ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 12
1.1. Система высшего образования: общая характеристика 12
1.2. Содержание понятия «качество образования» 19
1.3. Современные модели управления качеством образования в высшей
школе 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ 36
2.1. Теоретические аспекты развития
дуального образования в Германии 36
2.2. Методологические подходы к реализации
высшего образования в России 48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 58
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ 60
3.1. Реализация Болонского соглашения в России и Германии 60
3.2. Нормативно-правовая база высшего
образования России и Германии 81
3.3. Система дуального образования как инновация в России и успешная практика в Германии 94
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 131
Актуальность. В современном обществе уделяется особое внимание профессиональному становлению и развитию личности. Уровень качества жизни общества растет, возникает противоречие между запросами «потребителей» и способностью учебных заведений предоставлять образовательные услуги на должном уровне. Как следствие, появляется необходимость модернизации институтов системы образования. От организации образовательных процессов, управления ими, создания благоприятной образовательной среды, эффективной реализации образовательных программ и направленности образования зависит будущее страны.
Новые концепции гуманизации и индивидуализации образования нашли свое место в образовательном процессе. Высшее образование в последнее десятилетие стало рассматриваться как один из главных факторов экономического и социального развития государства. Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности. Новое понимание роли образования, являющегося стратегическим ресурсом общества, требует изменений в данной системе. Высшая школа как одна из основных ступеней образования, становится центром создания и разработки обеспечения нового качества образования, от которого зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом. Появляется необходимость в новых подходах к управлению качеством образования в России [96].
Для интеграции в мировое научно-образовательное пространство и с целью более тесного взаимодействия с другими странами в системе образования, в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран Россия присоединилась к Болонскому процессу. Его сущность - создание единого общеевропейского образовательного пространства, где открываются перспективы получения образования гражданам различных стран, и приводятся к общему стандарту процесс и результаты высшего образования. Несмотря на общие принципы, заложенные в болонском процессе, в каждой стране система высшего образования имеет ряд особенностей [27].
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в основу развития системы образования должны быть положены принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование». В проект заложен следующий ряд принципов: открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов обучения, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Основной стратегической целью государственной политики в области образования заявлено повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [41].
Для повышения эффективности управления образованием и решения стратегических задач государственной политики необходим системный подход. Актуальность исследования в теоретическом плане обусловлена тем, что анализ опыта функционирования образовательных систем в других государствах позволит выявить слабые стороны управления образованием в России, развить педагогические инновации, что будет способствовать совершенствованию системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, а также разработке новых механизмов повышения качества предоставляемых образовательных услуг.
Актуальность работы в прикладном аспекте следующая: сравнительный анализ даст возможность использовать положительный зарубежный опыт при обязательном сохранении уникальности и ценности отечественной системы образования.
Для сравнительного анализа системы управления качеством образования в России была выбрана Германия как страна с высоким уровнем образования, экономического развития и наличием высоко-рейтинговых университетов [58].
Интерес к сравнительному анализу систем управления качеством высшего образования в России и Германии обусловлен рядом объективных причин, затрагивающих различные аспекты общественной жизни обеих стран:
- реформы высшего образования Германии осуществляются внутри объединенной страны в контексте европейского образовательного пространства на фоне интеграционных процессов; Россия также стремится к интеграции в общее европейское и мировое образовательное пространство;
- образовательная система Германии богата историческими традициями, что дало ей возможность быть лидером в области науки и образования в течение двух столетий;
- модель университета Гумбольдта, важной чертой которой является обязательная связь обучения с наукой, была образцом для университетов Европы и мира, Россия также заимствовала существенные черты этой модели;
- немецкие ученые, педагоги, деятели искусства - внесли значительный вклад в сокровищницу мировой философии, педагогики, психологии, естественных наук, культуры;
- между Германией и Россией существуют традиционные культурные и научные, экономические и политические связи.
