Введение 3
Глава 1. Развитие письменной речи младших школьников как педагогическая проблема 6
1.1 Понятие письменная речь и ее качества 6
1.2 Методы и приемы развития письменной речи 13
1.3 Сочинение как вид работы по развитию письменной речи 15
Выводы по Главе I 26
Глава 2. Актуальный уровень развития письменной речи младших школьников 27
2.1 Диагностика уровня развития письменной речи младших школьников
(констатирующий эксперимент) 27
2.2 Программа формирующего эксперимента по написанию сочинений
разных видов 30
2.3 Результаты экспериментального обучения 41
Выводы по Главе II 47
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение
«Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка» [24, с.357]. Развитие речи включает в себя обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Речь возникает в раннем детстве в виде отдельных слов. В дальнейшем речь развивается и совершенствуется. Говорящий или пишущий постепенно овладевает лексикой и фонетическим строем, усваивает закономерности изменения слов, логику высказываний, а также учится строить тексты в соответствии с жанрами и стилями.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подразумевает, что после освоения основной образов а- тельной программы начального общего образования дети должны «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [50].
Речь возникает тогда, когда возникает потребность высказаться, поэтому развитие речи - это из важнейших задач в обучении. Задачей учителя является научить учащихся строить предложения правильно. Правильная речь - это отсутствие пропуска слов, предложения находятся в правильной последовательности и правильно согласованы друг с другом, при этом должно быть правильное произношение слов и правильное оформление.
В начальной школе ребенок учится овладевать нормами литературного языка, учится использовать языковые средства в соответствии с условиями общения, целями и задачами речи. При развитии речи используются особые методические средства и виды упражнений. Одним из таких видов работы является написание сочинений и изложений, которые развитию речи и мышления. А это в свою очередь приводят к успеху в учебной работе по другим предметам, а также способствует формированию полноценного навыка чтения и основ орфографической грамотности.
Развитием речи в целом занимались такие ученые как К.Д. Ушинский, В.В. Богословский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик.
Сочинение является творческой работой. В школе оно занимает важное место, так как служит эффективным средством развития не только речи, но и мышления. Сочинение вызывает эмоции, приучает к осмыслению и оцениванию пережитого, развивает наблюдательность. Кроме того написание сочи-нений требует самостоятельности учащегося, активности, увлеченности; способствует становлению личности учащегося, так как при написании сочинения ребенок создает свой текст. Однако, следует отметить, что написание сочинений требует от пишущего высокого напряжения умственных и творческих сил, так как при создании текста необходимо выбирать слова и обороты речи, обдумывать композицию, отбирать материал, устанавливать логические связи и проверять орфографию.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития как устной, так и письменной речи учащихся. Уменьшение интереса связано с увлечением общением через Интернет и использованием разговорного стиля речи. Все это усугубляет развитие правильной как устной, так и письменной речи.
Цель исследования: развитие письменной речи.
Объект исследования: процесс развития письменной речи учащихся младших классов.
Предмет исследования: сочинение-описание, сочинение-рассуждение как средство развития письменной речи младших школьников.
Гипотеза: работа над сочинениями разных видов способствует развитию письменной речи младшего школьника.
Задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников.
2. Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на определение уровня развития речи у младших школьников.
3. Провести работу по обучению младших школьников написанию сочинений разных видов.
4. Проверить эффективность экспериментальной работы.
В работе использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ научной и методической литературы;
2. Эксперимент;
3. Беседа;
4. Статистическая обработка данных.
Экспериментальная база: МБОУ СОШ №5 г. Дивногорска. В качестве экспериментального класса был выбран 2 «Б» класс, в составе 22 человек, в качестве контрольной группы - 2 «А» класс, в составе 22 человек.
Развитие письменной речи в начальной школе является одной из главных задач обучения. При развитии любого вида речи активно развиваются мышление, чувства, а также навыки общения. Все это позволит ученику стать активным членом общества, который сможет высказывать свои мысли точно и понятно, а также сможет понимать других людей. Поэтому, чтобы достичь высоких результатов, важно как можно раньше начать развивать как устную, так и письменную детскую речь.
