СОЧИНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Развитие письменной речи младших школьников как педагогическая проблема 6
1.1 Понятие письменная речь и ее качества 6
1.2 Методы и приемы развития письменной речи 13
1.3 Сочинение как вид работы по развитию письменной речи 15
Выводы по Главе I 26
Глава 2. Актуальный уровень развития письменной речи младших школьников 27
2.1 Диагностика уровня развития письменной речи младших школьников
(констатирующий эксперимент) 27
2.2 Программа формирующего эксперимента по написанию сочинений
разных видов 30
2.3 Результаты экспериментального обучения 41
Выводы по Главе II 47
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение
Глава 1. Развитие письменной речи младших школьников как педагогическая проблема 6
1.1 Понятие письменная речь и ее качества 6
1.2 Методы и приемы развития письменной речи 13
1.3 Сочинение как вид работы по развитию письменной речи 15
Выводы по Главе I 26
Глава 2. Актуальный уровень развития письменной речи младших школьников 27
2.1 Диагностика уровня развития письменной речи младших школьников
(констатирующий эксперимент) 27
2.2 Программа формирующего эксперимента по написанию сочинений
разных видов 30
2.3 Результаты экспериментального обучения 41
Выводы по Главе II 47
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение
«Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка» [24, с.357]. Развитие речи включает в себя обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Речь возникает в раннем детстве в виде отдельных слов. В дальнейшем речь развивается и совершенствуется. Говорящий или пишущий постепенно овладевает лексикой и фонетическим строем, усваивает закономерности изменения слов, логику высказываний, а также учится строить тексты в соответствии с жанрами и стилями.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подразумевает, что после освоения основной образов а- тельной программы начального общего образования дети должны «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [50].
Речь возникает тогда, когда возникает потребность высказаться, поэтому развитие речи - это из важнейших задач в обучении. Задачей учителя является научить учащихся строить предложения правильно. Правильная речь - это отсутствие пропуска слов, предложения находятся в правильной последовательности и правильно согласованы друг с другом, при этом должно быть правильное произношение слов и правильное оформление.
В начальной школе ребенок учится овладевать нормами литературного языка, учится использовать языковые средства в соответствии с условиями общения, целями и задачами речи. При развитии речи используются особые методические средства и виды упражнений. Одним из таких видов работы является написание сочинений и изложений, которые развитию речи и мышления. А это в свою очередь приводят к успеху в учебной работе по другим предметам, а также способствует формированию полноценного навыка чтения и основ орфографической грамотности.
Развитием речи в целом занимались такие ученые как К.Д. Ушинский, В.В. Богословский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик.
Сочинение является творческой работой. В школе оно занимает важное место, так как служит эффективным средством развития не только речи, но и мышления. Сочинение вызывает эмоции, приучает к осмыслению и оцениванию пережитого, развивает наблюдательность. Кроме того написание сочи-нений требует самостоятельности учащегося, активности, увлеченности; способствует становлению личности учащегося, так как при написании сочинения ребенок создает свой текст. Однако, следует отметить, что написание сочинений требует от пишущего высокого напряжения умственных и творческих сил, так как при создании текста необходимо выбирать слова и обороты речи, обдумывать композицию, отбирать материал, устанавливать логические связи и проверять орфографию.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития как устной, так и письменной речи учащихся. Уменьшение интереса связано с увлечением общением через Интернет и использованием разговорного стиля речи. Все это усугубляет развитие правильной как устной, так и письменной речи.
Цель исследования: развитие письменной речи.
Объект исследования: процесс развития письменной речи учащихся младших классов.
Предмет исследования: сочинение-описание, сочинение-рассуждение как средство развития письменной речи младших школьников.
Гипотеза: работа над сочинениями разных видов способствует развитию письменной речи младшего школьника.
Задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников.
2. Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на определение уровня развития речи у младших школьников.
3. Провести работу по обучению младших школьников написанию сочинений разных видов.
4. Проверить эффективность экспериментальной работы.
В работе использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ научной и методической литературы;
2. Эксперимент;
3. Беседа;
4. Статистическая обработка данных.
