Только Word
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения проблемы влияния рекламы на поведение детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Влияние рекламы на детей старшего дошкольного возраста как
психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Психолого-педагогические условия снижения влияния рекламы на детей
старшего дошкольного возраста 17
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Организация психолого-педагогической работы по снижению влияния рекламы на поведение детей старшего дошкольного возраста 24
2.1. Показатели влияния рекламы на поведение детей старшего дошкольного возраста и методика их исследования 24
2.1.2. Изучение особенностей влияния рекламы на поведение детей старшего
дошкольного возраста 30
2.2. Опыт организации психолого-педагогической работы по снижению влияния
рекламы на поведение детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы 46
Вывод по главе 2 49
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложения
В современном мире реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях. При этом она выходит за рамки коммерческих интересов и навязывает потребителям систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений. Телевидение - очень эффективное средство распространения рекламы. Телевизионная реклама обладает хорошей запоминаемостью. Прокатанная в телеэфире большое число раз, она накрепко внедряет в сознание потребителей то, что необходимо рекламодателю. Главное ее достоинство - высокая эмоциональная убедительность. Всего за несколько секунд телевизионная реклама вызывает у потребителя устойчивое и совершенно определенное отношение к товару [4]
У человека вся информация подвергается логической (сознательной) или автоматической (бессознательной) оценке зрения ее достоверности и значимости. Восприятие информации без ее критической переработки как раз и свойственно маленьким детям, так как реклама создана специально для привлечения внимания. Поэтому используются простые хорошо
запоминающиеся мелодии, короткие понятные сюжеты, яркие картинки. В отличие от взрослого человека, который может контролировать рекламу, выключив телевизор или не воспринимая ее совсем, ребенок открыт ее воздействию [9]. Поэтому тема влияния телевизионной рекламы на детей дошкольного возраста сегодня очень актуальна, так как затрагивает интересы практически всех жителей нашей планеты, раскрывает, насколько дети подвластны рекламе и как они ей могут противостоять.
Актуальность исследования заключается в теоретическом и практическом осмыслении влияния рекламы на поведение детей дошкольного возраста с психолого-педагогической точки зрения, а также в разработке и апробации условий, внедрённых в процесс психолого-педагогической работы, призванных снизить данное влияние.
Объектом данного исследования выступает педагогической работы дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия снижения влияния рекламы на поведение детей старшего дошкольного возраста.
Цель: определить эффективность психолого-педагогических условий, направленных на снижение влияния рекламы на поведение детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности влияния рекламы на поведение детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать в практике дошкольного образовательного учреждения психолого-педагогические условия, способствующие снижению влияния рекламы на поведение детей.
4. Проанализировать и интерпретировать данные экспериментальной работы, определить эффективность психолого-педагогической работы по снижению влияния рекламы на поведение детей старшего дошкольного возраста.
База эмпирического исследования: дошкольное образовательное
учреждение г. Красноярска, в исследовании приняли участие 20 воспитанников 5-6 лет и их родители в количестве 20 человек.
Гипотеза данного исследования: снижению влияния рекламы на поведение детей старшего дошкольного возраста будут способствовать специальные занятия с использованием активных форм обучения, внедрённых в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
В исследовании использованы теоретические методы: анализ научной литературы, обобщение, систематизация; методы эмпирического исследования: наблюдение, интервью (беседа), анкетирование; метод констатирующего эксперимента, метод формирующего эксперимента, методы математической обработки полученных данных.
Проблемой влияния рекламы на развитие личности занимались такие учёные, как С. Адамс Салливэн, Е. Я. Малышев, Минюрова С.А.. Мухина В.С., Зазыкин В.Г., , А.В.Шариков, Н. Н. Авдеева и Н. А. Фоминых и др. с их точки зрения влияние рекламы на детей заключается в том, что реклама - одно из наиболее сильных средств, закладывающих определенные, предпочтительные модели поведения. Под воздействием рекламы у детей могут формироваться и формируются новые потребности и ожидания.
Влияние рекламы на детей дошкольного возраста заключается в том, что ребенок воспринимает рекламу как маленькое кино. У детей старшего дошкольного возраста высокая доверчивость и внушаемость. Так же у них повышенный интерес ко всему новому.