Анализ исследований позволил выделить следующие противоречия:
- социально-педагогического характера: между необходимостью управления образованием в рамках Болонского процесса с учетом лучших европейских образовательных практик и недостаточной разработанностью теоретических основ применения таких практик в контексте российского высшего образования;
- научно-теоретического характера: между теоретической разработанностью проблем управления качеством образования за рубежом и их недостаточно полной научной интерпретацией, предложенной российскими учеными;
- научно-практического характера: между имеющейся практикой реализации системы дуального образования в Германии и недостаточной степенью ее изученности в России.
В контексте управления качеством образования в Германии одним из направлений собственно изменения качества результатов образования выступает внедрение системы дуального образования.
Таким образом, с учетом указанных противоречий, проблема исследования состоит в поиске ответа на вопрос: каковы основные характеристики системы дуального образования в контексте управления качеством образования в Германии? - и выявлении возможностей их применения в отечественной практике высшего образования.
Объект исследования: системы дуального образования в России и Германии в контексте управления качеством образования.
Предмет исследования: особенности систем дуального образования в России и Германии.
Цель исследования: сравнить характеристики дуального образования в России и Германии в контексте управления качеством образования.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать высшее образование как систему;
2) раскрыть содержание понятия «качество образования»;
3) выявить механизмы управления качеством образования в высшей школе;
4) определить сходства и различия реализации Болонского соглашения в России и Германии;
5) определить эффективность системы дуального образования в Германии и обосновать необходимость и возможность ее реализации в России.
Методологическая основа исследования представлена на общенаучном уровне - концепциями системного подхода; на конкретно¬научном уровне - концепциями аксиологического, компетентностного и сравнительно-сопоставительного подходов. В основу исследования положен принцип единства глобального, цивилизационного и регионального (национального) в развитии систем образования.
Теоретической основой являются ведущие теории отечественных авторов, раскрывающих методологию педагогики (В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, В.М. Полонский, Л.П. Рябов, B. А. Сластенин, К.Д. Ушинский), сущность научного познания, науки и
образования (А.Н. Джуринский, Г.М. Коджаспирова, К.Д. Ушинский); культурологический (А.П. Валицкая, Е.О. Иванова, Н.П. Клушина), компетентностный (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.А. Селезнева, C. Е. Шишов), аксиологический (Б.С. Гершунский, Е.Н. Шиянов), личностно-деятельностный подходы (В.В. Сериков) в исследовании проблем образования; представления о российском высшем образовании в мировом пространстве (В.М. Новикова, Ю.А. Егорова); научное обоснование стандартов высшего профессионального образования (Е.И. Сахарчук,
A. Р. Демченко); теоретические модели государственного управления образованием (В.П. Засыпкин), теоретические аспекты управления в вузах (В.М. Филиппов, А.П. Бардашевич, Е.Э. Чеботарева); стратегический подход в управлении высшим образованием как системой (А.Д. Николаева, B. С. Гуляева, М.Г. Швецова, Н.А. Шмырева), концепции управления качеством образования (И.В. Балицкая), теоретические положения анализа систем образования Германии и России в условиях Болонского процесса (Т.Ю. Цибизова, А.В. Фомичев, В.А. Санашенко, Н.В. Кузьменко); концепция дуального обучения в Германии (О.А. Шилина. С.В. Соловьева), общие тенденции развития системы управления качеством образования в Германии (Л.А. Писарева, Ю.И. Морозова).
В исследованиях зарубежных авторов рассматриваются следующие вопросы и проблемы: история развития образовательного процесса (В. фон Гумбольдт, И. Дольх, Ф. Тирш, К. Ясперс), роль и место человека в окружающем мире (С. Кьеркегор, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), внедрение Болонской системы в Германии (Э.И. Патрик, С. Поллак, У. Баншерус, Ф. Гульбинс, К. Химпеле); системный подход к управлению качеством образования (И.В. Блауберг), менеджмент качества в высшем образовании (М. Эндерманн), система высшего образования в Германии (О.Ю. Гласснер), проблемы реформирования образования (В. Клафки, Г. Пихт, З. Робинзон, Б. Толькеттер), разработка и реализация бакалаврских и магистерских программ (Г. Борнефельд, Т. Юнгманн, Р. Шнайдер), повышение качества образовательной системы, образовательных стандартов, регламентации подготовки специалистов в системе высшего образования ФРГ (С. Бюргер, Р. Веке, Л. Кюлер, Е. Климе, X. Моог, С. Шварц).