Мы считаем, что сочинение в начальной школе является важнейшим средством развития ребенка, так как при написании сочинений он учится не только излагать свои мысли, но и анализировать, концентрироваться, правильно формулировать предложения и делать выводы. Кроме того, сочинение учит школьников к осознанию своих чувств, а также приучает излагать материал логично и последовательно.
В сочинении школьник может применять все изученные правила орфографии, грамматики и пунктуации. При написании сочинений ребенок осознает, что ему необходимо грамотно строить свою письменную речь для того, чтобы она была понятна.
В процессе обучения сочинениям реализуются различные умения в связной речи: умение раскрывать тему, умение строить свои мысли в соответствии с заданной темой, умение отбирать материал и систематизировать его, а также располагать его. Кроме того, школьники учатся составлять план сначала с учителем, затем самостоятельно. Также в сочинениях ребенок учится правильно применять языковые средства, редактировать написанное и правильно оформлять текст.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что ни один ребенок не обладает высоким уровнем развития отслеживаемых нами умений (логичность речи, богатство речи, умение раскрывать тему). Это свидетельствует от низком уровне развития письменной речи.
Для повышения уровня развития письменной речи мы провели формирующий эксперимент. Эксперимент состоял в написании сочинений- описаний и сочинений-рассуждений, а также в подготовке к написанию.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что работа над сочинениями разных видов способствует развитию письменной речи. Учащиеся на уроках по написанию сочинений разных видов учились грамматически и логически правильно излагать свои мысли. Это поможет им быть успешными не только на уроках русского языка, но и на других уроках, и в жизни в целом.
Необходимо отметить, что при данной работе нужно учитывать возрастные особенности младших школьников, использовать разнообразные средства наглядности и рационально использовать их.
Систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, совершенствует как письменную, так и устную речь, делает ее правильной, точной, богатой способствует развитию самостоятельности, что обеспечивает, на наш взгляд, высокий уровень развития речи у младших школьников.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении качеств правильной, как устной, так и письменной речи. Также были выявлены методы, способствующие развитию речи письменной и устной. Кроме этого были рассмотрены виды и сочинений и особенности работы над ними.
Практическая значимость заключается в составлении программы по развитию письменной речи младших школьников с помощью сочинений.
1. Азимов Э. Г. , Щукин А. И. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). - СПб.: Златоуст, 1999.
2. Алдакаева Н. Г. Сочинение как основной вид творческой работы на уроках русского языка и развития речи // Образование в современной школе. - 2008. -№8. - с.27.
3. Балашова Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного // Начальная школа. - 2010.-№ 10 . - с.70.
4. Балыхина Т. М. Русский язык и культура речи / Лысякова М. В.; Рыбаков М.А. - М.: Дрофа, 2011. - 480 с.
5. Бескоровайная, Л.С. Современные открытые уроки русского языка. - Р.: Феникс, 2002. - 384 с.
6. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. - 2003. - № 4. С. 47-51.
7. Бобровская Г. В. Обогащение словаря младших школьников // Начальная школа. - 2002. - № 6. С. 76-7
8. Бондаренко А. А. Русский язык для современного ученика // Начальная школа. - 2006. - № 1. - С. 35-45.
9. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку для четырехлетней начальной школы: Метод. рекоменд. для учителя. - Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2007.
10. Воронина, М. П. Сочинения в жанре письма - средство развития речи младших школьников / М. П. Воронина, И. В. Козлова // Начальная школа. - 2012. - № 3. - с.81-86.
11. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты : энцикл. слов.-справ. / под ред. А. П. Сковородникова. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 479 с.
12. Елисеева М.Т. Работа над изложением и сочинением // Начальная школа. - №5. - 2007.- с. 26.
13. Елисеева, В. Е. Жанр миниатюры в обучении младших школьников написанию сочинения // Начальная школа. №2. - 2005. - с 63-66.
14. Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. / Ковшиков В.А. Глухов В. П. - СПб.: Астрель, 2007. - 357 с.
