Введение 3
Глава 1. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ
ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ 7
1.1. Понятие исторической прозы в современном литературоведении 7
1.2. Развитие исторической прозы в детской литературе 12
1.3. Современная отечественная историческая проза для детей 18
1.3.1. Историческая проза о Древней Руси 18
1.3.2. Тема сталинских репрессий в современной отечественной детской
исторической прозе 23
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ
ДЕТСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ 30
2.1. Подходы к изучению исторической прозы в системе школьного
литературного образования 30
2.2. Система внеклассного чтения современной исторической прозы для
учащихся 5-9 классов 40
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 47
3.1. Урок внеклассного чтения в 7 классе по исторической сказке Е.П.
Чудиновой «Гардарика» 47
3.2. Урок внеклассного чтения в 7 классе по повести О.К. Громовой
«Сахарный ребенок» 53
Заключение 60
Список литературы 64
Приложение 1 68
Приложение 2 69
Приложение 3 73
Приложение 4 74
Приложение 5
Современная русская литература характеризуется возрастающим интересом к истории России. Писатели обращаются к различным эпизодам из отечественной истории и хотят представить ее с различных точек зрения. Опыт рефлексии позволяет понять и переосмыслить события прошлых веков и их значимость для современности. Автору важно не просто зафиксировать исторический факт, но сформулировать его значимость, вписать его в национальный или мировой контексты.
Интерес к истории России подтверждает и большое количество книг русских писателей, получивших различные премии и награды: Е.Г. Водолазкин «Лавр» (премия «Большая книга»), «Авиатор» (премия «Большая книга»), Г. Яхина «Зулейха открывает глаза» (премии «Большая книга» и «Ясная поляна»), Л.Е. Улицкая «Лестница Якова» (премия «Большая книга»), З. Прилепин «Обитель» премия «Большая книга»), Д.Л. Быков «Июнь» (премия «Большая книга») и т.д.
Д.С. Лихачев писал: «Русская литература - часть русской истории, она отражает русскую действительность, но и составляет одну из ее важнейших сторон. Без русской литературы невозможно представить себе русскую историю и, уж конечно, русскую культуру» [URL: Лихачев]. Художественная литература является одним из способов репрезентации русской истории и одной из возможностей знакомства читателей с различными этапами истории России.
В настоящее время издается много художественной литературы для детей, посвященной определенным этапам в развитии России: истории Древней Руси, времени правления Ивана Грозного, Екатерины II, революции 1917 года, сталинским репрессиям. Чтение данной литературы позволяет достигать актуальные на сегодняшний день цели в воспитании учеников, реализующиеся в разных направлениях:
- духовно-нравственное воспитание (формирование нравственной системы ценностей, воспитание активной жизненной позиции),
- социальное воспитание (воспитание патриотических чувств, формирование гражданской позиции, формирование личности, ответственной за свою судьбу и судьбу своей страны, гражданина и патриота).
Актуальность темы нашего исследования напрямую связана и с уроками литературы, где изучается достаточно много произведений, в которых важен исторический контекст, но зачастую именно они сложнее воспринимаются и вызывают трудности при анализе (например, «Слово о полку Игореве», «Бородино» М.Ю. Лермонтова, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и др.). Это происходит потому, что основным адресатом обозначенных текстов являются не подростки, а взрослые читатели. Поэтому мы считаем, что изучение школьниками современной исторической прозы помогает решать не только воспитательные и образовательные задачи, но и подготавливает к восприятию программных текстов на историческую тему. Современная детская историческая проза не исследована литературоведческой и методической наукой, что определяет актуальность выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - современная отечественная детская историческая проза, адресованная подростку.
Предметом исследования является процесс восприятия детской исторической прозы читателем -подростком и методика ее изучения в процессе внеклассного чтения в школе.
Целью данной работы является представление возможностей обращения к современной исторической прозе в процессе внеклассного чтения подростков.
Цель исследования достигается решением следующих задач:
1. определить понятие исторической прозы,
2. выделить этапы развития исторической темы в детской литературе,
3. обозначить подходы к изучению произведений на историческую тему в системе школьного литературного образования,
4. разработать систему изучения современной исторической детской прозы на уроках внеклассного чтения в 5-9 классах и провести ее частичную апробацию.
Методы: культурно-исторический, структурный, сравнительно¬
сопоставительный, биографический, экспериментальный (констатирующий и поисковый эксперименты).
