоинство поэтического творчества бесспорны. Казалось, это должно было положить конец высокомерным оценкам критиков-мужчин, считающих женскую поэзию явлением второго ряда. Однако оппозиция мужчины - женщины сохраняется до конца XX века не только в быту, но и в литературе. Разделение понятий мужская литература и женская литература как категориальных, а не оценочных произошло лишь в конце прошлого века. Определение женская поэзия в критике стало общеупотребительным. В литературоведении существует ряд серьезных работ, посвященных творчеству Анна Ахматовой и Марины Цветаевой, несколько десятков статей о других.
Целью нашего исследования является анализ творчества поэтесс второй половины XX века для выявления типологических и индивидуальных черт женской поэзии, а также определение методических рекомендаций в изучении данной темы в 11 классе
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать целесообразность выделения такого понятия как женская поэзия.
2) Рассмотреть основные мотивы творчества Б.Ахмадулиной, В. Тушновой, М. Саввиных.
3) Определить характерные черты поэзии, именуемой женской.
4) Разработать методические материалы
На сегодняшний день недостаточное количество работ, исследований, посвященных особенностям женской поэзии. Этим определяется актуальность данного исследования.
Объектом исследования в работе являются стихотворные тексты Беллы Ахмадулиной, Вероники Тушновой, Марины Саввиных.
Предмет анализа - мотивы, образы, типология характера лирической героини. Для проведения исследования были использованы такие методы, как литературоведческий комплексный анализ текста, историко-литературный метод и герменевтический.
С целью объективной оценки качеств женской поэзии, мы руководствовались в отборе художественного материала следующими критериями: Принадлежность к одному историко-литературному периоду.
Представительство по поколениям (Вероника Тушнова - так называемое фронтовое поколение, Белла Ахмадулина - поколение оттепельное, Марина Саввиных-после оттепельное поколение). Здесь важно возрастное отличие, обусловившее формирование творческой индивидуальности под воздействием важнейших исторических событий. Различная степень общественного признания: Белла Ахмадулина - поэт первого ряда современной литературы, удостоенная высоких отечественных премий и высшей степени признания; Вероника Тушнова - камерная поэтесса, получившая народное признание. Марина Саввиных- региональная поэтесса, получившая признание в стране.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования в школьном элективном и вузовском курсах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя анализ теоретических источников образцов женской лирики пришли к выводу, что формирование взгляда на женское творчество шло уже на протяжении XIX-XX веков. Женская поэзия выделялась многими критиками как явление второсортное и часто не имеющее права на существование. Аргументами служили такие заявления, как женщина не создает ничего нового литературе, описывает лишь свои чувства, а это никому неинтересно. Однако были те, кто не соглашался с подобным мнением, считая, что именно эта нацеленность на женские чувства, женский мир и является прекрасной особенностью женской литературы, на которую стоит обратить внимание. Принятая уже в литературе 19 века понятие женская поэзия не исключала упреков в адрес произведений, написанных женщинами, (ярлык бездарности или недалекости). Мир женщины, по мнению многих критиков, ограничивается взрывной эмоциональностью. Поэзия, сотворенная женщинами, воссоздает образ Женщины глазами Женщины. Таким образом, определение женская поэзия — условно, так как не включает в себя всю многогранность творчества. Стоит разграничивать способность к поэзии и бездарность, не называя первое прерогативой только мужчин. Общие типологические черты женской поэзии не могут говорить о ее ограниченности. Более того, они по-разному раскрываются в творчестве поэтесс: за кажущейся простотой некоторых стихотворений может быть скрыт философский подтекст. Общие типологические черты женской поэзии мы исследовали на примере творчества Вероники Тушновой, Беллы Ахмадулиной, Марины Саввиных.
Выбор именно этих поэтесс обусловлен тем, что Тушнова, Саввиных и Ахмадулина получили народное признание, однако в разной степени. Индивидуальные же черты их поэзии позволили взглянуть на женскую поэзию с разных ракурсов: или это поэзия, достойная встать в один ряд с творениями великих поэтов, таких, как Б.Пастернак, А.Ахматова, М.Цветаева, или же это поэзия, необходимая женщинам для понимания своих чувств.У В.Тушновой, Б.Ахмадулиной, В. Саввиных образ лирической героини имеет черты сходства и определенные различия.
Проанализировав стихотворения Вероники Тушновой, пришли к выводу, что большинство ее стихотворений посвящено теме любви. Чаще всего описывается боль и переживания от расставания с любимым человеком. Все творчество Вероники Тушновой автобиографично. Характер лирической героини лишен самолюбия, кокетства, гордыни. Ее возлюбленный часто обожествляется, но есть такие образцы лирической любовной поэзии («Я поняла, ты не хотел мне зла»), в которых мужчина представлен без романтического ореола.
Также следует отметить, что определенная часть творчества посвящена теме природы. Например, такие стихотворения «Осень», «Лето», «Морозный лес», «Осень в Латвии». И лишь небольшое количество стихотворений посвящены теме поэта и поэзии, например, «У каждого есть в жизни хоть одно» и некоторые другие.
