ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА УЧАЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА БИЙСКА
|
Введение 3
Глава 1. Основы научного исследования 6
1.1. Значение исследовательской деятельности в системе экологического образования 6
1.2. Исследовательская деятельность, как форма учебной работы 8
1.2.1. Специфика учебно-исследовательской и проектной деятельности, учебного и научного исследования 11
1.3. Технология организации исследовательской деятельности 12
1.3.1. Методы научного исследования и их характеристика 14
1.3.2. Виды учебных исследований учащихся 18
1.3.3. Способы вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность 19
1.3.4. Формы и виды исследовательской деятельности учащихся в системе экологического образования 22
1.3.5. Этапы выполнения исследовательской работы 24
Глава 2. Флора окрестностей города Бийска как объект исследовательской деятельности школьников 33
2.1. Реализация исследовательской деятельности посредством организации кружковой работы 36
2.1.1. Программа кружка «Юный натуралист» 39
2..1.1.1. Практическое занятие по организации и проведению научного исследования на примере лихеноиндикации 50
2.1.1.2. Практическое занятие по организации и проведению
научного исследования на примере флористического обследования пришкольной территории
2.2. Результаты работы по организации исследовательской деятельности при изучении флоры 58
Заключение 61
Список используемой литературы 64
Приложения 72
Глава 1. Основы научного исследования 6
1.1. Значение исследовательской деятельности в системе экологического образования 6
1.2. Исследовательская деятельность, как форма учебной работы 8
1.2.1. Специфика учебно-исследовательской и проектной деятельности, учебного и научного исследования 11
1.3. Технология организации исследовательской деятельности 12
1.3.1. Методы научного исследования и их характеристика 14
1.3.2. Виды учебных исследований учащихся 18
1.3.3. Способы вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность 19
1.3.4. Формы и виды исследовательской деятельности учащихся в системе экологического образования 22
1.3.5. Этапы выполнения исследовательской работы 24
Глава 2. Флора окрестностей города Бийска как объект исследовательской деятельности школьников 33
2.1. Реализация исследовательской деятельности посредством организации кружковой работы 36
2.1.1. Программа кружка «Юный натуралист» 39
2..1.1.1. Практическое занятие по организации и проведению научного исследования на примере лихеноиндикации 50
2.1.1.2. Практическое занятие по организации и проведению
научного исследования на примере флористического обследования пришкольной территории
2.2. Результаты работы по организации исследовательской деятельности при изучении флоры 58
Заключение 61
Список используемой литературы 64
Приложения 72
Тенденции социально-экономических условий современного общества требуют от выпускника мобильности и способности успешно применять свои знания при освоении новых видов профессиональной деятельности, поэтому важным умением является способность самостоятельно ставить цели исследования, планировать и решать задачи для их достижения в определенные сроки. Перед учителями стоит задача воспитать учеников, способных творчески мыслить и самостоятельно выполнять небольшие научно-исследовательские работы, проекты. С решением этой задачи связано включение исследовательской, экспериментальной, творческой деятельности в систему школьного образования.
В школьном возрасте дети проявляют склонность к определенным видам деятельности. Любопытство, которое позднее перерастает в любознательность в дальнейшем стимулирует потребность приобретения знаний в интересующей области. Чаще всего объекты природы привлекают внимание ребенка и способствуют формированию адекватного отношения к окружающей его среде, в частности к природе родного края.
Актуальность нашего исследования связана с организацией и проведением научных исследований учащимися при изучении природы Алтайского края. Удобным и наглядным для изучения объектом является местная флора, обладающая такими важными в образовательном процессе преимуществами, как доступность для наблюдения, возможность выбора небольшой по объему части объекта для исследовательской деятельности и проведение исследований в любой сезон года, эстетическая ценность. Элементы флоры могут являться объектами охраны, что повышает ценность учебных работ [56,57].
Тесный контакт с природой учит детей взаимодействию с растительным миром и бережному отношению к нему через изучение редких и исчезающих растений родного края. Знакомство с флористическими объектами, их изучение необходимо для развития культуры поведения в природе и воспитания экологической грамотности.
В качестве объекта исследования выступает процесс организации и проведения научного исследования учащимися, предметом является флора окрестностей города Бийска.
