Специфика формирования мотивации учебной деятельности младших школьников в процессе дистанционного обучения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Сущность понятий «учебная деятельность», «учебная задача»,
«мотивация», «мотивация учебной деятельности» в психолого¬педагогической литературе 7
1.2. Мотивация учебной деятельности младшего школьника 21
1.3. Мотивации учебной деятельности младших школьников в условиях дистанционного обучения 25
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 32
2.1. Методическая организация исследования 32
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 39
2.3. Методические рекомендации для учителей 1-2 классов, по
организации формирования мотивации учебной деятельности в условиях дистанционного обучения 47
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Сущность понятий «учебная деятельность», «учебная задача»,
«мотивация», «мотивация учебной деятельности» в психолого¬педагогической литературе 7
1.2. Мотивация учебной деятельности младшего школьника 21
1.3. Мотивации учебной деятельности младших школьников в условиях дистанционного обучения 25
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 32
2.1. Методическая организация исследования 32
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 39
2.3. Методические рекомендации для учителей 1-2 классов, по
организации формирования мотивации учебной деятельности в условиях дистанционного обучения 47
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
В современном обществе ключевыми ценностями являются успешность в профессии и реализация себя как человека любящего. Потребности в достижении, в любви и принятии могут быть признаны основными, содержание которых не может быть сведено к другим потребностям. В последнее время много говорится об успешности ученика. Национальный проект «Образование» включает в себя ряд проектов, одним из которых является Федеральный проект "Успех каждого ребёнка". В рамках этого проекта к 24 -му году 80 % детей от 5 до 18 лет будут обеспечены доступными для каждого и качественными условиями для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности [37].
Вызов времени таков, что перед современным учителем поставлена задача сделать успешным каждого ребенка. Успехом и успешностью занимаются многие науки: социология, экономика, педагогика, история, политология, и психология. Отечественные ученые об успешности говорили давно. Успешность, как потребность человека рассматривали и К.Д. Ушинский, и С.Л. Рубинштейн. В середине ХХ века, эта тема была оставлена отечественными учеными, и вот в 90-х годах, когда наше общество начало меняться под напором западных потребительских ценностей и ориентиров, об успешности заговорили снова. Например, О.В. Бурина определяет успешность как интегральную оценку эффективности результата собственной деятельности, получившую признание со стороны окружающих, вызывающую у человека такое эмоциональное состояние, которое выражает его личное позитивное от-ношение к деятельности, позволяющую ему ощущать собственную удовлетворенность [20]. Предикатами успешности выступают разные факторы: по мнению биологически ориентированных теорий одаренности, ими являются генетически заложенные особенности человека (интеллект, способности и пр.).
Но практикам, и теоретикам в последнее время становится очевидна недостаточность использования традиционных методов для определения только уровня интеллекта в прогнозировании успешности. Р. Стернберг, пришел к выводу, что интеллект, как предикат успеха, уступает уровню мотивации [46]. В западных «личностных» теориях успешности в качестве основной переменной берется, степень выраженности у человека мотива достижения, а в качестве основного фактора положительных результатов жизнедеятельности личности - общий высокий уровень мотивации. Мотивация, по мнению таких авторов, как Р. Хекхаузен, Хеллер, является одним из необходимых условий успешности в школе, вузе, бизнесе и профессии [51]. Мотивация является ключевым источником различий в достижениях успеха между отдельными людьми, живущих в одной среде и показывающих при-мерно один диапазон способностей. Кроме того, мотивация имеет наибольшее значение при изучении успешности человека в таких областях жизни, где преобладающую роль играет деятельность, направленная на получение определенного результата, который может быть по итогу оценен в соответствии с принятыми нормами, например, учебная и профессиональная деятельность.
В современной отечественной психологии существуют явные затруднения, при работе с проблемами мотивации. Все основные идеи по этой теме сконцентрированы в исследованиях зарубежных психологов, либо классических текстах, написанных 30-50 лет назад.
В контексте младшего школьного возраста, в основном, рассматривается только мотивация учебной деятельности.
