Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика формирования мотивации учебной деятельности младших школьников в процессе дистанционного обучения

Работа №154794

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Сущность понятий «учебная деятельность», «учебная задача»,
«мотивация», «мотивация учебной деятельности» в психолого¬педагогической литературе 7
1.2. Мотивация учебной деятельности младшего школьника 21
1.3. Мотивации учебной деятельности младших школьников в условиях дистанционного обучения 25
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 32
2.1. Методическая организация исследования 32
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 39
2.3. Методические рекомендации для учителей 1-2 классов, по
организации формирования мотивации учебной деятельности в условиях дистанционного обучения 47
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59


В современном обществе ключевыми ценностями являются успешность в профессии и реализация себя как человека любящего. Потребности в достижении, в любви и принятии могут быть признаны основными, содержание которых не может быть сведено к другим потребностям. В последнее время много говорится об успешности ученика. Национальный проект «Образование» включает в себя ряд проектов, одним из которых является Федеральный проект "Успех каждого ребёнка". В рамках этого проекта к 24 -му году 80 % детей от 5 до 18 лет будут обеспечены доступными для каждого и качественными условиями для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности [37].
Вызов времени таков, что перед современным учителем поставлена задача сделать успешным каждого ребенка. Успехом и успешностью занимаются многие науки: социология, экономика, педагогика, история, политология, и психология. Отечественные ученые об успешности говорили давно. Успешность, как потребность человека рассматривали и К.Д. Ушинский, и С.Л. Рубинштейн. В середине ХХ века, эта тема была оставлена отечественными учеными, и вот в 90-х годах, когда наше общество начало меняться под напором западных потребительских ценностей и ориентиров, об успешности заговорили снова. Например, О.В. Бурина определяет успешность как интегральную оценку эффективности результата собственной деятельности, получившую признание со стороны окружающих, вызывающую у человека такое эмоциональное состояние, которое выражает его личное позитивное от-ношение к деятельности, позволяющую ему ощущать собственную удовлетворенность [20]. Предикатами успешности выступают разные факторы: по мнению биологически ориентированных теорий одаренности, ими являются генетически заложенные особенности человека (интеллект, способности и пр.).
Но практикам, и теоретикам в последнее время становится очевидна недостаточность использования традиционных методов для определения только уровня интеллекта в прогнозировании успешности. Р. Стернберг, пришел к выводу, что интеллект, как предикат успеха, уступает уровню мотивации [46]. В западных «личностных» теориях успешности в качестве основной переменной берется, степень выраженности у человека мотива достижения, а в качестве основного фактора положительных результатов жизнедеятельности личности - общий высокий уровень мотивации. Мотивация, по мнению таких авторов, как Р. Хекхаузен, Хеллер, является одним из необходимых условий успешности в школе, вузе, бизнесе и профессии [51]. Мотивация является ключевым источником различий в достижениях успеха между отдельными людьми, живущих в одной среде и показывающих при-мерно один диапазон способностей. Кроме того, мотивация имеет наибольшее значение при изучении успешности человека в таких областях жизни, где преобладающую роль играет деятельность, направленная на получение определенного результата, который может быть по итогу оценен в соответствии с принятыми нормами, например, учебная и профессиональная деятельность.
В современной отечественной психологии существуют явные затруднения, при работе с проблемами мотивации. Все основные идеи по этой теме сконцентрированы в исследованиях зарубежных психологов, либо классических текстах, написанных 30-50 лет назад.
В контексте младшего школьного возраста, в основном, рассматривается только мотивация учебной деятельности.
Весной 2020 года ученики были вынуждены уйти из классов на дистанционное, бесконтактное обучение. С одной стороны, слабо замотивированные дети, наконец - то, избавились от необходимости ходить в школу, с другой стороны, дети, ориентированные на успех в учебной деятельности, потеряли возможность получать эмоциональное подкрепление своим достижениям. И при этом учителя оказались лишены привычных инструментов для поддержания учебной активности школьников. Возникшие условия, такие как отсутствие личного контакта с педагогом, что крайне важно для младшего школьника, ограниченное время, которое можно провести с учителем и сверстниками, не могли не сказаться на уровне мотивации учебной деятельности младшего школьника и качестве обученности. Новый учебный год также связан с определенными ограничениями. На наш взгляд, тема мотивации учебной деятельности учащихся в условиях бесконтактного дистанционного обучения является острой и требует оперативного решения. В данной работе мы будем исследовать мотивацию учебной деятельности и специфику мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте в условиях дистанционного обучения.
