Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития двигательной активности обучающихся старшего школьного возраста как средства формирования здорового образа жизни 8
1.1. Физическая культура и оптимизация режима двигательной активности
как одни из важнейших компонентов здорового образа жизни 8
1.2. Понятие и формы двигательной активности 18
1.3. Средства и методы формирования здорового образа жизни и
оптимизации двигательной активности обучающихся старшего школьного возраста 30
Выводы по первой главе 46
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа для развития двигательной активности обучающихся старшего школьного возраста как средства формирования здорового образа жизни 48
2.1. Разработка и диагностика комплекса средств и методов для формирования здорового образа жизни обучающихся старшего школьного возраста, с применением упражнений двигательной активности 48
2.2 Апробация комплекса средств и методов для формирования здорового образа жизни обучающихся старшего школьного возраста, с применением упражнений двигательной активности 53
Выводы по главе 2 62
Заключение 63
Список использованных источников 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
Актуальность исследования. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ требования к учебному процессу включают в себя положения об охране здоровья обучающихся, обязанность образовательных учреждений создавать безопасные условия для обучения и воспитания подрастающего поколения [51].
Забота о здоровье обучающихся стала главным приоритетом в развитии современной образовательной системы школы, целью которой является формирование свободной и гармоничной личности, основанной на знаниях о мире и человеке, способной к творческой деятельности и нравственному поведению. Важно стимулировать школьников к развитию полезных привычек, управлению своим поведением и сохранению здоровья в период подросткового возраста.
Важные исследования обучающих роль физической культуры в формировании здорового образа жизни заслуживают особого внимания, — это труды Н.П. Абаскаловой, Р.Ц. Айзмана, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышевой и других авторов.
Индивидуальный образ жизни, по мнению А.Г Сухарева, формируется в школьном возрасте благодаря развитию ключевых психических способностей у школьников 15-17 лет, таких как самоконтроль, внутреннее планирование, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание и самооценка [48].
Формирование у обучающихся старшего школьного возраста ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни может решить проблему ухудшения их физического состояния. Базой для формирования здорового образа жизни являются знания по физической культуре, важно обеспечить взаимосвязь между практическими навыками и теоретическими знаниями обучающихся.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет
предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья школьников 15-17 лет, является формирование у них основ культуры здоровья и здорового образа жизни. У обучающихся не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточностью знаний о здоровом образе жизни.
Основой для формирования здорового образа жизни у обучающихся старшего школьного возраста являются знания по физической культуре. При этом важное значение имеет обеспечение взаимосвязи между практическими умениями и теоретическими знаниями обучающихся.
Двигательная активность является одной из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма. Значение движений в жизни ребенка особо подчеркивается при ознакомлении с литературой по гипокинезии, последствиям двигательной недостаточности.
На сегодняшний день сложилось следующее противоречие, которое заключается в потребности у детей старшего школьного возраста в двигательной активности и нехватки систематических знаний и методик по данной теме исследования.
Таким образом, возникает проблема, которая заключается в недостаточной осведомленности и нехватки систематических знаний в области развития двигательной активности у обучающихся старшего школьного возраста как средства формирования здорового образа жизни.
В связи с этим была сформирована тема выпускной квалификационной работы: «Развитие двигательной активности школьников, как средство формирования здорового образа жизни».
Объект исследования: двигательная активность обучающихся
старшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие двигательной активности
обучающихся старшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать комплекс средств и методов для формирования здорового образа жизни обучающихся старшего школьного возраста с применением упражнений двигательной активности.
...
1) Проанализирована научно-методическая литература по теме исследования, из которой можно сделать вывод, что здоровый образ жизни - показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек. Результаты исследования подтверждают мнение современных авторов о том, что в современном обществе наблюдается тенденция потери здоровья школьников.
2) Изучены возрастные особенности старших школьников такие как:
преобладание абстрактного мышления, аналитической деятельности, категоричность суждений уступает место предположениям,
вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения - что служит благоприятными условиями для формирования здорового образа жизни. Кроме того, возникает потребность в двигательной активности из-за активного полового созревания и физического развития.
