Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методические возможное i и изучении эпохи «застои» с применением региональных материалов

Работа №15484

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы204
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
762
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Особенности представления эпохи «застоя» в современном российском образовании 18
1.1. Представление эпохи «застоя» в учебной литературе 18
1.2. Нормативно-правовая база,
определяющая требования к изучению эпохи «застоя» 22
Глава 2 Разработка и апробация спецкурса по эпохе
«застоя» с применением региональных материалов 43
2.1. Особенности создания спецкурса по эпохе
«застоя» с применением региональных материалов 43
2.2. Практический этап создания спецкурса по эпохе
«застоя» с применением региональных материалов 53
2.3. Апробация разработанного с применением 60
региональных материалов спецкурса по эпохе «застоя» 60
Заключение 65
Библиография 68
Архивные источники 68
Справочные и статистические издания 70
Исследования 70
Статьи 71
Научно-методические издания 72
Учебные издания 73
Нормативно-правовые акты 73
Официальные сайты организаций 74
Приложение 1 Спецкурс по региональной истории
эпохи «застоя» «Сельское хозяйство Бийского района
в годы восьмой - десятой пятилеток (1966-1980 гг.)»,
разработанный с применением региональных материалов: 75
Приложение 2 Региональные материалы,
использованные для создания спецкурса по эпохе «застоя»: документы фонда № 144 «Управление сельского хозяйства Бийского райисполкома Алтайского края, г. Бийск» Архивного отдела администрации Бийского района 1 62
Приложение 3 Тест по региональной истории,
выполняемый для проверки уровня знаний студентами местных (региональных) особенностей экономической специализации региона эпохи «застоя» 177
Приложение 4 Результаты теста по региональной
истории, выполненного студентами до представления
им спецкурса по эпохе «застоя» 179
Приложение 5 Результаты теста по региональной
истории, выполненного студентами после представления им спецкурса по эпохе «застоя» 1 9 1

Актуальность исследования: в контексте потребностей современно-го общества: период новейшей истории России, именуемый в отечественной исторической науке «застой» (1964-1985 гг.), наряду с другими событиями новейшей истории нашей страны, является чрезвычайно политизированным и подверженным тенденциозным историческим спекуляциям, что создает существенные трудности в его объективном представлении в ходе изучения истории. Главным образом это связано с тем, что на предметные и методические аспекты представления эпохи «застоя» накладывается множество сторонних факторов и явлений. К ним относится, в частности, субъективное восприятие данной эпохи преподавателем истории, носящее, как правило, оценочный характер - положительная либо отрицательная личностная оценка «застоя» преподавателем. Аналогичным образом на мнение студента оказывает влияние его семья, в которой также обычно превалирует одна из двух вышеуказанных оценок данной эпохи. Также следует принимать во внимание, что современные студенты имеют возможность получать информацию из широкого круга различных источников, не ограничиваясь только лишь учебной литературой по истории. К таким источникам относятся большое количество разнообразной публицистики, научная историческая литература, пресса, телевидение, Интернет-ресурсы и др. Здесь необходимо отметить, что, не имея большого жизненного опыта, студенты зачастую не могут отличить качественную публицистику и научные исторические работы от тенденциозных, ангажированных публикаций. Черпая информацию из различных непроверенных и сомнительных источников, студенты получают искаженное, одностороннее представление о периоде «застоя», обычно характеризующееся резкими, однозначными категорическими оценками положительного либо отрицательного характера. Единожды определив для себя вышеуказанным способом отношение к данной эпохе, студент, впоследствии, оказывается мало восприимчив к другим оценкам этого периода, часто враждебно относится к альтернативному взгляду, отличающемуся от его собственного мнения. Все это, безусловно, существенно вредит нормальному течению образовательного процесса, препятствует формированию у студента объективного, всестороннего взгляда на изучаемый период, логическому осмыслению исторических событий.
