ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТИ
ПЕДАГОГА НА РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Теоретические подходы к исследованию влияния личности педагога
на развитие волевых качеств обучающихся 8
1.2. Возрастные особенности волевых качеств личности в младшем
подростковом возрасте 17
1.3. Особенности личности учителя технологии как условия развития
волевых качеств в младшем подростковом возрасте 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ НА РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 31
2.1. Организация и методика исследования 31
2.2. Результаты исследования и их анализ 33
2.3. Программа работы учителя технологии по формированию волевых
качеств у себя и младших подростков 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
Приложение А 62
Приложение Б 64
Приложение В
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена проблеме соотношения волевых качеств младших подростков и их представлений о качествах личности учителя технологии.
В концепции модернизации современного образования особо подчеркивается роль базового звена образования - общеобразовательной школы, которая должна ориентироваться не только на усвоение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности [5, с. 30].
Границы младшего подросткового возраста, согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций, в области народонаселения, устанавливаются в периоде с 10 до 14 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое, психолого-физиологическое и волевое развитие, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Младший подростковый возраст характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются: стремление к общению со сверстниками, появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.
Данный возраст является своего рода переходным и представляет собой период перехода от финальной стадии второго детства (преимущественно мальчики) к дебютной стадии пубертата (преимущественно девочки). Именно в этом возрасте фактически во всех органах и системах развивающегося организма несинхронно интенсифицируются перестроечные процессы, нарушающие эффективность относительно устойчивой ранее системы адаптации. Подобный сценарий развития предполагает соответствующие изменения в ключевых механизмах, обеспечивающих адаптационный потенциал младших подростков в изменившихся условиях функционирования организма. В связи с этим очень важную роль играет развитие у них волевых качеств, позволяющих максимально подстроиться под внешнюю среду, исходя из физиологических и психологических изменений [27].
Волевые качества - это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность ее свойств, характеризующая достигнутый уровень сознательной саморегуляции поведения. Чаще всего отмечаются такие волевые качества, как настойчивость, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, организованность, смелость, деловитость, самообладание, дисциплинированность [36].
Наличие воли отличает человека от животных, поведение которых ученые называют полевым (лишенным какого-либо волеизъявления). Понятие воли подразумевает сознательную организацию и регуляцию личностью своей жизни, сознательную постановку целей и изыскание способов достижения этих целей.
И, безусловно, не последнюю роль в развитии волевых качеств младшего подростка играет личность учителя. Учитель является здесь не просто взрослым наставником, а официальным носителем общественных требований к нему. Во многих вопросах он становится самым значимым и главным взрослым. Широко описаны случаи, когда младший подросток в случае несовпадения требований или способов действий родителей и педагога выбирает точку зрения педагога, как наиболее авторитетной фигуры [33, с. 209]. Таким образом, являющимся главным авторитетом в жизни младшего подростка, именно учителю принадлежит более значимая, нежели родителям, роль в формировании его волевых качеств.
Важно также отметить, что в современной школе основная часть педагогов - это женщины. Педагоги-мужчины - это, как правило, учителя физкультуры и технологии. При этом если анализу влияния на развитие волевых качеств школьников на уроках физической культуры и определению роли учителя данной дисциплины в формировании этих качеств посвящено достаточно много исследований, то влияние уроков технологии и учителя технологии на развитие волевых качеств школьников не изучено совсем.
На основании всего вышесказанного, гипотеза в настоящей работе сформулирована следующим образом: наличие ярко выраженных волевых качеств учителя технологии оказывает значительное влияние на уровень развития данных качеств у младшего подростка.
Цель настоящей работы - исследовать влияние представлений младших подростков о качествах личности учителя технологии на развитие их волевых качеств.
Объект исследования в настоящей работе - волевые качества младших подростков.
Предмет исследования - влияние представлений младших подростков о качествах личности учителя технологии на развитие их волевых качеств.
