СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА В ЧТЕНИИ ПОДРОСТКОВ (СИСТЕМА УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 5-9 КЛАССАХ)
|
Введение 3
Глава 1. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ
ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ 7
1.1. Понятие исторической прозы в современном литературоведении 7
1.2. Развитие исторической прозы в детской литературе 12
1.3. Современная отечественная историческая проза для детей 18
1.3.1. Историческая проза о Древней Руси 18
1.3.2. Тема сталинских репрессий в современной отечественной детской
исторической прозе 23
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ
ДЕТСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ 30
2.1. Подходы к изучению исторической прозы в системе школьного
литературного образования 30
2.2. Система внеклассного чтения современной исторической прозы для
учащихся 5-9 классов 40
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 47
3.1. Урок внеклассного чтения в 7 классе по исторической сказке Е.П.
Чудиновой «Гардарика» 47
3.2. Урок внеклассного чтения в 7 классе по повести О.К. Громовой
«Сахарный ребенок» 53
Заключение 60
Список литературы 64
Приложение 1 68
Приложение 2 69
Приложение 3 73
Приложение 4 74
Приложение 5
Глава 1. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ
ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ 7
1.1. Понятие исторической прозы в современном литературоведении 7
1.2. Развитие исторической прозы в детской литературе 12
1.3. Современная отечественная историческая проза для детей 18
1.3.1. Историческая проза о Древней Руси 18
1.3.2. Тема сталинских репрессий в современной отечественной детской
исторической прозе 23
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ
ДЕТСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ 30
2.1. Подходы к изучению исторической прозы в системе школьного
литературного образования 30
2.2. Система внеклассного чтения современной исторической прозы для
учащихся 5-9 классов 40
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 47
3.1. Урок внеклассного чтения в 7 классе по исторической сказке Е.П.
Чудиновой «Гардарика» 47
3.2. Урок внеклассного чтения в 7 классе по повести О.К. Громовой
«Сахарный ребенок» 53
Заключение 60
Список литературы 64
Приложение 1 68
Приложение 2 69
Приложение 3 73
Приложение 4 74
Приложение 5
Современная русская литература характеризуется возрастающим интересом к истории России. Писатели обращаются к различным эпизодам из отечественной истории и хотят представить ее с различных точек зрения. Опыт рефлексии позволяет понять и переосмыслить события прошлых веков и их значимость для современности. Автору важно не просто зафиксировать исторический факт, но сформулировать его значимость, вписать его в национальный или мировой контексты.
Интерес к истории России подтверждает и большое количество книг русских писателей, получивших различные премии и награды: Е.Г. Водолазкин «Лавр» (премия «Большая книга»), «Авиатор» (премия «Большая книга»), Г. Яхина «Зулейха открывает глаза» (премии «Большая книга» и «Ясная поляна»), Л.Е. Улицкая «Лестница Якова» (премия «Большая книга»), З. Прилепин «Обитель» премия «Большая книга»), Д.Л. Быков «Июнь» (премия «Большая книга») и т.д.
Д.С. Лихачев писал: «Русская литература - часть русской истории, она отражает русскую действительность, но и составляет одну из ее важнейших сторон. Без русской литературы невозможно представить себе русскую историю и, уж конечно, русскую культуру» [URL: Лихачев]. Художественная литература является одним из способов репрезентации русской истории и одной из возможностей знакомства читателей с различными этапами истории России.
В настоящее время издается много художественной литературы для детей, посвященной определенным этапам в развитии России: истории Древней Руси, времени правления Ивана Грозного, Екатерины II, революции 1917 года, сталинским репрессиям. Чтение данной литературы позволяет достигать актуальные на сегодняшний день цели в воспитании учеников, реализующиеся в разных направлениях:
- духовно-нравственное воспитание (формирование нравственной системы ценностей, воспитание активной жизненной позиции),
- социальное воспитание (воспитание патриотических чувств, формирование гражданской позиции, формирование личности, ответственной за свою судьбу и судьбу своей страны, гражданина и патриота).
