ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ.
|
Только Word
Введение 3
Глава 1: Теоретический анализ проблемы внимания 7
1.1. Проблема внимания в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Формирование внимания в онтогенезе 13
1.3. Клинико-психолого-педагогические характеристики детей с легкой
умственной отсталостью 22
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Формирующий эксперимент и его анализ 42
2.1. Организация эксперимента 42
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 44
Выводы по второй главе 49
Глава 3. Психокоррекционные программа коррекции развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени 50
3.1. Теоретико-методологические основы формирующего эксперимента 50
3.2. Организация и содержание формирующего эксперимента 51
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 55
Выводы по третьей главе 59
Заключение 60
Библиография 61
Приложения 69
Введение 3
Глава 1: Теоретический анализ проблемы внимания 7
1.1. Проблема внимания в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Формирование внимания в онтогенезе 13
1.3. Клинико-психолого-педагогические характеристики детей с легкой
умственной отсталостью 22
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Формирующий эксперимент и его анализ 42
2.1. Организация эксперимента 42
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 44
Выводы по второй главе 49
Глава 3. Психокоррекционные программа коррекции развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени 50
3.1. Теоретико-методологические основы формирующего эксперимента 50
3.2. Организация и содержание формирующего эксперимента 51
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 55
Выводы по третьей главе 59
Заключение 60
Библиография 61
Приложения 69
Актуальность Любая сознательная деятельность, в том числе когнитивная, зависит от внимания. Ребенок нуждается во внимании, чтобы быть эффективным в своих действиях. Эта проблема имеет большое значение в специализированной психологии. Процесс обучения ребенка не может быть успешным, если у него имеются нарушения внимания. Внимание возникает в рамках психологических процессов и протекает одновременно с ними, отражая динамику протекания психологических процессов.
В психологии считается, что внимание — это ориентация и концентрация сознания человека на определенных объектах и в то же время отвлечение от других. Развитие ребенка рассматривается как один из аспектов умственного развития ребенка. Успех обучения ребенка может определяться особенностями когнитивных процессов, поэтому развитие когнитивных процессов у детей школьного возраста играет важную роль. Внимание является важным компонентом любой деятельности человека, требующей порядка и точности. В то же время внимание считается одним из важнейших показателей общей оценки уровня развития личности, по мнению Н.Ф. Добрынина.
Проблемы внимания изучались многими психологами, как отечественными, так и зарубежными. В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, Д. Бродбент, Г. Эббингауз, У. Найссер, Д. Норман, А. Трейсман, Д.И. Узнадзе, К. Черри, Д. Канеман, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, Г.Я. Гальперин. Также большое значение имеют исследования С.Л. Кабыльницкой, В.Я. Романова, Ю.Б. Дормашова, Ф.Н. Гоноболина, А.В. Петровского, Р.С. Немова, Е.Д. Хомской и др. внесли огромный вклад в изучение этой темы.
Физиологические основы внимания были выяснены в работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова и А.А. Уфтомского; Л.С. Выготский изучал психологические механизмы внимания у нормальных детей и детей с нарушениями развития. В профессиональной психологии И.В. Белякова, С.Д. Забрамная, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова и С.Ю. Кузнецова. Особенности внимания у детей с нарушениями развития рассматриваются в исследовании И.Л. Баскаковой, С.В. Липиня. В своих исследованиях эти авторы описывают особенности внимания детей с нарушениями интеллекта и описывают методы модификации внимания, которые могут быть полезны для обучения этих детей. Одной из самых сложных задач, когда речь заходит об образовании детей с умственными недостатками, является обучение вниманию. Одной из наиболее изученных тем в области психологии для студентов с умственными недостатками является внимание.
Тема нашего исследования актуальна, потому что она важна для работы учителя, потому что внимание вовлечено во все остальные умственные процессы, а при отсутствии тренированного внимания познавательная активность крайне затруднена. В дошкольном и раннем школьном возрасте для умственно отсталых детей важна тщательная учеба и психолого-педагогическая коррекция внимания. Одной из наиболее важных и сложных проблем в психологии являются проблемы внимания у умственно отсталых детей. Важность внимания в жизни человека очевидна, как и его решающая роль в выборе содержания сознательного опыта, памяти и обучения. Российская особая психология говорит, что дети интеллектуально способны к развитию, а это значит, что у них могут развиться совершенно новые, более сложные умственные формирования. Есть ряд исследований, которые подтверждают это. Он не учитывает тот факт, что ребенок с умственной отсталостью развивается на ненормальной основе, что приводит к отставанию, чертам и отклонениям от нормального развития. Все свойства внимания страдают патологической аномалией в развитии ума в случае умственной отсталости. Учитель должен преодолеть недостатки, сохраняя умственные способности умственно отсталого ребенка, и в то же время найти способ исправить недостатки внимания.
