Введение 5
1 Теоретические аспекты рефлексивного этапа структуры урока русского языка в основной школе 8
1.1 Сущностная характеристика и виды рефлексии 8
1.2 Структура современного урока русского языка 16
1.3 Специфика рефлексивного этапа на уроках русского языка в 5 классе 23
1.4 Общая характеристика видов рефлексии на уроках русского языка .. 28
2 Опытно-экспериментальная работа по организации рефлексивного этапа на уроках русского языка в 5 классе 32
2.1 Проведение констатирующего среза в экспериментальной и контрольной группах 32
2.2 Этапы и анализ опытно-экспериментальной работы 38
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 52
Приложение Б 53
В Федеральном государственном образовательном стандарте определяются результаты обучения. Они представляют собой три группы: предметные, метапредметные и личностные. Три вида результатов имеют свою специфику, и в то же время можно увидеть некоторые объединяющие начала, к которым можно отнести категории самооценки, самоконтроля и самонаблюдения.
В ФГОС [31] эти результаты определяются так: «...метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. <...> К предметным результатам изучения русского языка относится создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения родным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки. <...> К личностным результатам относится формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию».
Учеными и учителями-практиками доказано, что самооценивание, самонаблюдение и самоконтроль имеют общую основу, то есть рефлексию, которая является неотъемлемой частью формирования всех видов результатов. При написании работы использовались труды А. А. Бизяевой, М. Р. Битяновой, Л. С. Выготского, Н. И. Гуткиной и других.
Известно, что человек в своем жизненном пути получает два вида опыта: внешний и внутренний. Для получения внешнего опыта используются физические органы чувств, в то время как внутренний опыт - это глубинная работа, основанная на рефлексивной деятельности человека. Именно рефлексия выступает источником внутреннего опыта, который необходим для самопознания. Рефлексируя свою деятельность, человек ее оценивает, т.е. производит самооценку. Только при самооценивании обучающийся может обобщить полученные знания, поставить цели для дальнейшей работы, а также определить свой образовательный путь.
Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность, но и выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей предыдущей деятельности.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в ее важности и значимости в связи с новыми требованиями Федерального образовательного стандарта, а также в необходимости повышения эффективности уроков и формирования рефлексивной позиции обучающихся.
Цель исследования - выявить специфику рефлексивного этапа урока русского языка в 5 классе, разработать и проверить эффективные виды рефлексии на уроках русского языка.
Объект исследования - процесс обучения русскому языку.
Предмет исследования - рефлексия обучающихся на уроках русского языка в 5 классе.
Гипотеза исследования: рефлексивный этап структуры урока русского языка будет результативным, если в его ходе будут использоваться эффективные виды рефлексии.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие «рефлексия», изучить ее виды;
2) выявить структуру современного урока русского языка;
3) определить особенности рефлексии на уроках русского языка;
4) дать характеристику способам рефлексии;
5) провести опытно-экспериментальную работу по использованию разных видов рефлексии на уроках русского языка и проанализировать полученные результаты;
деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Исследование опирается на теоретические положения, изложенные в трудах таких авторов, как А. В. Карпов, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, Н. И. Гуткина....
Проведенная работа позволила сделать следующие выводы.
Чем искуснее обучающийся владеет рефлексивными навыками, чем более разнообразен набор доступных ему способов использования рефлексии, тем успешнее он может развиваться как личность и расти над собой. То же самое можно сказать и об учителе. Залог эффективной педагогической деятельности есть умение осознавать доступные учителю средства и приёмы, благодаря которым ученики смогут успешно осваивать учебную программу и становиться гармонично развитыми людьми.
В данной исследовательской работе были рассмотрены понятие рефлексии, его происхождение, типы и формы и сделан вывод, что под рефлексией понимается анализ, осмысление и переосмысление своей собственной деятельности и своего состояния; усилить эффективность своей деятельности помогает рефлексия, потому что при её использовании подразумевается анализ уже свершенных действий с целью улучшения получаемых результатов в будущем. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность, но и выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей предыдущей деятельности.