Актуальность темы нашего исследования напрямую связана и с уроками литературы, где изучается достаточно много произведений, в которых важен исторический контекст, но зачастую именно они сложнее воспринимаются и вызывают трудности при анализе (например, «Слово о полку Игореве», «Бородино» М.Ю. Лермонтова, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и др.). Это происходит потому, что основным адресатом обозначенных текстов являются не подростки, а взрослые читатели. Поэтому мы считаем, что изучение школьниками современной исторической прозы помогает решать не только воспитательные и образовательные задачи, но и подготавливает к восприятию программных текстов на историческую тему. Современная детская историческая проза не исследована литературоведческой и методической наукой, что определяет актуальность выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - современная отечественная детская историческая проза, адресованная подростку.
Предметом исследования является процесс восприятия детской исторической прозы читателем -подростком и методика ее изучения в процессе внеклассного чтения в школе.
Целью данной работы является представление возможностей обращения к современной исторической прозе в процессе внеклассного чтения подростков.
Цель исследования достигается решением следующих задач:
1. определить понятие исторической прозы,
2. выделить этапы развития исторической темы в детской литературе,
3. обозначить подходы к изучению произведений на историческую тему в системе школьного литературного образования,
4. разработать систему изучения современной исторической детской прозы на уроках внеклассного чтения в 5-9 классах и провести ее частичную апробацию.
Методы: культурно-исторический, структурный, сравнительно¬
сопоставительный, биографический, экспериментальный (констатирующий и поисковый эксперименты).
Методологической основой исследования являются работы, посвященные определению понятия исторической прозы («Краткая литературная энциклопедия», «Литературный энциклопедический словарь», «Словарь литературных терминов», «Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий», монография Ю.А. Андреева), этапам развития исторической темы в детской литературе (И.Г. Минералова, Ф.И. Сетин, И.Н. Арзамасцева), изучению исторической темы в школьном литературном курсе (Н.Е. Кутейникова, Е. Асонова, рабочие программы по литературе В.Я. Коровиной и учебники литературы с 5 по 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной).
Данная дипломная работа является практически значимой, так как ее материалы могут быть использованы в школе на уроках внеклассного чтения и занятиях элективного курса, в рамках курса «Детская литература», на педагогической практике.
Апробация работы осуществлялась в форме доклада на тему «Возможности обращения к современной исторической прозе на уроке внеклассного чтения в 7 классе (на примере произведения Е.П. Чудиновой «Гардарика»)» на VIII Международном научно-образовательном форуме «Человек, семья, общество: истории и перспективы развития» (26 ноября 2019 г.), в форме доклада на тему «Методические рекомендации по изучению современной детской исторической прозы в средней школе (на примере повести О. Громовой «Сахарный ребенок»)» на XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтениях «Великая Победа: насилие и наследники» (17 января 2020 г.) и в форме урока внеклассного чтения на тему «Путешествие в «Страну городов» (по исторической сказке Е.П. Чудиновой «Гардарика»)» в 7 классе ДСШ №1 с. Дзержинское во время прохождения педагогической практики по литературе (октябрь 2019 года).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Первая глава посвящена понятию «историческая проза» и этапам развития исторической темы в детской литературе.
Во второй главе рассмотрены подходы к изучению произведений на историческую тему в системе школьного литературного образования и представлена система изучения современной исторической детской прозы на уроках внеклассного чтения в 5-9 классах.
В третьей главе представлена разработка уроков внеклассного чтения для 7-х классов по повестям Е.П. Чудиновой «Гардарика» и О.К. Громовой «Сахарный ребенок».
Список литературы включает 38 единиц.
Интерес к истории России подтверждает и большое количество книг русских писателей, получивших различные премии и награды: Е.Г. Водолазкин «Лавр» (премия «Большая книга»), «Авиатор» (премия «Большая книга»), Г. Яхина «Зулейха открывает глаза» (премии «Большая книга» и «Ясная поляна»), Л.Е. Улицкая «Лестница Якова» (премия «Большая книга»), З. Прилепин «Обитель» премия «Большая книга»), Д.Л. Быков «Июнь» (премия «Большая книга») и т.д.