Весной 2020 года ученики были вынуждены уйти из классов на дистанционное, бесконтактное обучение. С одной стороны, слабо замотивированные дети, наконец - то, избавились от необходимости ходить в школу, с другой стороны, дети, ориентированные на успех в учебной деятельности, потеряли возможность получать эмоциональное подкрепление своим достижениям. И при этом учителя оказались лишены привычных инструментов для поддержания учебной активности школьников. Возникшие условия, такие как отсутствие личного контакта с педагогом, что крайне важно для младшего школьника, ограниченное время, которое можно провести с учителем и сверстниками, не могли не сказаться на уровне мотивации учебной деятельности младшего школьника и качестве обученности. Новый учебный год также связан с определенными ограничениями. На наш взгляд, тема мотивации учебной деятельности учащихся в условиях бесконтактного дистанционного обучения является острой и требует оперативного решения. В данной работе мы будем исследовать мотивацию учебной деятельности и специфику мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте в условиях дистанционного обучения.
Цель исследования: изучить проблему мотивации учебной деятельности в условиях дистанционного обучения и определить актуальный уровень сформированности мотивации учебной деятельности младших школьников.
Объектом исследования данной работы является формирование мотивации учебной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень сформированности мотивации учебной деятельности младшего школьника в условиях дистанционного обучения.
Гипотеза, выдвигаемая в данной работе, состоит в том, что условиях дистанционного обучения мотивация учебной деятельности младших школьников определяется отношением и эмоциональным реагированием на ситуацию, отношением к учению, направленностью и уровнем развития внутренней мотивации и находится, преимущественно, на среднем с тенденцией к низкому уровню развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Проанализировать существующие методики и подобрать диагностический комплекс для изучения мотивации учебной деятельности младших школьников;
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение мотивации учебной деятельности младших школьников;
4. Описать результаты констатирующего эксперимента;
5. Составить программу занятий с применением онлайн платформ и интернет конференций;
6. Разработать методические рекомендации для учителей 1-2 классов, по организации формирования мотивации учебной деятельности в условиях дистанционного обучения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация;
• эмпирические: беседа, тестирование, эксперимент;
• методы обработки данных: качественная и количественная обработка.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе 2-х классов в г. Красноярске в МБОУ Прогимназия № 131 (34 ученика).
Вызов времени таков, что перед современным учителем поставлена задача сделать успешным каждого ребенка. Успехом и успешностью занимаются многие науки: социология, экономика, педагогика, история, политология, и психология. Отечественные ученые об успешности говорили давно. Успешность, как потребность человека рассматривали и К.Д. Ушинский, и С.Л. Рубинштейн. В середине ХХ века, эта тема была оставлена отечественными учеными, и вот в 90-х годах, когда наше общество начало меняться под напором западных потребительских ценностей и ориентиров, об успешности заговорили снова. Например, О.В. Бурина определяет успешность как интегральную оценку эффективности результата собственной деятельности, получившую признание со стороны окружающих, вызывающую у человека такое эмоциональное состояние, которое выражает его личное позитивное от-ношение к деятельности, позволяющую ему ощущать собственную удовлетворенность [20]. Предикатами успешности выступают разные факторы: по мнению биологически ориентированных теорий одаренности, ими являются генетически заложенные особенности человека (интеллект, способности и пр.).
Но практикам, и теоретикам в последнее время становится очевидна недостаточность использования традиционных методов для определения только уровня интеллекта в прогнозировании успешности. Р. Стернберг, пришел к выводу, что интеллект, как предикат успеха, уступает уровню мотивации [46]. В западных «личностных» теориях успешности в качестве основной переменной берется, степень выраженности у человека мотива достижения, а в качестве основного фактора положительных результатов жизнедеятельности личности - общий высокий уровень мотивации. Мотивация, по мнению таких авторов, как Р. Хекхаузен, Хеллер, является одним из необходимых условий успешности в школе, вузе, бизнесе и профессии [51]. Мотивация является ключевым источником различий в достижениях успеха между отдельными людьми, живущих в одной среде и показывающих при-мерно один диапазон способностей. Кроме того, мотивация имеет наибольшее значение при изучении успешности человека в таких областях жизни, где преобладающую роль играет деятельность, направленная на получение определенного результата, который может быть по итогу оценен в соответствии с принятыми нормами, например, учебная и профессиональная деятельность.
