ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Сущность и структура коммуникативных умений дошкольников 8
1.2. Особенности развития коммуникативных умений у детей с общим
недоразвитием речи III уровня 14
1.3. Методики развития коммуникативных умений у детей с общим
недоразвитием речи III уровня 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 23
2.1. Организация, методы и методики исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 27
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 40
3.1. Научно-методологические условия коррекции коммуникативных умений
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 40
3.2. Психолого-педагогическая программа коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
III уровня 45
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЯ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Актуальность исследования. На современном этапе со сменой приоритетов в сфере образования, активно внедряется в жизнь родной язык, требующий не только формирования языковых умений, но и признает стратегию воспитания речевой личности, перед которой стоят задачи научиться комплексно применять речевые и неречевые средства с целью коммуникации: умение общаться в конкретных социально-бытовых
ситуациях, ориентироваться в ситуации общения, проявлять инициативность общения, сдержанность в общении; культуру речевой коммуникации. Владение данными умениями предполагает сформированность коммуникативной компетентности.
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста является одной из стержневых проблем дошкольной педагогики. Она исследовалась классиками научной мысли и современными учёными в разных аспектах: психологическом (Л.С. Выготский, М.А. Леушина, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); психолингвистическом (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.М. Шахнарович и др.); лингвистическом (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Л.В. Щерба и др.); педагогическом (Н.А. Орланова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова и др.); лингводидактическом (А.М. Богуш, А.В. Беляев, Н.В. Гавриш и др.).
ФГОС ДО определяет конечной целью речевого развития выпускника дошкольного учреждения сформированность у него коммуникативных умений. Особое значение исследование коммуникативных умений приобретает относительно детей старшего дошкольного возраста, который характеризуется, с одной стороны, активным включением ребёнка в групповое коммуникативное взаимодействие с сверстниками, с другой - обогащением опыта общения со взрослым, что способствует формированию коммуникативной готовности к школьному обучению и последующей ее социализации (И.А. Смирнова, 2018; В.П. Глухов, 2014; Ю.Г. Приходько, 2018).
Практика работы показывает, что количество детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи растёт, а это обусловливает трудности, поскольку у детей с ОНР нарушается развитие всех компонентов речи. Исходя из этого большое внимание должно обращаться на обучение и воспитание, психолога с детьми с нарушениями речи дошкольного возраста, в частности с общим недоразвитием речи, в условиях логопедической группы ДО. Для детей, имеющих ОНР III уровня, особое значение имеет
формирование лексико-грамматической стороны речи как основы полноценного общения (В.П. Глухов, 2014; У.С. Ушакова, 2012).
Проблема исследования. Несмотря на существующие разнообразные методики осуществления коррекционной работы, вопросы повышение эффективности развития коммуникативных умений старших дошкольников с ОНР III уровня остаются актуальными и неизученными до конца. В частности, фрагментарно представлены программы по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: развить коммуникативные умения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, разработать и апробировать программу по развитию коммуникативных умений у данной категории детей.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что для эффективного развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня необходимо реализовать следующие условия:
• развитие эмоционально-волевой сферы;
• погружение детей в активную коммуникативно-игровую деятельность;
• осуществление взаимодействия с родителями и педагогами.
...
1. Коммуникативные умения - это способность к образованию межличностных отношений, обеспечивающие успешную коллективную деятельность и нахождение в ней каждой личностью своего места, а также сплочение коллектива, способность привлекать к себе людей.
2. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеют дефекты в развитии речи, такие как нарушение лексико-грамматического строя, бедный словарный запас, дефекты звукопроизношения, нарушение связной речи. Все это приводит к нарушению развития коммуникативных умений, ребенок не может полноценно осуществлять обмен информацией, не умеет побуждать собеседника к восприятию информации, не может управлять своим речевым поведением.
3. Анализ современных подходов к развитию коммуникативных умений у дошкольников с ОНР III уровня показал, что развитию данных умений будет способствовать обеспечению таких педагогических условий: развитие речевых и неречевых средств общения в игровой деятельности; обогащение речи детей формулами речевого этикета; взаимодействие с родителями дошкольников.