Таким образом, данная ситуация создает серьезное противоречие: с одной стороны, самостоятельное изучение студентами истории, в том числе «застойных» времен, несомненно, заслуживает похвалы и одобрения. С другой стороны, как указано выше, наличие большого числа литературы сомнительного, тенденциозного содержания, которую студент беспрепятственно может использовать для изучения интересующей его эпохи, создает риск закрепления в его восприятии предвзятой, односторонней оценки самостоятельно изучаемого исторического периода. Единственным вариантом разрешения данного противоречия является направление познавательного интереса студента на изучение исторических работ (публикаций, изданий, спецкурсов и др.), основанных на подлинных, документальных материалах, раскрывающих различные стороны эпохи «застоя». Практическая реализация подобной идеи возможна посредством разработки преподавателем истории спецкурса на основе подлинных, документальных архивных материалов и его
представление студентам в ходе проведения образовательного процесса, в том числе - в ходе изучения региональной истории, что предполагает использование для создания спецкурса материалов, имеющихся в фондах местных архивов. Необходимо отметить, что в настоящее время изучение региональной истории является полноценной и неотъемлемой частью процесса изучения отечественной истории. Студент, знакомясь в ходе изучения региональной истории с данным спецкурсом, в полной мере удовлетворяет свой познавательный интерес, узнает об интересующей его эпохе непосредственно из первоисточников - подлинных документов, на основе которых разработан спецкурс, и по завершении его изучения самостоятельно делает выводы об эпохе «застоя».
В контексте научной изученности: вплоть до недавнего времени применение в образовательном процессе вышеуказанной формы работы - создание спецкурса с применением региональных материалов и его использование в образовательном процессе - являлось весьма затруднительным по причине использования так называемой «знаниевой» образовательной модели. «Знаниевая» модель ставила главной задачей получение готовых знаний при использовании традиционных методик ведения образовательного процесса. Умения и навыки были подчинены этой задаче, главным «источником» знаний считался преподаватель учебной дисциплины, излагающий сугубо «базовую», устоявшуюся образовательную программу, как правило, не предполагавшую использования каких-либо спецкурсов и т.п. нововведений. Результатом такой модели являлось некритическое усвоение студентами полученных знаний, объективность которых не должна была подвергаться сомнению и основывалась на ведущей роли преподавателя в образовательном процессе и подчиненном положении студентов - так называемом субъект- объектном подходе. Негибкий, консервативный характер «знаниевой» образовательной модели во многих случаях не оставлял места для использования разработанных преподавателем истории спецкурсов.
Устранить недостатки «знаниевой» образовательной модели призвана проводимая в настоящее время глубокая модернизация российского образования, в соответствии с которой происходит смена «знаниевой» модели современной компетентностной моделью образования. В ней используется объект-объектный подход организации взаимодействия между преподавателем и студентами, ориентированный на создание условий для сотрудничества между субъектами образовательного процесса. Внедряемая в настоящее время компетентностная образовательная модель открывает для преподавателя истории широкие возможности создания и использования собственных спец-курсов, в том числе посвященных региональной истории.
Однако по указанным выше причинам вплоть до настоящего времени в российской научно-методической литературе отсутствуют какие-либо рекомендации по созданию и использованию спецкурсов в ходе изучения эпохи «застоя». Главным образом, это связано с относительно небольшим периодом времени, прошедшем с начала закрепления в системе образования ком- петентностной модели. Восполнить имеющийся пробел - представить методические возможности изучения эпохи «застоя» с применением региональных материалов (использованы при создании спецкурса) - призвана данная исследовательская работа.
Историография (изученность темы исследования). Как было отмечено выше, на сегодняшний день российская научно-методическая литература не содержит указаний и рекомендаций, касающихся разработки и применения спецкурсов при изучении эпохи «застоя». Причиной такого положения, помимо указанного выше небольшого времени использования компе- тентностной образовательной модели, являются следующие факторы. Дли-тельное использование в системе отечественного образования «знаниевой» модели, консерватизм и недоверие некоторой части педагогического сообщества и теоретиков методики образования к различным инновациям приводят к тому, что не соответствующая современной компетентностной образовательной модели методическая база, унаследованная от устаревшей «знание- вой» модели, продолжает использоваться «по инерции» в системе образования. Это существенно снижает качество образовательного процесса, создает диссонанс между современной образовательной моделью и устаревшей методикой. «Знаниевая» образовательная модель предполагала универсальность приемов и методов преподавания и изучения истории применительно к любым историческим эпохам и не учитывала их различия и характерные особенности. Между тем, объективно существующие различия и особенности разных исторических эпох предполагают дифференцированный подход к использованию разнообразных приемов и методик. Однако в рамках использования «знаниевой» модели это являлось весьма затруднительным.
Современные научно-методические издания, «по идее», призванные исправить представленную выше ситуацию, с одной стороны, отличает содержательность и насыщенность теоретического материала, а с другой - специальный тематический раздел, посвященный преподаванию эпохи «застоя» - как и ранее, отсутствует в методической литературе. Данная ситуация хорошо заметна при анализе современной российской научно-методической литературы - наиболее распространенных работ по теории и методике преподавания и изучения истории. Указанный анализ представлен в хронологическом порядке - в соответствии с годом издания рассматриваемых работ.
