Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА БАЛЛАДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ П. КАТЕНИНА

Работа №17117

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы50
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
947
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА БАЛЛАДЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА 5
1.1. Жанровый канон баллады в русской литературе первой трети XIX в 5
1.2. Проблема народности и полемика В.А. Жуковского и П.А. Катенина о
национальном содержании жанра баллады 9
ГЛАВА 2 ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ И ПОЭТИКА БАЛЛАД П. КАТЕНИНА 16
2.1. «Простонародные баллады» П. Катенина 16
2.1.1. «Русские» баллады «Наташа», «Ольга», «Леший» 16
2.1.2. Мотив возмездия в «преступной» балладе «Убийца» 23
2.1.3. «Историко-легендарные» баллады «Мстислав Мстиславич», «Софокл»... .27
2.2. Жанровый синкретизм былин и поэм Катенина 31
2.2.1. Мотив поэтического состязания и жанровые черты баллады и былины в
стихотворениях «Певец» и «Старая быль» 32
2.2.2. Балладное начала в поэме «Инвалид Горев» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЯ 46


Имя Павла Александровича Катенина (1792-1853) - одно из центральных среди поэтов «пушкинского круга». Но он не только поэт - знаток театра, переводчик-драматург, критик-полемист, его имя значимо и для литературного движения декабристов.
Он был одним из руководителей Военного общества, созданного в 1817 году, - ранней декабристской организации, и авторитет его был высок в передовых офицерских кругах, а в правительственных сферах он слыл либералом, от которого набираются «вольного духу». Хотя позже Катенин отошел от активной деятельности, отношение к нему оставалось настороженным.
Творческая деятельность Катенина продолжалась почти тридцать лет, он впервые появляется в печати в 1810 году, однако уже с середины 20-х годов он фактически был вытеснен из литературы, а после 1836 года вообще не выступал в печати. В 1810 году в журнале «Цветник» Катенин публикует переводы Оссиана, Виргилия, Гесснера и подражательные стихи. Стремление к самобытности сочеталось у Катенина с широтой тематического и жанрового диапазона его творчества: поэма, стихотворная сказка и повесть, сатира, элегия, эклога, идиллия, баллада, эпиграмма, послание, песня, мадригал,сонет, рондо и т.д. Тогда же он стал работать и для театра: в 1811 году в Петербурге был поставлен его стихотворный перевод трагедии Корнеля «Ариадна». Драматические произведения в стихах составляют большую часть литературного наследия Катенина,среди них комедия в прозе «Студент» (1817), написанная совместно с А.С. Грибоедовым,«Пир Иоанна Безземельного» (1820), «Вражда и любовь» (1827), особенно «Андромаха» (1809-1818). И здесь широкий жанровый диапазон: трагедия, стихотворная комедия,прозаическая комедия и трагедия.
Однако центральное место в творчестве Катенина занимают все же «простонародные» баллады. В них он «отошел от нормативной эстетики и стиховых форм классицизма, быть может, дальше, нежели любой из современных ему поэтов» [Орлов,с. 56]. В балладах он заявил новые образы и новый ритм, которые станут жанровым эталоном значительно позднее.
Баллады Катенина сыграли огромную роль в становлении жанровой системы и поэтического языка русской литературы. Хотя его творчество рассматривается преимущественно как поэта «второго» круга пушкинской эпохи. И если жар баллады в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова изучен достаточно полно,вклад баллад Катенина в эволюцию жанра, как и все его творчество, не часто становился предметом литературоведческих исследований. Чаще всего исследователей привлекают парадоксы судьбы Катенина, они обращаются к его творчеству в рамках изучения поэзии декабристов, в аспекте полемики «шишковистов» и «карамзинистов», в русле становления романтизма в литературе первой трети XIX века, в плане исследования, почему столь успешный поэт и общественный деятель исчез из литературной жизни в самом расцвете. Недостаточность внимания к творчеству П.А. Катенина обусловила актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Цель работы: показать художественные особенности жанра баллады в творчестве П.А. Катенина, их место в эстетической концепции поэта.
Цель определила постановку следующих задач: изучить доступную научную литературу; рассмотреть эстетическую концепцию Катенина; проанализировать произведения, имеющие признаки жанра баллады; выявить их роль в отражении эстетических взглядов писателя; определить их художественные особенности.
Материалом исследования послужили произведения П.А. Катенина, имеющие черты жанра баллады: «Убийца», «Наташа», «Ольга», «Софокл», «Мстислав Мстиславич», «Инвалид Горев», «Леший», «Старая быль», «Мир поэта» и др.