Диссертационное исследование проводится с учетом инновационных концепций: гуманизации и гуманитаризации образования, личностно-ориентированного, вариативного, дифференцированного, непрерывного образования.
Для решения поставленных задач были избраны следующие методы исследования:
теоретические: историко-педагогический анализ общенаучной, философской; психологической, социологической и педагогической отечественной и зарубежной литературы; метод сравнительно- сопоставительного анализа и синтеза; метод обобщения;
эмпирические: анализ законов об образовании, нормативных актов, государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ в России и Германии. При исследовании управления качеством образования в высшей школе России и Германии был использован вертикальный сопоставительный анализ - изучение процессов развития образования в разные исторические периоды, и горизонтальные сопоставления, т.е. сравнительный анализ образовательных характеристик в разных странах в рамках одного исторического периода.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем дополнены имеющиеся в науке знания о системе дуального образования в России и Германии в контексте управления качеством образования. Расширена проблематика зарубежной и сравнительной педагогики посредством характеристики системы дуального образования в России и Германии. Выделение современных тенденций развития дуального высшего образования в Германии способствует глубокому научному осмыслению процесса модернизации системы высшего образования и позволяет наметить ключевые направления для совершенствования данного направления в России.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их применения для оптимизации функционирования отечественной системы дуального образования в контексте управления качеством образования, выявления и устранения недостатков в ее работе. Материалы диссертации могут быть полезны руководителям и преподавателям, работающим в системе высшего образования для принятия управленческих решений.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты сравнительного анализа были изложены в докладах и сообщениях на международных (Международной научно-практической конференции, 31 октября 2016 г. Санкт-Петербург; Молодежь и наука XXI века: XVII Международный научно-практический форум студентов,
аспирантов и молодых ученых. Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании, май 2016 г., Красноярск, I Международная научно-практическая конференция, Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития, ноябрь 2016 г., Has participated in the international conference on modern researches in science and technology, held in Berlin, Germany, During January, 2017, Has participated in the international conference on research Trends in Social Sciences, Education, Humanities, Business and Management Studies held in France, Toulouse, During April, 2017), российских (III Всероссийской конференции школьников, студентов, молодых ученых, посвященной 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского: Актуальные проблемы образования: история и современность, май 2016 г., КГПУ им. В.П. Астафьева) конференциях; на всероссийской олимпиаде: Герценовская педагогическая олимпиада магистрантов «Эврика: научный поиск-2017» (диплом II степени); на семинарах и заседаниях кафедры общей педагогики и образовательных технологий, педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева.
По результатам исследования опубликовано 4 работы:
1. Проблемы управления качеством высшего образования в России и Германии // Современные проблемы и направления развития системы подготовки кадров сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. СПб.: НОО «Профессиональная наука». 2016. С. 263-279.
2. Качество высшего образования как один из ключевых показателей развития современного общества //International conference on modernresearches in science and technology Conference Proceedings. Scientific public organization «Professional science». Berlin, 31 января 2017 г. Berlin, 2017. С. 571-586.
3. Исторические аспекты системы дуального образования в Германии. // Has participated in the international conference on research Trends in Social Sciences, Education, Humanities, Business and Management Studies. Toulouse, 30 апреля 2017 г. Toulouse, 2017.
4. Реализация Болонского соглашения в России и Германии как процесса, отражающего управление, качество, способы осуществления
поставленных задач и достигнутые результаты // Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам I Международной научно¬практической конференции 30 ноября 2016, г. Казань: НОО
Профессиональная наука, 2016. С. 165-180.
