Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование физического развития обучающихся 1415 лет 7
1.1 Характеристика физического состояния и уровня развития физических
способностей обучающихся 14-15 лет 7
1.2 Характеристика волейбола как игрового вида спорта 14
1.3 Анализ упражнений для развития физических способностей обучающихся
14-15 лет 18
Глава 2. Организация и методы исследования 22
2.1 Методы исследований двигательных способностей обучающихся 14 - 15
лет 22
2.2 Организация и результаты собственных исследований 27
Глава 3. Экспериментальное обоснование результатов исследования 30
3.1 Реализация комплексов упражнений для развития физических способностей обучающихся 14-15 лет 30
3.2. Анализ результатов исследования 40
Заключение 43
Список используемых источников 46
В современном мире, когда требуются активное и целеустремленное подрастающее поколение социальный заказ ориентируется на развитие их физических качеств, особенно двигательных. Двигательные способности начинают развиваться с самого рождения, но совершенствуются и закрепляются в подростковом возрасте, поэтому он считается наиболее благоприятным.
При этом следует учитывать и возрастные особенности развития организма подростка, так темпы естественного прогресса роста не статичны и могут давать непредсказуемую реакцию на физические нагрузки. Возрастные периоды подростка могут быть сенситивными или чувствительными, смотря в какой стадии роста находится развитие организма, от этого и зависит эффект восприимчивости к внешним проявлениям нагрузки.
Актуальность темы исследования заключается в том, что двигательные способности занимают особое место в развитии подростка 14-15 летнего возраста. Двигательные качества необходимы в освоении многих профессий и в профессиональном спорте в том числе, особенно подвижных спортивных играх, таких как волейбол, баскетбол и другие. Многими исследователи отмечают, что подростковый возраст является и завершающим этапом в развитии двигательных способностей, так как в более зрелом возрасте это малоэффективный и сложный процесс. Подростковый возраст развития наиболее восприимчив к тренирующим воздействиям, направленных на двигательные: координация, быстрота, прыгучесть. Помимо прочего, данный возраст является идеальным для сбалансированного развития физического потенциала ребенка.
Между тем, существующая программа по физической культуре в школах не предусматривает целенаправленной ориентации на использование сенситивных периодов для стимулируемого развития двигательных функций школьника. Данная проблема является актуальной, так как существует множество научно-обоснованных технологий развития двигательных качеств подростка в рамках урока физической культуры. Однако, вместо, прогресса, часы физической культуры сокращаются и все больше приобретает факультативный характер. Однако, следует отметить, рост внешкольных дополнительных спортивных секций для подростков, которые пропорционально растут, благодаря наличию внешней мотивации ребенка и родителей к достижению спортивных высот.
В этой связи возрастает необходимость проведения исследования, направленного на разработку тренировочного комплекса упражнений для интенсивного развития двигательных способностей. Посредством такой подвижной игры, как волейбол возможно обеспечить быстрые темпы развития этих качеств и не упустить благоприятный период возрастной эволюции ребенка.
Теория построения двигательных действий рассматривалась в работах М.М. Богена, теория поэтапного формирования знаний, умений, навыков в процессе двигательных действий П.Я. Гальперина; педагогические аспекты развития основных движений освещались в трудах Л.В. Булыкиной, М.И. Бордукова; базовые положения методики формирования двигательных способностей в трудах Л.Н. Волошиной, А.Г. Василькова, Е.М. Ревенко и др.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и комплекса упражнений для развития двигательных способностей у обучающихся 14-15 лет посредством игры в волейбол.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему развития двигательных способностей обучающихся 14-15 лет в теоретическом и практическом аспектах;
2. Разработать комплекс упражнений на развитие двигательных способностей обучающихся 14-15 лет;
3. Экспериментальным путем проверить эффективность применения комплекса.
...
Подготовка и написание выпускной работы происходило в несколько этапов. На первоначальном этапе была изучены учебнометодическая литература по развитию подростков и двигательных способностей , их особенности проявления в возрасте 14-15 лет. Особое внимание уделялось их развитию в процессе тренировочных игр по волейболу.
Резюмируя изученную литературу были сформулированы основные выводы:
• двигательные способности - это физические качества, отражающие способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения.
Степень и качество проявления двигательных способностей зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности человека к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма;
• основное проявление и развитие двигательных способностей происходит в старшем школьном возрасте, темпы прироста мышечной массы преобладают в возрасте 14-16 лет;
• волейбол входит в программу по физической культуре в школе и является одним из средств решения основных задач физического воспитания обучающихся: укрепления здоровья, формирования двигательных навыков и умений, развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости [6,53].
Разнообразие двигательных навыков, отличающихся по интенсивности усилий и по координационной структуре, способствует развитию всех физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, выбор наиболее рациональных технических средств, быстрый переход от одних действий к другим повышают подвижность нервных процессов. Занятия волейболом содействуют развитию у занимающихся смелости, настойчивости, решительности и дисциплинированности. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, сотрудничеству и взаимопомощи.
