Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ.

Работа №154432

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1: Теоретический анализ проблемы внимания 7
1.1. Проблема внимания в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Формирование внимания в онтогенезе 13
1.3. Клинико-психолого-педагогические характеристики детей с легкой
умственной отсталостью 22
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Формирующий эксперимент и его анализ 42
2.1. Организация эксперимента 42
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 44
Выводы по второй главе 49
Глава 3. Психокоррекционные программа коррекции развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени 50
3.1. Теоретико-методологические основы формирующего эксперимента 50
3.2. Организация и содержание формирующего эксперимента 51
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 55
Выводы по третьей главе 59
Заключение 60
Библиография 61
Приложения 69

Актуальность Любая сознательная деятельность, в том числе когнитивная, зависит от внимания. Ребенок нуждается во внимании, чтобы быть эффективным в своих действиях. Эта проблема имеет большое значение в специализированной психологии. Процесс обучения ребенка не может быть успешным, если у него имеются нарушения внимания. Внимание возникает в рамках психологических процессов и протекает одновременно с ними, отражая динамику протекания психологических процессов.
В психологии считается, что внимание — это ориентация и концентрация сознания человека на определенных объектах и в то же время отвлечение от других. Развитие ребенка рассматривается как один из аспектов умственного развития ребенка. Успех обучения ребенка может определяться особенностями когнитивных процессов, поэтому развитие когнитивных процессов у детей школьного возраста играет важную роль. Внимание является важным компонентом любой деятельности человека, требующей порядка и точности. В то же время внимание считается одним из важнейших показателей общей оценки уровня развития личности, по мнению Н.Ф. Добрынина.
Проблемы внимания изучались многими психологами, как отечественными, так и зарубежными. В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, Д. Бродбент, Г. Эббингауз, У. Найссер, Д. Норман, А. Трейсман, Д.И. Узнадзе, К. Черри, Д. Канеман, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, Г.Я. Гальперин. Также большое значение имеют исследования С.Л. Кабыльницкой, В.Я. Романова, Ю.Б. Дормашова, Ф.Н. Гоноболина, А.В. Петровского, Р.С. Немова, Е.Д. Хомской и др. внесли огромный вклад в изучение этой темы.
Физиологические основы внимания были выяснены в работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова и А.А. Уфтомского; Л.С. Выготский изучал психологические механизмы внимания у нормальных детей и детей с нарушениями развития. В профессиональной психологии И.В. Белякова, С.Д. Забрамная, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова и С.Ю. Кузнецова. Особенности внимания у детей с нарушениями развития рассматриваются в исследовании И.Л. Баскаковой, С.В. Липиня. В своих исследованиях эти авторы описывают особенности внимания детей с нарушениями интеллекта и описывают методы модификации внимания, которые могут быть полезны для обучения этих детей. Одной из самых сложных задач, когда речь заходит об образовании детей с умственными недостатками, является обучение вниманию. Одной из наиболее изученных тем в области психологии для студентов с умственными недостатками является внимание.
Тема нашего исследования актуальна, потому что она важна для работы учителя, потому что внимание вовлечено во все остальные умственные процессы, а при отсутствии тренированного внимания познавательная активность крайне затруднена. В дошкольном и раннем школьном возрасте для умственно отсталых детей важна тщательная учеба и психолого-педагогическая коррекция внимания. Одной из наиболее важных и сложных проблем в психологии являются проблемы внимания у умственно отсталых детей. Важность внимания в жизни человека очевидна, как и его решающая роль в выборе содержания сознательного опыта, памяти и обучения. Российская особая психология говорит, что дети интеллектуально способны к развитию, а это значит, что у них могут развиться совершенно новые, более сложные умственные формирования. Есть ряд исследований, которые подтверждают это. Он не учитывает тот факт, что ребенок с умственной отсталостью развивается на ненормальной основе, что приводит к отставанию, чертам и отклонениям от нормального развития. Все свойства внимания страдают патологической аномалией в развитии ума в случае умственной отсталости. Учитель должен преодолеть недостатки, сохраняя умственные способности умственно отсталого ребенка, и в то же время найти способ исправить недостатки внимания.
Объект исследования - процессы внимания у младших школьников.
Предмет - особенности внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Цель- выявить особенности внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и составить психолого-педагогическую программу по развитию внимания.
Задачи:
1. Анализ теории по данной проблеме исследования
2. Выявление особенностей формирования внимания в процессе онтогенеза
3. Выявление особенностей свойств внимания у младших школьников с умственной отсталостью легкой степени.
4. Составление программы по развитию внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью.
Гипотеза: для младших школьников с умственной отсталостью легкой степени характерно: низкий показатель переключаемости внимания, низкий показатель устойчивости внимания, низкий показатель концентрации внимания, низкий показатель объема внимания.
В качестве методической основы исследования послужили работы: Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, С. Л. Рубцевой, Л. Н. Самоукиной, Н.Ф. Добрынина, П.Я. Гальперина, Н.Н. Ланге,
Методы исследования: Теоретический и практический.
Полученные результаты и их новизна: данные могут быть использованы в работе педагога-психолога и других педагогов, а также на основе этих знаний могут быть даны рекомендации педагогам и родителям в работе с детьми.
Теоретическая значимость исследования: состоит в обобщении и углублении существующих научных представлений о внимании и его коррекции, исследования и коррекции свойств внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, психологов, а также состоит в теоретическом обосновании научно-методологических основ психологической программы коррекции внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Практическая значимость: Материалы исследования, полученные в результате проведения экспериментального исследования будут использованы при проведении занятий с обучающимися КГБОУ «Дивногорская школа».
База исследования: КГБОУ «Дивногорская школа»
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка в котором 78 источников, 2 приложений, текст работы на 77 страниц и 6 иллюстраций.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие внимания является одним из залогов успешной учебной деятельности и развития познавательной сферы детей. Произвольное внимание сопровождает и способствует становлению таких личностных качеств, как дисциплинированность, внимательность, целенаправленность и самостоятельность. Поскольку произвольное внимание детей младшего школьного возраста обладает рядом нарушений, которые препятствуют формированию у них целенаправленности поведения, деятельности и снижают их работоспособность, специальному психологу необходимо проводить работу по формированию и развитию данного вида внимания [42].
Цель- выявить особенности внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и психолого-педагогическую программу по развитию внимания.
Задачи:
1. Теоретический анализ проблемы исследования
2. Выявить особенности формирования внимания в онтогенезе
3. Выявить особенности внимания у младших школьников с умственной отсталостью легкой степени.
4. Составить программу развития по развитию внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталость
Цель была достигнута, задачи решены.
Программа была реализована на базе КГБОУ «Дивногорская школа». Эффективность программы описана выше. Данную программу можно реализовывать и на других обучающихся с легкой степенью умственной отсталостью.
Таким образом, можно сказать, что цель выпускной квалификационной Работы была достигнута. Гипотеза исследования была подтверждена.