Структура магистерской диссертации определена логикой исследования, целью и поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 134 наименований и приложения.
Для повышения эффективности управления образованием и решения стратегических задач государственной политики необходим системный подход. Анализ опыта функционирования образовательных систем в других государствах, а именно в Германии, позволил выявить слабые стороны управления образованием в России. Таким образом, в первой главе выпускной квалификационной работе рассмотрены теоретические основы системы высшего образования, его качества и современные модели управления им в высшей школе. Во второй главе исследования отображены исторические аспекты развития системы дуального образования и совокупность методологических подходов к высшему образованию в России.
В третьей главе проведен сравнительный анализ по выделенным критериям в контексте управления качеством образования в высшей школе России и Германии с целью выявления положительного опыта Германии для возможности его использования в системе высшего образования в России при обязательном сохранении уникальности и ценности отечественной системы образования. Раскрывается сущность модели дуального обучения: сотрудничество между предприятиями, образовательными учреждениями и региональными органами власти, интегрированное финансирование программы подготовки кадров под определенное рабочее место осуществляется заказчиками кадров, т.е. предприятиями совместно с региональными органами власти.
Результатами выполнения работы стало решение следующих задач.
1. Рассмотрены и раскрыты характеристики высшего образования как системы. Выявлено, что систему высшего образования можно рассматривать как единый процесс, направленный на воспитание и обучение, внутри которого осуществляются задачи в интересах человека, общества и государства. Она включает в себя содержание образования: совокупность знаний, умений и навыков как способов деятельности, ценностные установки, овладение опытом и формирование компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека. Реализация данного процесса должна осуществляться в условиях целенаправленности, целеполагания, плановости, определенной последовательности обучающих действий, четких обозначений целей, соответствия целей модели обучения, строго определенного порядка, форме обучения, определенной методики, продолжительности и непрерывности.
Высшее образование является одним из видов образования. Определение, которое трактует федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВО): «Образование, полученное на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным стандартом, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании».
2. Решена вторая задача: раскрыто содержание понятия «качество образования», которое является одним из основных параметров, определяющих значимость сферы образования в обществе: «... процесс создания условий, которые способствуют качеству образования, т.е. обеспечение учебными ресурсами, инфраструктурой, учебными планами и программами». Данное понятие качества образования было разработано Европейской Ассоциацией Гарантии Качества в высшем образовании и отражено в документе «Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве».
3. Для решения третей задачи: выявления механизмов управления качеством образования в высшей школе, - необходимо обращение к методологическим и теоретическим основам высших школ России и Германии, которые подробно раскрыты во второй главе диссертационного исследования: отображены теоретические аспекты дуального образования в Германии, поэтапно описаны исторические периоды эволюции системы дуального обучения и описан методологический ряд подходов к реализации высшего образования в России: процессный, системный, экономический, личностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический, компетентностный через Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001 - 2008, разработанный открытым акционерным обществом «Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации», с учетом принципов менеджмента качества ИСО 9000:2005 и ИСО 9004:2000. Приведена действующая модель системы менеджмента качества.
4. Четвертая задача, поставленная в исследовании, решена в третьей главе работы: определены сходства и различия реализации Болонского соглашения в России и Германии через сравнительно-сопоставительный анализ систем управления качеством образования в высшей школе.
5. Решение пятой задачи отражено в третьей главе третьего параграфа: определена эффективность системы дуального образования в Германии и обоснована необходимость и возможность реализации данной инновации в России.
Таким образом, задачи исследования решены, цель: сравнить особенности дуального образования в России и Германии в контексте управления качеством образования, - достигнута.
1. Азарьева В.В., Горленко О.А., Григорьев В.М. Краткий
терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования. СПб.: ПИФ, 2007. 64 с.
2. Аналитический обзор вузов федеральных вузов России:
исследовательский институт Восточной Европы в Бременском университете, 2009. URL: http://www.laender-analysen.de/russland/pdf/Russlandanalysen
185.pdf (дата обращения: 5.02.2016).