На этапе экспериментирования, нами была разработана методика развития двигательных способностей , обучающихся среднего школьного возраста. За базу подготовки развития анализируемых качеств были взяты упражнения на развитие и укрепления двигательных способностей и игра волейбол.
В экспериментальной группе двигательная подготовка носила комплексный характер, с учетом анатомо-физиологических особенностей организма обучающихся 14-15 лет, их физической подготовленности. Использовался принцип постепенности увеличения нагрузок за счет распределения общего тренировочного времени физической подготовки.
Анализ динамики результатов контрольной и экспериментальной групп показал, что наибольший прирост произошел в экспериментальной группе. Наилучшие результаты были зарегистрированы в тестах метания набивного мяча из-за головы +25% и сгибание и разгибания рук в упоре лежа +22%.
Таким образом, за период эксперимента (6 месяцев), результаты в контрольной и экспериментальной группах повысились соответственно:
• прыжок в длину с места на 5 и 8%;
• прыжок вверх на 5 и 15%;
• бег 92 метра (ёлочка) с изменением направления на 14 и 5%;
• метание набивного мяча 1 кг из-за головы на 17 и 25%;
• бег 30 метров на 11 и 9%;
• сгибание и разгибание рук в упоре лежа на 12 и 22%.
Таким образом, результаты улучшились как в контрольной, так и экспериментальной группе. Прирост составил в среднем 2-5% по группе упражнений на двигательные способности, и 12-20% улучшились показания по развитию мышц рук и плечевого пояса. Отметим, значительный прирост показателей в экспериментальной группе, которая использовала комплекс с волейболом, что доказывает эффективность данного комплекса. Анализ полученных результатов показал, что значительный прирост в развитии двигательных способностей наблюдается в экспериментальной группе, из чего следует, что разработанная методика развития двигательных способностей эффективнее, чем применяемые средства и методы в контрольной группе.
1. Аустер Б. В. Развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания на основе использования подвижных игр на воде [Текст] / Б. В. Аустер // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 23.
2. Адаптационная модель организации двигательной активности обучающихся / Л. А. Кадуцкая, Л. Н. Волошина, В. Л. Кондаков, В. Н. Ирхин : непосредственный // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 1.
• С. 20-21
3. Бавыкин Е. А.Двигательная тренировка как фундамент специальной физической подготовки в комплексных единоборствах [Текст] / Е. А. Бавыкин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 20-22.
4. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: Теория и методика/ М.М. Боген // Стереотип, 2020 - 656 с.
5. Бордуков, М. И. Возрастные особенности регламентации физических нагрузок при воспитании физических качеств учащихся [Текст] / М. И. Бордуков. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2021. - 325 с.
6. Васильков Г. А.Больше работать над развитием двигательной сноровки обучающихся [Текст] / Г. А. Васильков // Начальная школа. - 2021.
• № 11. - С. 71-74.
7. Дуркин П.К. и др. Воспитание у школьников интереса к физической культуре / П.К. Дуркин, М П. Лебедева // Физическая культура в школе. 2016. № 4. С. 42-44.
8. Дуркин П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре / П.К. Дуркин, М.П. Лебедева // Физическая культура в школе. 2016. № 1. С. 36-41.
9. Захаров В. Мягкие подушечки [Текст] : обучение передачам мяча сверху / В. Захаров // Спорт в школе - Первое сентября. - 2015. - № 7/8. - С. 38-39.
10. Илларионова, А. В. Особенности формирования вестибулярной и проприоцептивной чувствительности при тренировке координационных способностей с использованием биологической обратной связи [Текст] / А. В. Илларионова, Л. В. Капилевич // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 421 (август). - С. 188-192
11. Иполитова И. Парадоксальные движения [Текст]:
развитие координационных способностей / И. Иполитова // Спорт в школе - Первое сентября. - 2015. - № 7/8. - С. 44-46
12. Каракулина, И.Сила и ловкость [Текст] : упражнения и игры с набивными мячами / И. Каракулина // Спорт в школе - Первое сентября. - 2013. - № 9. - С. 22-23.
13. Масалова, О.Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью [Текст]/ О. Ю. Масалова. - Москва : КноРус, 2016. - 183 с.
14. Пашкова Н. В.Развивающее обучение игре в волейбол на основе теории учебной деятельности [Текст] / Н. В. Пашкова, М. Д. Кудрявцев // Начальная школа. - 2017. - № 6. - С. 63-66
15. Письменский, И.А.Физическая культура [Текст] : учебник для академического бакалавриата / И. А. Письменский, Ю. Н. Аллянов. - Москва : Юрайт, 2016. - 492 с.
... всего 33 источников