В качестве основных методов исследования использовались сравнительно-исторический, метод филологического анализа.
Научная новизна заключается в попытке дать системное представление о художественной специфике жанра баллады в творчестве П.А. Катенина и его места в эстетике писателя.
Практическая значимость состоит в том, что материалы данной дипломной работы могут быть использованы в курсе школьного и вузовского преподавания русской литературы, в спецкурсах по истории русской литературы.
Апробация материалов дипломной работы была осуществлена на научно-практической конференции студентов ТувГУ в 2016 г.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи работы, двух глав, каждая из которых состоит из нескольких параграфов, заключения, где содержатся общие выводы по работе,и библиографического списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Русская поэзия первой трети XIX века - неотъемлемая часть русской и мировой культуры. Основой этого периода стал романтизм с его пристальным вниманием к отечественной истории. Историзм и народность определили особенности русской литературы этого периода.
Одно из ведущих мест в поэзии романтизма занимает жанр баллады, к которому обращались почти все писатели эпохи: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и многие другие. Немаловажное место в становлении и формировании жанрового канона баллады занимает творчество П. Катенина.
Павел Александрович Катенин (1792-1853) известен как поэт, драматург,переводчик, участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии, член Союза спасения и друг будущих декабристов. Среди литераторов начала XIX в. он выделяется самостоятельностью литературно-критического мышления,умением отстаивать свои литературные и философско-политические взгляды наперекор чужому мнению. Независимость Катенина сказалась на его литературной репутации двойственно. С одной стороны, с его суждениями считались, А.С. Пушкин, например,признавал авторитет Катенина как критика и ценил его поэтический талант. С другой стороны, у Катенина было мало последователей и учеников, кроме того, вынужденная, а потом и добровольная изоляция в родовом имении Шаево не позволяла поэту оперативно реагировать на изменение литературной ситуации.
Поэтическое наследство Катенина невелико. При жизни поэта в 1833 году в Петербурге появилось лишь двухтомное издание «Сочинений и переводов в стихах Павла Катенина». Но его баллады и идиллии принесли поэту заслуженный успех, хотя отношение к Катенину в литературных кругах было неоднозначным.
Катенинские баллады - это стихотворные новеллы, где реальная история приобретает захватывающее содержание и переплетается с фантастикой и сказкой.
Парадокс их в том, что Катенин не вводит в свои баллады каких-то новых сюжетов или героев, он обращается к уже традиционным для этого жанра сюжетным схемам, но эти устойчивые формы он наполняет совершенно новым содержанием.
Успех баллад Катенина был результатом обращения к неисчерпаемому богатству народной культуры. Поэт сумел органически объединить в новом жанре баллады и былину, и элегию, и быль, и эпос, и сказку, создав своеобразные жанровый синтез,давший новую жизнь уже известному жанру. Его находки получили продолжение в балладах Пушкина, Лермонтова, поэзии Некрасова. Он объединил тайну русской сказки с книжной фантастикой, бытовые истории с историческими былями.



1. Балашов Д.М. История развития жанра русской баллады. - Петрозаводск, 1966.
2. Балашов Д.М. Русская народная баллада // Народные баллады. - М.;Л., 1963. - С. 4-32.
3. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая [электрон.ресурс].
- URL: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text (дата обращения 19.03.2015).
4. Бобрицких Л.Я. Эволюция балладного жанра в поэзии серебряного века // Вестник
ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. - 2011. - № 2. - С. 5-11.
5. Вацуро В.Э. Сюжет «Старой были» П.А. Катенина // Труды Отд.древнерус.лит. -
СПб., 1996. - Т. 50. - С. 785-791 [электрон.ресурс]. - URL:
http:// odrl. pushkinskij dom.ru/LinkClick. aspx (дата обращения 09.04.2016).
6. Воронин Л.Б. По следам баллады. - М., 1996.
7. Воронцова Т.Н. Текст баллады. Языковая картина мира (на материале английских и шотландских баллад). - СПб., 2003.
8. Гаспаров М.Л. Баллада. // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.,2003. - С. 70.
9. Гиривенко А.Н. Из истории русского художественного перевода первой половины XIX века. Эпоха романтизма: уч. пособие. - М., 2002.
10. Гомеровы гимны. - М., 1995.
11. Грибоедов А.С. О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора» //
Грибоедов А.С. Сочинения. - М., 1988. [электрон.ресурс]. - URL:
http://www.rummuseum.ru/portal/node/1625 (дата обращения 12.04.2016).