3. Аникеев А.А., Артуров Е.А. Современная структура образования в Германии: Alma mater. № 3, 2012. С. 67-68.
4. Асмолов А.А. Стратегия социокультурной модернизации образования как института социализации. Развитие личности. 2009. № 1. С. 38-63.
5. Баншерус У., Гульбинс Ф, Химпеле К., Штак С. Болонский процесс между требованием и реальностью. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения. М., 2010. С. 25-37.
6. Бардашкевич А.П. Потребитель образовательных услуг на
российском рынке // Экономика образования. Народное образование. Педагогика. № 1, 2010. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/
potrebitel-obrazovatelnyh-uslug-na-rossiyskom-rynke (дата обращения:
15.01.2016).
7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
8. Бим-Бад Б.М. Антропологический подход в педагогике. № 1. СПб: Педагогика, 1997. С. 32-37.
9. Болонская декларация: зона высшего европейского пространства. Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19.06.1999. URL: http://www.msmsu.ru/userdata/manual/images/fac/ped_obr/ Bolonskaja_deklaracija.pdf (дата обращения: 19.11.2016).
10. Бонюшко Н.А. Обеспечение качества высшего образования в условиях глобализации: учеб. пособие. СПб.: СПбГПУ, 2011. 96 с.
11. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. M.: РЕЦЭП, 2005. 199 с.
12. Борзилова Л.В., Матушанский Г.У. Нормативно-правовые основы регулирования высшего образования в России при вхождении в Болонский процесс № 8, 2010. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovye-osnovy-regulirovaniya-vysshego-obrazovaniya-rossii-pri-vhozhdenii-v-bolonskiy-protsess (дата обращения: 19.11.2016).
13. Борнефельд Г. Опыт разработки и реализации бакалаврских и
магистерских образовательных программ на инженерных факультетах вузов Германии: Reinisch-Westfalishe Technische Hochschule Aachen. Aachen:
RWTH, 2011. 32 c.
14. Будапештско-Венская декларация о Европейском пространстве высшего образования: Будапешт и Вена, 11-12 марта 2010 г. // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 59-61.
15. Внешний обзор польского комитета по аккредитации высших учебных заведений, 2013. URL: http://www.enqa.eu/wp-content/uploads /2014/02/PKA-review_Final-report-of-the-review-panel.pdf (дата обращения: 5.02.2016).
16. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: История и современные проблемы. М.: УРАО, 2003. 232 с.
17. Ганжа О.А., Кулик О.Г., Рогозин Н.А. Управление качеством в высшем образовании: монография. Волгоград: ВолгГАСУ, 2014. 152 с.
18. Германская служба академических обменов. URL: http:
//www.daad.ru/(дата обращения: 27.11.2016).
19. Глайсснер О.Ю. Система высшего образования в Германии: великое множество путей // Alma mater. СПб: печатное издание Вестник высшей школы СПбГИ культуры. №10, 2008. С. 59-63.
20. Горбашко Е.А., Бонюшко Н.А., Семченко А.А. гарантии качества высшего образования в условиях международной интеграции: учеб. пособие. СПб.: СПбГУЭФ, 2011. 104 с.
21. Горылев А.И. Нормативно-правовое регулирование участия российских вузов в Болонском процессе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 6, 2009. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovoe-regulirovanie-uchastiya-rossiyskih-vuzov-v-bolonskom-protsesse (дата обращения: 25.11.2016).
22. Гринин Л.Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1, 2005. С. 6-31.
23. Демченко А.Р. Профильное обучение в системе общего образования
Германии и России: сравнительный анализ: дисс. ... к.п.н. Новосибирск,
2008. 160 с.
24. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений. М.: Академия, 1998. 176 с.
25. Европейский Фонд менеджмента качества. URL: http://www.efqm- rus.ru(дата обращения: 03.11.2016).
26. Егорова Ю.А. Проблема качества высшего образования //
Современные наукоемкие технологии. № 1, 2008. URL: http://elibrary.ru
/download/23773782.pdf (дата обращения: 18.01.2016).