Проанализировав литературоведческие источники и стихотворения, пришли к выводу, что Белла Ахатовна Ахмадулина является одной из самых ярких, разносторонних поэтесс второй половины двадцатого века. Она в своем творчестве раскрывает не только тему любви и природы, которая присуща Веронике Тушновой, но рассматривает тему поэта и поэзии, обращается к философским темам. Часто в ее стихотворениях присутствует божественное начало, например, «Стихотворения чудный театр». Белла Ахмадулина говорит о божественной природе творчества. Воплощение темы любви имеет свои неповторимые черты. Для нее характерна стилизация в духе поэзии девятнадцатого века, она использует аллюзии, словоформы, композицию и другие художественные средства, не характерные для культуры 20 века. На этом фоне любовные стихотворения Вероники Тушновой более безыскусны, понятные читателю, которого в 20 веке называли «простым, советским» человеком. В этом проявляется разница художественного мастерства, средств поэтического выражения. Парадоксально, что читательский восторг порой не зависит от используемых автором элементов поэтики.
Марина Саввиных в своем творчестве уделяет большее внимание теме культурной связи времен. Множество ее стихотворений описывают прошедшие эпохи, например, в стихотворении «Мой украденный Ренессанс». Также в поэзии Марины Саввиных присутствует традиционная тема любви, например, «Четыре звезды...». Это стихотворение по строению напоминает «Имя твое..» Марины Цветаевой. У Марины Саввиных творчество такое же разностороннее, как и у Беллы Ахмадулиной, их сближает наличие большого количества культурных аллюзий, а это в свою очередь рассчитано на просвещенного читателя.
Широкий тематический диапазон творчества Тушновой и Ахмадулиной, Саввиных доказывают стихотворения о любви к мужчине, Богу, природе, стихотворения о смысле творчества, дружбе, Родине (и доме), о войне, детстве, быстротечности жизни и т.д. И в том, и в другом случае можно использовать понятие женская поэзия, но не как оценочную категорию. В творчестве Вероники Тушновой и Беллы Ахмадулиной, Марины Саввиных есть общее, позволяющее подвести их лирику под определение "женская" поэзия, но мы понимаем, что рамки этого понятия узки. Рассматривая художественную семантику лирики Вероники Тушновой, мы выявили тематическое созвучие ее стихотворений не только с поэзией Ахмадулиной, но и тютчевские мотивы, например, в теме творчества. Говоря о стихотворениях Беллы Ахмадулиной, нельзя не заметить следование традициям Пушкина (особенно в теме дружбы), Некрасова (в патриотической теме), Пастернака (в философско -религиозной теме). Для Ахмадулиной характерна творческая, рациональная установка на продолжение традиций, что очень сближает ее поэзию с поэзией Анны Ахматовой. Все это ставит под сомнение правомерность отделения женской поэзии от большой литературы по тематическому критерию и художественному содержанию.
Рассмотренный художественный материал имеет важное методическое значение. К работе предлагается примерное содержание занятия элективного курса.



1. Абрамович Н. Женщина и мир мужской KynbTypbi://www.a- z.ru/women/texts/kazakr.html
2. Аннинский Л. Вероника Тушнова: Не отрекаются любя/журнал Литературная учеба: литературно-философский журнал. - Москва: ИД Литературная учеба, 2005г., - №3, - стр. 132-140
3. Антоничева М. Женское и мужское: О поэзии А. Русс и Е. Жумагулова
4. Ахмадулина Б. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. - Ростов н/Д, Феникс, 1998. - 448 с.
5. Ахмадулина Б. Сны о Грузии. - Изд-во Мераки, Тбилиси, 1977.- 213 с.
6. Ахмадулина Б.А. Стихотворения. Эссе. - М.: 2000.- 470 с.
7. Белинский В.Г. Жертва... Сочинение г-жи Монборн
8. Берг М. Переход от женщины к человеку://’№№№.тЬегд.пе1/рег7еп/
9. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
10. Бродский И. "Зачем российские поэты?.." /Звезда, 1997. - № 4. - С. 4.
11. Бунин И.А. Стихотворения. - М.: Мол.гвардия, 1990. - 222 с.
11 .Василенко С. «Новые амазонки» //http://www.a-
z. ru/women_cd1 /html/vasilenko_e. htm
12. Вейнингер О. Пол и характер. - Ростов-на-Дону, 1998. - 273 с.
13. Введение в литературоведение: Учеб. для филол.. спец. ун-тов / Г.Н. Поспелов, П.А. Николаев, И.Ф. Волков и др.; Под ред. Г.Н. Поспелова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1988.
14. Вероника Тушнова. Сборник стихотворений «Второе дыхание» М. 1961г.
15. Вероника Тушнова. Сборник стихотворений. Вступительная статья А. Туркова. Издательство «Художественная литература» 1988 г.