Для достижения поставленной цели в работе были последовательно решены следующие задачи:
• рассмотрены теоретические подходы к исследованию влияния личности педагога на развитие волевых качеств обучающихся;
• определены возрастные особенности волевых качеств личности в младшем подростковом возрасте;
• выявлены представления о качествах личности учителя технологии как условии развития волевых качеств в младшем подростковом возрасте;
• проведена оценка уровня развития волевых качеств младших подростков и определена зависимость сформированности данных качеств от выраженности их у учителя технологии;
• разработаны рекомендации, направленные на выстраивание взаимоотношений учителя технологии и младших подростков, которые будут способствовать активному развитию волевых качеств младших подростков.
Теоретической основой исследования выступали работы, посвященные общим проблемам воли и волевой регуляции, в частности, таких авторов, как А.Г. Асмолов, А.В Быков, Ю.А. Васильева, В.Н. Дружинин, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, А.Э. Пасниченко, Е.А. Пуртова, А.И. Фролов, С.А. Шапкин, Т.И. Шульга и др.
В соответствии с гипотезой исследования, а также поставленными целью и задачами были определены методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы по теме исследования;
2) эмпирические: тестирование (методика «5 необходимых волевых качеств учителя», тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов), опрос (анкета «Развитие волевых качеств и определение предпочтений» Е.Н. Прошицкая, интервьюирование младших подростков с целью определения их мнения о роли учителя в развитии волевых качеств);
3) методы описательной статистики: обработка результатов прямых измерений.
Базой исследования явились 5-6 классы Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № ХХХ» г. Красноярска. Всего в исследовании приняло участие 82 человека.
Исследование проводилось в три этапа.
I этап: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, определение направлений исследования. На основании проведенного анализа сформулированы гипотеза, цели и задачи исследования, определены объект, и предмет исследования, а также представлена теоретическая часть исследования.
II этап: разработан план эксперимента, методы обработки полученных результатов.
III этап: проведено экспериментальное исследование влияния личности учителя технологии на развитие волевых качеств младших подростков.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы: теоретическую и аналитическую; заключения, библиографического списка и приложений.
Работа представлена на 68 страницах, включает в себя 4 таблицы, 7 рисунков, 3 приложения. Библиографический список представлен 40 источниками.
Таким образом, в рамках настоящей работы были решены все, поставленные задачи.
Среди основных выводов считаю важным отметить следующее.
Одной из главных задач сегодняшней школы является воспитание волевой личности, способной жить и трудиться в современном динамичном и открытом обществе. Успешное решение новых задач, поставленных сегодня обществом перед общеобразовательной школой, во многом зависит от профессиональных качеств учителя технологии.
От нравственного и интеллектуального потенциала, а также способности к творческому поиску в решении педагогических проблем, в том числе и в сфере воспитания волевых качеств младших подростков. Учителя технологии, способного воспитать в учениках волевые качества, отличает постоянное стремление к творчеству и наличие такого педагогического мышления, основными показателями которого являются проблемный характер подхода к изучаемым явлениям, оперативность, динамичность, широта взглядов.
В младшем подростковом возрасте отмечается общий рост уровня развития волевых качеств. Высокого уровня развития достигают такие качества, как настойчивость, самостоятельность, смелость, а на низком уровне развития такие качества, как дисциплинированность, организованность, выдержка.
Общая логика развития всех волевых качеств младших подростков может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.
Воспитывая в младших подростках волевые качества в обновляющихся условиях, учитель технологии не только продолжает лучшие традиции отечественной педагогики, но и активно участвует в их развитии. Только обладая высокой общей и профессионально-педагогической культурой, учитель технологии может формировать у младших подростков не только прочные знания, умения и навыки, передавать им наиболее рациональные приемы и методы труда, а также будет формировать у них многие личностные качества, в том числе и волевые. Поэтому сам учитель технологии как волевая личность, кроме профессиональных качеств, должен обладать высокой культурой общения, уметь строить свои отношения с младшими подростками на доверительной, демократической основе, поддерживать на уроках доброжелательную атмосферу в классе.