Объект исследования - процессы внимания у младших школьников.
Предмет - особенности внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Цель- выявить особенности внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и составить психолого-педагогическую программу по развитию внимания.
Задачи:
1. Анализ теории по данной проблеме исследования
2. Выявление особенностей формирования внимания в процессе онтогенеза
3. Выявление особенностей свойств внимания у младших школьников с умственной отсталостью легкой степени.
4. Составление программы по развитию внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью.
Гипотеза: для младших школьников с умственной отсталостью легкой степени характерно: низкий показатель переключаемости внимания, низкий показатель устойчивости внимания, низкий показатель концентрации внимания, низкий показатель объема внимания.
В качестве методической основы исследования послужили работы: Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, С. Л. Рубцевой, Л. Н. Самоукиной, Н.Ф. Добрынина, П.Я. Гальперина, Н.Н. Ланге,
Методы исследования: Теоретический и практический.
Полученные результаты и их новизна: данные могут быть использованы в работе педагога-психолога и других педагогов, а также на основе этих знаний могут быть даны рекомендации педагогам и родителям в работе с детьми.
Теоретическая значимость исследования: состоит в обобщении и углублении существующих научных представлений о внимании и его коррекции, исследования и коррекции свойств внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, психологов, а также состоит в теоретическом обосновании научно-методологических основ психологической программы коррекции внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Практическая значимость: Материалы исследования, полученные в результате проведения экспериментального исследования будут использованы при проведении занятий с обучающимися КГБОУ «Дивногорская школа».
База исследования: КГБОУ «Дивногорская школа»
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка в котором 78 источников, 2 приложений, текст работы на 77 страниц и 6 иллюстраций.
В психологии считается, что внимание — это ориентация и концентрация сознания человека на определенных объектах и в то же время отвлечение от других. Развитие ребенка рассматривается как один из аспектов умственного развития ребенка. Успех обучения ребенка может определяться особенностями когнитивных процессов, поэтому развитие когнитивных процессов у детей школьного возраста играет важную роль. Внимание является важным компонентом любой деятельности человека, требующей порядка и точности. В то же время внимание считается одним из важнейших показателей общей оценки уровня развития личности, по мнению Н.Ф. Добрынина.
Проблемы внимания изучались многими психологами, как отечественными, так и зарубежными. В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, Д. Бродбент, Г. Эббингауз, У. Найссер, Д. Норман, А. Трейсман, Д.И. Узнадзе, К. Черри, Д. Канеман, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, Г.Я. Гальперин. Также большое значение имеют исследования С.Л. Кабыльницкой, В.Я. Романова, Ю.Б. Дормашова, Ф.Н. Гоноболина, А.В. Петровского, Р.С. Немова, Е.Д. Хомской и др. внесли огромный вклад в изучение этой темы.
Физиологические основы внимания были выяснены в работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова и А.А. Уфтомского; Л.С. Выготский изучал психологические механизмы внимания у нормальных детей и детей с нарушениями развития. В профессиональной психологии И.В. Белякова, С.Д. Забрамная, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова и С.Ю. Кузнецова. Особенности внимания у детей с нарушениями развития рассматриваются в исследовании И.Л. Баскаковой, С.В. Липиня. В своих исследованиях эти авторы описывают особенности внимания детей с нарушениями интеллекта и описывают методы модификации внимания, которые могут быть полезны для обучения этих детей. Одной из самых сложных задач, когда речь заходит об образовании детей с умственными недостатками, является обучение вниманию. Одной из наиболее изученных тем в области психологии для студентов с умственными недостатками является внимание.
Тема нашего исследования актуальна, потому что она важна для работы учителя, потому что внимание вовлечено во все остальные умственные процессы, а при отсутствии тренированного внимания познавательная активность крайне затруднена. В дошкольном и раннем школьном возрасте для умственно отсталых детей важна тщательная учеба и психолого-педагогическая коррекция внимания. Одной из наиболее важных и сложных проблем в психологии являются проблемы внимания у умственно отсталых детей. Важность внимания в жизни человека очевидна, как и его решающая роль в выборе содержания сознательного опыта, памяти и обучения. Российская особая психология говорит, что дети интеллектуально способны к развитию, а это значит, что у них могут развиться совершенно новые, более сложные умственные формирования. Есть ряд исследований, которые подтверждают это. Он не учитывает тот факт, что ребенок с умственной отсталостью развивается на ненормальной основе, что приводит к отставанию, чертам и отклонениям от нормального развития. Все свойства внимания страдают патологической аномалией в развитии ума в случае умственной отсталости. Учитель должен преодолеть недостатки, сохраняя умственные способности умственно отсталого ребенка, и в то же время найти способ исправить недостатки внимания.