16 .Винокурова И. Тема и вариации. Заметки о поэзии Беллы Ахмадулиной. // Журнал критики и литературоведения. Вопросы литературы. - Выпуск IV. - 1995. - стр. 37-50
17 .Волошин М. Женская поэзия://www.tsvetayeva.com/voloshiп-1
18. Ворожихина К. Женское и мужское в обществе и культуре.://аШе1зтги.пагоб.ги^иташзт/щигпа1/50/уого7ЫкЫпа.Ыт
19. Габриэлян Н. Взгляд на женскую прозу // Преображение. Русский феминистский журнал. - М., 1993. - № 1. - С. 102-108.
20 .Гинзбург Л. В городе поэтов // Молодая гвардия. - 1956. - № 1. - C. 143.
21. Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности. П., 1987.
22. Гордович К. Д. История отечественной литературы XX века. Пособие для гуманитарных вузов. - СПб., 2000. - 320 с.
23. Калугин В. Прощальная мольба Софии Парнок
24. Костикова И.В. Введение в гендерные исследования: учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 235 с.
25. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. М., 1989.
26. Лайдинен Наталья. Сайт о женской поэзии.
27. Левитанский Ю. Сон об уходящем поезде. - М.:Русская книга, 2000. - 384с. 24
28. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэт. текста/ Ю.М.Лотман; М.Л. Гаспаров.-СПб.: Искусство-СПб, 1996.
29. Мелешко Т. Современная отечественная женская проза: проблемы поэтики в гендерном аспекте. Учебное пособие по спецкурсу. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2001. - 88 с.
30. Ницше Ф. Сумерки кумиров, или Как философствуют молотом // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. - СПб., 1993. - 598 с.
31. Новиков В. Боль обновления // Там же. — 1985. — № 1..Онищук В. А.
32.Огнев В. Поэзия Беллы Ахмадулиной. //У карты поэзии. - М., 1968. - С. 94-99.
33.Охотникова С. Гендерные исследования в литературоведении: проблемы гендерной поэтики // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе. Ч. 2. - Иваново, 2002. - С. 273-279.
34. Павлова В. "Я научила говорить мужчин?"
35. Пастернак Б.Л. Поэзия. - М.: Слово/SLOVO, 2008. - 584 с.
36. Поваляева Н. О необходимости своей комнаты: Вирджиния Вулф и проблемы женской литературы.
37. Рез З. Я. Изучение литературного произведения в школе как процесс // Лекции по методике преподавания литературы. - Л., 1976. - 282с.
38. Рез З.Я. Методика изучения лирики в школе: Автореф. дис.. докт. пед. наук.- Л, 1971. - 16 с.
39. Рубцов Н.М. Стихотворения. - М.: Сов. Россия, 1977. - 240 с.
40. Рябов О. Миф о русской женщине в отечественной и западной историософии.Савкина И. "Простите за неприличное слово"://www.genderstudies.info/lit/lit2.php
41. Савкина И. Зеркало треснуло (современная литературная критика и женская литература)://www.genderstudies.info/lit/lit1.php
42. Сильман Т И Заметки о лирике. - Л, 1977. -224 с.
43. Сырнева С.Новая женщина в стихах Галины
Якуниной://old.svetgrad.ru/2006/3/zensina.php
44. Тимофеев, Л.И., Тураев, С.В.Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1974. - 510 с.
45. Тодоров Л. В. Как читать и понимать стихи. - М, 1974. - 48 с
46. Банников Н.В. Три века русской поэзии. - М.: Просвещение, 1986. - 750с.
47. Трофимова Е. На руинах «большого стиля»: женская литература в поисках новых гендерных конструктов.
48. Трофимова Е. Терминологические вопросы в гендерных исследованиях.://www.a-z.ru/women_cd1/html/trofimova_e.htm
49. Турков А. Ее звезда // В.Тушнова. Не отрекаются любя. -М.:2008. - 352с.
50. Тушнова В.М. Избранное. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 384 с.
51. Тушнова В. Не отрекаются любя: Стихи. - М.:Эксмо, 2008. - 352 с.
52 .Улюра А. "У мужчин - свой зачет, у женщин - свой, отдельный"
53. Харченко В. К. Переносные значения слова. — Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1989. - 197 с.
54. Ходасевич В.Ф. «Женские
стихи». ://az.lib.ru/h/hodasewich_w_f/text_0058. shtml
55.Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. - М.: Худож. лит.,1978. - 479 с.
56.Чупринин С. Белла Ахмадулина: я воспою любовь// Чупринин С.
Крупным планом - М., 1983. - с. 176-85.
57. Чупринин С. Способ совести // «Литературное обозрение».-1978.- № 10.
58. Шарова Н. Вспоминай меня. ://www.chgazeta.ru/number/604/10.shtml
59. Щемелева Л. Все было дано // «Новый мир». - 1988. — № 5.
60. Хабибулина Г. Н. Введение в литературоведение и теория литературы: Методическое пособие. - Елабуга, 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