3) Адаптированная авторская программа средств и методов Э. Н. Вайнера по формированию здорового образа жизни обучающихся старшего школьного возраста с учетом их половозрастных и физических данных эффективно сказывается на теоретических знаниях и практических умениях для формирования здорового образа жизни.
4) По результатам повторно проведенного анкетирования, направленного на оценку индивидуального стиля жизни обучающихся и их отношения к формированию и приобретению основ здорового образа жизни, установлено, что на первых этапах, высоким уровнем здорового образа жизни обладало лишь 12% обучающихся 10-11 классов, на итоговом - 20%, многие респонденты со средним уровнем здорового образа жизни повысили свои результаты, стали вести активный образ жизни, некоторым из респондентов удалось отказаться от вредных привычек. Доля обучающихся с низким уровнем здорового образа жизни снизилась на 5%, с 31% до 26%, так как опрошенные данной группы повысили свой уровень до среднего, т.е. заинтересованность школьников старших классов занятиями физической культурой, регулярном посещении спортзала выросла.
5) Проанализировав полученные результаты исследования составлены практические рекомендации по формированию здорового образа жизни и оптимизации двигательной активности обучающихся старшего школьного возраста: применение различных информационных
технологий (приложения, игры, VR-очки и т.д.); разнообразие
физических упражнений; проведение подвижных игр для эмоциональной разгрузки; личный пример учителей; вовлечение родителей в спортивные мероприятия школы.
1. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни обучающихся и студентов в системе «школа-вуз» [Текст] / Н. П. Абаскалова. - : автореф. докт. дис., Барнаул, 2018. - 48 с.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. Монография. СПб.: Питер, 2016. - 246с.
3. Агаджанян, Н. А. Адаптация и резервы организма. [Текст] / Н. А. Агаджанян. М.: ФК и С., 2016. - 176 с.
4. Агаджанян, Н.А. Резервы нашего организма [Текст]: - 3-е издание, перераб. и доп. / Н.А. Агаджанян. М.: Знание, 2014. - 240 с.
5. Айзман, Р Ц. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования [Текст] / Р Ц. Айзман. М.: 2017. - 27 с.
6. Амосов, Н. М. Раздумье о здоровье. [Текст] / Н. М. Амосов. М.: ФК и С, перераб., доп. изд-е, 2019-63 с.
7. Ананьев, Н.А. Психогегиенические и психопрофилактические основы здорового образа жизни [Текст] / Н.А. Ананьев. здоровый образ жизни: Сб. науч. трудов.- Л.:ЛенГИДУВ, 2015. С.85-111.
8. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании [Текст]: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физкультуры / Б.А. Ашмарин. - М.:
Физкультура и спорт, 2014. - 272 с.
9. Баладанов, О. Ю., Козловский, И. З., Бахтинов, О. П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. [Текст] / О. Ю. Баладанов, И. З. Козловский, О. П. Бахтинов // Проблемы здоровья человека. - Ставрополь: Изд- во СГУ, 2019. - с. 172 - 174.
10. Бальсевич, В. К., Запорожанов, В. А. Физическая активность человека [Текст] / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. К.: Здоровье, 2017. - 224 с.
11. Бальсевич, В. К., Лубышева, Л. И. Физическая культура: молодежь и современность [Текст] / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева //Теория и практика физической культуры, 2020, № 4, - с.2 - 7
12. Баршай, В.М. Физкультура в школе и дома [Текст] / В.М. Баршай - Ростов н/Дону, 2017 - 164 с.
13. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье. [Текст] / И. И. Брехман. М.: 2018. -207 с.
14. Быховская, И. М., Лубышева, Л. И., Столяров, В. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) [Текст] / И. М. Быховская, Л. И. Лубышева, В. И. Столяров // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - с. 11- 15.
15. Вавилов, Ю.Н. Научно-практические предпосылки спортивно
оздоровительной программы для детей и молодежи [Текст] / Ю.Н. Вавилов. Теория и практика физической культуры. - 2016 - № 4. - С. 11-14.
... всего 55 источников