В ходе проведения экспериментального исследования влияния личности учителя технологии на развитие волевых качеств младших подростков нами были использованы такие методики, как:
• тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов);
• анкета «Развитие волевых качеств и определение предпочтений» (Е.Н. Прошицкая);
• методика «5 необходимых волевых качеств учителя»;
• интервьюирование младших подростков с целью определения их мнения о роли учителя технологии в развитии волевых качеств.
Исследование, направленное на определение наиболее важных волевых качеств, необходимых идеальному учителю, по мнению младших подростков, показало, что основными из них являются выдержка и самообладание, самоконтроль и самооценка, организованность, смелость, принципиальность.
Результаты исследования наличия пяти волевых качеств идеального учителя у двух учителей технологии показали, что абсолютное большинство учеников 5 «А» и 6 «А» классов отметили наличие качеств идеального учителя у своего учителя технологии. При этом, согласно проведённому исследованию, далеко не многие младшие подростки, ученики 5 «Б» и 6 «Б» классов, отметили наличие представленных важнейших волевых качества идеального учителя у своего педагога.
Результаты исследования уровня развития волевых качеств младших подростков первой и второй групп показали, что данные во второй группе ниже данных первой группы, что дает на основание полагать, что, учитель технологии второй группы, обладая более низким уровнем развития волевых качеств, не может помочь им в полноценном развитии данных качеств. Как следствие, успеваемость младших подростков второй группы в целом по всем предметам ниже, нежели успеваемость младших подростков первой группы.
При этом важно отметить, что младшими подростками возлагаются достаточно большие надежды на помощь учителя технологии в формировании у них волевых качеств. Следовательно, представленные данные помогают нам сделать вывод о том, что в зависимости от личности учителя технологии, сформированности у него самого волевых качеств, формируются волевые качества младших подростков. Таким образом, учителю технологии в первую очередь нужно работать не только над программой формирования волевых качеств младших подростков, но надо формированием данных качеств у себя самого.
Исходя из представленных выводов, была разработана программа работы учителя технологии по формированию волевых качеств как у него самого, так и у младших подростков.
Современные психологи рекомендуют выполнять следующие действия, чтобы сознательно развить в себе волю и лидерские способности:
• заниматься несколькими видами деятельности, разносторонне развиваться;
• предъявлять к себе высокие требования;
• быть последовательным в любых своих действиях;
• приучать себя к дисциплине, намечая себе дела, которые должны быть полностью завершены;
• заниматься спортом, стремясь к физическому совершенству;
• развивать в себе здоровую самокритику;
• бороться с малодушием;
• читать биографии людей, добившихся в жизни успеха.
Кроме того, с целью развития волевых качеств младших подростков на уроках технологии нами была разработана программа «Мы целеустремлены, мы самостоятельны, мы дисциплинированы».
Цель программы: развитие волевых качеств личностной младших подростков на уроках технологии.
Задачи программы заключались в следующем:
• воспитание целеустремленности и дисциплинированности младших подростков на уроках технологии;
• воспитание самостоятельности и ответственности в рамках выполнения домашнего задания к уроку технологии;
• воспитание решительности, смелости и выдержки младших подростков посредством презентации своих работ на конкурсе «Лучший автомобиль будущего»;
• воспитание дисциплинированности через четкое следование правилам и регламентам, принятых на уроках технологии.
Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития младших подростков, связанных с развитием волевых качеств, и, как следствие, на возможностях их личностного роста, во-вторых - в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.
1. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 12.02.2019).
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студ. Вузов. М.: Академия, 2019. 672 с.
3. Бедельбаева Х.Т. Общение взрослыми - основной источник психического развития ребенка (о формировании внеситуативных форм общения) // Дошкольное воспитание. 1980. № 2. С. 32-35.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер Пресс, 2019. 400 с.
5. Благинин А.А. Особенности формирования волевых качеств младших школьников различных систем обучения // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2010. № 1. С. 30-35.
6. Василенко Т.В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ. М.: Грамотей, 2013. 32 с.
7. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие под ред. Скрипченко А.В., Долинская Л.В., Огородничук С.В. М.: Просвещение, 2016. 416 с.