Объект исследования - процессы внимания у младших школьников.
Предмет - особенности внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Цель- выявить особенности внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и составить психолого-педагогическую программу по развитию внимания.
Задачи:
1. Анализ теории по данной проблеме исследования
2. Выявление особенностей формирования внимания в процессе онтогенеза
3. Выявление особенностей свойств внимания у младших школьников с умственной отсталостью легкой степени.
4. Составление программы по развитию внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью.
Гипотеза: для младших школьников с умственной отсталостью легкой степени характерно: низкий показатель переключаемости внимания, низкий показатель устойчивости внимания, низкий показатель концентрации внимания, низкий показатель объема внимания.
В качестве методической основы исследования послужили работы: Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, С. Л. Рубцевой, Л. Н. Самоукиной, Н.Ф. Добрынина, П.Я. Гальперина, Н.Н. Ланге,
Методы исследования: Теоретический и практический.
Полученные результаты и их новизна: данные могут быть использованы в работе педагога-психолога и других педагогов, а также на основе этих знаний могут быть даны рекомендации педагогам и родителям в работе с детьми.
Теоретическая значимость исследования: состоит в обобщении и углублении существующих научных представлений о внимании и его коррекции, исследования и коррекции свойств внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, психологов, а также состоит в теоретическом обосновании научно-методологических основ психологической программы коррекции внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Практическая значимость: Материалы исследования, полученные в результате проведения экспериментального исследования будут использованы при проведении занятий с обучающимися КГБОУ «Дивногорская школа».
База исследования: КГБОУ «Дивногорская школа»
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка в котором 78 источников, 2 приложений, текст работы на 77 страниц и 6 иллюстраций.
Развитие внимания является одним из залогов успешной учебной деятельности и развития познавательной сферы детей. Произвольное внимание сопровождает и способствует становлению таких личностных качеств, как дисциплинированность, внимательность, целенаправленность и самостоятельность. Поскольку произвольное внимание детей младшего школьного возраста обладает рядом нарушений, которые препятствуют формированию у них целенаправленности поведения, деятельности и снижают их работоспособность, специальному психологу необходимо проводить работу по формированию и развитию данного вида внимания [42].
Цель- выявить особенности внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и психолого-педагогическую программу по развитию внимания.
Задачи:
1. Теоретический анализ проблемы исследования
2. Выявить особенности формирования внимания в онтогенезе
3. Выявить особенности внимания у младших школьников с умственной отсталостью легкой степени.
4. Составить программу развития по развитию внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталость
Цель была достигнута, задачи решены.
Программа была реализована на базе КГБОУ «Дивногорская школа». Эффективность программы описана выше. Данную программу можно реализовывать и на других обучающихся с легкой степенью умственной отсталостью.
Таким образом, можно сказать, что цель выпускной квалификационной Работы была достигнута. Гипотеза исследования была подтверждена.
Цель- выявить особенности внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и психолого-педагогическую программу по развитию внимания.
Задачи:
1. Теоретический анализ проблемы исследования
2. Выявить особенности формирования внимания в онтогенезе
3. Выявить особенности внимания у младших школьников с умственной отсталостью легкой степени.
4. Составить программу развития по развитию внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталость
Цель была достигнута, задачи решены.
Программа была реализована на базе КГБОУ «Дивногорская школа». Эффективность программы описана выше. Данную программу можно реализовывать и на других обучающихся с легкой степенью умственной отсталостью.
Таким образом, можно сказать, что цель выпускной квалификационной Работы была достигнута. Гипотеза исследования была подтверждена.
Подобные работы
- Преодоление агрессивности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью методом песочной терапии в процессе психолого - педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Комплекс абилитационных мероприятий по развитию координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по физической культуре
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2021 - Комплекс абилитационных мероприятий по развитию
координационных способностей у обучающихся младшего школьного
возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по
физической культуре
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Формирование познавательных учебных действий у третьеклассников с легкой умственной отсталостью в условиях разных образовательных маршрутов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПИСЬМА ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция нарушений грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование самовосприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в индивидуальной форме работы специального психолога
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022