Д.С. Лихачев писал: «Русская литература - часть русской истории, она отражает русскую действительность, но и составляет одну из ее важнейших сторон. Без русской литературы невозможно представить себе русскую историю и, уж конечно, русскую культуру» [URL: Лихачев]. Художественная литература является одним из способов репрезентации русской истории и одной из возможностей знакомства читателей с различными этапами истории России.
В настоящее время издается много художественной литературы для детей, посвященной определенным этапам в развитии России: истории Древней Руси, времени правления Ивана Грозного, Екатерины II, революции 1917 года, сталинским репрессиям. Чтение данной литературы позволяет достигать актуальные на сегодняшний день цели в воспитании учеников, реализующиеся в разных направлениях:
- духовно-нравственное воспитание (формирование нравственной системы ценностей, воспитание активной жизненной позиции),
- социальное воспитание (воспитание патриотических чувств, формирование гражданской позиции, формирование личности, ответственной за свою судьбу и судьбу своей страны, гражданина и патриота).
Актуальность темы нашего исследования напрямую связана и с уроками литературы, где изучается достаточно много произведений, в которых важен исторический контекст, но зачастую именно они сложнее воспринимаются и вызывают трудности при анализе (например, «Слово о полку Игореве», «Бородино» М.Ю. Лермонтова, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и др.). Это происходит потому, что основным адресатом обозначенных текстов являются не подростки, а взрослые читатели. Поэтому мы считаем, что изучение школьниками современной исторической прозы помогает решать не только воспитательные и образовательные задачи, но и подготавливает к восприятию программных текстов на историческую тему. Современная детская историческая проза не исследована литературоведческой и методической наукой, что определяет актуальность выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - современная отечественная детская историческая проза, адресованная подростку.
Предметом исследования является процесс восприятия детской исторической прозы читателем -подростком и методика ее изучения в процессе внеклассного чтения в школе.
Целью данной работы является представление возможностей обращения к современной исторической прозе в процессе внеклассного чтения подростков.
Цель исследования достигается решением следующих задач:
1. определить понятие исторической прозы,
2. выделить этапы развития исторической темы в детской литературе,
3. обозначить подходы к изучению произведений на историческую тему в системе школьного литературного образования,
4. разработать систему изучения современной исторической детской прозы на уроках внеклассного чтения в 5-9 классах и провести ее частичную апробацию.
Методы: культурно-исторический, структурный, сравнительно¬
сопоставительный, биографический, экспериментальный (констатирующий и поисковый эксперименты).
Методологической основой исследования являются работы, посвященные определению понятия исторической прозы («Краткая литературная энциклопедия», «Литературный энциклопедический словарь», «Словарь литературных терминов», «Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий», монография Ю.А. Андреева), этапам развития исторической темы в детской литературе (И.Г. Минералова, Ф.И. Сетин, И.Н. Арзамасцева), изучению исторической темы в школьном литературном курсе (Н.Е. Кутейникова, Е. Асонова, рабочие программы по литературе В.Я. Коровиной и учебники литературы с 5 по 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной).
Данная дипломная работа является практически значимой, так как ее материалы могут быть использованы в школе на уроках внеклассного чтения и занятиях элективного курса, в рамках курса «Детская литература», на педагогической практике.