Целью выпускной квалификационной (магистерской) работы является изучение и выявление перспектив использования флористических объектов в процессе организации исследования при выполнении научно¬исследовательских работ и проектов учащимися.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть значение научно-исследовательской деятельности в системе экологического образования;
- проанализировать методы научного исследования;
- сформировать представление о флоре как об одном из средств экологического воспитания учащихся;
- изучить возможности флористических исследований в окрестностях г. Бийска.
Теоретической и методической основой исследования послужили работы авторов, обсуждающих различные аспекты данного вопроса: педагогические технологии освоения учащимися исследовательской деятельности обсуждают С.В. Палецкий (2004) и М.З Вайнштейн (2011); методы исследовательской деятельности подробно рассматривают: Т.Я. Ашихмина (2006), И.А. Крутова, Г.П. Стефанова (2007), Факторович Л.В., Лущенко Е.А. (2013); рассматривает возможности местной флоры как объекта учебных и научных исследований А.А. Устинова (2007).
Методы и материалы исследования.
За основу при написании магистерской диссертации используются общенаучные методы научного исследования в частности анализ, синтез, наблюдение, проектирование и флористические методы.
Научная новизна:
1. Флора как важнейший элемент процесса организации и проведения научного исследования учащимися ранее не рассматривался.
2. Выявление перспектив научной деятельности школьников при изучении флоры.
Практическая значимость:
1. Проанализированы и уточнены методы научного исследования, доступные для учащихся.
2. Выявлены возможности флористических исследований в окрестностях г. Бийска.
Теоретическая значимость:
1. Рассмотрено значение исследовательской деятельности в системе экологического образования.
2. Сформировано представление о флоре как об одном из средств экологического воспитания учащихся.
В школьном возрасте дети проявляют склонность к определенным видам деятельности. Любопытство, которое позднее перерастает в любознательность в дальнейшем стимулирует потребность приобретения знаний в интересующей области. Чаще всего объекты природы привлекают внимание ребенка и способствуют формированию адекватного отношения к окружающей его среде, в частности к природе родного края.
Актуальность нашего исследования связана с организацией и проведением научных исследований учащимися при изучении природы Алтайского края. Удобным и наглядным для изучения объектом является местная флора, обладающая такими важными в образовательном процессе преимуществами, как доступность для наблюдения, возможность выбора небольшой по объему части объекта для исследовательской деятельности и проведение исследований в любой сезон года, эстетическая ценность. Элементы флоры могут являться объектами охраны, что повышает ценность учебных работ [56,57].
Тесный контакт с природой учит детей взаимодействию с растительным миром и бережному отношению к нему через изучение редких и исчезающих растений родного края. Знакомство с флористическими объектами, их изучение необходимо для развития культуры поведения в природе и воспитания экологической грамотности.
В качестве объекта исследования выступает процесс организации и проведения научного исследования учащимися, предметом является флора окрестностей города Бийска.
Целью выпускной квалификационной (магистерской) работы является изучение и выявление перспектив использования флористических объектов в процессе организации исследования при выполнении научно¬исследовательских работ и проектов учащимися.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть значение научно-исследовательской деятельности в системе экологического образования;
- проанализировать методы научного исследования;
- сформировать представление о флоре как об одном из средств экологического воспитания учащихся;
- изучить возможности флористических исследований в окрестностях г. Бийска.
Теоретической и методической основой исследования послужили работы авторов, обсуждающих различные аспекты данного вопроса: педагогические технологии освоения учащимися исследовательской деятельности обсуждают С.В. Палецкий (2004) и М.З Вайнштейн (2011); методы исследовательской деятельности подробно рассматривают: Т.Я. Ашихмина (2006), И.А. Крутова, Г.П. Стефанова (2007), Факторович Л.В., Лущенко Е.А. (2013); рассматривает возможности местной флоры как объекта учебных и научных исследований А.А. Устинова (2007).
Методы и материалы исследования.
За основу при написании магистерской диссертации используются общенаучные методы научного исследования в частности анализ, синтез, наблюдение, проектирование и флористические методы.
Научная новизна:
1. Флора как важнейший элемент процесса организации и проведения научного исследования учащимися ранее не рассматривался.