В работе М. Н. Кох, Т. Н. Пешковой «Методика преподавания в высшей школе», 2011 г. широко и подробно представлена роль и значение дидактики высшей школы, направленной, по мнению авторов, на решение следующих задач высшего образования:
«1. Обоснование специфических целей высшего образования.
2. Обоснование социальных функций высшей школы.
3. Обоснование содержания образования.
4. Научное обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе и осуществления учебной деятельности.
5. Определение оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения».1
Также большое внимание в данном издании уделяется организации обучения, формам и видам учебных занятий, организации педагогического контроля в высшей школе, управлению познавательными процессами и учебными мотивами студентов.
Коллективная монография «Компетентностный подход в образователь-ном процессе», 2012 г. подробно раскрывает понятие и классификацию компетенций, и, собственно, компетентностный подход в российском образовании. Большое внимание в монографии уделяется образовательной среде как 7 условию реализации компетентностного подхода.
Учебное пособие М. К. Горбатовой и М. А. Назиповой «Методики преподавания в высшей школе», 2012 г. выдвигает на первый план активные методы обучения и соответствующие им формы организации образовательного процесса в вузе. Также пособие уделяет большое внимание использованию в высшем образовании современных информационных технологий и дистанционному обучению как инновационному подходу к преподаванию в вузе.
Издание С. Л. Троянской «Основы компетентностного подхода в высшем образовании», 2016 г. всесторонне раскрывает компетентностный подход как методологическую основу современного образования.11 Кроме того, в издании широко представлены педагогические основы реализации компетентностного подхода в высшем образовании.
В целом представленный выше анализ используемой в настоящее время научно-методической литературы (наиболее распространенных изданий) свидетельствует об отсутствии в ней самостоятельного тематического раздела, посвященного методике изучения эпохи «застоя». Этим обусловлено отсутствие в указанной литературе методических рекомендаций по использованию в ходе изучения «застоя» тематических спецкурсов по региональной истории. Обогатить отечественную теорию и методику преподавания истории, раскрыв методические возможности изучения эпохи «застоя» с применением региональных материалов - призвана данная работа.
Объект исследования - процесс изучения эпохи «застоя» студентами высшего учебного заведения.
Предмет исследования - методические возможности изучения эпохи «застоя» с применением региональных материалов студентами высшего учебного заведения.
Цель исследования заключается в представлении и раскрытии методических особенностей, возможностей и практических результатов изучения эпохи «застоя» с применением региональных материалов студентами высшего учебного заведения.
Задачи исследования, решаемые для достижения указанной цели, подразделяются на два «блока», каждый из которых состоит из главной, основополагающей, «стратегической» задачи и проистекающих из нее промежуточных, «тактических» задач. Главной, основополагающей задачей первого «блока» является рассмотрение особенностей представления эпохи «за¬стоя» в современном российском образовании. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость решить следующие «тактические» задачи:
- рассмотреть разнообразие представлений эпохи «застоя» в учебной литературе;
- изучить нормативно-правовую базу, определяющую требования к изучению эпохи «застоя».
Главной, основополагающей задачей второго «блока» является разработка и апробация спецкурса по эпохе «застоя» с применением региональных материалов. Для этого, в свою очередь, требуется решить следующие «тактические» задачи:
- рассмотреть особенности создания спецкурса по эпохе «застоя» с применением региональных материалов;
- осуществить практический этап создания спецкурса по эпохе «застоя» с применением региональных материалов;
- провести апробацию разработанного с применением региональных материалов спецкурса по эпохе «застоя» и представить ее результаты.
Методы исследования избраны в соответствии с представленным выше перечнем задач и призваны обеспечить их наиболее эффективное решение. Так, для решения задачи рассмотрения особенностей представления эпохи «застоя» в современном российском образовании применяются следующие методы:
- теоретический анализ содержания современной российской учебной литературы, направленный на выявление особенностей представления в ней эпохи «застоя», а также определение сходств и различий в изложении мате-риала, посвященного данной эпохе в разных учебных изданиях;
- изучение теоретического содержания нормативно-правовой базы - документов, регламентирующих сферу образования, позволяющее определить содержащиеся в них требования к изучению эпохи «застоя».
Задача разработки и апробации спецкурса по эпохе «застоя» с применением региональных материалов решается путем использования следующих методов:
- рассмотрение особенностей создания спецкурса по эпохе «застоя» с применением региональных материалов;
- осуществить практический этап создания спецкурса по эпохе «застоя» с применением региональных материалов (непосредственная разработка спецкурса с применением региональных материалов);
- проведение апробации разработанного с применением региональных материалов спецкурса по эпохе «застоя» и представление ее результатов.
