Введение 3-4
Глава 1. Мир фольклора в творчестве А.С. Пушкина
1.1. Художественная стихия сказки в творческой биографии А.С.
Пушкина 5-14
1.2. Своеобразие авторских сказок А.С. Пушкина 14-23
Глава 2. Организация изучения пролога к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья» и «Сказки о мертвой царевне» в школе» (5 класс)
2.1. Традиции изучения пролога к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья»
и «Сказки о мертвой царевне» 24-33
2.2. Современные подходы к освоению пролога к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья» и «Сказка о мертвой царевне» 34-42
Заключение 43-44
Список литературы
Связь творчества Пушкина с народным творчеством глубже и интереснее, чем внешнее сходство отдельных приемов. Народ в своем устном творчестве подходит к утверждению простых и вечных ценностей человеческой жизни, простых норм нравственности и справедливости, от своей повседневной трудовой практики, от непосредственного опыта своего быта, обычаев, веками сложившейся мудрости. Для трудового народа, прежде всего крестьянства, такие вечные ценности, простота нравственных норм как бы сами собою разумеются. Для Пушкина же все это творчество было не исходным, а уже обретенным.
А. И Герцен указывал на то, что Пушкин, которому «были ведомы все страдания цивилизованного человека», который прошел через искус различной «не простоты» и даже, в конце концов, пал жертвой изощренной травли и всяческой несправедливости, - всецело погружается в мир народной и естественной простоты, с его органическим идеалом «доброты и благородства».
Сейчас, в общественном сознании размыты ценности человека, такие как: добро, отзывчивость, чуткость, верность, порядочность. Обращение к сказкам A. С. Пушкина помогает привлечь внимание младших подростков к народным идеалам, способствуют формированию их интереса и уважения к этики своего народа.
В школьной практике сложились традиции изучения сказок А.С. Пушкина, в контексте устного народного творчества. Они достаточно подробно описаны в пособии В.Я. Коровиной «Пушкин в школе», и в пособии B. Г. Маранцмана «На пути к А.С. Пушкину». Однако, эти традиции, сегодня требуют методического обновления в формах организации деятельности пятиклассников. Мы не обнаружили публикаций и материалами связанных с современными подходами к организации такой деятельности, что и определяет актуальность нашей работы.
Цель: Предложить современную методическую организацию изучения пролога к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья» и «Сказки о мертвой царевне»
Задачи: 1. Определить творческий этап обращения А.С. Пушкина к устному народному творчеству и написанию сказки.
2. Обозначить своеобразие авторских сказок А.С. Пушкина.
3. Выявить традиции изучения пролога к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья» и «Сказки о мертвой царевне» в 5 классе
4. Предложить современные подходы к изучению произведений «У Лукоморья», «Сказка о мертвой царевне»
Объект исследования: Связь пролога и сказки с устным народным творчеством.
Предмет исследования: Традиции и современная организация изучения пролога к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья» и «Сказки о мертвой царевне» в 5 классе.
Методологическая база. Исследования ученых: Т.В. Зуева, Ю.М. Лотман, В.С. Непомнящий, В.В. Виноградов, Н.В. Беляева, М.А. Рыбникова и методические пособия: В.Я. Коровиной и В.Г. Маранцмана.
Методы: культурно-исторический, биографический, экспериментальный (констатирующий этап), педагогического моделирования.
Новизна состоит в том, что нами предложены современные формы изучения пролога к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья» и «Сказки о мертвой царевне» в контексте устного народного творчества.
Практическая значимость заключается в следующем: данная работа представляет интерес для учителей 5 классов. Материалы и разработки можно использовать на уроках литературы по теме А.С. Пушкин.
Глубокий след в истории литературы оставили пленяющие красотой и умом сказки Пушкина. На протяжении этапа своего творческого пути А.С. Пушкина, в нем всегда просыпалось вдохновение создавать что - то новое, большое значение уделял написанию русских сказок, которые на сегодняшний день известны всем. Он создавал сказочные произведения в фольклорном стиле, всё глубже проникая в обширный и разнообразный мир народной поэзии. Сказки стали итогом многолетних стремлений поэта постичь образ мыслей и чувства народа, особенности его характера, устного народного творчества и языка. Фольклорная поэтика становится в сказках Пушкин могучим средством реалистического изображения жизни, помогает поэту проникнуть в психологию героев. Его произведения указали литературе новый путь. Они дали классические образцы литературы.
Пушкин всегда старается подойти ближе к народу, понять его интересы, мечты, идеалы. Он знает, что все чувства и мысли народа выражаются в его поэтическом творчестве. Сказка — это вершина народного фольклора в силу ее доступности в любом возрасте. Поэтому он становится любимым автором для каждого ребенка с самого малого возраста и остается им для каждого взрослого в дальнейшем. Пятиклассники открывают для себя этот удивительный мир народной культуры.
