ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1 Понятие эмоционально-оценочной лексики 7
1.2 Особенности овладения детьми дошкольного возраста эмоциональнооценочной лексикой 11
1.3 Художественная литература, как средство обогащения словаря
эмоционально-оценочной лексикой старших дошкольников 18
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Организация эмпирического исследования и анализ результатов изучения особенностей владения эмоционально-оценочной лексикой детьми старшего дошкольного возраста 24
2.2 Система работы по обогащению детей старшего дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексикой в процессе ознакомления с
художественной литературой 30
2.3 Анализ результатов работы по обогащению детей старшего дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексикой посредством художественной литературы 38
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Важность развития эмоционально-оценочной лексики дошкольников определяется пониманием ребенком своих чувств и ощущений и способностью их выражения в устной форме, формированием способности понимать эмоции других людей, их переживаний, соблюдением моральнонравственных норм общества. Все вышеперечисленные требования отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [30].
Опираясь на данные отечественных исследователей, можно сделать вывод, что развитие эмоциональной лексики дошкольников способствует развитию социально-коммуникативной сферы, определяет процесс социально-психологической адаптации детей [29].
Проблема развития эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста имеет достаточную актуальность на данное время. Именно в период старшего дошкольного возраста активнее всего происходит формирование эмоций, чувств, осмысление моральных ценностей общества и окружающего мира. Часто у детей-дошкольников возникает проблема в понимании и выражении своих внутренних эмоций, что влечет за собой определенные трудности в межличностном общении и в личностном развитии.
Слово вводит ребенка в мир людей, помогает разобраться в нем, помогает понять свою индивидуальность и активно участвовать в общественной жизни. Слово составляет основу общения и самовыражения ребенка. Оно служит проводником в мир познания природного и предметного окружения.
Вследствие различных видов деятельности речь ребенка приобретает произвольность и целенаправленность.
Ребенок дошкольного возраста должен иметь такой словарный запас, который бы позволил ему беспрепятственно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно осваивать школьную программу, понимать литературу, 3
поэтому одним из значимых факторов в нравственном и эмоциональном развитии выступает обогащение словаря эмоционально-оценочной лексикой.
Обогащение речи эмоционально-оценочной лексикой благоприятно сказывается и на личностном развитии старшего дошкольника, а именно на формировании социально активной личности.
Изучая практику дошкольного образования, можно сделать вывод, что бедность словарного запаса дошкольников словами эмоциональной речи значительно возрастает.
Затруднение у дошкольников вызывает факт объяснения своего эмоционального состояния. Дети часто выражают свои эмоции не так, как чувствуют их на самом деле, затрудняются дать оценку эмоциональному состоянию других детей. Все это выступает значимым недостатком в общении между детьми, усложняет выстраивание доброжелательных
взаимоотношений.
Как показывают исследования таких психологов, как Л.И. Божович,
A. В. Запорожец, Л.С. Выготский именно дошкольный возраст -
благоприятное время для развития чувств и эмоций.
Проблему обогащения словаря эмоционально-оценочной лексикой рассматривают в исследованиях, направленных на обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста В.В. Гербова, Н.П. Иванова,
B. И. Логинова, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, В.И. Яшина.
Дошкольный возраст является благоприятным временем для развития эмоциональной сферы, так как чувства и эмоции ребенка представляют собой формы отражения реального мира. Особенности развития ребенка и его чувств, переживаний тесно взаимосвязаны с его развитием.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы и практической педагогической деятельности удалось выявить противоречие между признанной необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексики и недостаточным использованием средств художественной литературы для решения данной задачи в образовательном процессе.
Данное противоречие предоставило возможность выявить проблему исследования: каковы потенциальные возможности средств художественной литературы в развитии эмоционально-оценочной лексики детей старшего дошкольного возраста?...
Вопрос повышения уровня эффективности образования детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности. Все это имеет предположения о совершенствовании все составных частей системы народного образования, а также повышение качества уровня профессиональной педагогической подготовки.
В ряду задач, имеющих весомое значение в дошкольных образовательных учреждениях, главенствующую позицию занимает подготовка детей к школьному обучению. Одним из факторов, определяющих готовность ребенка к положительной динамики обучения является грамотная, достаточно развитая речь.
