Введение 5
1 Теоретические основы организации внеклассной работы по русскому языку в начальной школе 8
1.1 Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательной работы в начальной школе 8
1.2 Классификация видов внеклассной работы по русскому языку в начальной школе 15
2 Методика проведения внеклассных занятий по русскому языку в начальных классах 27
2.1 Методические условия организации внеклассной работы в процессе обучения русскому языку в начальной школе 27
2.2 Кружок как форма организации внеклассной работы по русскому языку 31
2.3 Рабочая программа и методические рекомендации кружка «Тайны великого русского языка» для обучающихся 4 класса 33
Заключение 49
Список используемых источников 53
Приложения 57
Актуальность. Современная жизнь требует переориентации содержания преподавания русского языка, практического претворения в учебных планах и программах провозглашенных принципов гуманизации и гуманитаризации образования.
В проекте федеральных государственных стандартов второго поколения на первый план выдвигаются задачи развития гражданского общества, социокультурной модернизации страны, поворот в образовании к личности обучающегося, учёт новых требований информационного общества к человеку, системе образования в целом. Процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта.
В условиях модернизации образования РФ основная цель перед педагогом заключается в том, чтобы он мог увидеть в каждом ученике личность активную, способную, творческую. Научить ребёнка самостоятельно добывать знания, умения, навыки и применять их на практике. В современном обществе существует потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебно-воспитательном процессе. Использование новых педагогических технологий, активных форм работы позволяют развивать у учащихся самостоятельность, инициативность, творческие способности, социальные навыки, умение добывать знания. Чувство свободы выбора делает обучение и воспитание сознательным, продуктивным и более результативным.
Одной из форм учебно-воспитательного процесса, составляющего часть воспитания, является внеклассная работа по русскому языку и литературе. Внеклассная работа является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя.
Жизнь доказывает, что знание русского языка крайне необходимо каждому культурному человеку. Значение русского языка как учебного предмета заключается и в том, что знание и владение им дает возможность учащимся успешно усваивать знания по всем предметам, преподаваемым в школе.
Цель исследования: рассмотреть методику проведения внеклассной работы по русскому языку как формы организации учебно-воспитательной работы в начальной школе.
Объект исследования: учебно-воспитательная работа во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования: методика организации учебно-воспитательной работы в начальной школе на внеклассных занятиях по русскому языку.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по организации внеклассной работы по русскому языку в начальной школе.
- Рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в начальной школе как метод организации учебно-воспитательной работы.
- Определить основные виды внеклассной работы в начальной школе;
- Разработать методические рекомендации по организации учебно-воспитательной работы у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогических идей, изучение и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость: разработанная программа по русскому языку для 4 класса « Тайны великого русского языка» и методические рекомендации по ее реализации, могут быть рекомендованы для применения учителями начальной школы.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В процессе обучения русскому языку детей младшего школьного возраста особенно важна работа внеклассной деятельности. Правильно организованная дополнительная учебная программа по русскому языку решает образовательные и воспитательные задачи.
Мы считаем, что роль дополнительных курсов по русскому языку в процессе обучения и воспитания младших школьников действительно огромна.
Внеклассная работа по русскому языку позволяет более полно выразить возможности школьников помогает в накоплении знаний по данному предмету, повышает уровень их культуры.
Организация внеклассной работы проводится в тесной связи с русским языком и основана на общидидактических принципах образования: научном, осознанном и активном, систематическом и стабильном, кратком, совместимом с практикой, силе знания.
При организации дополнительных мероприятий в начальной школе учитель должен учитывать умственные качества детей начальной школы, что в будущем поможет ему не только правильно выстроить учебный процесс, но и обучать детей.
Различаются следующие формы внешней работы по русскому языку:
1. Методом подачи языковых материалов (устных и письменных);
2. По частоте ведения: повторное, постоянное и эпизодическое (однократное);
3. По количеству участников (индивидуальные, групповые, массовые).