Цель исследования: изучить проблему мотивации учебной деятельности в условиях дистанционного обучения и определить актуальный уровень сформированности мотивации учебной деятельности младших школьников.
Объектом исследования данной работы является формирование мотивации учебной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень сформированности мотивации учебной деятельности младшего школьника в условиях дистанционного обучения.
Гипотеза, выдвигаемая в данной работе, состоит в том, что условиях дистанционного обучения мотивация учебной деятельности младших школьников определяется отношением и эмоциональным реагированием на ситуацию, отношением к учению, направленностью и уровнем развития внутренней мотивации и находится, преимущественно, на среднем с тенденцией к низкому уровню развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Проанализировать существующие методики и подобрать диагностический комплекс для изучения мотивации учебной деятельности младших школьников;
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение мотивации учебной деятельности младших школьников;
4. Описать результаты констатирующего эксперимента;
5. Составить программу занятий с применением онлайн платформ и интернет конференций;
6. Разработать методические рекомендации для учителей 1-2 классов, по организации формирования мотивации учебной деятельности в условиях дистанционного обучения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация;
• эмпирические: беседа, тестирование, эксперимент;
• методы обработки данных: качественная и количественная обработка.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе 2-х классов в г. Красноярске в МБОУ Прогимназия № 131 (34 ученика).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие «мотивация» формировалось с начала прошлого столетия и тесно связано с психологией личности. Мотивацией человека интересуются многие науки, и каждая из них вносит свой вклад в становление и развитие данного понятия.
На данный момент ученые выделили несколько типов мотивации, определили особенности мотивации младших школьников. Если говорить о мотивации в контексте успешности ученика начальных классов, то очевидно, предикатом успешности школьника является мотивация учебной деятельности. Именно в учебной деятельности формируются и развиваются учебные мотивы первого и второго порядка. Это процесс не происходит спонтанно, а осуществляется под четким руководством учителя, организующего решение учебной задачи через выполнения учебных действий.
В настоящее время классы вынуждено выходят на дистанционное обучение, и возникают вопросы:
Может ли такая форма обучения создать условия для полноценной учебной деятельности, которая заложена авторами технологии и, следовательно, формировать мотивацию учебной деятельности?
Какова роль учителя в новых условиях?
Важно понимать, что образовательный контент, который предлагают современному школьнику онлайн, очень отстает по степени привлекательности от развлекательного контента, который пользователи выбирают сами. Дети хотят больше играть и меньше учиться. Они сидят в социальных сетях, смотрят сериалы, играют в игры. Это основные конкуренты онлайн-образования сегодня. И увлечь учебой на фоне такого разнообразия и обилия интересного контента - не самая простая задача.
Тем не менее, на данный момент существуют образовательные платформы, которые ставят перед собой задачу формировать познавательные мотивы пользователей через особую организацию учебного процесса (геймификацию, нарратив и проч.) и опыт учителей показал, что поставленные задачи решаются довольно успешно.
Мотивы, которые формируют различные образовательные платформы отличаются от мотивов, рождающихся в учебной деятельности и одновременно ее развивающими. Но нельзя ими пренебрегать. Необходимо использовать этот мощный инструмент в формировании мотивации учебной деятельности младшего школьника, на этапе, когда мотивы учебной деятельности еще не являются ведущими и основными. Учитель, в свою очередь, перестает быть транслятором знаний, а становится модератором данного процесса, который грамотно и тонко использует все возможности для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности младшего школьника.
В данной работе мы разработали программу и составили рекомендации по выбору онлайн ресурсов и организации работы с учениками начальной школы, которая, на наш взгляд, учитывает возраст ученика и создавшиеся условия и будет полезна учителям, заинтересованным в высоком уровне мотивации учебной деятельности своих учеников.



1. Бурина О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических теориях [Электронный ресурс] Статьи и научные материалы/ Научный журнал «Фундаментальные исследова-
nHH»//https://vvv.Hiiidaincntal-rcscarch.ru/ru/articlc/viev‘/’id34575 (дата обращения: 12.12.2020).
2. Васильев В.Г. Развивающее обучение: основание методики и технологии// Материары XII научно-практической конференции «Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности» (г. Красноярск, апрель 2002 г.). Красноярск: 2002. С. 77 - 84.