Апробация работы осуществлялась в форме доклада на тему «Возможности обращения к современной исторической прозе на уроке внеклассного чтения в 7 классе (на примере произведения Е.П. Чудиновой «Гардарика»)» на VIII Международном научно-образовательном форуме «Человек, семья, общество: истории и перспективы развития» (26 ноября 2019 г.), в форме доклада на тему «Методические рекомендации по изучению современной детской исторической прозы в средней школе (на примере повести О. Громовой «Сахарный ребенок»)» на XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтениях «Великая Победа: насилие и наследники» (17 января 2020 г.) и в форме урока внеклассного чтения на тему «Путешествие в «Страну городов» (по исторической сказке Е.П. Чудиновой «Гардарика»)» в 7 классе ДСШ №1 с. Дзержинское во время прохождения педагогической практики по литературе (октябрь 2019 года).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Первая глава посвящена понятию «историческая проза» и этапам развития исторической темы в детской литературе.
Во второй главе рассмотрены подходы к изучению произведений на историческую тему в системе школьного литературного образования и представлена система изучения современной исторической детской прозы на уроках внеклассного чтения в 5-9 классах.
В третьей главе представлена разработка уроков внеклассного чтения для 7-х классов по повестям Е.П. Чудиновой «Гардарика» и О.К. Громовой «Сахарный ребенок».
Список литературы включает 38 единиц.
Современные образовательные стандарты предлагают различные требования к воспитанию, образованию и развитию личностных качеств школьников. На первом месте всегда стоит воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, знание прошлого и настоящего России.
В достижении данных результатов отлично помогают уроки литературы, в которых возможность проведения уроков внеклассного чтения позволяет обратиться к большому кругу тем.
В нашем исследовании мы представили возможности обращения к современной исторической прозе в подростковом чтении.
На первом этапе исследования мы обратились к понятию исторической прозы как основополагающего в нашем исследовании. В ходе анализа словарей мы пришли к выводу, что определение понятия «историческая проза» до сих пор является дискуссионным, поэтому за основу нашей работы мы взяли термин «исторический роман», поэтика которого хорошо исследована, а термин «проза» мы используем в качестве объединяющего прозаические жанры.
Изучив этапы развития детской исторической прозы в России, мы выяснили, что ее осознанное становление начинается в XVII веке. Сначала это больше произведения о знаменитых исторических личностях или событиях, и только начиная с XX века, история попадает в область зрения художественной литературы. Чтение исторической прозы подростками на всех этапах преследует следующие цели: расширение кругозора, знакомство с всемирной и отечественной историей, углубленное изучение родной истории, воспитание чувства любви к Родине, ее прошлому и настоящему и воспитание уважения к деяниям и верованиям предков.
Ознакомившись с этапами развития исторической прозы для детей и подростков, мы обратились к литературе XXI века. Исследовав современную историческую прозу для подростков, мы выявили две наиболее актуальные темы, интересующие писателей: Древняя Русь и сталинские репрессии. Временной диапазон этих эпох очень большой, но выбор именно этих тем можно объяснить. К теме Древней Руси авторы обращаются как раз из -за большой временной дистанции, что вызывает интерес, создает возможность увидеть прошлое собственными глазами и погрузиться в мир наших далеких предков. Для работы мы выбрали следующие тексты: Е.П. Чудинова «Гардарика», «Лыбедь», Ю.П. Вронский «Странствия Кукши за тридевять морей», «Юрьевская прорубь». Специфика раскрытия темы в данных произведениях заключается в том, что в них представлено мировоззрение человека того времени, его ценности, цели и устремления. Это дает возможность получить опыт нравственной оценки событий и явлений окружающего нас мира.
Важными художественными особенностями данных текстов являются введение элементов фантастики, сказочности, захватывающий сюжет, герой- подросток. Все это вызывает у читателей интерес к данным произведениям, что помогает решить проблему популяризации современной отечественной исторической прозы среди детской и подростковой аудитории.
Тема сталинских репрессий в детской литературе появилась относительно недавно, 10 лет назад. Это объясняется спецификой темы и умалчиванием о ней не только во «взрослой литературе», но и вообще в жизни. Писатели начинают открыто говорить об этой теме с подростком, так как настало время провести рефлексию и показать детям правду еще об одной страшной странице в истории XX века. К этой теме обращаются следующие писатели: Е.А. Ельчин в повести «Сталинский нос», О.К. Громова в повести «Сахарный ребенок», Ю.Ю. Яковлева в цикле «Ленинградские сказки». В произведениях поднимаются проблемы ответственности за свои поступки, чести, доброты, милосердия, взаимопомощи. Большое место в текстах уделяется теме семьи, отношениям родителей и детей. Особое внимание в данных произведениях, как и в тестах о Древней Руси, уделяется деталям времени.
