ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Ребенок старшего дошкольного возраста как субъект нравственноправового воспитания 7
1.2. Цели и содержание нравственно-правового воспитания детей
старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 10
1.3. Методы и формы организации нравственно-правового воспитания
детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 14
Вывод по главе 1 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственно-правовых представлений детей старшего дошкольного возраста 19
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 24
2.3. Методические рекомендации 28
Вывод по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Проблема нравственно-правового воспитания дошкольников актуальна в настоящее время, так как это является необходимым составляющим процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Нравственно-правовые нормы - это некие правила, которые помогут регулировать реалии будущей жизни и чувствовать себя в защищенности, знать свои права и обязанности, уметь отстаивать их. Так же, поведение человека - это отражение его нравственно-правовых качеств, которые представляют собой негласную систему поведения человека. Так же очень важно развивать нравственно-правовые представления дошкольников, так как дошкольный возраст является сенситивным возрастом для закрепления определенных правил, которые будут с ребенком на протяжении всей его жизни. Сущность правового воспитания заключается в формировании правового сознания и поведения гражданина, воспитания осознанного восприятия законов и уважительного к ним отношения.
Нравственно-правовое воспитание находит свое отражение в таких нормативно-правовых документах как: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (построение целостного образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей) [46]; конвенции ООН о правах ребенка (данный документ содержит аспекты нравственно-правового воспитания детей, в контексте прав и свобод детей) [24]; «Декларация прав ребенка» [7]; «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей». Так же в нашей стране есть ряд законодательных актов, таких как: «Семейный Кодекс РФ; закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» [16]; закон «Об образовании» [47] и др. В следующих документах, провозглашаются основные права детей, содержится информация, которая является неотъемлемой частью нравственно-правового воспитания. Ребенок должен знать свои права, но не только как знание, а как осознание данных прав и уважение прав других детей.
Проблему нравственно-правового воспитания детей изучали такие авторы как: Н.П. Вербицкий, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаринцева, В.В. Тишенко [6, 39, 42]. Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко [26]. Так же исследования Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского [8], очень важны для изучения нравственно-правового воспитания, в них педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать педагогические средства нравственно-правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: нравственно-правовое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические средства нравственноправового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что нравственно-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет результативным, если в образовательном процессе дошкольной образовательной организации (ДОО) использовать с этой целью педагогические средства, актуальные для детей данной возрастной группы:
• сказки (использование сюжетов хорошо известных сказок, беседа о прочитанном, например: «Три поросенка», «Заяц-хвастун», «Сказка о рыбаке и рыбке» и т.п.);
• рассказы (например: «Огурцы» Н. Носова, «Волшебное слово» В. Осеева и т.п.);
• мультфильмы (изучение нравственно-правовых основ посредством мультфильма, просматривание различных ситуаций и дальнейшая
беседа, например: «Цветик-семицветик», «Приключения кота
Леопольда» и т.п.);
• игры (игры-драматизации, настольно-печатные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и т.п.);
• беседы (например: «Что такое дружба», «Я знаю свои права» и т.п.);
• проигрывание театральных сценок (например: «Мы тоже имеем права», разыгрывание какого-либо литературного произведения);
• загадки и др.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) Охарактеризовать ребенка старшего дошкольного возраста как субъекта нравственно-правового воспитания.
2) Выявить цели и содержание нравственно-правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3) Изучить и охарактеризовать методы и формы организации нравственно-правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4) Опытно-экспериментальным путем выявить уровень сформированности нравственно-правового воспитания детей старшего дошкольного возраста....
Анализ психолого-педагогической литературы позволил понимать под понятием «Нравственно-правовое воспитание дошкольников» целенаправленное, тщательно структурированное и контролируемое воздействие педагога на воспитанников с целью формирования востребованного и ценного для общества индивида, знающего свои права и обязанности, а также права других людей.
В данной выпускной квалификационной работе рассматривалась проблема педагогические средства нравственно-правового воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. В работе были раскрыты теоретические аспекты нравственно-правового воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности нравственно-правового воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Также в ходе работы выдвигалась гипотеза о том, нравственно-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет результативным, если в образовательном процессе дошкольной образовательной организации (ДОО) использовать с этой целью педагогические средства, актуальные для детей данной возрастной группы: сказки, рассказы, мультфильмы, игры, беседы, проигрывание театральных сценок, загадки и др.
В ходе работы гипотеза нашла свое подтверждение.
Выявили, что в период дошкольного детства происходит формирование элементарных представлений о добре и зле, о хорошем и плохом.
Также мы выявили, что к старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются основные нравственно-правовые аспекты воспитания, которые являются определенным средством построения общения и коммуникации с другими людьми.
Выявили, что одним из основных нововведений в жизни ребёнка старшего дошкольного возраста становится понимание речи как «подлинного средства, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
Выявлены основные задачи нравственно-правового воспитания:
• создание определённых условий, которые будут благоприятно сказываться на нравственно-правовом воспитании дошкольников;
• ознакомление детей с их правами и обязанностями, в доступной им форме;
• формирование у детей представлений о самом себе: о своих достоинствах, умениях, знаниях и обучение применять все это многообразие в практической составляющей жизни;
• воспитание у детей абсолютного принятия и уважения других людей, вне зависимости от их национальности, религии, здоровья и т.д.;
• содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров [2].