Методологической основой исследования являются работы, посвященные определению понятия исторической прозы («Краткая литературная энциклопедия», «Литературный энциклопедический словарь», «Словарь литературных терминов», «Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий», монография Ю.А. Андреева), этапам развития исторической темы в детской литературе (И.Г. Минералова, Ф.И. Сетин, И.Н. Арзамасцева), изучению исторической темы в школьном литературном курсе (Н.Е. Кутейникова, Е. Асонова, рабочие программы по литературе В.Я. Коровиной и учебники литературы с 5 по 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной).
Данная дипломная работа является практически значимой, так как ее материалы могут быть использованы в школе на уроках внеклассного чтения и занятиях элективного курса, в рамках курса «Детская литература», на педагогической практике.
Апробация работы осуществлялась в форме доклада на тему «Возможности обращения к современной исторической прозе на уроке внеклассного чтения в 7 классе (на примере произведения Е.П. Чудиновой «Гардарика»)» на VIII Международном научно-образовательном форуме «Человек, семья, общество: истории и перспективы развития» (26 ноября 2019 г.), в форме доклада на тему «Методические рекомендации по изучению современной детской исторической прозы в средней школе (на примере повести О. Громовой «Сахарный ребенок»)» на XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтениях «Великая Победа: насилие и наследники» (17 января 2020 г.) и в форме урока внеклассного чтения на тему «Путешествие в «Страну городов» (по исторической сказке Е.П. Чудиновой «Гардарика»)» в 7 классе ДСШ №1 с. Дзержинское во время прохождения педагогической практики по литературе (октябрь 2019 года).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Первая глава посвящена понятию «историческая проза» и этапам развития исторической темы в детской литературе.
Во второй главе рассмотрены подходы к изучению произведений на историческую тему в системе школьного литературного образования и представлена система изучения современной исторической детской прозы на уроках внеклассного чтения в 5-9 классах.
В третьей главе представлена разработка уроков внеклассного чтения для 7-х классов по повестям Е.П. Чудиновой «Гардарика» и О.К. Громовой «Сахарный ребенок».
Список литературы включает 38 единиц.
Современные образовательные стандарты предлагают различные требования к воспитанию, образованию и развитию личностных качеств школьников. На первом месте всегда стоит воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, знание прошлого и настоящего России.
В достижении данных результатов отлично помогают уроки литературы, в которых возможность проведения уроков внеклассного чтения позволяет обратиться к большому кругу тем.
В нашем исследовании мы представили возможности обращения к современной исторической прозе в подростковом чтении.
На первом этапе исследования мы обратились к понятию исторической прозы как основополагающего в нашем исследовании. В ходе анализа словарей мы пришли к выводу, что определение понятия «историческая проза» до сих пор является дискуссионным, поэтому за основу нашей работы мы взяли термин «исторический роман», поэтика которого хорошо исследована, а термин «проза» мы используем в качестве объединяющего прозаические жанры.
Изучив этапы развития детской исторической прозы в России, мы выяснили, что ее осознанное становление начинается в XVII веке. Сначала это больше произведения о знаменитых исторических личностях или событиях, и только начиная с XX века, история попадает в область зрения художественной литературы. Чтение исторической прозы подростками на всех этапах преследует следующие цели: расширение кругозора, знакомство с всемирной и отечественной историей, углубленное изучение родной истории, воспитание чувства любви к Родине, ее прошлому и настоящему и воспитание уважения к деяниям и верованиям предков.
Ознакомившись с этапами развития исторической прозы для детей и подростков, мы обратились к литературе XXI века. Исследовав современную историческую прозу для подростков, мы выявили две наиболее актуальные темы, интересующие писателей: Древняя Русь и сталинские репрессии. Временной диапазон этих эпох очень большой, но выбор именно этих тем можно объяснить. К теме Древней Руси авторы обращаются как раз из -за большой временной дистанции, что вызывает интерес, создает возможность увидеть прошлое собственными глазами и погрузиться в мир наших далеких предков. Для работы мы выбрали следующие тексты: Е.П. Чудинова «Гардарика», «Лыбедь», Ю.П. Вронский «Странствия Кукши за тридевять морей», «Юрьевская прорубь». Специфика раскрытия темы в данных произведениях заключается в том, что в них представлено мировоззрение человека того времени, его ценности, цели и устремления. Это дает возможность получить опыт нравственной оценки событий и явлений окружающего нас мира.