Проведя исследование программ по литературе и периодических изданий за последние 10 лет (Журнал «Литература в школе» и его приложения «Уроки литературы»), мы увидели, что изучение обозначенных нами тем имеет ряд проблем. Изучение древнерусской литературы оторвано от современного подростка, предлагаемые тексты не соотносятся с его интересами, слабо помогают ему понять систему жизненных ценностей древнерусского человека, основы его мировоззрения, в то время как эта задача должна быть, по нашему мнению, первостепенной. Тема репрессии никак не отражена в школьном литературном образовании, обращение к ней только начинается педагогами-практиками в рамках уроков внеклассного чтения.
Результатом нашей работы стало создание системы внеклассного чтения современной подростковой исторической прозы для 5-9 классов, а также разработок уроков по произведениям Е.П. Чудиновой «Гардарика» и О.К. Громовой «Сахарный ребенок» для 7 класса. Составлению системы предшествовало проведение анкетирования учащихся 7 класса на педагогической практике по литературе, результаты которого показали, что подростки практически не знакомы с художественной литературой на исторические темы, но осознают важность чтения такой литературы как способа узнать историю наших предков.
Предлагаемая нами система уроков дает возможность включить в учебный план по литературе тексты, затрагивающие разные аспекты истории России. Проведение данных уроков позволит заинтересовать учеников историей нашей страны, помочь погрузиться в определенную историческую эпоху, узнать больше о человеке, живущем в этом времени. Система опирается на методические принципы, описывает содержательные аспекты произведений, важные для обсуждения, дает рекомендации по организации и проведению занятий и обозначает дополнительно литературу для самостоятельного чтения.
Мы считаем, что выстроенная нами система уроков внеклассного чтения поможет учителям приобщать учеников к чтению современной детской исторической литературы, воспитывать патриотического, нравственного, образованного подростка.
В достижении данных результатов отлично помогают уроки литературы, в которых возможность проведения уроков внеклассного чтения позволяет обратиться к большому кругу тем.
В нашем исследовании мы представили возможности обращения к современной исторической прозе в подростковом чтении.
На первом этапе исследования мы обратились к понятию исторической прозы как основополагающего в нашем исследовании. В ходе анализа словарей мы пришли к выводу, что определение понятия «историческая проза» до сих пор является дискуссионным, поэтому за основу нашей работы мы взяли термин «исторический роман», поэтика которого хорошо исследована, а термин «проза» мы используем в качестве объединяющего прозаические жанры.
Изучив этапы развития детской исторической прозы в России, мы выяснили, что ее осознанное становление начинается в XVII веке. Сначала это больше произведения о знаменитых исторических личностях или событиях, и только начиная с XX века, история попадает в область зрения художественной литературы. Чтение исторической прозы подростками на всех этапах преследует следующие цели: расширение кругозора, знакомство с всемирной и отечественной историей, углубленное изучение родной истории, воспитание чувства любви к Родине, ее прошлому и настоящему и воспитание уважения к деяниям и верованиям предков.
Ознакомившись с этапами развития исторической прозы для детей и подростков, мы обратились к литературе XXI века. Исследовав современную историческую прозу для подростков, мы выявили две наиболее актуальные темы, интересующие писателей: Древняя Русь и сталинские репрессии. Временной диапазон этих эпох очень большой, но выбор именно этих тем можно объяснить. К теме Древней Руси авторы обращаются как раз из -за большой временной дистанции, что вызывает интерес, создает возможность увидеть прошлое собственными глазами и погрузиться в мир наших далеких предков. Для работы мы выбрали следующие тексты: Е.П. Чудинова «Гардарика», «Лыбедь», Ю.П. Вронский «Странствия Кукши за тридевять морей», «Юрьевская прорубь». Специфика раскрытия темы в данных произведениях заключается в том, что в них представлено мировоззрение человека того времени, его ценности, цели и устремления. Это дает возможность получить опыт нравственной оценки событий и явлений окружающего нас мира.
