Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития познавательного интереса младших школьников

Работа №154449

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2022
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения познавательного интереса у младших школьников 6
§ 1. Психолого - педагогическая характеристика понятия «познавательный интерес» 6
§2. Особенности познавательного интереса младших школьников 12
§3. Развитие познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения 17
Вывод по 1 главе 23
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению познавательного интереса у младших школьников 24
§1. Диагностическая программа исследования познавательного интереса у младших школьников 24
§2. Проведение и анализ результатов эксперимента 31
§3. Рекомендации по развитию познавательного интереса у младших школьников 38
Вывод по 2 главе 45
Заключение 46
Список используемых источников 48
Приложение 1 53
Приложение 2 54
Приложение 3 55
Приложение 4 57
Приложение 5


Актуальность. Проблема изучения познавательного интереса является одной из актуальных проблем в образовании, от решения которой во многом зависит эффективность образовательного процесса, так как интерес считается существенной причиной познавательной активности учащихся. Педагогу начальных классов важно сделать процесс обучения желанным и интересным, а также, чтобы школьники стремились к самостоятельному получению новых знаний. Без этого желания невозможно представить эффективное обучение.
В младшем школьном возрасте формирование познавательных интересов имеет важное значение для обучения в целом. Любопытство, любознательность и познавательная активность являются основами успешности младших школьников.
Несмотря на то, что существует большое количество трудов по вопросу особенностей познавательного интереса у младших школьников, в современной науке до сих пор нет четкого определения понятия «познавательный интерес»: различные исследователи трактуют данный термин по-разному и предлагают свои структуры. В этой связи изучение данной темы позволит правильно проанализировать современную ситуацию с школьниками, обучающихся в начальной школе и выявить имеющиеся проблемы.
Объект исследования: познавательный интерес младших школьников.
Предмет исследования: уровень развития познавательного интереса младших школьников.
Цель исследования: выявить уровень сформированности познавательного интереса у младших школьников и разработать рекомендации по его развитию.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику понятия «познавательный интерес» и его проявление у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить методы, приемы, средства обучения, влияющие на формирования познавательного интереса у младших школьников.
3. Составить диагностическую программу исследования
познавательного интереса у младших школьников.
4. Изучить уровень развития познавательного интереса младших школьников.
5. Проанализировать и описать полученные данные.
6. Разработать рекомендации по развитию познавательного интереса у младших школьников.
Гипотеза: Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что уровень развития познавательного интереса учащихся 2 класса характеризуется следующими особенностями:
1) познавательный интерес у большинства младших школьников находится на среднем или низком уровне развития.
2) у большинства младших школьников ценностная мотивация развита на низком уровне, а познавательная активность и интенсивность познавательных потребностей на среднем уровне - это выражается в ситуативной вовлеченности и самостоятельности в учебной деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и научно¬методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение, психодиагностические методики.
3. Методы качественного и количественного анализа данных.
В диагностический инструментарий исследования вошли три методики: методика «Познавательная активность» (автор А.А. Горчинская), методика «Познавательная потребность» (автор В.С. Юркевич), методика «Изучение отношения к учебным предметам» (автор Г.Н. Казанцева).
Теоретическая база исследования: труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам развития познавательного интереса, таких как: Е.Н. Землянская, Н.Я. Ильина, М.Ю. Кужабекова, В.Г. Паралам, А.В. Самарин.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Первоманская СШ» Красноярский край, Манский район, п. Первоманск. В эксперименте принимали участие учащиеся 2 класса в составе 17 человек.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование познавательных интересов является важнейшим компонентом учебного процесса. Познавательный интерес представляет собой потребность ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающей действительности. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования познавательных интересов.
В.А. Сластениным познавательный интерес рассматривается как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как работу, приносящая удовлетворение.
Г.И. Щукина говорит, что познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.
Экспериментальная работа по определению развития познавательного интереса у младших школьников проводилась на базе МБОУ «Первоманская СШ» Красноярский край, Манский район, п. Первоманск. В эксперименте принимали учащиеся 2 класса в составе 17 человек.