Проанализировав методику В. Я. Коровиной и В. Г. Маранцмана, мы пришли к следующим выводам. Оба методиста учитывают тесную связь произведений А.С. Пушкина, изучаемых в 5 классе, с устным народным творчеством. Формы работы, предлагаемые и В.Я. Коровиной, и В.Г. Маранцмана имеют отличия, однако, опираются на знание Пушкиным культуры русского народа.
Все вышесказанное определяет сложившиеся традиции изучения эпических произведений Пушкина в 5 классе. Но сегодня школьников привлекают иные, новые, более современные формы работы. Мы предлагаем, в процессе изучения пролога к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья» такие современные подходы как игровая технология (конкурсы и ролевая игра). Изучая «Сказку о мертвой царевне», мы активно используем различные формы визуализации: воссоздание обложки к книге, по сказке А.С. Пушкина, игру «Одень героя», создание кластера, рисование «Дерево добра и зла». Завершает активную работу по визуализации о сказке Пушкина творческое задание, которое будет являться домашним (смастерить из любого материала: пластилин, картон, бумага и т.д., героя, предметы, встречающиеся в сказке, раскрасить цветными карандашами по своей ассоциации). Таким образом мы учитываем традиции сформировавшиеся в методике изучения эпических произведений Пушкина в 5 классе и предлагаем новые, современные подходы к изучению этих произведений.
Предложенные нами приемы помогают пятиклассникам открыть удивительный мир культуры народа, его устного народного творчества, в произведениях А.С. Пушкина.
1. Азадовский М.К. Литература и фольклор. - Л., 1938. - 297 с.
2. Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций. 3-е издание. - М.: Просвещение, 2016. - 252 с.
3. Богданова О.Ю., Маранцман В.Г. / Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов. Часть 1. - М., 1994. - 214 с.
4. Брюсов В. Я. Собр. соч.: в 7 т. М., 1975. Т. 7. - 308 с.
5. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1941. - 620 с.
6. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. М., Учпедгиз, 1962. - 495 с.
7. Г олубков В.В. Теоретические основы методики литературы в средней школе (к постановке вопроса) // Литература в школе. -1946. - № 1. - С. 18-25.
8. Гукасова А. Г. Болдинский период в творчестве А. С. Пушкина. М., 1973. - 304 с.
9. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. - М., 1966. - 266 с.
10. Елеонский С. Ф. «У лукоморья», «Сказка о мертвой царевне»// Литературное чтение в школе. М., 1954. - С. 27-34.
11. Еремина О. А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.». - М.: Изд-во «Экзамен», 2006. - 68 с.
12. Зуева Т. В. Сказки А. С. Пушкина/Книга для учителей. М.: Просвещение, 1989. - 160 с.
13. Коровина В. Я. Изучение сказок Пушкина в школе // Произведения А. С. Пушкина в школе. Кн. для учителя / сост. В. Я. Коровина. М. : ООО «Классикс Стиль», 2002. Ч. 1. С. 233—243.
14. Коровина В. Я. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов / Книга «Пушкин в школе». - М. РОСТ, Скрин, 1998. - 363 с.
15. Коровина В. Я. Сказки А. С. Пушкина в школе. - М., 1972. - 143 с.
16. Коровина В. Я. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - 2 издание. М., 2023. - 303 с.
17. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М., 1983.
- 448 с.
18. Лотман Ю. М. Пособие для учащихся / А. С. Пушкин. - Л. Просвещение, 1981. - 255 с.
19. Лупанова И. П. Сказочник А. С. Пушкин// Лупанова И. П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины Х1Х века. - Петрозаводск, 1959. - С. 23-24.
20. Маранцман В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе. На пути к А. С. Пушкину: пособие для учителя и учащихся: в 2 ч. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. Ч. 1. - 255 с.
21. Маранцман В. Г. Методика преподавания литературы. Том 1. 1995. - 288 с.
22. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., 1974. - 176 с.
23. Маранцман В.Г. Цели и структура курса литературы в школе // Литература в школе. - 2003. - № 4. - С. 21-24
24. Маршак С. Я. Заметки о сказках Пушкина// Пушкин в школе. - М., 1951 - С. 19-21.
25. Мещерякова Н. Я. Об изучении сказок Пушкина // Изучение литературы в IV классе. М., 1975 - С. 28-31.
26. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. - М., 1983 -5 371 с.
27. Правоторова Е. И. Пособие для учителей общеобразовательных организаций - 2 издание. М.: Просвещение, 2014. - 354 с.
28. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. М.: Просвещение, 1985. - 287 с.
29. Сапожков С. Театр одной пушкинской сказки//Детская литература. - 1986.
- № 7 - С. 34-36
30. Соймонов А.Д., А.С. Пушкин / Русская литература и фольклор. Первая половина Х1Х века. - Л., 1976. - 453 с.
31. Соколов Ю.М. Русский фольклор (устное народное творчество) в 2 ч. Часть 2: учебник для вузов. - М: издательство Юрайт, 2019. - 243 с.
32. Сухомлинский В. А. Воспитание чуткости у детей через сказку. М. 1983. - 154с.