Важными художественными особенностями данных текстов являются введение элементов фантастики, сказочности, захватывающий сюжет, герой- подросток. Все это вызывает у читателей интерес к данным произведениям, что помогает решить проблему популяризации современной отечественной исторической прозы среди детской и подростковой аудитории.
Тема сталинских репрессий в детской литературе появилась относительно недавно, 10 лет назад. Это объясняется спецификой темы и умалчиванием о ней не только во «взрослой литературе», но и вообще в жизни. Писатели начинают открыто говорить об этой теме с подростком, так как настало время провести рефлексию и показать детям правду еще об одной страшной странице в истории XX века. К этой теме обращаются следующие писатели: Е.А. Ельчин в повести «Сталинский нос», О.К. Громова в повести «Сахарный ребенок», Ю.Ю. Яковлева в цикле «Ленинградские сказки». В произведениях поднимаются проблемы ответственности за свои поступки, чести, доброты, милосердия, взаимопомощи. Большое место в текстах уделяется теме семьи, отношениям родителей и детей. Особое внимание в данных произведениях, как и в тестах о Древней Руси, уделяется деталям времени.
Проведя исследование программ по литературе и периодических изданий за последние 10 лет (Журнал «Литература в школе» и его приложения «Уроки литературы»), мы увидели, что изучение обозначенных нами тем имеет ряд проблем. Изучение древнерусской литературы оторвано от современного подростка, предлагаемые тексты не соотносятся с его интересами, слабо помогают ему понять систему жизненных ценностей древнерусского человека, основы его мировоззрения, в то время как эта задача должна быть, по нашему мнению, первостепенной. Тема репрессии никак не отражена в школьном литературном образовании, обращение к ней только начинается педагогами-практиками в рамках уроков внеклассного чтения.
Результатом нашей работы стало создание системы внеклассного чтения современной подростковой исторической прозы для 5-9 классов, а также разработок уроков по произведениям Е.П. Чудиновой «Гардарика» и О.К. Громовой «Сахарный ребенок» для 7 класса. Составлению системы предшествовало проведение анкетирования учащихся 7 класса на педагогической практике по литературе, результаты которого показали, что подростки практически не знакомы с художественной литературой на исторические темы, но осознают важность чтения такой литературы как способа узнать историю наших предков.
Предлагаемая нами система уроков дает возможность включить в учебный план по литературе тексты, затрагивающие разные аспекты истории России. Проведение данных уроков позволит заинтересовать учеников историей нашей страны, помочь погрузиться в определенную историческую эпоху, узнать больше о человеке, живущем в этом времени. Система опирается на методические принципы, описывает содержательные аспекты произведений, важные для обсуждения, дает рекомендации по организации и проведению занятий и обозначает дополнительно литературу для самостоятельного чтения.
Мы считаем, что выстроенная нами система уроков внеклассного чтения поможет учителям приобщать учеников к чтению современной детской исторической литературы, воспитывать патриотического, нравственного, образованного подростка.
Подобные работы
- СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В ЧТЕНИИ ПОДРОСТКОВ: СИСТЕМА УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - АКТИВИЗАЦИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - АКТИВИЗАЦИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6170 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА В ЧТЕНИИ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ (ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2022 - Реализация жанрового принципа в процессе анализа романа
Д. Рубиной «Почерк Леонардо» на уроках внеклассного чтения в
старшем звене
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА В ПРОЗЕ О. РАИНА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование Я-концепции на уроках внеклассного чтения по современной литературе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - ТЕМА ИЗГОЙСТВА В ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017