2. Выявление перспектив научной деятельности школьников при изучении флоры.
Практическая значимость:
1. Проанализированы и уточнены методы научного исследования, доступные для учащихся.
2. Выявлены возможности флористических исследований в окрестностях г. Бийска.
Теоретическая значимость:
1. Рассмотрено значение исследовательской деятельности в системе экологического образования.
2. Сформировано представление о флоре как об одном из средств экологического воспитания учащихся.
Педагогические усилия современного школьного образования направлены на информатизацию и индивидуализацию обучения школьников. Чтобы обеспечить социальную успешность современного выпускника, развить его творческие способности, сохранить и укрепить здоровье, важно не только сформировать достойный уровень общей культуры, духовно¬нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития учеников, но и дать толчок к их саморазвитию и самосовершенствованию в дальнейшем.
В результате предметного освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований ФГОС по биологии у школьников должны быть сформированы основы экологической грамотности. Однако элементы экологических знаний в школе часто носят информационно-справочный характер.
В этом аспекте, среди многочисленных форм организации занятий, способствующих более полному и по возможности всестороннему овладению учебным материалом, при условии сокращения недельной нагрузки на естественнонаучные предметные области большое значение имеет исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность - одна из форм учебной работы, построенная на объединении знаний из различных предметных областей, представляющая собой одну из наиболее эффективных форм по изучению природы родного края, экологических проблем конкретной местности, развития самостоятельности учащихся в процессе обучения. Она вырабатывает у школьников умения и навыки в постановке эксперимента, анализа полученных результатов, их грамотного оформления. В свою очередь, более глубокие знания взывают интерес к дальнейшему познанию и исследованию в данной области.
В учебной исследовательской деятельности важно неполучение объективно нового результата, а развитие личности учащегося, рост компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать. Тем не менее, при грамотно поставленной экспериментальной работе возможно получение школьниками данных, имеющих научное значение.
Анализ методической части научного исследования показал возможность применения в исследовательской деятельности системного применения таких методов, которые мало задействованы в текущей учебно-предметной работе.
В нашей работе предложена организация исследовательской деятельности во внеурочное время на добровольной основе. С этой целью разработан курс школьного биологического кружка по-направлению «Ботаника» с экологическим уклоном. В рамках программы курса организованы занятия по темам: ценопопуляционные, флористические и лихенологические исследования, позволившие реализацию теоретических, прикладных, опытно-проблемных, а также системных и комплексных исследований.
Выбор флоры города Бийска и его окрестностей в качестве объекта, который поможет научить школьников проводить исследование, углубить их знания в области одного или нескольких предметов (экология, биология, география), а также получить новые с научной точки зрения данные был сделан в связи с ее широкими возможностями.
Исследование выявило, что большое значение имеет возможность самостоятельного выбора учениками размера территории обследования, объектов растительного происхождения, их групп или целых растительных сообществ. Важным критерием также является и неподвижность этих объектов.
Материалы, полученные во время флористических исследований участниками кружка, будут использоваться учителями в разных направлениях их деятельности, например, для насыщения уроков по предмету ботаническим, экологическим и общебиологическим, краеведческим материалом в разных классах (от начальной школы по 11 класс включительно). Возможно их использование и при дальнейшей организации учебно-исследовательской деятельности школьников, в том числе и индивидуальной. Изучение флоры родного города способствует формированию у школьников природоохранных знаний и компетенций. Участниками кружка на итоговом занятии было решено продолжить исследования на основании проведенных работ в следующем учебном году. Кроме того, начата подготовка ребят к сбору материала в летний период с целью дальнейшей работы над индивидуальными проектами, написания статей для публикации в сборнике российско-монгольской научной конференции «Природопользование на Алтае: агросфера и биоресурсы» и выступления с докладом.
Внедрение в учебный процесс части программы показало ее высокую эффективность, о чем свидетельствуют результаты, согласно которым до проведения занятий интерес к исследовательской деятельности и исследовательские навыки у учащихся среди 6 и 7 классов возросли.