Важными художественными особенностями данных текстов являются введение элементов фантастики, сказочности, захватывающий сюжет, герой- подросток. Все это вызывает у читателей интерес к данным произведениям, что помогает решить проблему популяризации современной отечественной исторической прозы среди детской и подростковой аудитории.
Тема сталинских репрессий в детской литературе появилась относительно недавно, 10 лет назад. Это объясняется спецификой темы и умалчиванием о ней не только во «взрослой литературе», но и вообще в жизни. Писатели начинают открыто говорить об этой теме с подростком, так как настало время провести рефлексию и показать детям правду еще об одной страшной странице в истории XX века. К этой теме обращаются следующие писатели: Е.А. Ельчин в повести «Сталинский нос», О.К. Громова в повести «Сахарный ребенок», Ю.Ю. Яковлева в цикле «Ленинградские сказки». В произведениях поднимаются проблемы ответственности за свои поступки, чести, доброты, милосердия, взаимопомощи. Большое место в текстах уделяется теме семьи, отношениям родителей и детей. Особое внимание в данных произведениях, как и в тестах о Древней Руси, уделяется деталям времени.
Проведя исследование программ по литературе и периодических изданий за последние 10 лет (Журнал «Литература в школе» и его приложения «Уроки литературы»), мы увидели, что изучение обозначенных нами тем имеет ряд проблем. Изучение древнерусской литературы оторвано от современного подростка, предлагаемые тексты не соотносятся с его интересами, слабо помогают ему понять систему жизненных ценностей древнерусского человека, основы его мировоззрения, в то время как эта задача должна быть, по нашему мнению, первостепенной. Тема репрессии никак не отражена в школьном литературном образовании, обращение к ней только начинается педагогами-практиками в рамках уроков внеклассного чтения.
Результатом нашей работы стало создание системы внеклассного чтения современной подростковой исторической прозы для 5-9 классов, а также разработок уроков по произведениям Е.П. Чудиновой «Гардарика» и О.К. Громовой «Сахарный ребенок» для 7 класса. Составлению системы предшествовало проведение анкетирования учащихся 7 класса на педагогической практике по литературе, результаты которого показали, что подростки практически не знакомы с художественной литературой на исторические темы, но осознают важность чтения такой литературы как способа узнать историю наших предков.
Предлагаемая нами система уроков дает возможность включить в учебный план по литературе тексты, затрагивающие разные аспекты истории России. Проведение данных уроков позволит заинтересовать учеников историей нашей страны, помочь погрузиться в определенную историческую эпоху, узнать больше о человеке, живущем в этом времени. Система опирается на методические принципы, описывает содержательные аспекты произведений, важные для обсуждения, дает рекомендации по организации и проведению занятий и обозначает дополнительно литературу для самостоятельного чтения.
Мы считаем, что выстроенная нами система уроков внеклассного чтения поможет учителям приобщать учеников к чтению современной детской исторической литературы, воспитывать патриотического, нравственного, образованного подростка.
1. Андреев А.Ю. Русский советский исторический роман: 20-30-е годы. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1962 . - 156 с.
2. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.
3. Асонова Е. Детские книги в круге чтения взрослых. М.: Совпадение,
2017. - 288 с.
4. Балина М. Советская детская литература как культурная институция // Русская литература ХХ века (1930-е гг. - середина 1950-х гг.). Под ред. Н. Л. Лейдермана, М. Н. Липовецкого и М. А. Литовской. Т. 1. М. : Академия, 2014. С. 331-341.
5. Бойкова М.Е. Иван и Иваново детство: Сравнительный анализ рассказа В. Богомолова «Иван» и фильма А. Тарковского «Иваново детство», VI класс // Литература в школе. - 2017. - №8. - С. 34-37.
6. Вронский Ю.П. «Странствие Кукши за тридевять
морей» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.litlib.net/bk/88890/read/35 [Дата обращения 02.07.2019]
7. Вронский Ю.П. «Юрьевская прорубь» [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://www.bookol.ru/proza-
main/istoricheskaya_proza/73861/fulltext.htm [Дата обращения 15.07.2019]
8. Громова О.К. Сахарный ребенок: история девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской: Люди. События. Факты. М.: КомпасГид,
2018. - 216 с.