15. Концепция и программы для начальных классов в 2-х частях «Школа России». - М.: Просвещение, 2010
16. Корепина Л. Ф., Борисенко Ю. Н. Работа над сочинениями разных жанров // Начальная школа. - № 12. - 2009. - с. 30-35
17. Кремлева И.И. Особенности уроков развития речи в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. - № 10. - 2007. - с. 38
18. Купров В. Д. Образно - эмоциональное описание предмета // Начальная школа. - № 2. - 2009. - с. 20-23.
19. Кустарева В. А., Назарова, Л. К., Рождественский, Н. С. и др. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1982.- 400 с.
20. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1991.
21. Лазаренко О.И., Ястребова А.В.Диагностика уровня сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие ребенка)
22. Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Академия. - 2002. 248 с.
23. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. - М., 1985.
24. Львов М.Р.Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учебное пособие. - М.: Акаде- мия,2004. - 464 с.
25. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. - М., 1975.
26. Львова М. Е. Взаимосвязь обучения изложения и сочинения // Начальная школа. - 1984.- № 3. -с. 32-36.
Т1. Львов М. Р. Словарь- справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». - М.: Просвещение, 1988. - 240 с
28. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984.—256с.
29. Микерова Г. Г. Развитие мышления, речи и творческих способностей младших школьников при обучении русскому языку по технологии укрупненных дидактических единиц // Научное обозрение. - 2001. - № 1. - с. 113-118.
30. Молодежная галактика: ежегодный альманах. - 2009. - № 5.
31. Нуруллина Н. Н. Как я учу писать детей сочинения // Начальная школа. - 2008. - № 3. - с. 80.
32. Побединская Л. М. Упражнения при подготовке к сочинению // Начальная школа. - 2001.-№ 6. - с. 23-24.
33. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 191с.
34. Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золо¬тая осень» // Начальная школа. - 1998. - № 9. - с. 50-53.
35. Потурьева Л. В. Обучение сочинению в начальных классах // Начальная школа. - 2008. - № 2. - с. 30-35.
36. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/ Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1985. - 200 с.
31. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.:Просвещение, 1979. - 415 с.
38. Решетаров А.А. Обучение первоклассников умению строить текст: Автореф. дис. канд.пед.наук. - М.: 1984. - 15 с.
39. Розенберг Л. А. Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников //Начальная школа. - 2005. -№ 2.
40. Романовская З. И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова // Начальная школа. - 2004. - № 8. - с. 50-55.
41. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов нефилологических специальностей. / Гвоздева Е. В., Косицына Е.Ф., Орлова В.Н., Чирин И.В. - М.: МГИУ, 2008. - с.120
42. Саломатина, Л. С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение).- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. — 127 с.
43. Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. // Начальная школа. - 2003. - №2. - с. 10.
44. Сочинение как основной вид творческой работы на уроках русского языка и развития речи // Образование в современной школе. - 2001. - №8.
45. Тарасова С. А. Роль вопросов в понимании текста младшими школьниками// Вопросы психологии. - 2004. - № 4. - с. 40-47.
46. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы / В.И.Яшина, М.М.Алексеева, В.Н.Макарова, Е.А. Ставцева. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
47. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя нач.шк. - М.: Просвещение, 1980. - 176 с.
48. Уидзенкова А.К., Сагирова О.С. Русский с увлечением: Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД. 1999. - 304с.
49. Уроки развития связной речи в начальной школе. - СПб.: Специальная Литература, 1998. - 159 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
51. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [электронный ресурс] - http://festival.1september.ru/articles/507120/
52. Харченко О.О. Как усилить коммуникативную направленность работы над предложением. // Начальная школа. - 2009. - №1. - с. 18.
53. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления: учебное пособие. - М.: Издательство Московского университета, 1981. - 400 с.
54. Черноусова Н. С. Сочинения в начальных классах.- М.: Просвещение, 1986. -176 с.
55. Щеголева Г. С. Уроки развития связной речи в начальной школе: Методическое пособие для преподавателей начальных классов. - СПб.- Современник, 2001. - 158 с.
56. Юртаев, С. В. Типы уроков развития речи. // Начальная школа и образование. - 2005. - №5. — с.48-54