ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ИГРОВОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
МЛАДШИХ КЛАССОВ
1.1 Понятие и виды подвижных игр 6
1.2 Значение подвижных игр в физическом воспитании обучающихся младших
классов 12
1.3 Роль игровой деятельности в развитии мышления 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования 24
2.2 Организация исследования 24
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
ИГРОВОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
ПОСРЕДСТВОМ ПОВИЖНЫХ ИГР
3.1 Разработка и внедрение комплекса подвижных игр для развития игрового
мышления у обучающихся младших классов 27
3.2 Выявление результативности комплекса подвижных игр для развития
игрового мышления у обучающихся младших классов 36
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Укрепление здоровья подрастающего поколения является приоритетной задачей политики государства. Однако, несмотря на огромную работу, проводимую в данном направлении, ситуация с оздоровлением детей, подростков и молодежи по-прежнему остается напряженной.
Подвижная игра также обладает большим воспитательным оздоровительным и образовательным потенциалом.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности свойственный человеку. Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, подвижные и спортивные игры. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.
Игровая деятельность является не только средством культуры, но и полезным средством воспитания детей и подростков.
В декларациях крупнейших международных форумов по программе «Физическая активность, здоровье и самочувствие» определено приоритетное стратегическое направление, связанное с тем, что правительства всех стран мира должны проводить политику, направленную на увеличение физической активности человека, а также создавать атмосферу поощрения занятий физическими упражнениями и спортом для всего населения.
Задача заключается в том, чтобы стимулировать подрастающее поколение к действиям по укреплению здоровья, к регулярной физической активности, создать необходимую социальную инфраструктуру и обеспечить методически и информационно ту социальную и педагогическую деятельность, которая необходима в сфере физической культуры и здоровья нации.
Развитию мышления у детей способствует игра. По мнению психологов, педагогов игра является и методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Эмоционально насыщенные, яркие и разнообразные по содержанию, игры социальны по своей сущности, так как отражают опыт общественных отношений. В.А. Сухомлинский сравнивал игру с огромным светлым окном, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Вне конкуренции по воздействию и влиянию на настроение масс, национальное, самосознание является - футбол, который, практически, во всем мире и в России стал спортом номер один. И в сфере физической культуры и спорта в целом, и в отечественном футболе накопилось много нерешенных до настоящего времени проблем.
В основе привлекательности футбола лежит присущая ему высокая эмоциональность, острота, напряженность, красота, честность, мужественность и бескомпромиссность борьбы за победу. С каждым годом аудитория футбольных зрелищ расширяется, важную роль в этом играет телевидение. Чемпионаты мира, Европы и Олимпийские игры смотрят миллиарды людей, почти для всех футбол интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Очевидно, что без болельщиков футбол перестал бы быть сколько-нибудь общезначимым социальным явлением, для них же он становится нередко одним из важнейших источников нетривиальных эмоций.
Цель работы: оценивание эффективности использования подвижных игр направленных на развитие игрового мышления у обучающихся младших классов на уроках физической культуры.
Объект исследования: процесс физического воспитания обучающихся младших классов
Предмет исследования: подвижные игры направленные на развитие игрового мышления обучающихся младших классов
Гипотеза исследования. Процесс развития игрового мышления у обучающихся младших классов будет результативным, если будут выявлены и обоснованы подвижные игры влияющие на развитие игрового мышления и внедрены в процесс физического воспитания обучающихся младших классов.
...
Проведенное исследование и полученные результаты в ходе изучения особенностей развития игрового мышления у обучающихся на уроках физической культуры посредством подвижных игр, позволили сделать следующие определенные выводы:
Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных- с обязательными для всех играющих правилами. Классификация подвижных игр разнообразна. Выделяют сюжетные и бессюжетные подвижные игры; летние и зимние; игры для спортивного зала и спортивной площадки; командные и некомандные игры и др.
Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно - нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Применение подвижных игр позволяет усилить возможности педагогических действий, способствуя формированию актуально нужных двигательных умений и способностей, системы познаний, моральных свойств личности.
