ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ
ЛИТЕРАТУРЫ И КНИЖНОГО ДЕЛА В СТРАНАХ ЗАПАДА В
КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД В
СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Развитие литературы в рамках Просвещения в Западной Европе и Северной Америке 21
1.1. Особенности развития Английской литературы 21
1.2. Книжное дело и литература во Франции 30
1.3. Эпоха Просвещения и развитии литературы в Северной Америке второй
половины XVIII в 39
Глава №2. Освещение темы в школьном курсе всеобщей истории 54
2.1. ФГОС. Требования к теме 54
2.2. Освещение темы в школьных учебниках в курсе истории 56
Глава 3. Электронный курс для учащихся среднеобразовательной школы. 66
3.1 Использование художественной литературы на уроках всеобщей
истории 66
3.2 Электронный курс как средство обучения истории 69
3.3 Рекомендации по применению электронного курса на уроке 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
Библиография 95
Приложение А 101
Книжное дело и литература отражают процессы и события, которые происходят в обществе. Развитие книжного дела и литературы в эпоху Просвещения стали способом формирования новой политической культуры, которая сменила прежнюю идеологию. Важной чертой литературы Просвещения становится возросшая сентиментальность, что при этом не выходило за пределы рационального. На практике это сочетание античных образцов с реалиями того времени объективировалось, в частности, в переосмыслении греческих мифов посредствам наделения каноничных персонажей христианской этикой.
Однако еще большее значения в произведениях того времени отводится вопросу истинности и достоверности.
Начиная с середины XVIII века художественная литература, по мере своего возвышения над остальной печатной продукцией, обретает современное значение. Время, когда роман обретал статус, а произведения - каноничность.
Применительно к истории литературы и книгопечатания Просвещение безусловно было значимой вехой. Временем переосмысления ценности художественной литературы, оформлением новых литературных жанров и направлений, интенсивного развития книгопечатания, выработки новых стандартов и диверсификации чтения. Эти и многие другие вопросы и будут рассмотрены в данной работе.
Обращение к теме истории книгопечатания в XVIII в. обретает свою особую значимость еще и в силу того, что именно печать сыграла огромную роль в распространении идей Просвещения в качестве ключевого медиума того времени. Так, например, Томас Мунк прямо утверждает наличие корреляции между распространением идей Просвещения и развитием как старых, так и новых средств коммуникации.1
В выпускной квалификационной работе будет рассмотрен данный процесс на примере Английской, Французской и Американской литературы и книжного дела. В работе освещается рассматриваемый феномен в Англии, так как Англия являлась родиной идейного движения эпохи. Именно в Англии после революции активно развивалась литература, которая оказала влияние на другие страны Европы. Наиболее яркое развитие книжного дела происходило во Франции. В целом и французское Просвещение было многогранно, в нем развивалось деистическое, материалистическое, атеистическое направления. Также упоминаемому феномену принадлежит роль в культурной подготовке к французской буржуазной революции. Просвещение в Северной Америке появилось благодаря Англии и проходило в условиях борьбы за независимость. Литература под влиянием данных идей стала идейным плацдармом в подготовке к Войне за независимость 1775 - 1783 гг.
Рассматриваемая тема имеет межпредметный характер и связана с содержанием таких учебных предметов как обществознание и литература, МХК.
Данная тема не раскрыта в учебниках истории, которые соответствуют ФГОС, соответственно обучающийся не сможет понять в полной мере как общество второй половины XVIII века относилось к политике и происходящем в ней процессов, а также к государственному устройству изучаемой эпохи.
Федеральный государственный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.2
Главной задачей школьного образования становится развитие у учащихся умения ставить цели и искать пути их реализации, учитывая свои достижения. Для достижения этой задачи необходимо формирование у учащихся системы универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД) - означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.3 УУД помогают учащихся самостоятельно развиваться и обеспечивают личностный рост, успешное усвоение знаний и приобретение новых компетентностей. УУД помогают учащимся широко ориентироваться в различных предметных областях познания.
В рамках данного исследования с помощью методический разработки необходимо сформировать у учащихся метапредметные УУД в соответствии с ФГОС. Метапредметные универсальные учебные действия - включают в себя освоенные обучающимся межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).4 Способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования к осуществлению учебной деятельности и к организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуальной образовательной траектории.5 Каждый предмет гуманитарной направленность обладает м потенциалом для формирования метапред- метных умений, первое основное умение это всего умение работать с источниками информации, особенно в большом объеме, так как в современном мире достаточно сложно определить степень объективности информации....
На основе нашего исследования мы можем сделать вывод о том, что в условиях процесса глобализации российская школа старается отвечать современным вызовам образования. Одним из главных вызовов в образовательной системе является цифровизация, т.е. применение различных образовательных технологий, связанных с применением ИКТ технологий. Электронные средства обучения являются универсальными помощниками для учителя, ведь с помощью них учитель может формировать различные метапредметные универсальные учебные действия. Система образования и историческое образование ставит приоритетное направление — это обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие ребёнка в системе школьного образование достигается с помощью формирования УУД (универсальных учебных действий). УУД помогают ребенку развиваться, используя собственные возможности, потенциал усвоить самостоятельно новые знания, развивая в себе умение учиться и самостоятельно добывать информацию. Ме- тапредметные учебные действия направленны на преодоление разобщенности различных школьных дисциплин, для формирования целостной картины мира у обучающихся.