27. Егорова Л.Е., Кондратьева О.Е., Росляков Г.В. Проблемы реализации болонских соглашений в российской высшей школе: электр. журнал Народное образование. № 2, 2014. URL: http://cyberleninka.ru/article /n/problemy-realizatsii-bolonskih-soglasheniy-v-rossiyskoy-vysshey-shkole (дата обращения: 28.04.2016).
28. Ерошин В.И. Финансово-экономические отношения в образовании // Педагогика. 1999. № 3. С. 59.
29. Журавская Н.Т. Инновационное обеспечение качества
образовательной деятельности вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 8, 2010. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-obespechenie-kachestva-obrazovatelnoy-deyatelnosti-vuza (дата обращения: 25.11.2016).
30. Закон о профессиональном образовании в Германии от 23.03.2005. N 806-21. I c. 931, ред. I 2749 от 25.07.2013. Вестник федерального законодательства, 2013.
31. Захаров Ю.А. Основные пути повышения качества высшего образования // Университетское управление. 2005. № 1(34). С. 100-103.
32. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию.
Екатеринбург, 2005. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/324/925/
1216/004.ZBOROVSKIY.pdf (дата обращения: 27.11.2016).
33. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. М., 2001. С. 244-252.
34. Ивановский З.В. Образование в условиях глобализации // Знание. Понимание. Умение. № 1, 2006. С. 69-70.
35. Информационно справочный портал поддержки систем управления
качеством // Оценка качества образовательных услуг в системе открытого образования. URL: http://www.quality.edu.ru/quality/sk/otkrobr/247 (дата
обращения: 15.01.2016).
36. Информация о реализации проекта «Подготовка рабочих кадров,
соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей
промышленности Красноярского края, на основе дуального образования в области машиностроения». URL: http://www.krao.ru/rb-topic_t_1067.htm (дата обращения: 11.01.2016).
37. Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: монография. М.: Готика, 2005. 27 с.
38. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском Регионе (N 165) Ратифицирована Федеральным законом РФ от 4 мая 2000 года N 65-ФЗ.
39. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ). Собрание законодательства РФ. 03.03.2014. N 9. Ст. 851.
40. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 08.08.2009). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527 (дата обращения: 11.01.2016).
41. Концепция модельного Образовательного кодекса для государств - участников СНГ. Модель Принята на шестнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Постановление N 16-14 от 9 декабря 2000 г.
42. Концепция соц. эконом. развития в Германии. URL:
https: //www. bmbf. de/pub/BMBF-Bildungsforschung_Band_40. pdf (дата
обращения: 15.01.2016).
43. Кочеткова Т.О., Носков М.В, Шершнева В.А. Университеты Германии: от реформы Гумбольдта до Болонского процесса // Высшее образование в России. № 3, 2011. С. 137-142.
44. Кочеткова Т.О., Носков М.В. Высшее образование в России и
Германии: болонские реформы // Высшее образование в России. № 12, 2012. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-v-rossii-i-germanii-
bolonskie-reformy-prodolzhayutsya (дата обращения: 27.11.2016).
45. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии: Народное образование. № 5. 2004. С. 3-12.
46. Листопадова Е.В. Система менеджмента качества в управлении университетом: дисс ... канд.н. Хабаровск: ДВО РАН, 2015. 136 с.
47. Лондонское коммюнике министров высшего образования «К Европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализованного мира». Conference of European Higher Education Ministers: London, 17-18 May 2007. URL: http://www.sgu.ru/node/30371 (дата обращения:
20.11.2016) .
48. Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М.: Маркет ДС, 2003. С. 10-15.
49. Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО, 2013. Институт Статистики ЮНЕСКО P.O. Box 6128, Succursale Centre-Ville Montreal, Quebec H3C 3J7 Canada.