Критериями сформированности нравственно-правовых представлений у дошкольников выступили:
• знание о своих правах и обязанностях ребенком;
• умение оценить свои поступки и поступки окружающих, с позиции нравственности [43].
Выявили уровень сформированности правовых представлений:
• низкий уровень правовых представлений. Данный уровень характеризуется наличием у ребенка неверных или крайне неполных нравственно-правовых представлениях дошкольника, характеризующийся непониманием основных понятий, а также нежеланием в них разбираться, полным отстранением от познания нравственно-правовых особенностей жизни, ненравственное поведение, порой аморальное.;
• средний уровень нравственно-правовых представлений. Данный уровень характеризуется затруднением в понимании основных понятий нравственно-правового воспитания, а также ребёнок сталкивается с трудностями в определении своих и чужих поступков, с позиции нравственности.
• высокий уровень нравственно-правовых представлений. Данный уровень характеризуется чёткими и яркими представлениями ребёнка в вопросах нравственно-правового воспитания, о незатруднительном использовании понятий, а также отмечается активный интерес к пониманию и усвоению норм общества, осознание роли своих и чужих действий в качестве участников общества.
Выявили формы нравственно-правового воспитания (индивидуальная (лично с ребенком); коллективная (весь коллектив группы); групповая (лишь некоторая часть детей)).
Выявили основные методы нравственно-правового воспитания детей старшего дошкольного возраста: убеждение, поощрение, принуждение, пример, упражнения, соревнования, наблюдения и т.д. [36].
Для определения уровня сформированности нравственно-правового воспитания детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было исследовано 24 ребенка старшего дошкольного возраста, использовались следующие диагностические методики: опросник «Права ребенка»; беседа «Как поступить?» (адаптированная Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной); методика «Сюжетные картинки» (Г. Л. Урунтаева, Ю.Л. Афонькина).
Опытно-экспериментальным путем выявлен уровень
сформированности нравственно-правового воспитания детей старшего дошкольного возраста, следует отметить, что анализ эмпирических данных показал, что нравственно-правовое воспитание детей старшего дошкольного уровня сформировано преимущественно на низком уровне.
Цель констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы достигнута.
Таким образом, для обеспечения нравственно-правового воспитания старших дошкольников в дошкольной образовательной организации нами был разработан комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня нравственно-правовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Отметили, что грамотная и тщательно структурированная работа педагога с детьми может быть организованна в сочетании таких педагогических средств нравственно-правового воспитания, как сказка, мультфильм, игра, беседа, разыгрывание театральных сценок, рассказы, стихи и т.п.
Выявили, что сказки является одним их самых актуальных средств знакомства детей с нравственно-правовыми нормами.
Выявили, что так же мультфильм является наглядным средством воспитания. А наглядные средства воспитания являются одними из ведущих средств воспитания и обучения.
Выявили, что в игре у ребенка появляется возможность моделировать жизнь взрослых и действовать как взрослый в воображаемом плане. В старшем дошкольном возрасте ребенок сознательно усваивает социальные отношения. Освоение социальных отношений в игровой деятельности протекает в условиях активного взаимодействия со сверстниками.
Выявили, что такие литературные произведения, как стихи и рассказы, являются активным средством воздействия на эмоции, чувства и действия ребенка, так как ярко влияют на детей, вызывая разные чувства, способствуя формированию нравственно-правовому воспитанию.
Также отметили, что важно задействовать всех участников образовательного процесса при работе над формированием у детей старшего дошкольного возраста представлений о нравственно-правовых нормах.
Представлено перспективное планирование работы с детьми и педагогами, направленное на формирование нравственно-правовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста, обеспечение их правовой защиты, повышение правовой компетентности, активизацию взаимодействия всех участников образовательного процесса по предупреждению личностных и поведенческих отклонений в развитии детей, соблюдение правовых основ деятельности.
1. Алиева А.Р. Нравственно-правовое воспитание дошкольников
средствами фольклора // Современное образование. С. 147 -149.
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
4. Бурухина А. Ф. Внимание! Мультфильм!: метод. пособие / А.Ф. Бурухина. Челябинск: Челябинский дом печати, 2011. 89 с.
5. Вербианова О.М., Груздева О.В. Психология ребенка: младенчество, ранний и дошкольный возраст: учеб. пособие/ В.В. Игнатова, Е.В. Гордиенко. Краснояр. гос. пед ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 140 с.
6. Вербицкий Н.П. Теоретические вопросы правового воспитания школьников: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1987. 20 с.
7. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Юрайт. 2017. 200 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, т. 5 / под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 2016. 368 с.
10. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
11. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст]. М. : Мозаика-Синтез, 2006.
12. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: стандарты второго поколения / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.
13. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинств ребёнка в дошкольном учреждении и семье // Дошкольное воспитание, № 8, 2001.
14. Дронжек Н.В. Сущность правового воспитания детей дошкольного возраста // Воспитание и социализация человека. С. 48 - 51.
15. Жадан Я.Э. Изучение правовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1160/12207 (дата обращения: 13.12.2021)...48