12. Гугнин A.A. Народная и литературная баллада: судьба жанра // Развитие
поэтических жанров в литературе Центральной и Юго-Восточной Европы. - М.,1995.
13. Гугнин А.А. Постоянство и переменчивость жанра // Эолова арфа: Антология баллады. - М., 1989. - С. 3-11.
14. Душина Л.Н. Роль чудесного в поэтике первых русских баллад // Проблемы
идейно-эстетического анализа художественной литературы в вузовских курсах. -М., 1972. - С. 69-70.
15. Ермакова-Битнер Г.В. П.А. Катенин // Катенин П.А. Избранные произведения. -М.;Л., 1965. - С. 5-57. 
16. Ермоленко С.И. Жанр романтической баллады в эстетике первой трети XIX века //
Проблемы стиля и жанра в русской литературе XIX - начала ХХ века. -Свердловск, 1989. - С. 4-21.
17. Ерофеев В. Мир баллады // Воздушный корабль. Литературные баллады. - М.:1986. - С. 3-18.
18. Жабина Е.М. Художественный историзм лирики поэтов пушкинской поры. - М.,
2013 [электрон.ресурс]. - URL: http://book.googl.ru/books?id=3QmHwAAQBAJ&pg(дата обращения 09.04.2016).
19. Жанровое новаторство русской литературы конца XVIII-XIX вв.: сб. ст. - Л., 1974.
20. Жуковский В.А. Избранное. - Л., 1973.
21. Захарова О.В. Былины. Поэтика сюжета.- Петрозаводск, 1997.
22. Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. - Л., 1989.
23. Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. - Л., 1978. -С. 138-163.
24. Исаева Н.А. Проблема формирования переводческих норм в жанре баллады (на
материале переводов В.А. Жуковского англо-шотландских баллад): автореф... канд.филол.наук. - М., 2011.
25. Казинцев А. «Опыт беды»: о поэзии и судьбе Павла Катенина. // Катенин П.А.Избранное. - М., 1989. - С. 5-24.
26. Катенин П.А. Избранное. - М., 1989.
27. Катенин П.А. Избранное. - М., 1965.
28. Катенин П.А. Размышления и разборы. - М., 1981. [электрон.ресурс]. - URL:
az.lib.ru/katenin_p_a/text (дата обращения 16.10.2015).
29. Катенин П.А. Письма [электрон.ресурс]. - URL:
philology.petrsu.ru/filolog/writer/katenin.html (дата обращения 16.10.2015).
30. Ковылин A.B. Народная и литературная баллада: взаимосвязь жанров // Проблемы
истории литературы: сб. ст. - Вып. 3. - М., 1997. - С. 54-64.
31. Козинцев А.И. Катенин. - М., 1989.
32. Копылова Н.И. Фольклоризм композиции русской литературной баллады первой
трети XIX века. // Вопросы поэтики литературы и фольклора. - Воронеж, 1976.
33. Кравцов Н.И. Славянская народная баллада // Проблемы славянского фольклора. -
М., 1972. - С. 167-199.
34. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: уч. для филол.фак.ун-тов. - М., 1977. 
35. Кузьменкова Е.В. Жанр баллады в поэзии первой трети XIX века. Русские и
европейские варианты: Спецсеминар кафедры истории русской литературы и фольклора. - Саратов, 2009.
36. Кукулевич А., Лотман Л. Из творческой истории баллады Пушкина «Жених» //
Временник Пушкинской комиссии. Вып. 6. - М.;Л., 1941 [электрон.ресурс]. - URL:
feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v41
37. Кулагина А.В. Русская народная баллада. - М., 1977.
38. Кунин В.В. Поэты пушкинского круга. - М., 1973.
39. Левченко O.A. Жанр русской романтической баллады 1820-1830-х гг.: автореф...канд. филол.наук. - Тарту, 1990.
40. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. - Свердловск,1982.
41. Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2003.
42. Литературно-критические взгляды декабристов. - М., 1978.
43. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979.
44. Ложкова Т.А. «Не сражаться за отчизну. В русских людях стыд и грех»: проблема
чудесного в балладе П.А. Катенина «Наташа». // Филологический класс. - 2012. -№ 2 (28). - С. 29-37.
45. Лотман Ю.М. Поэзия 1790-1810-х годов // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб.,1996. - С. 324-371.
46. Магомедева Д.М. Баллада // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. -М., 2008. - С. 26-27.