Недостаточная наполненность и развитость словаря эмоционально - оценочной лексикой создает преграду на пути к формированию коммуникативных навыков, а в последствии и в принципе к общему развитию ребенка. Хорошо развитый словарный запас является показателем высокого уровня речевого развития и высокого интеллектуального развития в целом. Благоприятное влияние на подготовку детей к школьному обучению оказывает своевременное овладение эмоционально-оценочной лексикой.
Развитие словарного запаса оказывает положительное воздействие на всецелое развитие ребенка.
Формирование эмоциональной сферы ребенка, способность распознавать эмоции других людей также непосредственно зависят от уровня овладения эмоционально-оценочной лексикой и способов ее внешней демонстрации.
Эмоционально-оценочная лексика является результативным инструментарием в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств.
Однако, важно не только обогащать словарь детей новыми словами, необходимо помочь дошкольнику в осознание смысловой стороны слова данной лексики.
Основными методами словарной работы по обогащению словаря оценочной лексикой в старшем дошкольном возрасте являются лексические упражнения с синонимами, антонимами, с многозначными словами, во взаимосвязи с художественной литературой.
Цель нашего исследования заключалась в развитии эмоционально - оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы. Опираясь на поставленную цель в первой главе нашей работы было рассмотрено положение изучаемой проблемы в психолого-педагогической науке, а также принципы овладения эмоциональнооценочной лексикой и воздействие художественных произведений на обогащение лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Литературные произведения играют значительную роль в решении задач методики речевого развития и в совокупности с основными методами и приемами по развитию речи дошкольников этот материал рекомендуется применять как действующий инструментарий.
В завершении анализа теоретических материалов и методических выводов удалось представить результаты опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска по применению произведений художественной литературы, как средства обогащения словаря старших дошкольников эмоциональнооценочной лексикой.
Так же нам была представлена возможность проследить динамику изменения уровня владения эмоционально-оценочной лексикой детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной работы.
Анализ результатов исследования после формирующего эксперимента указывает на эффективность разработанной нами совокупности методов и приемов работы. Процент детей с низким уровнем владения эмоционально- 47
оценочной лексикой уменьшился. Следовательно, количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось.
В процессе работы были замечены такие изменения:
У детей возрос интерес к художественной литературе, они употребляют в своей речи слова, относящиеся к эмоционально-оценочной лексике; в сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно разыгрывают сюжет литературных произведений, употребляя в своих высказываниях экспрессивно окрашенную речь.
Действительно, данное исследование не является в полной мере завершенным, так как проблема до сих пор является актуальной. Несмотря на это, в рамках развития методики применения художественной литературы проанализированы и отработаны общеизвестные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретно заданных условиях дошкольного учреждения.
В процессе воспитательно-образовательной работы по развитию эмоционально-оценочной лексики у детей, произведения художественной литературы использовались в интегрирован ной форме, как в процессе образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности.
В своей работе мы придерживались принципов:
• качественный отбор материала, обусловленный возрастными особенностями детей;
• объединение работы с разного рода направлениями воспитательной и детской деятельности;
• активного вовлечения детей в деятельность посредством возможности проявления инициативы и самостоятельности;
• максимального использования развивающего потенциала литературного произведения в создании речевой среды, способствующей обогащению словаря детей эмоционально-оценочной лексикой....
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 400 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 272 с.
3. Баженов Н.М., Черкашин Р.А. Выразительное чтение. Харьков: Изд-во Харьк. ун-та, 1960. 293 с.
4. Балакирева Т.С. Эмоции и дети: комплексные занятия педагога- психолога // Дошкольное воспитание. 2005. №1. С. 65-70.
5. Берков В.П. Двуязычная лексикография. СПб: Изд-во С.-
Петербургского ун-та, 1996.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 2012. 117 с.
7. Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 53-59.
8. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Курск: Академия Холдинг, 2011. 178 с.
9. Вайгла Э.А. Эмоциональная лексика современного русского языка и проблемы её перевода. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1978. 341 с.
10. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Едиториал УРСС, 2002. 208 с.
11. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке. М.: Издательство Московского университета, 1998. С. 103-124.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Электронный
ресурс]. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 470 с. // URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01003112464 (дата обращения: 28.01.2023).
13. Диагностика в детском саду. Содержание и организации диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие для дошкольного воспитания / под. ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. Ростов н/д: Феникс, 2004. 287с.
14. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. М.: ТЦ Сфера, 2003. 186 с.
15. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М.: Сфера, 2011. 288 с.....50