Целью педагогического исследования стало выявление уровня познавательного интереса у младших школьников.
Эксперимент состоял из 3 методик, каждая из которых была направлена на исследование критериев: степени выраженности познавательной активности младших школьников, интенсивностью познавательной потребности, ценностной мотивацией.
Данный эксперимент показал, что в классе преобладает средний уровень развития познавательного интереса у 8 учащихся (48 %), низкий уровень у 7 учеников (составляет 41%), высокий уровень у 2 учащихся (6%).
На основе диагностических данных эксперимента разработаны рекомендации и подобран набор заданий и упражнений, направленных на развитие познавательного интереса младших школьников.
Таким образом, гипотеза исследования доказана, цель достигнута, задачи выполнены.



1. Александрова Ю.В. Основы общей психологии. М.: НОУ, 2015. - 805 с.
2. Ан-Чауечи Ю.Е. Развитие познавательного интереса младших школьников как условие развития творческой личности / Ю.Е. Ан-Чауечи // Этнопедагогические факторы духовно-нравственного развития личности детей. 2018. С. 154-157.
3. Батырева Н.А. Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса младших школьников / Н.А. Батырева // Коллоквиум-журнал. 2020. № 3-5 (55). С. 38-39.
4. Верещацкая Я.И. Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников / Я.И. Верещацкая, Л.Э. Акпынар // Образование: традиции и инновации. 2018. С. 63-65.
5. Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики. Минск, 2016. - 192 с.
6. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Эксмо, 2017. - 272 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: Питер, 2015. -224 с.
8. Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо, 2017. -1008 с.
9. Гамзаева М.В. Сущность, содержание и структура понятия «познавательный интерес» / М.В. Гамзаева, Ш.И. Булуева // Современные педагогические технологии профессионального образования. 2019. С. 268¬275.
10. Гвоздева Ю.Е. Развитие познавательного интереса у младших школьников / Ю.Е. Гвоздёва // Роль инноваций в трансформации современной науки. 2019. С. 150-153.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Омега, 2016.
- 232 с.
12. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. М.: Флинта,
2017. - 272 с.
13. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. М.: Знание, 2015. - 542 с.
14. Гридин Ю.Ю. Особенности формирования познавательных интересов у младших школьников / Ю.Ю. Гридин, Я.О. Краснобаева, Я.Н. Площук // Конструктивизм в психологической и педагогической науке. 2020. С. 27-30.
15. Данилова Е.В., Дубровина И.В., Прихожан А.М. Психология. М.: Академия, 2014. - 464 с.
16. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Познавательные процессы. М.: ИГУ, 2016. -174 с.
17. Дружинин В.Н. Психология. СПб, 2017. - 656 с.
18. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 2016.
- 249 с.
19. Дубровина И.В. Младший школьный возраст: развитие
познавательных способностей. М.: Просвещение, 2017. - 208 с.
20. Егурнова А.А. Эмоционально благоприятная атмосфера на занятиях как способ амплификации познавательной активности / А.А. Егурнова // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 1А. С. 691-697.
21. Землянская, Е. Н. Педагогика начального образования: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — Москва: Издательство Юрайт, 2022.
— 247 с.
22. Землянская, Е. Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 247 с.
23. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб: Питер,
2018. -701 с.
24. Ильина Н.Я. Особенности формирования познавательного интереса младших школьников / Н.Я. Ильина, С.Н. Дмитриева // Педагогика. Образование. Практика. 2019. С. 56-58.
25. Карпов А.В. Общая психология. М.: Гардарики, 2014. - 233 с.
26. Куликова Д.А. Познавательный интерес младших школьников: понятие, сущность, назначение / Д.А. Куликова // Актуальные проблемы общего образования. 2020. С. 130-134.
27. Кучеренко Т. Интересы - это... Интересы человека / Т. Кучеренко. - URL: https://www.syl.ru/article/197598/new_interesyi—eto-interesyi-cheloveka(Дата обращения: 22.02.2022).