8. Выдра А.Г. Психологическая культура личности будущего учителя
трудового обучения: монография. Чернигов: Черниговский
государственный педагогический университет имени Шевченко Т.Г., 2018. 164 с.
9. Головастикова Т.М. Как сделать учение увлекательным? // Начальная школа. 2016. № 2. С.30-34.
10. Гуревич П.С. Психология и педагогика. М.: Издательство Юнити-Дана, 2015. 320 с.
11. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 2016. 208 с.
12.Завьялова Н.Ю. Особенности воли младших школьников // Образование и воспитание. 2017. №11. С.19-21.
13.Задунова Е.В. Формирование учебной мотивации младших школьников // Начальная школа. 2017. № 2. С.20-25.
14.Заруцкая Т.П. Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http:// nsportal.ru/ nachalnayashkola/materialy- mo/novye-ok trebovaniya-k- professionalnoikompetentnosti-pedagogov-v-uslovi (дата обращения: 12.02.2019).
15. Зименкова Ф.Н. Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях: монография. М.: МПГУ, 2013. 93 с.
16.Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2001. 382 с.
17. Иванников В.А. Место понятия «воля» в современной психологии // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 15-24.
18. Иванова М.Н. Технология воспитания и личность учителя
[Электронный ресурс]. URL: https://xn-i1abbnckbmcl9fb (дата
обращения: 12.02.2019).
19. Иванников В.А. Место понятия «воля» в современной психологии // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 15-24.
20. Исследование волевой сферы личности младших школьников //
Молодежный научный форум. М.: МЦНО. 2017. № 4(43) [Электронный ресурс]. URL: ohttps://nauchforum. ru/archive/ MNF_humanities/4(43). pdf (дата обращения: 12.02.2019).
21. Классификация и методика развития волевых качеств человека [Электронный ресурс]. URL: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/volevye-kachestva-cheloveka.html (дата обращения: 12.02.2019).
22. Кроль В.М. Психология и педагогика. М.: Издательство Высшая школа, 2014. 325 с.
23. Крылов А.А. Психология. М.: Проспект, 2015. 495 с.
24. Кузнецова Д.А. Особенности развития волевых качеств в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2018. № 23. С. 389-391.
25. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учеб. пособ. М.: Изд-во УРАО, 1998. 175 с.
26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. 384 с.
27. Младший подростковый возраст: особенности [Электронный ресурс].
URL: https://5psy.ru/obrazovanie/mladshii-podrostkovyi-vozrast-
osobennosti.html (дата обращения: 12.02.2019).
28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: учебник для студентов высших учебных заведений / 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2016. 608 с.
29.О профессии учитель технологии [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/o-profiessii-uchitiel-tiekhnologhii.html (дата
обращения: 12.02.2019).
30.Обухова Л.Ф. Детская психология. М.: Юрайт, 2013. 460 с.
31. Педагогическое мастерство: учебник / под ред. Зязюн А.М.: Высшая школа, 2017. 397 с.
32. Психологические тесты / под ред. Карелина А.А.: В 2 т. Т. 2. М.: Владос, 2013. 248 с., 312 с.
33. Раттер М. Помощь трудным детям: пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 424 с.
34. Реан А.А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2012. 656 с.
35. Сафонова Л.Д. Особенности волевых качеств подростков // Научное
сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(38).
[Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/archive/guman/1(38).pdf(дата обращения: 29.04.2019)
36. Сухорукова Н.В. Развитие воли в младшем школьном возрасте как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс]. URL: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/psihologiya/razvitie-voli-v-mladshem-shkolnom-vozraste-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema-532597 (дата обращения: 29.04.2019).
37. Теория и методика обучения технологии [Электронный ресурс]. URL: http://timot.wmsite.ru/lekcija-4/vopros-6/ (дата обращения: 29.04.2019).
38. Фомин А.Я. Проблема развития воли. М.: Лаборатория книги, 2012. 104 с.
39.Чедова Т.И. Воспитание морально-волевых качеств подростков в рамках школьного спортивного клуба // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. С. 138-140.
40.Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Издательство Просвещение, 1960. 193 с.