47. Магомедова Д.М. К специфике сюжета романтической баллады // Поэтика русской литературы. - М., 2002. - С.39 - 44.
48. Маймин Е.А. О русском романтизме. - М., 1975.
49. Медведева И.Н. Н.И. Гнедич // Гнедич И.Н. Стихотворения. - Л., 1956.
[электрон.ресурс]. - URL: http://az.lib.ru/g/gnedich_n_i/text_0050.shtml (дата обращения 14.10.2015).
50. Мухина З.И. Русская литературная баллада 1830-х-1850-х годов: История и
поэтика жанра: автореф. канд. филол.наук. - Самара, 2000.
51. Новикова А.М. Лиро-эпические песни-баллады // Русское народное поэтическое
творчество. - М., 1978. - С. 276-278.
52. Орлов В.Н. Катенин // История русской литературы: в 10 т. / АН СССР. Ин-т рус.
лит. (Пушкин. Дом). - М.;Л., 1941-1956. - Т. VI. Литература 1820-1830-х годов. -
1953. - С. 52-61. [электрон.ресурс]. - URL: http://feb-web.ru/feb/irl/il0/il6/il6-
0522.htm (дата обращения 09.04.2016). 
53. Пронин В.А. Теория литературных жанров. - М., 2005.
54. Проскурин О.А. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. - М. 1999.
[электрон.ресурс]. - URL: http://www.ruthenia.ru/document/546433.html (дата обращения 12.04.2016).
55. Пушкин А.С. Сочинения и переводы в стихах Павла Катенина // Пушкин А.С.
Собрание сочинений: в 10 т. - Т. 6. - М., 1962 [электрон.ресурс]. - URL:
http://rvb.ru/pushkin/01text/07criticism/01criticism/0331 33/0944.htm
56. Русская баллада. История и теория жанра: сб. научных статей. / Отв.ред.проф. С.Н. Травников. - М., 2006.
57. Русские народные баллады / вступ.ст. Д.М.Балонцова. - М., 1983.
58. Саломатин А.В. Баллада П. Катенина «Убийца» как литературный источник «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка. // Ученые записки Казанского университета. - 2012. - Т. 154. - Кн. 2 Гуманитарные науки. - С. 84-91.
59. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. - Л., 1976
60. Сурат И.З. Сказка П.А. Катенина «Княжна Милуша» // Филологические науки. -1985. - № 1.
61. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1996.
62. Томашевский Б.В. Пушкин: в 2 т. - Т.2. - М., 1990.
63. Тумилевич О.Ф. Народная баллада и сказка. - Саратов, 1972.
64. Тынянов Ю. Архаисты и Пушкин // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. -
М., 1969. [электрон.ресурс]. - URL: http:// az.lib.ru/t/tyynjanow_j_n/text_0080.shtml(дата обращения 24.02.2016).
65. Федута А.И. Диалог в балладах: Катенин versus Жуковский // Материалы Третьей
науч. конф. - Новосибирск. - 2002. - С. 135-138. [электрон.ресурс]. - URL:
http://www.philology.ru/literature2/feduta-02.htm (дата обращения 24.02.2016).
66. Холмская О. Пушкин и переводческие дискуссии пушкинской поры // Мастерство перевода: сб. ст. - М., 1959. - С. 305-328.
67. Четвертных Е.А. Между идиллией и балладой: Отечественная война 1812 года в творчестве П.А. Катенина // «И вечной памятью двенадцатого года...»: материалы Всерос.науч.конф., посвященной 200-летию Отечественной войны 182 г.,Екатеринбург, 14-15 декабря 2012 г. / под общ.ред. Е.Е. Приказчиковой. -Екатеринбург, 2013. - С. 146-158.
68. Шайтанов И.О. Компаративистика и/или поэтика: Английские сюжеты глазами исторической поэтики. - М.: РГГУ, 2010. 
69. Шаманская Л.П. Жуковский и Шиллер: поэтический перевод в контексте русской литературы. - М., 2000.
70. Шаталов С.Е. Характерология элегий и баллад Жуковского (к вопросу о единстве художественного мира поэта) Жуковского // Жуковский и литература конца XVIII-XIX века. - М., 1988. - С. 48 - 69.
71. Эткинд Е.Г. Русские поэты переводчики от Тредиаковского до Пушкина. - Л.,1973.
72. Янушкевич A.C. Баллады В.А. Жуковского 1808-1814 годов как поэтическая система // Проблемы метода и жанра. - Томск, 1985. - Вып. 11. - С. 16-34.
73. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. -Томск, 1985.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