Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация жанрового принципа в процессе анализа романа Д. Рубиной «Почерк Леонардо» на уроках внеклассного чтения в старшем звене

Работа №76025

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость6000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
223
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические основы анализа эпических произведений на уроках внеклассного чтения
1.1 Цели и содержание уроков внеклассного чтения 10
1.2 Типология эпических жанров и принципы жанрового анализа 16
1.3 Жанровые признаки мистического романа 21
Глава 2. Методические аспекты жанрового анализа романа Д. Рубиной «Почерк Леонардо» на уроках внеклассного чтения в старшем звене
2.1. Проблематика романов Дины Рубиной 32
2.2. Жанровые особенности романа Д. Рубиной «Почерк Леонардо» 35
2.3. Мистика в романе Д. Рубиной «Почерк Леонардо» 38
Заключение 43
Список литературы


Современные образовательные технологии постоянно совершенствуются. В настоящее время упор делается на развитие универсальных учебных умений учащихся. При реализации индивидуального подхода к обучению большое внимание уделяется разнообразию форм учебной деятельности. Одной из подобных форм выступают уроки внеклассного чтения, которые реализуются как в формате занятий, включённых в программу по изучению русской литературы, так и в формате элективных курсов, основной целью которого является профессиональная ориентация учащихся старших классов. Подобные курсы, главным образом, связаны с удовлетворением индивидуальных интересов, склонностей и потребностей каждого школьника.
Уроки внеклассного чтения являются важнейшим средством реализации индивидуального подхода к обучению. Именно они в наибольшей степени близки к выбору каждым учеником элементов содержания образования в зависимости от собственных способностей, интересов, жизненных планов.
Основная задача предметных курсов - расширение и углубление знаний по предметам, являющихся составной частью базисного учебного плана школы.
Уроки внеклассного чтения в современной педагогической науке рассматриваются как элективный курс. В настоящее время существует несколько типов элективных курсов:
• Предметные;
• интегративные (межпредметные);
• Входящие в учебный план;
• Выходящие за рамки учебного плана.
Каждый тип элективных курсов характеризуется собственным набором
Основная задача межпредметного курса - интеграция знаний учащихся об окружающем мире.
Задача курса, входящего в учебный план - повысить уровень знаний учащихся. В программу такого курса обычно входит изменение сложившихся представлений о предмете, когда проводится попытка взглянуть на изучаемый предмет под другим углом.
Элективные курсы по предметам, которые не входят в базисный учебный план, посвящены социальным, психологическим, искусствоведческим, культурологическим проблемам и дают представление учащимся о более широком спектре всевозможных направлений применения собственных сил в будущем.
Существует определённый набор требований, которые в равной мере предъявляются ко всем элективным курсам. Основные требования, предъявляемые к элективным курсам:
• Многообразие направлений;
• Кратковременность;
• Оригинальность содержания;
• Реализация творческого подхода;
• Результативность;
• Авторство.
По сути, элективный курс представляет собой совместную творческую работу педагога и учащихся, в результате которой школьники должны получить новое представление об изучаемом предмете. Суть этого представления реализуется по окончании курса в творческой работе. Проект элективного курса разрабатывает непосредственно педагог.
• Критерии оценки успешности элективного курса:
• Актуальность содержания;
• Высокий уровень мотивации;
• Чёткая содержательная структура.
Тема настоящей работы касается изучения на уроках произведения современной русской литературы. Главная задача современного образования - не только обогатить ребёнка суммой знаний, но также развить умение получать нужную информацию, испытывать потребность в повышении уровня образования, то есть уметь учиться. Развивать эти умения необходимо постоянно. Учитель и ученики должны научиться извлекать уроки из всего, что их окружает. Большим подспорьем в этом может оказаться изучение мировой культуры.
Актуальность исследования обусловлена не только важностью исследований современных литературных процессов, но и изучением воспитательного потенциала современной литературы. Состояние современного литературного процесса трудно оценить именно потому, что процесс этот живой, и история литературы двадцать первого века творится на наших глазах. Возникают яркие имена и заметные произведения, однако, сложно предугадать, какие из них будут вписаны в историю литературы, а какие перестанут что-то значить спустя десятилетие.
Ещё не закончен анализ процессов, происходивших в мировой культуре в двадцатом веке. Только сейчас делаются попытки описать вклад модернизма и постмодернизма в литературу. Модернизм зародился на сломе эпох - исторических и культурных. Его развитие и становление пришлось на время глобальных перемен в жизни человеческого общества. Наступление нового века, ускоряющийся темп жизни, технический прогресс, расширение границ - всё это отзывалось в жизни каждого жителя Земли. Переломный момент мировой истории, время поисков и выбора, осознания места человека в мире - всё это наложило отпечаток на массовое культурное сознание.
