Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Работа №154586

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
КРЕАТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ 9
1.1. Проблема креативности в научных исследованиях 9
1.2. Особенности психического развития младшего школьника 18
1.3. Понятие нетрадиционных технологий обучения 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 39
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОБУЧЕНИЯ 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 48
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 74

Сегодня многие педагоги осознают, что основная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуются нестандартные решения.
Так, еще Ж. Пиаже, сформулировал две цели образования. «Главной целью образования является формирование людей, которые созидают что-то новое, людей творческих, изобретательных и способных делать открытия. Вторая цель - формирование умов, которые в состоянии мыслить критически, проверять все утверждения и не принимать на веру все, что им говорят. Нам нужны активные ученики, которые рано обретают способность учиться самостоятельно, частично - по собственной инициативе, частично - с помощью материалов, подготовленных для них учителями; ученики, которые рано научаются отличать идеи, требующие доказательства, от первой мысли, пришедшей им в голову» .
Вопрос развития креативности на наш взгляд, это вопрос повышения эффективности жизни человека, так как качество креативности позволяет человеку не только видеть множество вариантов решения своих задач, но и выбирать из них самый эффективный, что позволяет быстро двигаться к своей цели.
Существует несколько определений креативности:
Креативность (от лат. Creatio - творить, создавать) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
У Ф. Вильямса креативность - это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации .
А. Маслоу рассматривал креативность как особый способ взаимодействия с реальностью, главной чертой которого является спонтанность, независимость от условностей и ограничений культуры, свойственная детям .
Таким образом, креативность определяется как способность человека к созданию нового, необычного и рассматривается применительно к конкретной деятельности (тогда ее называют творчеством), и к стилю жизни в целом.
Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, одной из главных задач должна являться обучением творчеству.
Проблемой воспитания становится недостаточное внимание к решению этой задачи.
Важными предпосылками развития детской одаренности являются возрастные особенности ребенка, которые можно считать компонентами детских способностей. Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в творческих играх, неустанная любознательность.
Возрастными предпосылками способностей у младших школьников являются повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новые знания, вера в истинность того, чему учат. У школьников средних классов отмечаются возросшая самостоятельность, настойчивая энергия и широта склонностей. У старших школьников очень заметны работа анализирующей мысли, готовность к рассуждениям и особая эмоциональная впечатлительность. Такое совмещение черт «мыслительного» и «художественного» типов, а также расположенность к самовоспитанию, самосовершенствованию открывают особые возможности для многостороннего развития.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дети хотят стать волшебниками, и такая мечта не редкость. «Кто из нас с вами не мечтал быть волшебником?» Ведь тогда все становится веселым и интересным - страшное перестает быть страшным, скучное может оказаться занимательным, а ты сам превращаешься во всемогущего и всесильного .
Но годы проходят, и вот уже мы не только не мечтаем стать волшебниками, но порой смеемся над своими детьми, доказывая им, что волшебники бывают только в сказках. «Почему так происходит?» Причин много, но, вероятно, основная состоит в том, что мы не знаем, как стать волшебниками, да и сам вопрос считаем чуть ли не бессмысленным. Но вопрос этот отнюдь не риторический. В психологии, например, он имеет достаточно конкретный и четкий ответ. Оказывается, что со способностью быть волшебником прямо и непосредственно связана психологическая функция воображения, что почти каждый ребенок по своей психологической сути волшебник. Только часто об этом не знает ни он, ни окружающие его взрослые .
Не сумел ребенок стать волшебником в детстве, не научился воображать, и начинают, как снежный ком, расти различные проблемы - беспричинные страхи, низкая обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельностей и, как следствие из всего этого, психологическая неготовность к обучению в школе .
Исследовав проблему креативности в научных исследованиях и изучив особенности психического развития младшего школьника мы выяснили, что одним из важных способов развития в начальной школе является включение младших школьников, как в индивидуальную, так и в совместную творческую деятельность. Участие школьников в творческой деятельности, где результат наглядно виден после каждого занятия, ярко демонстрируют уровень интереса к выполнению творческих заданий. Зарубежные психологи, определяют творческие способности через характеристики процесса, исследуют преимущественно дивергентные продукты.
В отечественной психологии развиваются направления, ведущие преимущественно исследование процессов творческого мышления, как решения творческих проблем (мыслительных задач).
Сходной линией в изучении творческих способностей является понимание того, что творчество обязательно предполагает хороший уровень интеллектуального развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи определяют значимым фактором и условием порождения и решения творческих проблем соответственно организованную учебную и внеучебную деятельность школьника.
Раскрыв понятие нетрадиционных технологий обучения, детям необходимо, для развития творческих способностей не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и во внеучебной. Так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях и т. д.
Наша экспериментальная деятельность будет интересной и полезной в педагогической и психологической практике. В первую очередь потому, что мы взяли нетрадиционные технологии по развитию креативности в обучении. Программа позволит организовать занятия для школьников 10-11 лет.
Перспективами исследования может стать организация работы по развитию творческих способностей со школьниками разных возрастов.
Помогите ребенку, разбудите в нем волшебника - тогда и его, и ваша жизнь изменятся коренным образом. И вы увидите, как в известной детской песенке увидел «строгий дядя», что вас окружает «оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд» и что самая лучшая профессия на земле это быть волшебником!


1. Бабанский. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Педагогика, 1998. 183 с.
2. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. 112 с.
3. Ванник, М.Э. Развиваем творческое воображение у детей // Наши дети, 2005. № 4. С.21-22.
4. Ванник, М.Э. Творческое воображение на уроках // Учитель. Учебно­методическое издание, 2005. № 5-6. С. 14-15.
5. Васючкова Э.С. Креативность личности: индивидуальный феномен или общественный? // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2013. Т 15. №4. С. 15.
6. Винокурова Н. Сборник тестов и упражнений для развития ваших способностей: Учебное пособие. М.: ИМПЭТО, 1995. 96 с.
7. Выборнова С. Развитие креативных способностей с помощью дыхательных психотехник // Европейская школа дыхания. 2016. С. 1.
8. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. / СПб., 1997. 285 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. Детская психология/ Под ред. Эльконина Д.Б. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
10. Высшее образование. Детская психология / Редактор-составитель Б. Д. Эльконин. // Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
11. Г илфорд Джой. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: «Прогресс», 2005. 525 с.
12. Г отсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Просвещение, 2003. 89 с.
13. Дубровина И.В., Акимова М. К. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991. 303 с.
14. Дубровина И.В. Психология / Под ред. Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. М.: Академия, 2000. 464 с.
15. Зенич О.А. Программа развития творческих способностей детей 10-11 лет «Креативность» // Школьная психологическая служба. 2017. №9. С. 64.
... всего 43 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