Результаты проведенной работы подтвердили эффективность изучения флоры и ее объектов при организации коллективной и индивидуальной исследовательской деятельности школьников, что отражается в уровне приобретённых знаний, умений и навыков, а также имеет большое воспитательное значение в плане эмоционального воздействия. Это связано с тем, что у детей повышается интерес к изучению проблем своего города, а полученные результаты вызывают чувство удовлетворения и сопричастности к судьбе окружающей среды, значимости небольших, но своих собственных исследований.
В результате предметного освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований ФГОС по биологии у школьников должны быть сформированы основы экологической грамотности. Однако элементы экологических знаний в школе часто носят информационно-справочный характер.
В этом аспекте, среди многочисленных форм организации занятий, способствующих более полному и по возможности всестороннему овладению учебным материалом, при условии сокращения недельной нагрузки на естественнонаучные предметные области большое значение имеет исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность - одна из форм учебной работы, построенная на объединении знаний из различных предметных областей, представляющая собой одну из наиболее эффективных форм по изучению природы родного края, экологических проблем конкретной местности, развития самостоятельности учащихся в процессе обучения. Она вырабатывает у школьников умения и навыки в постановке эксперимента, анализа полученных результатов, их грамотного оформления. В свою очередь, более глубокие знания взывают интерес к дальнейшему познанию и исследованию в данной области.
В учебной исследовательской деятельности важно неполучение объективно нового результата, а развитие личности учащегося, рост компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать. Тем не менее, при грамотно поставленной экспериментальной работе возможно получение школьниками данных, имеющих научное значение.
Анализ методической части научного исследования показал возможность применения в исследовательской деятельности системного применения таких методов, которые мало задействованы в текущей учебно-предметной работе.
В нашей работе предложена организация исследовательской деятельности во внеурочное время на добровольной основе. С этой целью разработан курс школьного биологического кружка по-направлению «Ботаника» с экологическим уклоном. В рамках программы курса организованы занятия по темам: ценопопуляционные, флористические и лихенологические исследования, позволившие реализацию теоретических, прикладных, опытно-проблемных, а также системных и комплексных исследований.
Выбор флоры города Бийска и его окрестностей в качестве объекта, который поможет научить школьников проводить исследование, углубить их знания в области одного или нескольких предметов (экология, биология, география), а также получить новые с научной точки зрения данные был сделан в связи с ее широкими возможностями.
Исследование выявило, что большое значение имеет возможность самостоятельного выбора учениками размера территории обследования, объектов растительного происхождения, их групп или целых растительных сообществ. Важным критерием также является и неподвижность этих объектов.
Материалы, полученные во время флористических исследований участниками кружка, будут использоваться учителями в разных направлениях их деятельности, например, для насыщения уроков по предмету ботаническим, экологическим и общебиологическим, краеведческим материалом в разных классах (от начальной школы по 11 класс включительно). Возможно их использование и при дальнейшей организации учебно-исследовательской деятельности школьников, в том числе и индивидуальной. Изучение флоры родного города способствует формированию у школьников природоохранных знаний и компетенций. Участниками кружка на итоговом занятии было решено продолжить исследования на основании проведенных работ в следующем учебном году. Кроме того, начата подготовка ребят к сбору материала в летний период с целью дальнейшей работы над индивидуальными проектами, написания статей для публикации в сборнике российско-монгольской научной конференции «Природопользование на Алтае: агросфера и биоресурсы» и выступления с докладом.
Внедрение в учебный процесс части программы показало ее высокую эффективность, о чем свидетельствуют результаты, согласно которым до проведения занятий интерес к исследовательской деятельности и исследовательские навыки у учащихся среди 6 и 7 классов возросли.
Результаты проведенной работы подтвердили эффективность изучения флоры и ее объектов при организации коллективной и индивидуальной исследовательской деятельности школьников, что отражается в уровне приобретённых знаний, умений и навыков, а также имеет большое воспитательное значение в плане эмоционального воздействия. Это связано с тем, что у детей повышается интерес к изучению проблем своего города, а полученные результаты вызывают чувство удовлетворения и сопричастности к судьбе окружающей среды, значимости небольших, но своих собственных исследований.
Подобные работы
- Организация исследовательской деятельности обучающихся при составлении эколого-географической и таксономической
характеристики лекарственных растений
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