28. Кужабекова М.Ю. Познавательный интерес как педагогическая проблема / М.Ю. Кужабекова, Л.В. Г ришакова // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2021. С. 341-345.
29. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 2014. - 226 с.
30. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб: Питер, 2019. - 306 с.
32. Любознательность - это что такое? Развитие любознательности у детей- URL: https://www.syl.ru/article/327901/lyuboznatelnost—eto-chto-takoe- razvitie-lyuboznatelnosti-u-detey(Дата обращения: 22.02.2022).
33. Макарова И.В. Психология. М.: Юрайт, 2014. - 237 с.
34. Маткурбанов А. Развитие творческих способностей и формирование познавательного интереса учащихся / А. Маткурбанов, М. Веллеков, А. Гараева // Развитие социального и научно-технического потенциала общества. 2018. С. 65-67.
35. Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Психология младшего школьника. М.: Роспедагенство, 2019. - 428 с.
36. Марковская И.М., Мельникова Н.Н. Практикум по общей психологии. ЧГТУ, 2017. - 53 с.
37. Мигирова Ю.Э. Проблемы формирования познавательного интереса у современных младших школьников / Ю.Э. Мигирова // Педагогическое образование. 2021. Т. 2. № 3. С. 17-22.
38. Образцова Л.Н. Самоучитель по психологии. М.: АСТ, 2017. - 320 с.
39. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 2017. -240 с.
40. Паралам В.Г. Особенности развития познавательного интереса младших школьников в учебном процессе начальной школы / В.Г. Паралам,
Э.А.Г. Юнусова // Традиции и инновации в педагогике начальной школы. 2018. С. 222-226.
41. Першина Л.А. Возрастная психология. М.: Академия, 2015. - 255 с.
42. Попеленко Д.С. Особенности познавательной мотивации первоклассников / Д.С. Попеленко, Е.И. Совейко // Актуальные вопросы современной науки и образования. Сборник научных статей по материалам XX международной научно-практической конференции. 2021. С. 665-674.
43. Рассыпалова А.Н. Развитие познавательных интересов школьников / А.Н. Рассыпалова // Педагогическая теория и практика: сохраняя прошлое, создаем будущее. 2018. С. 64-67.
44. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей. М.: Флинта, 2014. -168 с.
45. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 2015. - 384 с.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2015. - 788 с.
47. Самарин А.В. К вопросу о показателях познавательного интереса младших школьников в учебном процессе / А.В. Самарин // Образование. Наука. Карьера. 2018. С. 57-60.
48. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: ИНН, 2013. -346 с.
49. Столяренко В.Е., Столяренко Л.Д. Психология. М.: Юрайт, 2013. - 173 с.
50. Стороженко Л. Познавательные способности - это... Понятие,
определение, уровни способностей и методы развития / Л. Стороженко. - URL: https://fb.ru/article/447246/poznavatelnyie-sposobnosti—eto-ponyatie- opredelenie-urovni-sposobnostey-i-metodyi-razvitiya (Дата обращения: 22.02.2022).
51. Теплов Б.М. Избранные труды. Кн. 1.М.: Педагогика, 2014. - 328 с.
52. Титова М. Эмоционально-волевая сфера младшего школьника:
диагностика, психологические особенности и этапы работы с детьми / М. Титова. - URL: https://fb.ru/article/381936/emotsionalno-volevaya-sfera-
mladshego-shkolnika-diagnostika-psihologicheskie-osobennosti-i-etapyi-rabotyi-s- с1с11111(Дага обращения: 22.02.2022).
53. Федина, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение начального образования: учебное пособие для вузов / Л. В. Федина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 131 с.
54. Царева Е.К. К вопросу о развитии познавательного интереса у младших школьников / Е.К. Царева // В мире науки и инноваций. 2016. С. 223-225.
55. Черкасов Р.В. Пути развития познавательного интереса учащихся / Р.В. Черкасов, Р.К. Базаров // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 73-7. С. 18-21.
56. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 2015. - 320 с.
57. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2017. - 349 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