ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ
СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Определение понятия "традиционные семейные ценности 6
1.2. Особенности воспитания традиционных семейных ценностей у младших
подростков 12
1.3. Методы и условия воспитания традиционных семейных ценностей у
младших подростков 15
Вывод по главе 1 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ
ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 20
2.1 Организация и методы исследования традиционных семейных ценностей 20
2.2 Проектная деятельность как способ развития традиционных семейных
ценностей 24
2.3. Результаты повторной диагностики экспериментальной работы по
воспитанию традиционных семейных ценностей у младших подростков 32
Вывод по главе 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Список использованных источников 40
Приложения 44
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни.
На сегодняшний день возрастает интерес исследователей к традиционному воспитанию. Это обусловлено тем, что именно традиции по больше части выступают связующим звеном между поколениями, также прививают основополагающие жизненные принципы как мораль, нормы, уважение, специфику общения и взаимодействия с окружением. Первичной средой, в которой ребенок знакомится с традициями и, как следствие, с личностно- формирующими факторами, выступает семья.
Семья как один из базовых институтов общества обеспечивает социализацию личности, развитие и приобщение его к социуму. Исходя из этого изучение традиционных семейных ценностей приобретает особую актуальность в настоящее время.
Также стоит учесть, что на современном этапе развития общества наблюдается упадок морально-нравственного уровня общества, что привело к изменению представлений о взаимоотношениях в семье, утрате родовых ценностей, смену ролевых отношений членов семьи, снижение статуса родителей.
Все вышеперечисленные негативные факторы непосредственно влияют формирование взглядов о традиционных семейных ценностях у детей, что в дальнейшем приводит к утрате семьи, как ценностного феномена.
Хочется добавить, что для младшего подросткового возраста это является серьезной проблемой, потому что они находятся в периоде интенсивного развития и становления личности, особенно чувствительны к влиянию внешнего мира. Именно на этом этапе закладываются основы ценностных ориентаций, которые определяют поведение и отношение к окружающим. В связи с этим актуальность темы дипломной работы заключается в изучении теоретических и практических аспектов воспитания традиционных семейных ценностей у младших подростков.
Теоретическую основу исследования составили работы, раскрывающие проблему с точки зрения психологии: Ю.Н. Азаров, А.А. Волочков, В.Н Дружинин, А.Б. Федулова, Э.Г Эйдемиллер, Д.Б. Эльконин изучали основные понятия и психологические типы семьи.
Проблеме формирования семейных ценностей посвящены труды: О.А. Еник, А.Н. Елизарова, Л.С. Ивановой, М.П. Кабаковой, В.М. Катриченко, А.Ю. Кузиной, И.В. Кузьминой и др.
Исследования с позиций аксиологического подхода: Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин.
Цель: выявить и апробировать условия воспитания традиционных
семейных ценностей у младших подростков.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования
2. Провести диагностику сформированности традиционных семейных ценностей у младших подростков, обработать и интерпретировать полученные данные
3. Разработать и реализовать программу воспитания традиционных семейных ценностей у младших подростков
Объект исследования: процесс воспитания традиционных семейных ценностей у младших подростков.
Предмет исследования: условия воспитания традиционных семейных ценностей у младших подростков.
Гипотеза: воспитанию традиционных семейных ценностей у младших подростков будут способствовать следующие условия:
• выявлен уровень сформированности традиционных семейных ценностей у младших подростков;
• разработаны и реализованы занятия, направленные на воспитание традиционных семейных ценностей: уважение к старшим, любовь, культура быта, забота о младших, продолжение рода в рамках проектной деятельности.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по теме нашего исследования;
2. Метод сбора эмпирических данных: проведение диагностики опросник «Семейные ценности», составленная М.С. Константиновой, М.В. Мартыновой.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации методик и подходов, направленных на воспитание традиционных семейных ценностей у младших подростков. Результаты работы могут быть использованы педагогами, психологами, родителями и другими специалистами, занимающимися воспитательной работой с детьми и подростками.
В данной работе нами были рассмотрены основные теоретические аспекты воспитания традиционных семейных ценностей у младших подростков. Определены ключевые составляющие понятия "традиционные семейные ценности", а также факторы, влияющие на их формирование. Выделена роль семьи в воспитании традиционных семейных ценностей у младших подростков.
Младший подростковый возраст - это важный этап становления личности, так как он является сенситивным периодом для формирования ценностных ориентаций навыков. Начало развития самовоспитания, склонность к самоанализу за счет интенсивной интеллектуальной работы мозга. Поэтому этот период также очень важен в формировании семейных ценностей у младших подростков.
