ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ 7
1.1. Роль семьи в развитии и социализации ребенка 7
1.2. Социализация и социальная дезадаптация детей в семьях разведенных
родителей 9
1.3. Влияние развода родителей на развитие личности ребенка 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 20
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ 21
2.1. Содержание и организация эмпирической части исследования 21
2.2. Методы диагностики социально-психологических особенностей детей,
переживших развод родителей 22
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность работы. Сегодня институт брака и семьи переживает серьезный кризис. Развод и его психологические следствия в развитии ребенка представляют актуальную проблему, которая в современном обществе стала носить массовый характер. Исходя из официальных данных государственной статистики на 2016 год, Красноярский край стал лидером по числу разводов в Сибирском федеральном округе. За январь-сентябрь 2017 года распалось больше 10 тысяч семей, при этом свадьбы сыграли более 16 тысяч пар. На 100 браков приходится 63 развода. Однако, несмотря на большое количество разводов, Красноярский край стал лидером в Сибири по количеству рожденных детей. Так, мы можем сделать вывод, что сегодня каждый четвертый брак в России распадается, а неполных семей становится всё больше [36].
Учитывая огромное разнообразие причин и мотивов разводов, не следует забывать и о социальных последствиях, которые также весьма разнообразны. Любой кризис в семье отражается на состоянии ребенка. Развод - один из самых травмирующих и тяжелых для ребенка кризисов. Разрыв родственных связей отрицательно сказывается на социализации подрастающего поколения, на процессе усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих растущему человеку функционировать в качестве полноправного члена общества. Это событие может вызывать такие тяжелые последствия как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (враждебность, агрессивность) и т.д. [9, 13, 16, 23].
Оценивая степень разработанности проблемы, отметим, что имеется достаточное количество исследований, раскрывающих различные аспекты проблем в развитии детей, воспитывающихся в семьях разведенных родителей. Изучению последствий развода для ребенка посвящены исследования зарубежных и отечественных авторов (В.Н. Дементьева, В.В. Коваль, Д. Видра, О.С. Лебединский, Я.Г. Николаева, А.И. Захаров и др.).
Однако, многие вопросы, связанные с исследованием особенностей проблем развития детей в ситуации после развода родителей, остаются недостаточно изученными.
Обнаружено противоречие: между объективной необходимостью установления закономерностей проявления социально-психологических особенностей в развитии детей, воспитывающихся в семьях разведенных родителей, и недостаточной изученностью психологического характера этих особенностей.
Проблема исследования: каковы социально-психологические особенности детей из семей разведенных родителей?
Тема: Социально-психологические особенности детей из семей разведенных родителей.
Объект исследования: развитие детей в семьях разведенных родителей.
Предмет исследования: социально-психологических особенности детей из семей разведенных родителей.
Цель исследования: выявить социально-психологические особенности детей из семей разведенных родителей.
Гипотеза исследования: развод родителей детерминирует проявление социально-психологических проблем в развитии детей: мальчики и девочки из разведенных семей отличаются повышенной агрессивностью и некоторыми личностными характеристиками.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать роль семьи в процессе социализации ребенка;
2) выявить влияние развода на развитие личности ребенка;
3) определить социально-психологические особенности детей из семей разведенных родителей диагностическими методами.
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов (Н.Г. Аристовой, Д. Видра, А.А. Реана, В.М. Целуйко и др.), раскрывающие влияние структуры семьи на успешность выполнения воспитательной функции, рассматривающие личность ребенка в семье разведенных родителей.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение научной психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: обработка и интерпретация полученных данных.
- методы математической статистики:t-критерий Стьюдента.
Методики: опросник Басса-Дарки (модификация С.Н. Ениколопова), тест самоактуализации (САТ) Э. Шострома.
База исследования: учащиеся 9-х классов МБОУ СШ № Х г. Красноярска в количестве 20 человек, сформированные в две выборки: основная группа и группа сравнения. Критерием включения в основную группу, в которую вошли 5 мальчиков и 5 девочек из разведенных семей, явился факт распада семьи, произошедший не более года назад (воспитываются мамой). В группу сравнения вошли 5 мальчиков и 5 девочек, воспитывающиеся в полных семьях.
Новизна исследования заключается в том, что в нем:
1) отражены некоторые отличия детей из полных семей и из семей разведенных родителей;
2) обосновано влияние развода родителей на проявления психологических проблем у детей;
3) эмпирически подтверждено наличие социально-психологических особенностей детей из семей разведенных родителей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы в области социологии, психологии, педагогики, социальной работы как в целом при изучении семьи и ее дестабилизации, так и для создания новых эффективных методик социально - психологической реабилитационной работы с детьми разведенных родителей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Решая первую задачу исследования, мы охарактеризовали семью как важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.
При решении второй задачи мы выявили влияние развода на развитие личности ребенка: любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Развод оказывает существенное влияние на психику ребёнка, нередко у детей в результате развода родителей развиваются занижение самооценки, тяжёлая форма невроза, навязчивые мысли о своей неспособности, неуверенность в себе и навязчивые страхи - это естественным образом способствует снижению социальной адаптации.
Ситуация развода дезадаптирует детей, они утрачивают социальные ориентиры, так как теряют основную социально-психологическую защиту в виде семьи (которая распалась в результате развода) и отдельных родительских реакций.
Решая третью задачу, мы определили с помощью диагностических методов социально-психологические особенности детей из семей разведенных родителей.