Модернизм объединил в себе достаточно много различных художественных направлений, каждое из которых представляет самостоятельный интерес. При всём их различии есть и общие устремления,
Именно в начале двадцатого века произошло расширение границ мира. Европейцы получили представление о культуре других регионов, восприняли и осмыслили её.
В совокупности различных, подчас противоречащих друг другу факторов смог развиться модернизм, стирающий границы, ломающий шаблоны, но всё же приверженный традиционным, каноническим ценностям.
В середине двадцатого века на почве творческого наследия модернизма развился постмодернизм, во многом воспринявший культуру модернистов. Но на фоне технического прогресса и напряжения обстановки в мире постмодернизм воспринял игру как основной способ существования. Эстетические принципы, прежде казавшиеся несовместимыми, отныне сложились в единую картину мира.
Искусство вообще и литература в частности, несмотря на поиск новых решений и провозглашение новых принципов, воспринимает опыт предшествующих поколений. Литература неразрывно связана с языком, а значит, существует в непосредственном взаимодействии с языковой культурой, которая складывается на протяжении веков. И писатели нового времени всегда являются наследниками национальной культуры.
Однако писатели чутко отзываются на события современности, улавливают голос поколения, ищут пути взаимодействия с читателем. И успех писателя, интерес к его творчеству говорит о том, что это взаимодействие состоялось.
С этой точки зрения творчество Дины Рубиной представляет немалый интерес для исследователей. Писательница начала свой творческий путь ещё в советской литературе, заявив о себе талантливой и самобытной прозой.
Своеобразие литературного стиля Дины Рубиной складывается из нескольких компонентов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования жанровых признаков современного мистического романа, изучаемых на уроке внеклассного чтения в старшей школе, были решены следующие задачи:
• Определены цели и содержание уроков внеклассного чтения в средней школе.
• Рассмотрена типология эпических жанров и основные принципы жанрового анализа.
• Описаны жанровые признаки мистического романа.
• Исследована проблематика романов Дины Рубиной.
• Проанализированы жанровые особенности романа Д. Рубиной «Почерк Леонардо».
• Изучены мистические черты в романе Д. Рубиной «Почерк Леонардо».
• Разработаны принципы освоения методики жанрового анализа для учеников старших классов средней школы.
В настоящее время в педагогике остро стоит вопрос о саморазвитии школьников. Педагогам приходится решать вопросы социализации учеников, вовлечения их в учебный процесс. Современность отмечена изменением характера обучающей деятельности, перенесением её в виртуальное пространство. Было отмечено, что проблема социализации особенно остра для развитых стран с высоким техногенным уровнем. Естественные пути социализации детей и подростков в настоящее время не востребованы, что требует специальных усилий для решения этой проблемы.
Для облегчения процесса социализации необходимо создание благоприятной среды, что вызывает к действительности процессы социокультурного проектирования.
Вовлечение старших школьников в культурный процесс возможно как во внеурочной деятельности, так и в процессе уроков литературы. Одна из возможностей для расширения кругозора - уроки внеклассного чтения.
К сожалению, в современной методической литературе уделяется недостаточно внимания методики проведения уроков внеклассного чтения. Практически не исследована методика проведения таких уроков в старшей школе. Всё это, с одной стороны, представляет определённые трудности для педагога, а с другой, даёт широкий простор для творческих поисков.
Ученики старших классов должны владеть основными литературоведческими понятиями, в частности, основами жанрового анализа. Однако современная теория жанров представляет собой проблематическое поле, довольно сложное для понимания.
К старшим классам школьники обычно имеют представление об основных эпических жанрах и теоретические знания об истории литературного процесса. Однако эти знания представляются для них сухим набором учебных истин. Наглядно продемонстрировать развитие живого литературного процесса позволяет обращение к современной литературе.
Яркие литературные произведения представляют собой великолепные образцы постмодернизма, который вобрал в себя жанровые признаки многих видов традиционного романа. Достижением нового века стало развитие жанра мистического романа, который приобрёл черты готического романа ужасов, романтической фантастики и художественных открытий начала прошлого столетия. Жанр мистического романа переживает процесс становления, приобретая признаки, как классического романа, так и собственные специфические особенности. Можно говорить о том, что мистический роман содержит черты классического романа:
• Множественность сюжетных линий;
• Разнообразие персонажей;
• Глобальные темы и проблемы;
• Широта художественного времени и пространства;
• Достоверность исторического фона и социальная обусловленность.
Точно так же мистический роман обладает признаками постмодернизма:
• Культ неопределённости.
• Разрушение ценностных идеалов.
• Фрагментарность.
• Маргинальность.