Подростковый период подвержен множествам негативных факторов, которые могут влиять на их мировоззрения, которые приостанавливают процесс формирования традиционных семейных ценностей. К примеру: влияние сверстников и общественного мнения, которое может оказывать негативное влияние на формирование ценностных ориентаций подростка; СМИ и интернет- ресурсы, которые предоставляют доступ к информации о различных культурах, традициях и ценностях, а также влияют на мировоззрение и представления о нормах поведения.
Необходимо контролировать этот процесс не только в семье, но и в образовательных учреждениях. В нашем исследование мы предложили программу по формированию традиционных семейных ценностей у младших подростков.
В ходе нашей работы мы проанализировали психолого-педагогическую литературу, благодаря которой выявили особенности воспитания традиционных семейных ценностей у младших подростков. После проведения первичной диагностики обнаружили дефициты по критериям «продолжение рода»; «забота о младших». Первый критерий показал, что обучающиеся не считают детей важными для семьи и не планируют в будущем их иметь. В их возрасте данная ценность не является приоритетной, поэтому проявление низкого уровня имеет места быть. Проблематика критерия «забота о младших» связан с тем, что подростки не считают эту ценность важной для самой семьи, они не хотят заботиться и ухаживать младшими братьями и сестрами. Они считают это неприятной работой и не понимают, почему должны ее выполнять. У младших подростков происходит переходных возраст, в котором происходит изменение во всех сферах жизни и возникают конфликты не только с родителями, но и с младшими членами семьи.
Нами был разработан проект «Древо семьи», направленное на формирование представлений о традиционных ценностях семьи. Теоретическая деятельность состоит в изучении семьи, ее связей, историй, традиций, то есть того, что важно и значимо для формирования семейных ценностей. Творческая деятельность состоит в том, чтобы использовать полученные знания о семье для составления генеалогического древа. Результаты повторной диагностики подтвердили значимость активного вовлечения младших подростков в проектную деятельность для развития традиционных семейных ценностей. Наблюдается положительная динамика в сформированности традиционных семейных ценностей.
1. Акутина, С.П. К проблеме классификации семейных духовнонравственных ценностей [Текст] / С.П. Акутина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №94. - С. 9-15.
2. Алферов, А.Д. Психология развития школьников [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям / А. Д. Алферов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 384 с.
3. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. / А.И. Баркан - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999. - 432 с.
4. Беляева, А.Б. Традиционные семейные ценности [Текст] / А.Б. Беляева // Вестник ТГУ: серия Гуманитарные науки. - 2008. - № 11(67). - С. 170-175.
5. Беглова П. Р. Ценности современной семьи // Материалы XX
Международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов. Центр научной мысли; научный ред. И.А. Рудакова. 2016 Издательство: Издательство "Перо" (Москва) [Электронный ресурс]. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26479323. (дата обращения: 25.05.2023)
6. Бурыкина Н.М. Установление партнерских отношений между семьей, школой и сообществом [Текст] // Социальное партнерство в образовательной сфере: опыт, проблемы и перспективы: Материалы межвузовской научнопрактической конференции. - Ярославль: ЯФАТиСО, 2004. - С.92-95
7. Бородина, Е.Н. Педагогические условия формирования традиционных духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников [Текст] / Е.Н. Бородина // Современные проблемы науки и образования. - Пенза, 2013. - №6.
8. Бородина, Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности [Текст]: монография / Е.Н. Бородина. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. - 192 с.
9. Васильева, А. К. Структура семьи. / А. К. Васильева - М.:
Просвещение, 1988. - 287с.
10. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб.заведений/ сост. И.В. Дубровина, А.М.
11. Гордиенко, Е.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие.- Красноярск, 2003. - 232 с.
12. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни [Текст] / И.В. Гребенников. - Москва: Просвещение, 1991. - 156, [2] с.
13. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст]: [учебное пособие для
студентов высших учебных заведений по специальности «Педагогика и психология»] / О.Б. Дарвиш; под ред. В. Е. Клочко. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС: КДУ, 2013. - 263, [1] с.Демографический энциклопедический словарь /
[Электронный ресурс] URL: http: // demography.academic.ru/2446. (дата обращения: 19.04.2023)
14. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - 3-е издание, исправленное и дополненное. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 208 с.93
15. Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни [Текст]: Хрестоматия для учителей. - Москва: Школьная Пресса, 2001. - (Библиотека журнала "Воспитание школьников" ; Вып. 16, ч. III). Ч. 3: Семья в русской литературе XIX век / Ред.-сост. Т.Г. Кислицына; Под общ. ред. В.Ю. Троицкого. - 2001. - 128 с...30