1. Айзенберг, Б.И. Распределение внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школе / Б.И. Айзенберг. - М.: Просвещение, 1986. - 201 с. 2.
2. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя / А.К. Аксенова,
Э.В.Якубовская. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с. .
3. Акимова, М.К., Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Академия, 2000. - 160 с. .
4. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя / А.К. Аксенова, Э.В.Якубовская. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с. .
5. Алферов, А.Д. Психология развития школьника: Учеб. пособие по психологии / А.Д. Алферов. - Ростов на Дону: Феникс, 2000. - 384 с. .
6. Антипов, В.И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе / А.Д. Антипов - М.: Просвещение, 1971. - 88с. .
а. Ануфриева, А.Ф., Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костромина. - М.: Ось- 89, 1998. - 224 с. .
7. Алферов, А.Д. Психология развития школьника: Учеб. пособие по психологии / А.Д. Алферов. - Ростов на Дону: Феникс, 2000. - 384 с.
8. Ануфриева, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриева, С. Н. Костромина. - М. : Ось-89, 1998. - 224 с.
9. Баскакова, И.Л. Внимание школьников-олигофренов: Учеб. пособие / И.Л. Баскакова. - Изд-во МГПИ, 1982. - 70 с.
10. Баскакова, И.Л. Внимание школьников-олигофренов: Учеб. пособие / И.Л. Баскакова. - Изд-во МГПИ, 1982. - 70 с. .
11. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие / Л.Н. Блинова - М: НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с. .
12. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А. Л. Венгер, А. Г. Цукерман. - М. : Просвещение, 1992. - 298 с.
13. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 «Дефектология» / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
14. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 1999. - 320 с. .
15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1983. - 368 с. ....81


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