В современной отечественной психологии существуют явные затруднения, при работе с проблемами мотивации. Все основные идеи по этой теме сконцентрированы в исследованиях зарубежных психологов, либо классических текстах, написанных 30-50 лет назад.
В контексте младшего школьного возраста, в основном, рассматривается только мотивация учебной деятельности.
Весной 2020 года ученики были вынуждены уйти из классов на дистанционное, бесконтактное обучение. С одной стороны, слабо замотивированные дети, наконец - то, избавились от необходимости ходить в школу, с другой стороны, дети, ориентированные на успех в учебной деятельности, потеряли возможность получать эмоциональное подкрепление своим достижениям. И при этом учителя оказались лишены привычных инструментов для поддержания учебной активности школьников. Возникшие условия, такие как отсутствие личного контакта с педагогом, что крайне важно для младшего школьника, ограниченное время, которое можно провести с учителем и сверстниками, не могли не сказаться на уровне мотивации учебной деятельности младшего школьника и качестве обученности. Новый учебный год также связан с определенными ограничениями. На наш взгляд, тема мотивации учебной деятельности учащихся в условиях бесконтактного дистанционного обучения является острой и требует оперативного решения. В данной работе мы будем исследовать мотивацию учебной деятельности и специфику мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте в условиях дистанционного обучения.
Цель исследования: изучить проблему мотивации учебной деятельности в условиях дистанционного обучения и определить актуальный уровень сформированности мотивации учебной деятельности младших школьников.
Объектом исследования данной работы является формирование мотивации учебной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень сформированности мотивации учебной деятельности младшего школьника в условиях дистанционного обучения.
Гипотеза, выдвигаемая в данной работе, состоит в том, что условиях дистанционного обучения мотивация учебной деятельности младших школьников определяется отношением и эмоциональным реагированием на ситуацию, отношением к учению, направленностью и уровнем развития внутренней мотивации и находится, преимущественно, на среднем с тенденцией к низкому уровню развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Проанализировать существующие методики и подобрать диагностический комплекс для изучения мотивации учебной деятельности младших школьников;
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение мотивации учебной деятельности младших школьников;
4. Описать результаты констатирующего эксперимента;
5. Составить программу занятий с применением онлайн платформ и интернет конференций;
6. Разработать методические рекомендации для учителей 1-2 классов, по организации формирования мотивации учебной деятельности в условиях дистанционного обучения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация;
• эмпирические: беседа, тестирование, эксперимент;
• методы обработки данных: качественная и количественная обработка.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе 2-х классов в г. Красноярске в МБОУ Прогимназия № 131 (34 ученика).
Понятие «мотивация» формировалось с начала прошлого столетия и тесно связано с психологией личности. Мотивацией человека интересуются многие науки, и каждая из них вносит свой вклад в становление и развитие данного понятия.
На данный момент ученые выделили несколько типов мотивации, определили особенности мотивации младших школьников. Если говорить о мотивации в контексте успешности ученика начальных классов, то очевидно, предикатом успешности школьника является мотивация учебной деятельности. Именно в учебной деятельности формируются и развиваются учебные мотивы первого и второго порядка. Это процесс не происходит спонтанно, а осуществляется под четким руководством учителя, организующего решение учебной задачи через выполнения учебных действий.
В настоящее время классы вынуждено выходят на дистанционное обучение, и возникают вопросы:
Может ли такая форма обучения создать условия для полноценной учебной деятельности, которая заложена авторами технологии и, следовательно, формировать мотивацию учебной деятельности?
Какова роль учителя в новых условиях?