На ранних этапах обучения кружок по русскому языку является очень распространенным видом работы. Это относится к групповой форме внеклассных мероприятий.
Целью кружка по русскому языку является пробуждением интереса школьников к речевым событиям.
Доминирующую роль в ходе внеклассных занятий по русскому языку специалисты отводят кружкам. Кружок, как наиболее популярный вид группового взаимодействия во внеклассной деятельности может быть организован из учеников одного или нескольких классов численностью кружка не более двух десятков детей. Основой такого кружка выступает актив учащихся, отдающих предпочтение в обучении русскому языку.
Ученики включаются в работу не сразу, а пройдя определенный подготовительный период. Во время которого проводится с ним собеседование, для всех организуется выставка научно-популярной литературы о русском слове. Кроме того, можно наладить выпуск газеты, информационного бюллетеня и т.д.
Пропаганда русского языка и русской речи в процессе внеклассной деятельности в кружке позволяет широко открыть учащемуся мир русской культуры, речи и языка, использовать все преимущества групповой, коллективной работы.
Традиционные занятия в кружке проводятся раз в неделю, но для младшей группы учащихся этот срок можно сократить, чтобы был меньший перерыв между занятиями русским языком.
Аспектам содержания кружковой работы следует давать пристальное внимание так как эта работа рассчитана на круглогодичный режим взаимодействия с учащимся.
Максимальной популярностью пользуются вечера или утренники по русскому языку, позволяющие синтезировать проведенные занятия за полгода или год, оценить достигнутые результаты и наметить дальнейшие пути и цели внеучебной деятельности. Такие мероприятия привлекают внимание к языковым проблемам и любопытным особенностям родного языка в части правил и упражнений.
Подготовка к утреннику или вечеру по русскому языку позволяет учащимся делать различные информационные доклады, сценарии и материал для игровой деятельности. Это позволяет развить в ребенке самостоятельность и расширяет его кругозор. Важно и то, что в процессе выступления на большую аудиторию ребенок получает навыки ораторского искусства, учится преодолевать страх перед выступлением....
1. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С.Антонова, С.В.Боброва; Москва: Академия, 2012 - 448 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. / А. Г. Асмолов. - Москва: Просвещение, 2013.
3. Баринова , Л.В. Методика русского языка : Учеб. пособие / Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, В. И. Лебедев ; Под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Е. А. Бариновой. - Москва : Просвещение, 1974. - 368 с.
4. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин. - Москва: Просвещение, 2013. - 177 с.
5. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - Москва: Просвещение, 2016. - 223 с.
6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - Москва: Просвещение, 2015. - 96 с.
7. Демидова, Т.Е. Профессиональная подготовка учителя к формированию общеучебных умений у младших школьников: Монография / Т.Е. Демидова. - Брянск: Изд. БГУ, 2015. - 116 с.
8. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». - Москва, 2014. - № 3. - 126 с.
9. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности обучающихся на уроке / А. Золотухина // Газета изд. дома «Первое сентября». - Москва, 2014. - № 4.
10. Кулагина, А.А. Теоретические основы методики обучения младших школьников по программе «Начальная школа XXI века»: Учеб. Пособие / А.А. Кулагина. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013.
11. Ланина, А.И.Н.Н. Развитие устной связной речи младших школьников в процессе проектной деятельности [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-ustnoy-svyaznoy-rechi-mladshih-shkolnikov- v-protsesse-proektnoy-deyatelnosti(дата обращения: 11.04.2020). 12. Львов, М.Р. Основы теории речи. / Начальная школа. - Москва, 2013. - № 1. - С.14-15.
13. Леонтьев, А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? / А.А. Леонтьев // Начальная школа плюс ДО и После. - Москва, 2014.
14. Маклаков, А.Г. Общая психология. // пособие для студентов и слушателей психологических дисциплин// - Санкт-Петербург: Питер, 2016.
15. Менчинская, Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследование мышления в современной психологии / Н.А. Менчинская. - Москва: Наука, 2016...(32)