3. Васильев В.Г., Борисова Н.Н., Игошина М.О., Комлева Т.Н., И.Е. Монакова. Четыре этюда о развивающем обучении. М.: Перемены, 2005. 50 с.
4. Васильев В.Г., Фомичёва М.Л., Бажай Е.П., Третьяк М.В., Педагогическая практика. Диагностика сформированности теоретического мышления у младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова/ Учебно-методическое пособие. Красноярск: СФУ, 2015.С. 24 - 27.
5. Воронцов А.Б., Е.В. Чудинова. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. М.: Издатель Рассказов А.И., 2004, 304 с.
6. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест, 1998. 800 с.
7. Головина С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 800 с.
8. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
9. Гуружапов В.А. Педагогическая психология. Учебник для бака-лавров. М.: Юрайт, 2013. 493 с.
10. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико¬психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педогогическое сообщество России, 2000. 480с.
11. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии: учебное пособие для студентов. М., 2006. 224 с.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
14. Дусавицкий А.К., Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению. М.: Вита-Пресс, 2012. 288 с.
15. Елецкая О.В., Сорокин В. М., Матвеева М. Специальная психология // Учебное пособие с практикумом для вузов/ М.: Владос, 2020 г. 575 с.
16. Ермаков С.С., Юркевич В.С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения [Электронный ресурс] //М.: Современная зарубежная психология. 2013. 87-100 с. (дата обращения: 29.08.2019).
17. Зайцев С.В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников // Вопросы психологии. 2009. №5. С. 54-64.
18. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива //Психологический журнал. / Е.П. Ильин. 2005. № 2.С. 22.
19. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. Ростов-на- Дону: «ФЕНИКС», 1998. 350 с.
20. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 719 с.
21. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
22. Кордуэлл М. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС. 2000. 250 с.
23. Курс лекций по педагогической психологии [Электронный ресурс] М.: Педагогика, 2009. 240 с .//http: //imp .rudn .ru/p sychology/pedago gical
psychology/5.html(дата обращения: 19.09.2020).
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2004. 352 с.
25. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Издательство МГУ, 1971. 39 с.
26. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Вита Пресс, 2020. 657 с.
27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: издательство академии педагогических наук РСФСР, 1959. 495 с.
28. Леонтьев А.Н. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. М.: Просвещение, 1999. 142 с.
29. Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации человека // Психология в вузе. 2004. № 1. С. 51 - 65.
30. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
31. Маркова А.К., Т.А. Матис, А.Б. Орлов. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
32. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е., Деятельностный подход к обучению в начальной школе. Урок литературного чтения. М.: Вита-Пресс, 2016. 176 с.
33. Матюхина М. В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по- спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». М.: Просвещение, 1984. 256 с.
34. Матюхина М. В., Саблина Т. А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Психолого¬педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. 1992. №3 С. 62.
35. Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь. М.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2003. 650 с.
36. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 13-24.
37. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]/сайт минобрнауки РФ// https://edu.gov.ru/national-project/(дата обращения: 20.03.2020).
38. Подшивалова Е.Л. Учебная деятельность как деятельность по самоизменению [Электронный ресурс]; Дис. канд. псохол. наук: 19.00.07. - М.: РГБ, 2005 (дата обращения: 23.07.2018).
39. Разработка проблемы мотивации в психолого-педагогической литературе [Электронный ресурс]// Статьи и научные материалы http://superinf.ru/view helpstud.php?id=5694(дата последнего обращения 23.09.2018).
40. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: [текст с изменениями и дополнениями на 2019 г.]. Москва: Эксмо, 2019. 24 с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
42. Свободный словарь терминов понятий и определений [Электронный ресурс] http://termin.bposd.ru/publ/motivacija(дата последнего обращения 23.09.2019).
43. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.
44. Слободчиков В.И., Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. М.: Школа- Пресс, 2002. 410 с.
45. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 343 с.
46. Стернберг Р. Интеллект успеха. М.: Попурри, 2015. 400 с.
47. Ушинский К.Д. Моя система воспитания. О нравственности. М.: АСТ, 2018. 572 с.
48. Учи.ру [Электронный ресурс]/сайт учи.ру//uchi.ru (дата последнего обращения 23.09.2018).
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 12.01.2020)
50. Филиппова Н.В. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте. М.: Просвещение, 2008. 220 с. 74 - 78
51. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер. 2003. 864 с.
52. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.: Тривола, 1994. 168 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