Также можно сделать вывод, что четкой и единой классификации видов рефлексии не существует, поэтому авторы выделяют формы и виды рефлексии, на основе проведенной ими работы. Однако для урочной деятельности принято использовать виды рефлексии по Щедровицкому Г. П. [34]. К ним относятся деятельностная рефлексия, рефлексия, направленная на эмоции и текущий настрой, конкретно учебная рефлексия.
Далее были выявлены особенности рефлексии на уроках именно русского языка - учитель должен стремиться задействовать в рефлексивном этапе и изучаемый в данный момент материал, и уже изученные темы, чтобы совместить изучение русского языка и рефлексию.
Способы проведения рефлексии принято разделять на три группы: рефлексия с помощью наглядных материалов, с помощью заранее заготовленных тезисов, обсуждение в свободной форме.
Проведя опрос учителей русского языка, было выявлено, что наиболее частой целью проведения рефлексии выступает проверка и закрепление пройденного материала путем обсуждения содержания учебного материала.
Исходя из результатов опроса учителей, был проведен эксперимент в параллели пятых классов. На третьем этапе эксперимента было зафиксировано, что использование обсуждения как способа рефлексии изученного материала повышает уровень понимания и усвоения новой информации. Также у обучающихся в экспериментальной группе отмечалось повышение качество языковой компетенции. Также было подтверждено предположение, что формирование ожиданий от урока способствует эффективному проведению рефлексии, а также наилучшему понимаю проделанной за урок работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования была достигнута, потому что в его ходе были выявлены наиболее эффективные способы рефлексии на уроках русского языка и реализованы поставленные задачи.
1. Антонов, Ю. И. Формирование управленческих умений у будущих офицеров тылового обеспечения / Ю. И. Антонов. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. - 126 с. - ISBN 978-5-360-11485-7.
2. Бабайцева, В. В. Русский язык : учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в двух частях / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, А. В. Глазков - Москва : Дрофа, 2014. - 170 с. - ISBN 978-5¬358-00942-4.
3. Бизяева, А. А. Психология думающего учителя : Педагогическая рефлексия / А. А. Бизяева. - Псков : ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. - 216 с. - ISBN 5-06-003357-0.
4. Бизяева, А. А. Психология труда учителя : Книга для учителя / A. А. Бизяева. - Москва : Просвещение, 2002. - 216 с. - ISBN978-5-09-079108-3.
5. Битянова, М. Р. Адаптация ребёнка в школе / М. Р. Битянова. - Москва : Просвещение, 2011. - 145 с. - ISBN 978-5-94666-657-2.
6. Вейкшан, В. А. Л. Н. Толстой о воспитании и обучении / B. А. Вейкшан - Москва : Акад. пед. наук РСФСР, 1953. - 143 с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. Т 4. - Москва, 1984. - 433 с.
8. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - Москва : Академический проект, 2009. - 184 с. - ISBN 5-7155-0060-5.
9. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - Москва : ИНТОР, 1996. - 544 с. - ISBN 978-5-7695-9655-1.
10. Жданова, Ю. А. Структура урока в рамках реализации системно-деятельностного подхода / Ю. А. Жданова // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. Молодой ученый - Чита, 2016. - С. 76¬78.
11. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / A. В. Карпов. - Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2004. - 421 с. - ISBN 5-7193-0038-4.
12. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал - 2003. - №5. - С. 45- 57
13. Ковалев, Б. П. Психология школьного конфликта: социально-перцептивные и рефлексивные аспекты / Б. П. Ковалев, С. В. Кондратьева, Л. А. Семчук. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 171 с. - ISBN 5-09-001872-3.
14. Красовский, Ю. Д. Организационное поведение: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент» и специальности «Социология» / Ю. Д. Красовский. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 487 с. - ISBN 5-7836-0360-0.
15. Лепский, В. Е. Рефлексивные процессы и управление / B. Е. Лепский // Международный научно-практический междисциплинарный журнал. - 2006. - №1. - С. 28 - 29..(41)