В ходе педагогического эксперимента получены выводы:
1. Предлагаемый комплекс подвижных игр для обучающихся с целью развития игрового мышления включает в себя игры: «Живые ворота», «Выгони мяч», «День и ночь», «Бег по прямой из различных положений», «Бег по линиям», «Челночный бег», «Догнать переднего», «Подкинь мяч выше», «Ловушки», «Бег шеренгами», «Встречная эстафета», «Воробьи и вороны». Предлагаемый комплекс направлен на развитие игрового мышления, а также быстроты, скорости, координации, силы и ловкости. Все подвижные игры были реализованы в заключительной части урока (3 раза в неделю).
2. На констатирующем этапе исследования проводился предварительный педагогический эксперимент с обучающимися, они были поделены на две группы - контрольную и экспериментальную. В результате констатирующей экспериментальной работы наглядно был продемонстрирован уровень сформированности игрового мышления у обучающихся. Среди испытуемых обеих групп значительно преобладает количество обучающихся с низким уровнем игрового мышления.
3. На формирующем этапе исследования проводился основной педагогический эксперимент, проведение уроков с использованием подвижных игр.
4. На третьем этапе проводился контрольный педагогический эксперимент с обучающимися. Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента для контрольной и экспериментальной групп показывают, что к концу исследования в экспериментальной группе количество обучающихся с низким уровнем сформированности игрового мышления уменьшилось на 33,3%, а количество обучающихся с высоким уровнем сформированности игрового мышления увеличилось на 40,0%.
Таким образом, результаты контрольного этапа проведенной опытноэкспериментальной работы свидетельствуют о позитивных изменениях в формировании уровня игрового мышления у обучающихся. Из этого следует, что выявленные, обоснованные и внедренные подвижные игры, способствует повышению уровня развития игрового мышления у обучающихся.
1. Аляева, Ю.В. Развитие физических качеств у школьников с применением подвижных игр / Ю.В. Аляева. - Челябинск, 2017. - 60 с.
2. Аустер, Б.В. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста на основе модульной программы с использованием подвижных игр / Б.В. Аустер // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 1. - С. 66-68.
3. Байкалова, Л.В. Подвижные и спортивные игры в подготовке спортсменов - легкоатлетов / Л.В. Байкалова, Н.М. Простихина // Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого. - 2018. - № 5. - С. 20-23.
4. Барчукова, И.С. Основы физической культуры. Теория и методика: курс лекций : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.С. Барчуков, Г.В. Барчукова, Ю.Н. Назаров. - М. : ЮНИТИ, 2019. - 294 с.
5. Болатов, А.Н. Особенности применения спортивных и подвижных игр для развития быстроты и выносливости у учащихся 12-13 лет на уроках физической культуры / А. Н. Болатов // Молодой ученый. - 2020. - № 11 (91). - С. 580-584.
6. Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. - М.: Физкультура и спорт, 2021. - 208 с.
7. Вайцеховски С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 2021. - 200 с.
8. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов: учебное пособие.- М.: ФиС, 2017.- 111
9. Вершинин, М.А. Целесообразный порядок использования подвижных игр в период подготовки детей к обучению в школе / М.А. Вершинин / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020. - № 4. - С. 28-30.
10. Виленская, Т.Е. Теория и методика физического воспитания: оздоровительные технологии физического воспитания младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т.Е. Виленская. - М. : Издательство Юрайт, 2020. - 285 с.
11. Гарипов Х. Играя - воспитываем // Учитель. - 2017. - № 3. - 102 с.
12. Герминг, К.Ф. Игра как средство воспитания дружбы, товарищества, коллективизма детей дошкольного возраста / К.Ф. Герминг // Инновационные технологии нового тысячелетия. - 2017. - № 1. - С. 161-163.
13. Гриженя, В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие / В.Е. Гриженя. - М.: Советский спорт, 2019. - 40 с.
14. Громова, О.Е. Спортивные игры для детей / О.Е. Громова. - М. : Сфера, 2018. - 121 с.
15. Губа, В.П. Теория и методика современных спортивных исследований / В.П. Губа. - М. : Спорт, 2016. - 232 с.
... всего 42 источников