Экспериментальная база: МБОУ СОШ №5 г. Дивногорска. В качестве экспериментального класса был выбран 2 «Б» класс, в составе 22 человек, в качестве контрольной группы - 2 «А» класс, в составе 22 человек.
Речь возникает в раннем детстве в виде отдельных слов. В дальнейшем речь развивается и совершенствуется. Говорящий или пишущий постепенно овладевает лексикой и фонетическим строем, усваивает закономерности изменения слов, логику высказываний, а также учится строить тексты в соответствии с жанрами и стилями.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подразумевает, что после освоения основной образов а- тельной программы начального общего образования дети должны «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [50].
Речь возникает тогда, когда возникает потребность высказаться, поэтому развитие речи - это из важнейших задач в обучении. Задачей учителя является научить учащихся строить предложения правильно. Правильная речь - это отсутствие пропуска слов, предложения находятся в правильной последовательности и правильно согласованы друг с другом, при этом должно быть правильное произношение слов и правильное оформление.
В начальной школе ребенок учится овладевать нормами литературного языка, учится использовать языковые средства в соответствии с условиями общения, целями и задачами речи. При развитии речи используются особые методические средства и виды упражнений. Одним из таких видов работы является написание сочинений и изложений, которые развитию речи и мышления. А это в свою очередь приводят к успеху в учебной работе по другим предметам, а также способствует формированию полноценного навыка чтения и основ орфографической грамотности.
Развитием речи в целом занимались такие ученые как К.Д. Ушинский, В.В. Богословский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик.
Сочинение является творческой работой. В школе оно занимает важное место, так как служит эффективным средством развития не только речи, но и мышления. Сочинение вызывает эмоции, приучает к осмыслению и оцениванию пережитого, развивает наблюдательность. Кроме того написание сочи-нений требует самостоятельности учащегося, активности, увлеченности; способствует становлению личности учащегося, так как при написании сочинения ребенок создает свой текст. Однако, следует отметить, что написание сочинений требует от пишущего высокого напряжения умственных и творческих сил, так как при создании текста необходимо выбирать слова и обороты речи, обдумывать композицию, отбирать материал, устанавливать логические связи и проверять орфографию.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития как устной, так и письменной речи учащихся. Уменьшение интереса связано с увлечением общением через Интернет и использованием разговорного стиля речи. Все это усугубляет развитие правильной как устной, так и письменной речи.
Цель исследования: развитие письменной речи.
Объект исследования: процесс развития письменной речи учащихся младших классов.
Предмет исследования: сочинение-описание, сочинение-рассуждение как средство развития письменной речи младших школьников.
Гипотеза: работа над сочинениями разных видов способствует развитию письменной речи младшего школьника.
Задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников.
2. Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на определение уровня развития речи у младших школьников.
3. Провести работу по обучению младших школьников написанию сочинений разных видов.
4. Проверить эффективность экспериментальной работы.
В работе использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ научной и методической литературы;
2. Эксперимент;
3. Беседа;
4. Статистическая обработка данных.
Экспериментальная база: МБОУ СОШ №5 г. Дивногорска. В качестве экспериментального класса был выбран 2 «Б» класс, в составе 22 человек, в качестве контрольной группы - 2 «А» класс, в составе 22 человек.
Развитие письменной речи в начальной школе является одной из главных задач обучения. При развитии любого вида речи активно развиваются мышление, чувства, а также навыки общения. Все это позволит ученику стать активным членом общества, который сможет высказывать свои мысли точно и понятно, а также сможет понимать других людей. Поэтому, чтобы достичь высоких результатов, важно как можно раньше начать развивать как устную, так и письменную детскую речь.
Мы считаем, что сочинение в начальной школе является важнейшим средством развития ребенка, так как при написании сочинений он учится не только излагать свои мысли, но и анализировать, концентрироваться, правильно формулировать предложения и делать выводы. Кроме того, сочинение учит школьников к осознанию своих чувств, а также приучает излагать материал логично и последовательно.
В сочинении школьник может применять все изученные правила орфографии, грамматики и пунктуации. При написании сочинений ребенок осознает, что ему необходимо грамотно строить свою письменную речь для того, чтобы она была понятна.