9. Дмитрий Быков о «Жуках» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.facebook.com/1501023850201762/posts/1753752308262247/ [Дата обращения 01.02.2020]
10. Дурапова О. А. Методическая разработка по литературе (6 класс):
Внеклассное чтение по книге О.Громовой «Сахарный
ребёнок» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://nsportal.ru/ shkola/literatura/library/2019/03/24/vneklassnoe-chtenie-po-knige-o-gromovoy-saharnyy-rebyonok [Дата обращения 30.01.2020]
11. Ельчин Е. А. «Сталинский нос» [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://online-knigi.com/page/191632 [Дата обращения 01.08.2019]
12. Ершова В.В. Тема блокадного детства в поэзии XX века. V класс / /Литература в школе. - 2012. - №5. - С. 35-38.
13. Коровина В.Я. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014. - 352 с.
14. Красников Г.Н. «Ты припомни, Россия!..» К Дню Великой Победы// Литература в школе. - 2017. - №6. - С. 7-9.
15. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 3: Иаков - Лакснесс / Гл. ред. А. А. Сурков.- М.: Сов. энцикл., 1966. - 976 с.
16. Крученицкая Н. «Эта книга может стать прививкой от бездумного соглашения с большинством» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.papmambook.ru/articles/619/ [Дата обращения 24.01.2020]
17. Кутейникова Н. Е. Художественные произведения на историческую тему для детей, подростков и юношества»// Русская словесность. -2012 г. - №3. С. 36-43.
18. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.Е. Кутейникова. - М. : Просвещение, 2009. - 383 с.
19. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.Е. Кутейникова. - М. : Просвещение, 2009. - 400 с.
20. Кутейникова Н.Е. Чтение литературы о Великой Отечественной войне современными школьниками: размышления в процессе изучения прозы на уроках и вне их// Литература в школе.- 2014. - №5. - С. 21-26.
21. Кутейникова Н.Е. Навигаторпо современной отечественной детско- подростковой и юношеской литературе: методические рекомендации/Н.Е. Кутейникова. - М.: «МАЭСТРО ПлаТинум», 2017 г. - 158 с.
22. Кутейникова Н.Е. Формирование читательской
компетенции школьника. Детско-подростковая литература XXI века :учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. Е. Кутейникова, С. П. Оробий. - М.: Просвещение, 2016. - 220 с.
23. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носителе В 2. ч. Ч. 1./ [В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв и др.]: под ред. В.Я. Коровиной. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 399 с.
24. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А-П. 576 с.
25. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская
энциклопедия, 1987. - 752 с.
26. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X—XVII веков
электронная библиотека филолога [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lihach/index02.php [Дата
обращения 21.03.2020]
27. Минералова И. Г. Детская литература: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 176 с.
28. Поэтика: слов, актуал. терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. - М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - 358 с.
29. Рецензии на книгу «Сталинский нос» Евгений
Ельчин [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.labirint.ru/reviews/goods/379830/ [Дата обращения 27.01.2020]
30. Сетин Ф. И. История русской детской литературы: конец X - первая половина XIX в. : Учебное пособие для институтов культура, пед. ин-тов и ун-тов по спец. №2113 «Библиотековедение и библиография». - М., 1990. - 304 с.
31. Урок по повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок» [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok_po_povesti_olgi_gromovoi_sakharnyi_rebenok [Дата обращения 30.01.2020]
32. Холодяков И.В. Повесть Василя Быкова «Дожить до рассвета» / /Литература в школе. - 2014. - №3. - С. 24-27.
33. Чернов Ф.К. Дети и война: Урок внеклассного чтения по рассказам М. Зощенко «Храбрые дети» и «Спустя три года», V класс // Уроки литературы. - 2016. - №9. - С. 6-8.
34. Чудинова Е.П. «Гардарика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://libking.ru/books/child-/child-tale/140455-elena-chudinova-gardarika-istoricheskaya-skazka.html#book [Дата обращения 01.08.2019]
35. Чудинова Е.П. «Лыбедь» (сборник) / Е.П. Чудинова - Изд. «Детская литература», 2015г. - 112 с.
36. Шелякина В. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://elenachudinova.com/news/785-obrazovatelnaya-zadacha.html [Дата
обращения 24.01.2020]
37. Яковлева Ю.Ю. Дети ворона. — М. : Самокат, 2016. 264 с.
38. Breaking Stalin's Nose - Written and Illustrated by Eugene Yelchin | Published by Henry Holt and Company, 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.eugeneyelchinbooks.com/breakingstalinsnose/ [Дата обращения 14.02.2020]