Источниковая база исследования включает в себя источники, использованные для изучения особенностей представления эпохи «застоя» в современном российском образовании и представлена таким видом источников, как нормативно-правовые акты. Так, базовые положения образовательного процесса и результаты его проведения определяет ФГОС высшего образования для уровня бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 91. Документом, определяющим ход образовательного процесса подготовки бакалавров в Алтайском государственном гуманитарно-педагогическом университете имени В. М. Шукшина, является Учебный план подготовки бакалавров по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки: история и право) Кафедры Историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин Факультета Истории и права, утвержденный ректором Л. А. Мокрецовой и Ученым советом ВУЗа 05.04.2017 г. Непосредственные требования, предъявляемые к результатам изучения бакалаврами новейшей отечественной истории, в том числе - эпохи «застоя» позволяет выявить изучение Программы учебной дисциплины Б1.В.ОД.1.15 «Новейшая отечественная история» направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль подготовки - история и право, степень выпускника - бакалавр, очной формы обучения, разработанной к. и. н., доцентом Кафедры историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин Факультета истории и права АГГПУ им. В. М. Шукшина А. А. Чирковым и утвержденную начальником учебно-методического управления АГГПУ им. В. М. Шукшина М. В. Довыдовой 1 сентября 2017 г.
Новизна исследования заключается в том, что изучение эпохи «за¬стоя» значительно расширяется региональным компонентом истории, практическая реализация которого осуществляется посредством представления спецкурса по эпохе «застоя», разработанного с применением региональных
материалов. По сравнению с бытовавшим до недавнего времени изучением «застоя», как правило, ограничивавшимся рассмотрением наиболее общих особенностей эпохи сугубо в масштабах всей страны, игнорируя местные, региональные особенности (в том числе - в сфере ведущих для региона отраслей экономики), представление в ходе изучения «застоя» указанного спец¬курса восполняет существующий пробел в знаниях студентов по региональной истории. Также важным элементом новизны является то, что указанный тематический спецкурс по эпохе «застоя» (представлен в Приложении 1) разработан с применением региональных материалов - создан на основе подлинных архивных документов (некоторая часть использованных при создании спецкурса документов представлена в Приложении 2), находящихся на хранении в Архивном отделе администрации Бийского района. Непосредственно для создания спецкурса были использованы документы фонда № 144 «Управление сельского хозяйства Бийского райисполкома Алтайского края, г. Бийск». В ходе работы над созданием спецкурса был изучен массив доку-ментов указанного фонда, охватывающих период с 1966 г. по 1980 г. включительно. Указанные архивные документы (региональные материалы) ранее не были изучены исследователями и не использовались для написания монографий, научных работ, создания спецкурсов, публикаций и др. Таким образом, большой массив региональных материалов - подлинных архивных документов - впервые введен в научный оборот благодаря разработке на их основе тематического спецкурса по эпохе «застоя».
Практическая значимость результатов исследования - представляется возможным и желательным использование материалов данной работы - разработанного и прошедшего апробацию спецкурса по эпохе «застоя» - в ходе проведения образовательно процесса в высших учебных заведениях как гуманитарного профиля, так и других направлений, в образовательной про-грамме которых предусмотрено изучение истории. Также возможным и желательным является самостоятельное изучение студентами указанных учебных заведений региональных материалов, непосредственно использованных для создания спецкурса по эпохе «застоя» (представлены в библиографическом списке данной работы, также некоторая часть представлена в Приложении 2). Необходимо отметить, что образовательная программа указанных учебных заведений, в большинстве случаев, дает обучающимся поверхностное, неполное представление об эпохе «застоя» - ее изучение обычно ограничивается рассмотрением основных аспектов данного периода, при этом почти всегда остаются без внимания местные, региональные особенности изучаемой эпохи. В результате студенты имеют ограниченное, фрагментарное представление о периоде «застоя», остаются нераскрытыми местные условия и региональные особенности, которые в свою очередь, существенно отличались в различных районах страны и были далеко не одинаковыми, что сказывалось, в том числе, на функционировании ведущих для изучаемого региона отраслях экономики.