• Промежуточные жанры.
• Беллетризация.
• Интертекстуальность.
• Апокалиптичность.
• Антиэстетизм.
• Инверсия.
• Ирония.
• Отказ от мимесиса.
• Игра как способ существования.
Среди собственных специфических особенностей мистического романа можно выделить следующие:
• Тема потустороннего.
• Сверхъестественные способности героев.
• Двоемирие.
• Необъяснимость таинственного.
• Пугающая атмосфера.
Очевидно, что мистический роман должен обладать большей частью этих жанровых признаков.
Творчество Дины Рубиной - яркое, искреннее - способно найти отклик в душе молодого читателя. Старшеклассников могут привлечь как ранние
повести писательницы, так и её зрелые романы, в особенности трилогия «Люди воздуха», открывает которую роман «Почерк Леонардо».
Ученики старших классов способны воспринять значение прецедентного феномена, вынесенного в заглавие и оценить двойственную природу текста. Кроме того, в романе очевиден налёт мистики, который всегда привлекает внимание. Но для понимания жанровой природы произведения необходима помощь педагога, который при подготовке к уроку может опираться на труды современных литературоведов, исследующих творчество Дины Рубиной.
В этих работах неоднократно отмечается свойственная трилогии двойственная природа, которая реализуется как на уровне композиции, так и на уровне содержания. Именно эта двойственность и является одним из основных жанровых признаков мистического романа.
Анализ жанровой природы произведения позволяет с лёгкостью выделить все признаки классического романа, описанные в литературоведении. Жанрообразующие компоненты легко вычленяются из структуры произведения. Любой старший школьник, знакомый с текстом, приведёт пример, подтверждающий особенности жанра романа.
Однако традиционный жанр романа в новом веке претерпел изменения, которые в полной мере отражены в произведении Дины Рубиной. При анализе романа «Почерк Леонардо» довольно сложно разделить положительных и отрицательных героев, поскольку каждый из них, хоть и живёт в реальности, подчёркнутой множеством деталей, может стать орудием неведомой силы, природа которой так и остаётся неясной.
В романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо присутствуют жанровые признаки нескольких видов литературы:
• Классического романа
• Постмодернистского романа
• Женского романа
• Мистического романа.
Следовательно, анализ жанровой природы романа Дины Рубиной «Почерк Леонардо» требует активизации знаний по теории литературы и реалий современного литературного процесса. Ученики старших классов должны твёрдо усвоить жанровые признаки классического романа, обладать знаниями по современным литературным направлениям, уметь находить приметы мистики в различных произведениях искусства, а также иметь представление о таком явлении, как современный женский роман.
В то же время работа на уроках внеклассного чтения способна обогатить учащихся этими знаниями, обусловить их необходимость и наглядно продемонстрировать прагматический потенциал теории литературы.



1. Рубина Д. Почерк Леонардо. - М.: Эксмо, 2015. - 480с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2000.
3. Бабаева Н. А. Развитие личности в представлениях А. Маслоу и Р. Кеттела. - М.: Изд-во МГОУ, 2003.
4. Баранникова Т.А. Изучение романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе средней школы: дисс. канд. пед. наук. - М., 1998. - 212c.
5. Баттерворт Дж. Принципы психологического развития / Пер. с англ. - М.: Кошто-Центр, 2000.
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М: Худож. лит.,1975. - 502с.
7. Безруких М.С. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса // Здоровье детей ( приложение к Первому сентября). - 2005, №19.
8. Блонский П. О национальном воспитании. - М.: ЁЁ Медиа, 2012. - 40с.
9. Богданович Н. В. Субъект как категория отечественной психологии.: дисс. канд. псих. наук. - М., 2004. - 170с.
10. Бодрова Н. А.. Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы: дисс. канд. пед. наук. - Куйбышев, 1967. - 421с.
11. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268.
12. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: КомКнига, 2007. — 144с.
13. Гинзбург Л. О документальной литературе и принципах построения характера // Вопросы литературы, 1970, № 7.
14. Гобозов Н. Кризис современной эпохи и философия постмодернизма. - Философское общество, 2000. - №2. - с. 34-45.
15. Греков В. Русская и советская фантастика. - М.: Правда, 1989. - 125с.
16. Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 2. - Сс. 40-52.
17. Гусева О. П. Заглавие как структурно-семантический код романа Дины Рубиной
«Синдром Петрушки» // Филология и культура, 2011, № 3 (25). - Сс. 201-205.
18. Гущина Д. Жанр мистики: особенности работы над мистическими историями // Школа вдохновения - http://school-of-inspiration.ru
19. Дубоделова В.М. Личностное саморазвитие старшего школьника в педагогическом процессе школы: дисс. канд. пед. наук. - Хабаровск, 2000. - 237c.
20. Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие - М.: Академия, 2002.
21.Загороднева К.В. Образ сильной личности в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Пушкинские чтения, 2012, № 17. - Сс. 272-277.
22.Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Перспектива, 2007. - 27с.
23. Ишбулатова И.А., Рогожина И.В. Система уроков внеклассного чтения в средних классах (по произведениям о современных подростках) // Поволжский педагогический вестник, 2015, № 1 (6).. - Сс. 50-56.
24. Кардаш Е. В. Тайна «танцующих старушек»: «зеркала» и «автоматы» в романтической литературе и «Сорочинской ярмарке» Г оголя // Русская литература. 2006. - № 3. - С. 19-37.
25. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. - Минск: ТетраСистемс,
2011. - 224с.
26. Ковалёв Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К.Т. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 2005. - 160с.
27. Колтышева Н.И. Повышение качества знаний учащихся через личностно ориентированную модель обучения // Актуальные вопросы современной науки, 2013, № 27. - Сс. 134-145.
28. Корягина О.П. Проблема подросткового возраста // Классный руководитель. - 2003, №1.
29. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. - Ростов-на Дону: МАрТ, 2002. - 224с.
30. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. - Благовещенск,
2001. - 342с.
31. Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: Интелвак, 2001.
- 1600с.
32. Лихина Н. Е Актуальные проблемы современной русской литературы. Постмодернизм. - Калининград: изд-во Калининградского ун-та, 1997.
- 60с.
33. Лотман Ю. М. О русской литературе. - С-Пб.: Искусство-СПБ, 1997. - 848с.
34. Маловичко Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника // Вестник Адыгейского государственного университета: Педагогика и психология, 2010, № 1. - Сс. 121-125.
35. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Академия, 2004.
36. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.
37. Пановица В.Ю. Мотив двойничества в трилогии «Люди воздуха» Д.
Рубиной: сюжетно-композиционное и вербально-текстовое
воплощение // Вестник науки Сибири, 2013, № 4(10). - Сс. 215-223.
38. Пономарёва И.Р. Саморазвитие школьников старших классов основной школы в процессе обучения: дисс. канд. пед. наук. - Челябинск, 2002. - 207с.
39. Проблемы социологии и психологии чтения. - М.: Книга, 1975. - 196с.
40. Прохорова Т.Г, Фаттахова Р.Р. Особенности повествовательной структуры романа Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Филология и культура, 2014, № 2 (36). - Сс. 160-165.
41. Розенберг О.Ф. Психологические принципы личностно
ориентированного подхода // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2008, № 2. - Сс. 68-72.
42. Руднев В. Текст и реальность: Направление времени в культуре. - М.: Аграф, 2000. - 78с.
43. Самосознание европейской культуры ХХ вега. - М.: Политиздат, 1991. - 366с.
44. Сигова К. В. Проблематика романов Дины Рубиной / К. В. Сигова // Лггература в контекст культури, 2014., № 24 (1). - Сс. 174-178.
45. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. - М.: Школа-Пресс,2000. - 384с.
46. Словарь литературных терминов. - М.: Просвещение, 1974. - 514с.
47. Соловьёва О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников // Вопросы психологии, 2004, № 3.
48. Теория литературы: Учебное пособие: В 2 т. - Т. 1: Н.Д. Тамарченко,
В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - М.: Академия, 2004. - 308с.
49. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. - М.: Просвещение, 1975. - 464с.
50. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1997. - 107с.
51. Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития // Психология и школа. - 2004, №4.
52. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 335с.
53. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов. - М.: Просвещение, 2011. - 240с.
54. Ушинский К.Д. Вопросы обучения // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. - М., 1954. - 730с.
55. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. - М.: Прогресс, 1978. - 328с.
56. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 574с.
57. Хализев В. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 2002. — 438с.
58. Хомутова Т.Н. Типология жанра: от теории к практике // Вестник
Южно-Уральского государственного университета. Серия:
Лингвистика, 2006, № 6 (61). - Сс. 60-64.
59. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Мозаика, 2005. - 278с.
60.Чебыкина Т. А. Формы подготовительной работы и структура урока внеклассного чтения в старших классах СКОУ VIII вида // Специальное образование, 2006, № 7. - Сс. 45-54.
61.Чернозёмова Е.Н. История английской литературы. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 240с.
62. Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции. - М.: Логос, 2006. - 108с.
63. Шамсутдинова Н.З. «Магический реализм в современной британской литературе. Автореф. канд. дисс. - М., 2008. - 181с.
64. Щукина М.А. Об онтологическом статусе саморазвития личности // Вопросы психологии, 2007, № 4.
65. Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М.: Педагогика, 1988. - 416с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