В рамках исследования была выбрана тема, которая способствует формирования метапредметных умений, с предметами гуманитарного цикла, с такими как: литература и обществознание. Влияние идей Просвещения на развитие литературы и книжного дела в странах Запада, расширяет кругозор учащихся по новой истории, показывает также трансформируется политическая культура в странах Запада, в связи с этим необходимо найти эффективные методы обучения для наиболее эффективного объяснения темы. Важной чертой литературы Просвещения становится возросшая сентиментальность, что при этом не выходило за пределы рационального. Книжное дело и литература являлись факторами трансформации политической культуры стран Запада в новое время. Распространение литературного творчества невозможно представить без процесса книгопечатания, книга это важное звено в распространении коммуникации и информации, а также в распространении знаниевого компонента. Достижение эпохи Просвещения обязаны книгопечатанию и работе издателей, типографов, книготорговцев. Благодаря книжной культуре идеи Просвещения распространялись очень быстро и охватывали все сферы общественной жизни. Во второй половине XVIII в. вырос потом политических книг, брошюр, листовок, трактатов, на национальных языках каждой страны. Книга эпохи Просвещения была посвящена разным проблемам жизни общества, она была более доступной, дешевой, появились также агитационные издания, которые распространялись нелегально. Важную роль в книгоиздательстве сыграли энциклопедии, которые получили распространение во всех странах. Пример книгоиздания Европы был положен в основу развития книжной культуры на Северо-Американском континенте.
В ВКР мы освещаем данный феномен Англии, так как Англия родиной идейного движения эпохи. Книжная культура Англия ставила перед собой задачу проанализировать события эпохи Просвещения, а также помочь осмыслить населению произошедшие изменения, которые может объяснить только чтение и науки гуманитарного цикла. Английская литература умеренна, не антиклерикальная, многие представители английского просвещения были представителями духовенства. имела умеренный характер, также отсутствует антиклерикальное направление. Литература Английского Просвещения славится прозаическими жанрами, главное место занимает роман в разных разновидностях. Французская книжная культура развивалась в других исторических условиях. Кризис абсолютной монархии, давал книжной культуре Франции такие черты: как резкость, радикальность, обличительность. Задачей книжной культуры Франции выступала распространение и популяризация идей просвещения среди всего населения, для удовлетворения читательских потребностей общества. В литературе Франции преобладали пропагандистские и сатирические жанры, направленные на десакрализацию короля, королевской семьи, распространению идей о равенстве возможностей каждого человека. Основными жанрами стали политический, философский трактат, философский роман.
Американская книжная культура формировалась в условиях борьбы за независимость и ставила перед собой совершенно другие задачи, в отличии от европейского континента. Процесс складывания книжной культуры связан прежде всего с формированием национального сознания. Книжная культура также трансформировалась под эгидой исторических событий, колониальная литература переросла в американскую с определенной спецификой. Главной особенностью литературы Америки являлась мобильность и гибкость повествования в разных формах, которые позволяет обратить внимание на происходящее в обществе проблемы.....
1. Вольтер Франсуа Мари Аруэ. - Орлеанская девственница. М.:Азбука, 1755. - 11 с.
2. Всеобщая история. Новое время. 8 класс. Авторы Бовыкин Д.Ю., Ведюшкин В.А., М.: Просвещение, 2021. - 112 с.
3. Всеобщая история. История Нового времени XVIII в. Авторы Морозов А.Ю., Абдулаев Э.П., Тырин С.В. Учебное пособие под редакцией Мединского, М.: Дрофа,
2021. - 223 с.
4. Всеобщая история. История Нового времени. XVIII век. 8 класс. Авторы: Н.В. Загладин, Л.С. Белоусов, Л.А. Пименова; под научной редакцией доктора ис-торических наук, академика РАН С.П. Карпова. М.:Русское слово, 2021. - 176 с.
5. Всеобщая история. История Нового времени. Авторы: Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. 1500-1800. - М.: Просвещение, 2014. - 319 с.
6. Гольбах П.А. - Карманное богословие. М.: Государственное издание политической литературы. 1961. - 86 с.
7. Дефо, Д. Робинзон Крузо: роман. Пер. М.Шишмаревой. - М.:1992. - 360 с. Свифт, Дж. -Путешествия Гулливера: роман. Пер. А.Франковского. М.: Аст, 2005. - 378 с.
8. Концептуальные основы историко-культурного стандарта [Электронный ресурс]. - URL: ййр://минобрнауки.рф/документы/3483
9. Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной истории[Электронный ресурс] URL: http: //www.tsput.ru/his_seminar/progect.pdf (Дата обращения: 20.09. 2021)
10. Монтескье Ш.Л. - Персидские письма. Размышления о причинах величия и падения римлян. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2002. — 512 с.
11. Приказ о федеральном перечне учебников [Электронный ресурс] URL: https://docs.edu.gov.ru/document/1a542c2a47065cfbd1ae8449adac2e77/ (Дата обращения: 20.09.2021)
12. Приказ об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ// Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/436767209 (дата обращения 23. 08. 2017)
13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 20. 09.2021)