Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗАДАЧИ ОТКРЫТОГО ТИПА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА

Работа №154437

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Познавательные универсальные учебные действия обучающихся и дидактические условия их формирования 5
1.1. Познавательные универсальные учебные действия обучающихся 5
1.2. Задачи открытого типа по математике как средство формирования
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 12
Глава 2. Формирование познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7 класса на уроках математики 23
2.1 Комплекс задач открытого типа для уроков математики 7 класса 23
2.2 Педагогический эксперимент: основные этапы и результаты 53
Заключение 58
Библиографический список 60

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования определили новые требования к метапредметным результатам освоения образовательной программы, среди которых познавательные универсальные учебные действия обучающихся. Для осуществления познавательной деятельности в ходе обучения, необходимо выполнять общеучебные действия, логические действия и действия постановки и решения проблем. Поиск возможностей формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках математики, на сегодня, остается одной из актуальных проблем школьного математического образования.
С позиций системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой новых образовательных стандартов основного общего образования, при проектировании содержания обучения математике, особое внимание следует уделить комплексу задач как основному его компоненту. Помимо стандартных и обучающих задач, которые условно можно назвать задачами закрытого типа, в содержание обучения математике целесообразно включать поисковые и проблемные задачи - задачи открытого типа.
Задачи открытого типа имеют несколько вариантов решения,
предполагают возможность обучающимся самостоятельно открывать неизвестные им факты. Такие задачи позволяют максимально вовлечь
обучающихся в учебную и познавательную деятельность.
Тема выпускной квалификационной работы посвящена методике использования задач открытого типа на уроках математики как условие формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7 класса.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике
систематически использовать задачи открытого типа, то это будет
способствовать формированию познавательных УУД обучающихся.
Цель работы: методическая разработка комплекса задач открытого типа для уроков математики 7 класса.
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся 7 класса.
Предмет исследования: задачи открытого типа по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7 класса.
Задачи исследования:
1. Описать структурный состав познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7 класса.
2. Разработать диагностическую карту для оценки и измерения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7 класса.
3. Описать роль, место и значение задач открытого типа для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
4. Разработать комплекс задач открытого типа для уроков математики 7 класса.
5. Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Математические задачи открытого типа это задачи, которые: могут иметь несколько вариантов решения или несколько условных ответов; могут иметь неполное условие, что подразумевает необходимость поиска недостающих данных. Задачи такого типа предоставляют обучающимся возможность самостоятельно находить и открывать для себя что-то новое.
Такие задачи направлены на развитие различных познавательных УУД, таких как: умение работать с текстом; умение представлять информацию в виде схем; умение ставить перед собой проблему и находить её решение; умение строить логические цепи рассуждений в ходе доказательства и др.
К сожалению, в школьном курсе математики используются в основном задачи закрытого типа. Задачи открытого типа, как правило, встречаются эпизодически. Это приводит к тому, что большинство обучающихся привыкает решать однотипные задачи по известным алгоритмам и не умеют решать задачи открытого типа. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что большинство обучающихся 7 класса не смогли найти все возможные варианты решения задач контрольного среза №1.
В рамках данного исследования был разработан комплекс задач открытого типа по математике для обучающихся 7 класса, направленный на формирование основ познавательных УУД. В данный комплекс вошли 27 задач. Задачи, представленные в работе, можно использовать как на обычных уроках математики, так и на различных факультативах и дополнительных занятиях по математике.
В ходе формирующего этапа эксперимента, задачи открытого типа систематически и целенаправленно включались в систему математической подготовки обучающихся 7 класса. Итоги педагогического эксперимента подтвердили гипотезу исследования: если в процессе обучения математике систематически использовать задачи открытого типа, то это будет способствовать формированию познавательных УУД обучающихся.
Таким образом, все задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.
Результаты проведенного исследования были представлены и опубликованы на конференции «Информационные технологии в математике и математическом образовании: материалы VIII Всероссийской с международным участием научно-методической конференции, посвященной 80-летию профессора Ларина Сергея Васильевича».


1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
2. Безусова Т.А. Особенности развития познавательных
универсальных учебных действий средствами некорректных задач // Возможности образовательной области "математика и информатика" для реализации компетентностного подхода в школе и вузе. - Соликамск, 2013. - С. 71-74.
3. Боженкова Л.И., Соколова Е.В. Критериальное оценивание достижений учащихся 7-9 классов в обучении геометрии: науч.-метод. пособие. М.: Эйдос, 2016. - 182 с.
4. Броздецкий В.С. Формирование универсальных учебных
действий в основной школе: от действия к мысли. URL:
https://www.bvc56.ru/%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81/%D1%83%D1%83 %D0%B4-%D0%B2-
%D0%BE%D 1 %81 %D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9- %D 1 %88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5/ (дата обращения:
17.11.2019) .
5. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Пособие для сдачи экзамена. - 2-е изд., пе-раб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 239 с.
6. Гин А.А. Открытые задачи инструмент новой педагогики // Журнал руководителя управления образованием. №8 (43). 2014.
7. Глоссарий ФГОС общего образования. URL:
https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya- shkola/ekonomika/fgos/glossarij-fgos.html (дата обращения: 17.11.2019).
8. Дулатова З.А., Лапшина Е.С. Логические задачи как средство развития познавательных универсальных учебных действий // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2017. - № 3. - С. 41-48.
9. Ермолаев А.С. Текстовые задачи как средство формирования познавательных универсальных учебных действий // Современные научные исследования и разработки. - Астрахань, 2017. - № 8. - С. 706-709.
10. Жигачева Н.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения решению текстовых задач // In Situ. - 2015. - № 2. - С. 15-18.
11. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: 2002, с. 69-70.
12. Кейв М.А., Власова Н.В. Инновационные процессы в профильном образовании: учебное пособие Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. - 168 с.
13. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть I. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. - М.: Просвещение, 1977. - 113 с.
14. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть II. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. - М.: Просвещение, 1977. - 145 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Политиздат, 1975. - 304 с...35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