ЗАДАЧИ ОТКРЫТОГО ТИПА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА
|
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Познавательные универсальные учебные действия обучающихся и дидактические условия их формирования 5
1.1. Познавательные универсальные учебные действия обучающихся 5
1.2. Задачи открытого типа по математике как средство формирования
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 12
Глава 2. Формирование познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7 класса на уроках математики 23
2.1 Комплекс задач открытого типа для уроков математики 7 класса 23
2.2 Педагогический эксперимент: основные этапы и результаты 53
Заключение 58
Библиографический список 60
Введение 3
Глава 1. Познавательные универсальные учебные действия обучающихся и дидактические условия их формирования 5
1.1. Познавательные универсальные учебные действия обучающихся 5
1.2. Задачи открытого типа по математике как средство формирования
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 12
Глава 2. Формирование познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7 класса на уроках математики 23
2.1 Комплекс задач открытого типа для уроков математики 7 класса 23
2.2 Педагогический эксперимент: основные этапы и результаты 53
Заключение 58
Библиографический список 60
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования определили новые требования к метапредметным результатам освоения образовательной программы, среди которых познавательные универсальные учебные действия обучающихся. Для осуществления познавательной деятельности в ходе обучения, необходимо выполнять общеучебные действия, логические действия и действия постановки и решения проблем. Поиск возможностей формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках математики, на сегодня, остается одной из актуальных проблем школьного математического образования.
С позиций системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой новых образовательных стандартов основного общего образования, при проектировании содержания обучения математике, особое внимание следует уделить комплексу задач как основному его компоненту. Помимо стандартных и обучающих задач, которые условно можно назвать задачами закрытого типа, в содержание обучения математике целесообразно включать поисковые и проблемные задачи - задачи открытого типа.
Задачи открытого типа имеют несколько вариантов решения,
предполагают возможность обучающимся самостоятельно открывать неизвестные им факты. Такие задачи позволяют максимально вовлечь
обучающихся в учебную и познавательную деятельность.
Тема выпускной квалификационной работы посвящена методике использования задач открытого типа на уроках математики как условие формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7 класса.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике
систематически использовать задачи открытого типа, то это будет
способствовать формированию познавательных УУД обучающихся.
Цель работы: методическая разработка комплекса задач открытого типа для уроков математики 7 класса.
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся 7 класса.
Предмет исследования: задачи открытого типа по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7 класса.
Задачи исследования:
1. Описать структурный состав познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7 класса.
2. Разработать диагностическую карту для оценки и измерения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7 класса.
3. Описать роль, место и значение задач открытого типа для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
4. Разработать комплекс задач открытого типа для уроков математики 7 класса.
5. Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
С позиций системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой новых образовательных стандартов основного общего образования, при проектировании содержания обучения математике, особое внимание следует уделить комплексу задач как основному его компоненту. Помимо стандартных и обучающих задач, которые условно можно назвать задачами закрытого типа, в содержание обучения математике целесообразно включать поисковые и проблемные задачи - задачи открытого типа.
Задачи открытого типа имеют несколько вариантов решения,
предполагают возможность обучающимся самостоятельно открывать неизвестные им факты. Такие задачи позволяют максимально вовлечь
обучающихся в учебную и познавательную деятельность.
Тема выпускной квалификационной работы посвящена методике использования задач открытого типа на уроках математики как условие формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7 класса.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике
систематически использовать задачи открытого типа, то это будет
способствовать формированию познавательных УУД обучающихся.
Цель работы: методическая разработка комплекса задач открытого типа для уроков математики 7 класса.
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся 7 класса.
Предмет исследования: задачи открытого типа по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7 класса.
Задачи исследования:
1. Описать структурный состав познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7 класса.
2. Разработать диагностическую карту для оценки и измерения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7 класса.
3. Описать роль, место и значение задач открытого типа для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
4. Разработать комплекс задач открытого типа для уроков математики 7 класса.
5. Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
Математические задачи открытого типа это задачи, которые: могут иметь несколько вариантов решения или несколько условных ответов; могут иметь неполное условие, что подразумевает необходимость поиска недостающих данных. Задачи такого типа предоставляют обучающимся возможность самостоятельно находить и открывать для себя что-то новое.
Такие задачи направлены на развитие различных познавательных УУД, таких как: умение работать с текстом; умение представлять информацию в виде схем; умение ставить перед собой проблему и находить её решение; умение строить логические цепи рассуждений в ходе доказательства и др.
К сожалению, в школьном курсе математики используются в основном задачи закрытого типа. Задачи открытого типа, как правило, встречаются эпизодически. Это приводит к тому, что большинство обучающихся привыкает решать однотипные задачи по известным алгоритмам и не умеют решать задачи открытого типа. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что большинство обучающихся 7 класса не смогли найти все возможные варианты решения задач контрольного среза №1.
В рамках данного исследования был разработан комплекс задач открытого типа по математике для обучающихся 7 класса, направленный на формирование основ познавательных УУД. В данный комплекс вошли 27 задач. Задачи, представленные в работе, можно использовать как на обычных уроках математики, так и на различных факультативах и дополнительных занятиях по математике.
В ходе формирующего этапа эксперимента, задачи открытого типа систематически и целенаправленно включались в систему математической подготовки обучающихся 7 класса. Итоги педагогического эксперимента подтвердили гипотезу исследования: если в процессе обучения математике систематически использовать задачи открытого типа, то это будет способствовать формированию познавательных УУД обучающихся.
Таким образом, все задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.
Результаты проведенного исследования были представлены и опубликованы на конференции «Информационные технологии в математике и математическом образовании: материалы VIII Всероссийской с международным участием научно-методической конференции, посвященной 80-летию профессора Ларина Сергея Васильевича».
Такие задачи направлены на развитие различных познавательных УУД, таких как: умение работать с текстом; умение представлять информацию в виде схем; умение ставить перед собой проблему и находить её решение; умение строить логические цепи рассуждений в ходе доказательства и др.
К сожалению, в школьном курсе математики используются в основном задачи закрытого типа. Задачи открытого типа, как правило, встречаются эпизодически. Это приводит к тому, что большинство обучающихся привыкает решать однотипные задачи по известным алгоритмам и не умеют решать задачи открытого типа. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что большинство обучающихся 7 класса не смогли найти все возможные варианты решения задач контрольного среза №1.
В рамках данного исследования был разработан комплекс задач открытого типа по математике для обучающихся 7 класса, направленный на формирование основ познавательных УУД. В данный комплекс вошли 27 задач. Задачи, представленные в работе, можно использовать как на обычных уроках математики, так и на различных факультативах и дополнительных занятиях по математике.
В ходе формирующего этапа эксперимента, задачи открытого типа систематически и целенаправленно включались в систему математической подготовки обучающихся 7 класса. Итоги педагогического эксперимента подтвердили гипотезу исследования: если в процессе обучения математике систематически использовать задачи открытого типа, то это будет способствовать формированию познавательных УУД обучающихся.
Таким образом, все задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.
Результаты проведенного исследования были представлены и опубликованы на конференции «Информационные технологии в математике и математическом образовании: материалы VIII Всероссийской с международным участием научно-методической конференции, посвященной 80-летию профессора Ларина Сергея Васильевича».
Подобные работы
- Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов на уроках математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - Задачи открытого типа как средство развития умения строить логические цепочки рассуждений на уроках математики в начальной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством работы над экологическими задачами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Формирование регулятивных умений учащихся 5 классов в процессе обучения математике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2022 - Проблемно-поисковые задачи как средство организации коллективной формы учебной деятельности при обучении математике в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2022 - Комплект интерактивных заданий как средство развития познавательных
учебных действий обучающихся на уроках физики в основной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019