В процессе обучения сочинениям реализуются различные умения в связной речи: умение раскрывать тему, умение строить свои мысли в соответствии с заданной темой, умение отбирать материал и систематизировать его, а также располагать его. Кроме того, школьники учатся составлять план сначала с учителем, затем самостоятельно. Также в сочинениях ребенок учится правильно применять языковые средства, редактировать написанное и правильно оформлять текст.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что ни один ребенок не обладает высоким уровнем развития отслеживаемых нами умений (логичность речи, богатство речи, умение раскрывать тему). Это свидетельствует от низком уровне развития письменной речи.
Для повышения уровня развития письменной речи мы провели формирующий эксперимент. Эксперимент состоял в написании сочинений- описаний и сочинений-рассуждений, а также в подготовке к написанию.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что работа над сочинениями разных видов способствует развитию письменной речи. Учащиеся на уроках по написанию сочинений разных видов учились грамматически и логически правильно излагать свои мысли. Это поможет им быть успешными не только на уроках русского языка, но и на других уроках, и в жизни в целом.
Необходимо отметить, что при данной работе нужно учитывать возрастные особенности младших школьников, использовать разнообразные средства наглядности и рационально использовать их.
Систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, совершенствует как письменную, так и устную речь, делает ее правильной, точной, богатой способствует развитию самостоятельности, что обеспечивает, на наш взгляд, высокий уровень развития речи у младших школьников.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении качеств правильной, как устной, так и письменной речи. Также были выявлены методы, способствующие развитию речи письменной и устной. Кроме этого были рассмотрены виды и сочинений и особенности работы над ними.
Практическая значимость заключается в составлении программы по развитию письменной речи младших школьников с помощью сочинений.
Мы считаем, что сочинение в начальной школе является важнейшим средством развития ребенка, так как при написании сочинений он учится не только излагать свои мысли, но и анализировать, концентрироваться, правильно формулировать предложения и делать выводы. Кроме того, сочинение учит школьников к осознанию своих чувств, а также приучает излагать материал логично и последовательно.
В сочинении школьник может применять все изученные правила орфографии, грамматики и пунктуации. При написании сочинений ребенок осознает, что ему необходимо грамотно строить свою письменную речь для того, чтобы она была понятна.
В процессе обучения сочинениям реализуются различные умения в связной речи: умение раскрывать тему, умение строить свои мысли в соответствии с заданной темой, умение отбирать материал и систематизировать его, а также располагать его. Кроме того, школьники учатся составлять план сначала с учителем, затем самостоятельно. Также в сочинениях ребенок учится правильно применять языковые средства, редактировать написанное и правильно оформлять текст.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что ни один ребенок не обладает высоким уровнем развития отслеживаемых нами умений (логичность речи, богатство речи, умение раскрывать тему). Это свидетельствует от низком уровне развития письменной речи.
Для повышения уровня развития письменной речи мы провели формирующий эксперимент. Эксперимент состоял в написании сочинений- описаний и сочинений-рассуждений, а также в подготовке к написанию.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что работа над сочинениями разных видов способствует развитию письменной речи. Учащиеся на уроках по написанию сочинений разных видов учились грамматически и логически правильно излагать свои мысли. Это поможет им быть успешными не только на уроках русского языка, но и на других уроках, и в жизни в целом.
Необходимо отметить, что при данной работе нужно учитывать возрастные особенности младших школьников, использовать разнообразные средства наглядности и рационально использовать их.
Систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, совершенствует как письменную, так и устную речь, делает ее правильной, точной, богатой способствует развитию самостоятельности, что обеспечивает, на наш взгляд, высокий уровень развития речи у младших школьников.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении качеств правильной, как устной, так и письменной речи. Также были выявлены методы, способствующие развитию речи письменной и устной. Кроме этого были рассмотрены виды и сочинений и особенности работы над ними.
Практическая значимость заключается в составлении программы по развитию письменной речи младших школьников с помощью сочинений.
Подобные работы
- НАПИСАНИЕ ОТЗЫВА О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Подробное изложение как средство развития письменной речи младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - СОЧИНЕНИЕ ПО ОБРАЗЦУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2017 - Сочинение по картине как средство развития связной речи младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ-ОПИСАНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Развитие умений связной письменной речи младших
школьников при работе над изложением
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - Формирование письменной речи младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017