Изучение студентами ВУЗов разработанного и представленного в дан-ной работе (см. Приложение 1), успешно прошедшего апробацию спецкурса по региональной истории, а также использованных для его создания региональных материалов, позволит им составить полное, целостное представление об эпохе «застоя», восполнить пробел в знаниях региональной истории данного периода, фактически из первоисточников - использованных для со-здания спецкурса подлинных архивных документов - узнать региональные особенности «застоя» с учетом местной экономической специализации изучаемого региона.
Апробация результатов исследования проводилась в ходе проведения в период с 16.03.2018 г. по 12.04.2018 г. Научно-педагогической практики, проходившей на Кафедре историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин Факультета истории и права Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина», проходила в учебной студенческой группе бакалавров И-ИП-141, обучающихся по состоянию на период проведения апробации на четвертом курсе Факультета истории и права АГГПУ им. В.М. Шукшина. Данная апробация проводилась в несколько этапов и была призвана выявить знания студентов по региональной истории эпохи «застоя» до и после представления им разработанного с применением региональных материалов спецкурса по эпохе «застоя» (представлен в Приложении 1). Тем самым, на практике осуществлялась оценка результативности разработанного тематического спецкурса, критерием которой является сравнение знаний студентов по региональной истории до и после его представления. Последовательность этапов проведения апробации и их содержание выглядело следующим образом:
- выявление «наличных» («текущих») знаний студентов по региональной истории периода «застоя» с учетом местных особенностей экономической специализации региона;
- восполнение знаний студентов по региональным особенностям мест-ной экономической специализации эпохи «застоя» посредством представления студентам разработанного тематического спецкурса по эпохе «застоя» (предшествующий этап показал низкий уровень знаний студентов, касающийся обозначенной тематики);
- определение уровня знаний студентов по региональной истории эпохи «застоя» с учетом местных особенностей экономической специализации региона после представления им тематического спецкурса по эпохе «застоя»;
- оценка эффективности разработанного мною тематического спецкурса по эпохе «застоя». Критерием оценки эффективности спецкурса являлось сравнение знаний студентов группы И-ИП-141 по региональным особенностям местной экономической специализации эпохи «застоя» до прочтения данного спецкурса и после его представления.
В значительно более подробном и развернутом виде технология проведения апробации, способы ее выполнения, полученные на каждом этапе ее проведения практические результаты и сделанные на их основании выводы представлены во второй главе «Разработка и апробация спецкурса по эпохе «застоя» с применением региональных материалов» в параграфе «Апробация разработанного с применением региональных материалов спецкурса по эпохе «застоя»», а также в Приложении 3; Приложении 4; Приложении 5 данной работы. Представленные в указанных разделах и Приложениях данной работы результаты и материалы апробации свидетельствуют об успешности ее проведения. Таким образом, успешность проведенной апробации разработанного с применением региональных материалов спецкурса по эпохе «за¬стоя» свидетельствует о целесообразности его внедрения и практического использования в ходе проведения в высших учебных заведениях гуманитарного профиля, а также других направлений, в образовательной программе которых предусмотрено изучение истории.
Структура исследования выстроена по проблемному принципу - основную часть составляют две главы, последовательно раскрывающие особенности представления эпохи «застоя» в современном российском образовании (первая глава данного исследования), а также разработку и апробацию спецкурса по эпохе «застоя» с применением региональных материалов (вторая глава).
Для структуры каждой главы также избран проблемный принцип: каждый параграф последовательно раскрывает особенности и характерные черты рассматриваемых аспектов. Так, рассмотрение особенностей представления эпохи «застоя» в современном российском образовании предполагает выявление разнообразия представления эпохи «застоя» в учебной литературе, а также изучение нормативно-правовой базы, определяющей требования к изучению эпохи «застоя», что последовательно представлено в соответствующих параграфах первой главы. Аналогичной (выстроенной по проблемному принципу) является структура следующей главы. Так, разработка и апробация спецкурса по эпохе «застоя» с применением региональных материалов включает в себя рассмотрение особенностей создания спецкурса по эпохе «застоя» с применением региональных материалов, следующий за ним практический этап создания спецкурса по эпохе «застоя» с применением региональных материалов и его последующая апробация. Все указанные этапы по-следовательно представлены в соответствующих параграфах второй главы.