Риски и последствия для развития личности ребёнка дошкольного возраста, связанные с воздействием рекламы: оказываются пагубное влияние, как на психику детей, так и на их физическое здоровье, реклама являются средством манипуляции, а так же способом для развития агрессивности. С точки зрения психологической защиты, дети в силу своего возрастного отличия не в состоянии противостоять воздействию телевизионной рекламы, используя собственные установки и взгляды.
Психолого-педагогическая работа по снижению влияния рекламы на поведение детей старшего дошкольного возраста должна строиться с учётом возрастных особенностей психического физиологического развития, на общении между детьми и взрослыми, на игре опираясь на наглядно-образное мышление, а так же на восприятие и воображение. Наиболее эффективными психолого-педагогическими условиями являются: создание специальных условий и ситуаций для детей, просветительская работа, дидактический материал.
Исследование педагогического подхода по снижению влияния телевизионной рекламы на детей старшего дошкольного возраста единичны (Н. Н. Авдеева, А. И. Донцов, Л. П. Казакова, Д. Лемиш, Н. А. Фоминых). Педагогический подход включает в себя косвенное воздействие, через игру, сказку, песню и т.д. на восприятие детьми рекламы.
Благодаря организации эксперимента, который состоял из двух частей, можно наглядно убедиться, влияние рекламы на поведение детей действительно есть. И с этим можно бороться, включая в работу ДОУ специальные психолго- педагогические условия. Такие условия были организованы и включены в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста в течение трёх месяцев. Также для реализации эксперимента были подключены и родители детей, которые принимали активное участие в психолго-педагогической деятельности и приобрели для себя неоценимый опыт взаимодействия с детьми, друг с другом, а также они повысили свою педагогическую компетентность.
Педагогический подход к проблеме способствует социализации детей: приобретению привычек, ролей, предпочтений, понятий, представлений, предубеждений, желаний и социальных потребностей.
Полученные результаты показывают, что эксперимент прошёл с положительной динамикой.
1. Авдеева Н. Н., Фоминых Н. А. Влияние телевизионной рекламы на детей и подростков // Человек. 2003. № 1. С. 22-23.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология : Учеб. пособие для студ. вузов./ Г.С. 2. Абрамова. - 4-е изд., Стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
3. Базжина Т. В. Рекламные инкрустации в речи ребенка // Психолингвистика и проблемы детской речи: Материалы Российской науч. конф. Череповец, 2000. С. 5-8.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. - С.ПБ: Питер, 2008. - 400с
5. Викентьев, И.Г. Приемы рекламы: методика для рекламодателей и рекламистов. / И.Г. Викентьев. - Новосибирск: ЦЭРИС, 1993. - 144 с
6. Волкова, О. Влияние рекламы на ребенка. / О. Волкова // Мой кроха и Я, - № 5 - 2007. - С. 15 - 17.
7. Гончаренко, М. Дети и реклама. /М. Гончаренко // Волжская коммуна, 2010.11.07 Детская практическая психология: Учебник/под ред. Т.Д. Марцинковской, - М.: Гардарика, 2014. - 255с
8. Зазыкин В.Г. Психологические основы гуманистической рекламы. М., 2000.
9. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием. / С.Г. Кара - Мурза Дан. М., 2010 Компаниец, А. Методы рекламного воздействия./ А. Компанией // Рекламодатель: теория и практика, 2003. - №6. - С. 40 - 44
10. Кураев, Г.А. Возрастная психология : курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов-на Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 204с.
11. Лазарева, Н.Э. Методы психодиагностического исследования влияния
телевизионной рекламы на сознание ребенка / Н.Э. Лазарева, М.В. Овчинников // Психолого-педагогические проблемы развития личности в прикладных исследованиях: Сб. научно-прикладных исследований. - М. - Челябинск: Филиал Моск. пед. гос. ун-та, 2005. - С. 40-43.
Лебедев, А.Н. Страницы истории. Две методологические традиции в психологии рекламы. / А.Н. Лебедев // Успех, бизнес, финансы. - 09.08. 1997
12. Любинская, А.А. Воспитателю о развитии ребёнка. / А.А. Любинская. - М.: Педагогика, 1972. - 234 с.
13. Маклаков, А.Г. Общая психология. / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001.
- 592 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
14. Малышев Е.Я. Психологический аспект деятельности СМИ в выборе направлений информационного потока: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 2012.
15. Маслоу А. Дальние резервы человеческой психики. М.: Наука, 1999....50