50. Микава Т.В. О понятии образовательной услуги. Образование и право: статус участников образовательных отношений // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. СПб. 1-2 декабря 2003. Под ред. Г.А. Бордовского, В.В. Насонкина, В.Ю. Сморгуновой, сост. Д.В. Харакка-Зайцев. С-Пб: РГПУ им. Герцена, 2003. 219 с.
51. Министерство образования и науки РФ: проект Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах. URL: http://mon.gov.ru(дата обращения: 07.12.2016).
52. Монро П. История педагогики. Новое время / Под ред. проф. Виноградова Н.Д. М.: Петроград, 1993.
53. Мышенко С.А. Проблемы реализации права на высшее образование
в условиях Болонского процесса и пути их решения: опыт ФРГ // Известия Иркутской государственной экономической академии. №2, 2014. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-prava-na-vysshee-obrazovanie-v-usloviyah-bolonskogo-protsessa-i-puti-ih-resheniya-opyt-frg (дата обращения:
2.12.2016) .
54. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46741(дата обращения:
20.11.2016) .
55. Неборский Е.В. Немецкая концепция образования: ключевые аспекты и трансформация в условиях Болонского процесса // Науковедение.
Ижевск: УГУ. № 3, 2015. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/113PVN315.pdf(дата обращения: 17.11.2016).
56. Нигматов З.Г., Шакирова Л.Р. Теория и технологии обучения в высшей школе. Казань: Казанский федеральный университет, 2012. 357 с.
57. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012. № 273-ФЗ. Собрание законодательства. 2012.
58. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата): Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. №1085. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf (дата обращения: 18.01.2016).
59. Образование как пространство и время человеческого бытия: коллективная монография / отв. ред. Серебряков Ф.Ф. Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. 196 с.
60. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 4-е изд., доп. и перераб. М., 846 с.
61. Онушко К.Ю., Цвелюх И.П. Проблемы управления качеством высшего образования в России и Германии // Сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции Современные проблемы и направления развития системы подготовки кадров. URL: http://scipro.ru/wp-content/uploads/2015/11/education_10_2016.pdf (дата обращения: 17.11.2016).
62. Официальный сайт Сибирского федерального университета. URL: http://sfu-kras.ru/(дата обращения: 2.12.2016).
63. Официальный сайт Технического университета Мюнхена. URL: http://portal. mytum.de/(дата обращения: 2.12.2016).
64. Официальный сайт Университета им. Людвига и Максимилиана. URL: http:// www.en.uni-muenchen.de/(дата обращения: 2.12.2016).
65. Павлюткин И.В. Организационные изменения в технических университетах: институционализация управления качеством образования: дисс. ... канд. н. М.: ГУ ВШЭ, 2010. 214 с.
66. Патрик Э.И. Система образования и опыт внедрения Болонской системы в Германии // INTAMT e.V. Dusseldorf, INTAMT e.V., 2011. 27 с.
67. Петерсен В.А., Йепсен М. Подход и опыт разработки профессиональных стандартов в Германии: доклад. Фленсбург, 2015. 45 с.
68. Писарева Л.И. Управление образованием в Германии: традиции и инновации // Проблемы современного образования. Народное образование. Педагогика. № 3, 2012. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-obrazovaniem-v-germanii-traditsii-i-innovatsii (дата обращения: 5.04.2016).
69. Поллак С. Практика развития трехуровневой системы подготовки специалистов. Организация подготовки соискателей ученых степеней Doktor (Dr.-Ing.), порядок присвоения этих ученых степеней и практика работы Ученых Советов по присвоению ученых степеней: Ruhr-Universitat Bochum. Bochum, 2011. 30 c.
70. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как
основополагающее понятие теории образования // Педагогическое образование и наука, 2003. №1. С. 29-31.
71. Представление компетенций, структур и образовательных
разработок для обмена информацией в Европе: Система образования в Федеративной Республике Германии, 2013. URL: http://www.istp2016.org /fileadmin/Redaktion/Dokumente/documentation/dossier_de_ebook.pdf (дата
обращения: 5.02.2016).