Таким образом, особенности темы и специфика данной исследовательской работы обуславливают использование проблемного принципа структуры работы. Также необходимо отметить, что значительно обогащают и расширяют данную исследовательскую работу и фактически, являются ее неотъемлемым компонентом разнообразные материалы, представленные в Приложениях. Всего в данной работе насчитывается пять различных Приложений, включающих в себя разработанный с применением региональных материалов спецкурс по эпохе «застоя», а также различные материалы, относящиеся к подготовке, непосредственному проведению и результатам проведенной в ходе исследования практической апробации разработанного с применением региональных материалов спецкурса по эпохе «застоя».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Представленное в данной работе изучение особенностей представления эпохи «застоя» в современном российском образовании, создание с применением региональных материалов спецкурса по эпохе «застоя» и его последующая апробация позволяют сделать следующие выводы:
Проведенный в ходе подготовки к созданию спецкурса анализ используемой в настоящее время научно-методической литературы свидетельствует об отсутствии в ней самостоятельного тематического раздела, посвященного методике изучения «застоя». Этим обусловлено отсутствие в указанной литературе методических рекомендаций по использованию в ходе изучения «за-стоя» тематических спецкурсов по региональной истории. Этот пробел восполняет данное исследование, наглядно раскрывающее методические возможности изучения эпохи «застоя» с применением региональных материалов.
Анализ учебной литературы позволил выявить разнообразие структуры представления материала, а также различия его содержательной части, характеризующиеся подробностью / поверхностностью теоретического материала, простоты и доступности / сложности и аморфности языка его представления. Вышеперечисленные особенности учебной литературы непосредственно влияют на методические особенности проведения занятий по истории, на которых изучается период «застоя». Вместе с тем, общим для всей массы указанной литературы является отсутствие в ней регионального компонента истории, вследствие чего данный аспект в большинстве случаев остается без внимания в ходе изучения эпохи «застоя». Данный недостаток устраняет представленная работа, демонстрирующая возможности и результаты применения спецкурса в процессе изучения региональной истории эпохи «застоя» и собственно, сам представленный в ней спецкурс (см. Приложение 1), а также использованные для его разработки региональные материалы.
Изучение различных условий и требований, представленных в доку-ментах, определяющих образовательный процесс подготовки бакалавров по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями под-готовки: история и право) - (ФГОС высшего образования для бакалавриата направления подготовки 44.03.05; Учебный план подготовки бакалавров направления 44.03.05 АГГПУ им. В. М. Шукшина; Программа учебной дисциплины Б1.В.ОД.1.15 «Новейшая отечественная история» направления под-готовки 44.03.05) - собственно, и определили необходимость разработки с применением региональных материалов спецкурса по эпохе «застоя» и его последующей апробации.
Создание спецкурса по эпохе «застоя» с применением региональных материалов позволило на практике реализовать такие умения, обязательные для работающего в ВУЗе преподавателя истории, как, работа с историческими источниками, умение определять место и время создания исторических документов, представлять историческую информацию в виде таблиц, анализировать и оценивать региональные исторические события в контексте обще-российской истории ХХ века, исследовать с помощью исторических документов региональные (местные) особенности экономической жизни страны в контексте общероссийской истории ХХ века.
Разработанный на основе региональных материалов - подлинных архивных документов и экономико-статистических материалов спецкурс по эпохе «застоя» позволяет наглядно представить характер и особенности советской экономики периода «застоя» на примере регионального компонента истории, раскрывающего, исходя из местных особенностей экономической специализации, ведущую отрасль экономики региона - сельское хозяйство и его различные аспекты. Непосредственно данный спецкурс представлен в Приложении 1, а использованные для его создания региональные материалы (архивные документы, справочные и статистические издания) представлены в библиографическом списке данной работы, также некоторая часть использованных архивных документов представлена в Приложении 2.
Выявление в ходе проведения апробации неудовлетворительного уровня знаний студентами региональных особенностей местной экономической специализации периода «застоя» и значительное повышение уровня знаний студентами региональных особенностей местной экономической специализации периода «застоя» после представления студентам разработанного с применением региональных материалов спецкурса по эпохе «застоя» наглядно свидетельствует об успешности апробации.
В свою очередь, успешность проведенной апробации разработанного спецкурса по эпохе «застоя» свидетельствует о целесообразности его внедрения и практического использования в ходе проведения образовательного процесса в высших учебных заведениях как гуманитарного профиля, так и других направлений, в образовательной программе которых предусмотрено изучение истории. Также возможным и желательным является самостоятельное изучение студентами указанных учебных заведений региональных мате-риалов, непосредственно использованных для создания спецкурса по эпохе «застоя», представленных в библиографическом списке данной работы.



1. Сводный годовой отчет по совхозам управления за 1966 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 18. - 34 л.,
2. Сводный годовой отчет по совхозам управления за 1967 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 33. - 37 л.,
3. Сводный годовой отчет совхозов управления за 1968 год. // Архивный от-дел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 49. - 41 л.,
4. Сводный годовой отчет по совхозам управления за 1969 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 64. - 42 л.,
5. Сводный годовой отчет по совхозам управления за 1970 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 78. - 38 л.