Важно понимать, что образовательный контент, который предлагают современному школьнику онлайн, очень отстает по степени привлекательности от развлекательного контента, который пользователи выбирают сами. Дети хотят больше играть и меньше учиться. Они сидят в социальных сетях, смотрят сериалы, играют в игры. Это основные конкуренты онлайн-образования сегодня. И увлечь учебой на фоне такого разнообразия и обилия интересного контента - не самая простая задача.
Тем не менее, на данный момент существуют образовательные платформы, которые ставят перед собой задачу формировать познавательные мотивы пользователей через особую организацию учебного процесса (геймификацию, нарратив и проч.) и опыт учителей показал, что поставленные задачи решаются довольно успешно.
Мотивы, которые формируют различные образовательные платформы отличаются от мотивов, рождающихся в учебной деятельности и одновременно ее развивающими. Но нельзя ими пренебрегать. Необходимо использовать этот мощный инструмент в формировании мотивации учебной деятельности младшего школьника, на этапе, когда мотивы учебной деятельности еще не являются ведущими и основными. Учитель, в свою очередь, перестает быть транслятором знаний, а становится модератором данного процесса, который грамотно и тонко использует все возможности для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности младшего школьника.
В данной работе мы разработали программу и составили рекомендации по выбору онлайн ресурсов и организации работы с учениками начальной школы, которая, на наш взгляд, учитывает возраст ученика и создавшиеся условия и будет полезна учителям, заинтересованным в высоком уровне мотивации учебной деятельности своих учеников.
На данный момент ученые выделили несколько типов мотивации, определили особенности мотивации младших школьников. Если говорить о мотивации в контексте успешности ученика начальных классов, то очевидно, предикатом успешности школьника является мотивация учебной деятельности. Именно в учебной деятельности формируются и развиваются учебные мотивы первого и второго порядка. Это процесс не происходит спонтанно, а осуществляется под четким руководством учителя, организующего решение учебной задачи через выполнения учебных действий.
В настоящее время классы вынуждено выходят на дистанционное обучение, и возникают вопросы:
Может ли такая форма обучения создать условия для полноценной учебной деятельности, которая заложена авторами технологии и, следовательно, формировать мотивацию учебной деятельности?
Какова роль учителя в новых условиях?
Важно понимать, что образовательный контент, который предлагают современному школьнику онлайн, очень отстает по степени привлекательности от развлекательного контента, который пользователи выбирают сами. Дети хотят больше играть и меньше учиться. Они сидят в социальных сетях, смотрят сериалы, играют в игры. Это основные конкуренты онлайн-образования сегодня. И увлечь учебой на фоне такого разнообразия и обилия интересного контента - не самая простая задача.
Тем не менее, на данный момент существуют образовательные платформы, которые ставят перед собой задачу формировать познавательные мотивы пользователей через особую организацию учебного процесса (геймификацию, нарратив и проч.) и опыт учителей показал, что поставленные задачи решаются довольно успешно.
Мотивы, которые формируют различные образовательные платформы отличаются от мотивов, рождающихся в учебной деятельности и одновременно ее развивающими. Но нельзя ими пренебрегать. Необходимо использовать этот мощный инструмент в формировании мотивации учебной деятельности младшего школьника, на этапе, когда мотивы учебной деятельности еще не являются ведущими и основными. Учитель, в свою очередь, перестает быть транслятором знаний, а становится модератором данного процесса, который грамотно и тонко использует все возможности для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности младшего школьника.
В данной работе мы разработали программу и составили рекомендации по выбору онлайн ресурсов и организации работы с учениками начальной школы, которая, на наш взгляд, учитывает возраст ученика и создавшиеся условия и будет полезна учителям, заинтересованным в высоком уровне мотивации учебной деятельности своих учеников.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НИЗКОЙ
ОБУЧАЕМОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия интеграции дистанционных форм обучения в современную начальную школу
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия интеграции дистанционных форм обучения в современную начальную школу
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование навыков культуры общения у детей младшего школьного возраста в процессе обучения английскому языку
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017