4. В рамках темы было проведено экспериментальное исследование особенностей развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
5. Анализ проведённых диагностических методик с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на констатирующем этапе показал, что у детей преобладает низкий уровень коммуникативных умений. У детей с ОНР III уровня не сформированы мотивы общения со взрослыми и ровесниками, наблюдаются трудности вступления в контакт, коммуникативно речевые действия без учёта ситуации общение, безынициативность в ведении диалога, непроизвольное использование экспрессивных, невербальных средств коммуникации при неумении «читать» их в партнёрах; сложности в формулировании замысла действий партнёров по общению и пониманию ситуации в целом; низкие речевые умения (бедность лексики, невнятность звучащей речи, грамматическая неправильность); однотипность построения фраз, отсутствие творческого рассказа. Дети редко используют речевой этикет в речи.
6. Цель формирующего эксперимента заключалась в разработке и апробации программы коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Формирующий этап длился 2 месяца. Программа включала в себя 16 занятий, по 2 в неделю, продолжительность одного занятия 20-30 минут.
7. На контрольном этапе детей, имеющих высокий уровень коммуникативных умений, увеличилось на 10%, детей со средним уровнем увеличилось на 20%, дошкольников с низким уровнем уменьшилось на 20%. Реализация направлений коррекционной работы с дошкольниками обеспечила положительные изменения в развитии коммуникативных умений дошкольников, после экспериментальной работы остались дети с низким уровнем коммуникативных умений, что говорит о том, что с данной категорией детей педагоги должны продолжать осуществлять индивидуальную работу.
8. Результаты проведённого анкетирования свидетельствуют о овладении педагогами методикой развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Система воспитательной работы, направленной на педагогическое просвещение родителей, позволила расширить представление родителей о значении формирования данных умений для общего речевого развития их детей.
1. Абашина Н.Н. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно - игровом пространстве дошкольного учреждения дис. канд. пед.. наук: 13.00.07 / Н.Н. Абашина. - Ростов-на-Дону, 2019. - 168 с.
2. Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учебное пособие / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева. - М.: Прометей, 2013. - 65 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 376 с.
4. Абраменко Е.В., Васильева В.С. Коррекция нарушений речи у
старших дошкольников с ОНР / Е.В. Абраменко, В.С. Васильева. -
Челябинск: Цицеро, 2015. - 139 с.
5. Арушанова А.Г. Исследование развития коммуникативной компетенции дошкольника / А.Г. Арушанова // Наука о детстве и современное образование: материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. В. Запорожца. - М.: Центр"Школьная книга, 2015. - С. 51.
6. Арушанова А.Г., Ахманова О.С. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А.Г. Арушанова, О.С. Ахманова. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2010. - 311с.
7. Акрушенко, А. В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Акрушенко А. В., Ларина О. А., Катарьян Т. В. - Саратов: Научная книга, 2014. — 127 с.
8. Асанова Л.Р. Психолого-педагогические проблемы развития речи детей дошкольного возраста / Л.Р. Асанова. - Славянск-на-Кубани: Сфера, 2012. - С. 219-221.
9. Безрукова О.А. Детский сад: теория и практика / О.А. Безрукова //Дошкольное образование. - 2019. - № 3. - С.18-23.
10. Безхан А.В., Колесник Н.Т. Трудности общения современных детей 4-5 лет / А.В. Безхан, Н.Т. Колесник // Сборник статей XVI международной научно-практической конференции М.: Актуальность. РФ, 2018 - С.138-140.
11. Бельтюков В.И. Пути исследования механизма развития речи // Дефектология. - 2018. - №3. - С. 24-32.
12. Бодалев А.А. Психологическое общение / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во Модек, 2010. - 256 с.
13. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность.
Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов / сост. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. -М.: Академия, 2003. - 375 с.
14. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова А.М. Логопедия: учеб. пособие для студентов пед. Институтов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, А.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1989. - 528 с.
15. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: Владос, 2012. - 364 с.
... всего 78 источников