6. Сводный годовой отчет по совхозам управления за 1971 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 91. - 40 л.
7. Сводный годовой отчет по совхозам управления за 1975 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 115. - 40 л.
8. Сводный годовой отчет по совхозам управления за 1976 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 125. - 43 л.
9. Сводный годовой отчет совхозов управления за 1977 год. // Архивный от-дел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 133. - 42 л.
10. Сводный годовой отчет по совхозам управления за 1979 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 149. - 47 л.
11. Сводный годовой отчет по основной деятельности по совхозам за 1980 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 157. - 55 л.
12. Сводный годовой отчет по колхозам управления за 1966 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 13. - 28 л.
13. Сводный годовой отчет по колхозам управления за 1967 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 31. - 29 л.
14. Сводный годовой отчет колхозов по основной деятельности за 1968 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 44. - 29 л.
15. Сводный годовой отчет по колхозам управления за 1969 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 59. - 29 л.
16. Сводный годовой отчет по колхозам управления за 1970 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 73. - 30 л.
17. Сводный годовой отчет по колхозам управления за 1971 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 88. - 30 л.
18. Сводный годовой отчет по колхозам управления за 1972 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 101. - 28 л.
19. Сводный годовой отчет по колхозам управления за 1973 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 106. - 28 л.
20. Сводный годовой отчет по колхозам управления за 1974 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 109. - 35 л.
21. Сводный годовой отчет по колхозам управления за 1976 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 122. - 37 л.
22. Сводный годовой отчет по колхозам управления за 1977 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 130. - 41 л.
23. Сводный годовой отчет по колхозам за 1978 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 138. - 40 л.
24. Сводный годовой отчет по колхозам управления за 1979 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 146. - 47 л.
25. Сводный годовой отчет по основной деятельности по колхозам за 1980 год. // Архивный отдел Администрации Бийского района. Ф. 144. Оп. 1. Д. 154. - 51 л.
26. Народное хозяйство Алтайского края в 1966-1970 гг. [Текст]: Стат. сбор-ник / Статистическое управление Алтайского края. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1972. - 303 с.
27. Народное хозяйство Алтайского края в 1971-1975 гг. [Текст]: Стат. сбор-ник / Статистическое управление Алтайского края. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1976. - 103 с.
28. Итоги экономического и социального развития Алтайского края за годы десятой пятилетки [Текст]: Стат. сборник / Статистическое управление Алтайского края. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1981. -104 с.
Исследования
29. Ильиных, В. А. Аграрные преобразования и сельское хозяйство Сибири в XX веке: очерки истории [Текст] / В. А. Ильиных, В. М. Рынков, М. В. Шиловский и др.; отв. ред. В. А. Ильиных. - Новосибирск: Ин-т ис¬тории СО РАН, 2009. - 308 с.
30. Ильиных, В. А. Проекты преобразования аграрного строя Сибири в ХХ в.: выбор путей и методов модернизации [Текст] / В. А. Ильиных, Д. С. Ор¬лов, В. М. Рынков, С. Н. Андреенков и др.; отв. ред. А. А. Николаев. - Новосибирск: Сибпринт, 2015. - 298 с.
31. Ильиных, В. А. Сельское хозяйство Сибири в ХХ веке: проблемы развития и кризисы [Текст] / В. А. Ильиных, С. Н. Андреенков, В. М. Рынков и др.; отв. ред. В. А. Ильиных, О. К. Кавцевич. - Новосибирск: Ин-т историиСО РАН, 2012. - 408 с.
32. Орлов, Д. С. Аграрный сектор Алтайского края во второй половине 70-х - первой половине 80-х годов ХХ века [Текст]: монография / Д. С. Орлов. - Бийск: Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина, 2007. - 204 с.
33. Ханин, Г. И. Экономическая история России в новейшее время [Текст]: монография. В 2 т. Т. 1. Экономика СССР в конце 30-х годов - 1987 год. / Г. И. Ханин. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. техн. ун-та, 2008. -516 с.
34.Экономическая история СССР: очерки [Текст] / Коллектив авторов. Рук. авт. колл. Л. И. Абалкин. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 496 с.
Статьи
35. Ильиных, В. А.; Орлов, Д. С. Аграрный вопрос в СССР в середине 1960-х годов: дискурс и выбор [Текст] / В. А. Ильиных, Д. С. Орлов // Иркутский историко-экономический ежегодник: 2015. - С. 43-51. Иркутск: Байкальский гос. ун-т экономики и права, 2015. - 684 с.