72. Реализация Болонского соглашения в России и Германии как процесса, отражающего управление, качество, способы осуществления поставленных задач и достигнутые результаты // Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам I Международной научно¬практической конференции 30 ноября 2016. Казань: НОО Профессиональная наука, 2016. С. 165-180.
73. Родиков А.С. Некоторые аспекты профилизации образовательных услуг дуальной системы европейского образования // Вестник Военного университета. №3 (23), 2010. С. 41-46.
74. Рюхова Н.Ф. Информационное обеспечение управления качеством образования на муниципальном уровне: дисс. ... канд.н. Чита: АлтГПУ, 2015. 204 с.
75. Сенашенко В., Ткач Г.Д. Болонский процесс и качество образования // Alma mater. Вестник высшей школы. 2003. № 8. С. 8-14.
76. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пос. для студ. пед. высш. учеб. зав. М.: Вентана-Граф, 2005. 368 с.
77. Система образования и инфраструктура поддержки инновационной деятельности в Германии: аналитический обзор, INTAMT e.V. Dusseldorf: INTAMT e.V., 2011. 24 с.
78. Создание и апробация организационных систем оценки качества общего и профессионального образования на региональном уровне. URL: http://sh1-krkam.edusite.ru/DswMedia/proect.doc(дата обращения: 15.01.2016).
79. Соловьева С.В. Дуальная система профессионального образования
в Германии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 4, 2013. URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc
/18115942_2013_-_4(32)_unicode/15.pdf (дата обращения: 28.04.2016).
80. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего
образования в европейском пространстве URL: http://techn.sstu.ru/
news/doc/2010/06/01/file.pdf (дата обращения: 18.01.2016).
81. Степанов В.И. Проблемы обеспечения качества высшего
образования в рамках Болонского процесса // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 6. 2013. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obespecheniya-kachestva-vysshego- obrazovaniya-v-ramkah-bolonskogo-protsessa(дата обращения: 27.11.2016).
82. Сухова Е.Е. Структурная трансформация высшего образования в
Германии в контексте Болонского процесса // Вопросы образования: МГТУ им. Баумана. № 3, 2009. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/strukturnaya-
transformatsiya-vysshego-obrazovaniya-v-germanii-v-kontekste-bolonskogo-protsessa (дата обращения: 15.11.2016).
83. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М.: Центр образовательного законодательства РФ, 2002. 340 с.
84. Теория права и государства: учебник / под ред. проф. Лазарева В.В. М.: Право и Закон, 1996. 424 с.
85. Течиева В.З. Реализация практико-ориентированного обучения в условиях педагогического вуза. Владикавказ: Вестник СОГУ. №2. 2013. С. 120-124.
86. Тешев В.А. Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятий // Вестник Адыгейского государственного университета. № 1 (135), 2014. С. 139-144.
87. Трофимова Г.С. Основы педагогической коммуникативной компетенции: учеб. пособие. Ижевск: УдГУ, 1994. 65 c.
88. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: около 100000 слов. М.: Аделант, 2013. 800 с.
89. Федеральное государственное учреждение «Центр испытаний и сертификации». СПб. URL: http://www.rustest.spb.ru(дата обращения: 05.10.2016).
90. Федорова Л.А. Инновационные идеи модернизации российского
образования в свете Болонского процесса // Интерэкспо гео-Сибирь. Том 6, 2010. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-idei-modernizatsii-
rossiyskogo-obrazovaniya-v-svete-bolonskogo-protsessa (дата обращения:
25.11.2016) .
91. Федотова Г.А. Взаимодействие социальных партнеров в процессе профессионального обучения в ФРГ: аналитический обзор. М.: ИРПО, 2005. 45с.
92. Цибизова Т.Ю. Сравнительный анализ систем образования в России
и Германии в условиях болонского процесса // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. № 4, 2012. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/77-30569-360710-sravnitelnyy-analiz-sistem- obrazovaniya-germanii-i-rossii-v-usloviyah-bolonskogo-protsessa (дата
обращения: 18.01.2016).