Исходя из анализа результатов по опроснику Басса-Дарки (модификакция С.Н. Ениколопова), мы можем сделать следующие выводы:
- и мальчики и девочки из разведенных семей характеризуются повышенной агрессивностью (32,8 и 29,8), а повышенная враждебность характерна только девочкам (13,8);
- для девочек из полных семей также характерна повышенная агрессивность (30), в то время как у мальчиков из полных семей агрессивность в норме (24), а уровень враждебности у тех и других находится в пределах нормы (9,4 и 8,6 соответственно).
Интерпретация полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что и мальчики и девочки из семей разведенных родителей, в отличие от детей из полных семей, склонны к применению физической силы, к раздражению, к проявлению негативных чувств, вспыльчивости, грубости и вербальной агрессии. Помимо того, девочкам свойственны такие чувства, как зависть и ненависть к окружающим, недоверие и осторожность к другим людям.
По итогам анализа результатов по тесту самоактуализации (САТ)
Э. Шострома, мы можем сделать следующие выводы:
- и мальчики, и девочки из разведенных семей характеризуются существенно низкими показателями по шкалам: ориентация во времени (49 и 45,8), гибкость поведения (52 и 44,8), ценностные ориентации (43 и 43), самоуважение (49,2 и 49,2), взгляд на природу человека (44 и 46,4), синергичность (43,6 и 42);
- для мальчиков и девочек из полных семей, в отличие от детей из разведенных семей, характерен низкий показатель по шкале спонтанность (50,2).
Интерпретация полученных результатов диагностики позволяет сделать вывод о том, что дети из семей разведенных родителей ориентированы на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. Они характеризуются низкой гибкостью в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. В меньшей степени отдают себе отчет о своих потребностях и чувствах, о том, насколько хорошо они ощущают и рефлектируют их. Такие дети редко ценят свои достоинства, положительные свойства характера, уважают себя за них, принимают себя таким, как есть. Им свойственна склонность воспринимать природу человека в целом как отрицательную.
Проверив по критерию Стьюдента значимость различий показателей шкал методик Басса-Дарки и САТ детей из разведенных и полных семей, мы можем утверждать наличие влияния развода родителей на социальный и психологический аспекты развития и воспитания детей. Следовательно, гипотезу можно считать доказанной.
Таким образом, можно заключить, что задачи исследования решены, гипотеза доказана, цель - выявить социально-психологические особенности детей из семей разведенных родителей - достигнута.
I. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2007. 448 с.
2 Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.
3. Арон Р. История социологии в Западной Европе и США. М.: Прогресс - Универс, 2011. 550 с.
4. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. М.: ПЕР СЭ, 2008. 160 с.
5. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2008. 431 с.
6. Видра Д. Развод: трагедия или надежда. Дошкольное воспитание. М.: Школа, 2005. 258 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Спб.: Союз, 1997. 224 с.
8. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008. 325 с.
9. Дементьева В.Н. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. М., 2001. № 11. С. 108-118.
10. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2010. 248 с.
II. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екб.: Деловая книга, 2000. 340 с.
12. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2010. 116 с.
13. Иванченко В.А. Социально-психологические особенности детей из неполных семей // Известия Саратовского университета. Т. 10. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. № 2. С. 69-72.
14. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2010. 464 с.
15. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 92 с.
16. Коваль В.В. Подростки из неполных семей: особенности
самоотношения // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2. С. 238-240.
17. Кон И.С. Мужская роль и гендерный порядок // Вестник общественного мнения. 2008. № 2. С. 37-43.
18. Кочубей Б., Новикова Е. Как лечить депрессию // Семья и школа. 2010. № 8. С. 18-24.
19. Кузнецова Е.В., Савинов Л.И. Социально-нравственные противоречия развода // Вестник Мордовского университета. 2000. № 2. С. 42-46.
20. Лебединский О.С., Никольская Е.Р. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Прайм-тайм, 2009. 268 с.
21. Михеева А.Р. Отцы и матери после развода: ответственность, права,
проблемы: теоретические материалы к курсу «Социология семьи».
Новосибирск: НГУ, 2002. 54 с.
22. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье. М.: ВЛАДОС, 2006. 159 с.
23. Николаева Е.И. Психология семьи: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб: Питер, 2013. 336 с.
24. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита детей. СПб.: Речь, 2007. 216 с.
25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты проблемы. М.: Инфра-М, 2010. 138 с.
26. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. 464 с.
27. Психология социальной работы: Учебник для вузов. 2 -е изд. / Под ред. М.А. Гулиной. СПб.: Питер, 2017. 384 с.
28. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. М.: АСТ, 2007. 407 с.
29. Реан А.А. Развитие и социализация личности в семье. СПб.: Питер, 2010. 304 с.
30. Реан А.А. Социализация личности. Хрестоматия: Психология
личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2004. 420 с.
31. Свон-Джексон Э. Меж двух огней: О психологической помощи детям и подросткам при разводе родителей. СПб.: Питер, 2013. 105 с.
32. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков и условия его коррекции: учебное пособие. М., 2000. 93 с.
33. Синельников А.Б. Трансформация семьи и развитие общества. Учебное пособие. Серия «Спецкурс». М.: КДУ, 2008. 320 с.
34. Соловьев Н.Я. Женщина и ребенок в послеразводной ситуации // Социальные последствия развода: Тезисы конференции. М., 2011. С. 52-55.
35. Фромм А. Азбука для родителей / Пер. И.Г. Константиновой; Предисл. И.М. Воронцова. Л.: Лениздат, 1991. 319 с.
36. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 16.11.17).
37. Чевачина А.В., Сысоева С.А. Особенности развития самоотношения у
подростков из неполных семей [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: www.science-
education.ru/ru/article/view?id=17036 (дата обращения 26.03.18).
38. Целуйко В.М. Вы и ваши дети: психология семьи. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 448 с.