36. Орлов, Д. С. Интенсификация сельскохозяйственного производства в Алтайском крае в 1976-1985 гг. [Текст] / Д. С. Орлов // Мир Евразии. 2009. № 1 (4). - С. 43-50. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский гос. ун-т, 2009. - 80 с.
37. Орлов, Д. С. Развитие животноводческих отраслей сельского хозяйства Алтайского края в 1965-1985 годах [Текст] / Д. С. Орлов // Аграрная наука - сельскому хозяйству: сборник статей: в 3 кн. XI международная научно-практическая конференция «аграрная наука - сельскому хозяйству». Бар-наул, 4-5 февраля 2016 г. Кн. 1. - С. 40-42. Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2016. - 396 с.
38. Орлов, Д. С. Специализация и межхозяйственная кооперация в животноводстве Алтайского края в середине 1960-х - первой половине 1980-х гг. [Текст] / Д. С. Орлов // Гуманитарные науки в Сибири. 2010. № 2. - С. 101-103. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. - 123 с.
39. Компетентностный подход в образовательном процессе [Текст]: Монография / А. Э. Федоров, С. Е. Метелев, А. А. Соловьев, Е. В. Шлякова;
Российский государственный торгово-экономический университет. - Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. - 210 с.
40. Кох, М. Н. Методика преподавания в высшей школе [Текст]: учебное пособие / М. Н. Кох, Т. Н. Пешкова; Кубанский государственный аграрный университет. - Краснодар: Изд-во Кубанского государственного аграрного университета, 2011. - 150 с.
41. Методики преподавания в высшей школе [Текст]: Учебное пособие / М. К. Горбатова, М. А. Назипова; Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ,2012 г. - 53 с.
42. Михалкина, Е. В. Организация проектной деятельности [Текст]: учебное пособие / Е. В. Михалкина, А. Ю. Никитаева, Н. А. Косолапова; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2016. - 146 с.
43. Троянская, С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании [Текст]: учебное пособие / С. Л. Троянская; Удмуртский государственный университет. - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский уни-верситет», 2016. - 176 с.
Учебные издания
44. Борисов, В. А. История России [Текст]: учебно-методическое пособие /
В. А. Борисов, Е. В. Кряжева-Карцева, С. С. Синютин; Российский университет дружбы народов. - М.: РУДН, 2013. - 155 с.
45. Лысак, И. В. История России: Краткий конспект лекций [Текст] / И. В. Лысак. - Саратов: Изд-во «Вузовское образование», 2014. - 175 с.
46. Моисеев, В. В. История Отечества [Текст]: Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип. / В. В. Моисеев; Белгородский государственный технологический университет (БГТУ) им. В. Г. Шухова. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2013. Т.2 - 332 с.
47. Ольштынский, Л. И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Текст]: учеб. пособие / Л. И. Ольштынский. - М.: Логос,
2012. - 408 с.
48. Суслов, А. Б. История России (1917-1991 гг.) [Текст]: Учебник для вузов. Направление подготовки 050100 - «Педагогическое образование». Профиль подготовки: «История». Квалификация (степень) выпускника: бакалавр / А. Б. Суслов; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь: ООО «ПК
«Астер»», 2013. - 298 с.
Нормативно-правовые акты
49. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 91) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71245782/
50. Учебный план подготовки бакалавров по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки: история и право) Кафедры Историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин Факультета Истории и права АГГПУ им. В. М. Шукшина. Утвержден ректором Л. А. Мокрецовой и Ученым советом ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В. М. Шукшина» 05.04.2017 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www2.bigpi.biysk.ru/umu/viewpage.php?page_id=31
51. Программа учебной дисциплины Б1.В.ОД.1.15 «Новейшая отечественная история». Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль подготовки - история и право, степень выпускника - бакалавр, форма обучения - очная. Составитель - к. и. н., доцент Кафедры историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин Факультета истории и права АГГПУ им. В. М. Шукшина А. А. Чирков. Утверждена начальником учебно-методического управления АГГПУ им. В. М. Шукшина М. В. До- выдовой 1 сентября 2017 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www2.bigpi.biysk.ru/rp/file/doc/kipsgd_28_11_2017_02_31_54.pdf
Официальные сайты организаций
52.Официальный сайт Администрации Бийского района. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://biysk.biysk22.ru/?q=content/istoricheskaya- spravka


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