ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО
ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Понятие ответственного отношения к учению в психологопедагогической литературе 6
1.2. Проявления ответственности в учебной деятельности в подростковом
возрасте 15
1.3. Проблема развития ответственности к учению в психологопедагогической литературе 24
Выводы по Главе 1 32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ ПОДРОСТКОВ 33
2.1. Организация и методики исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования ответственного отношения к
учению подростков 35
2.3. Комплекс психолого-педагогических мероприятий по развитию
ответственного отношения к учению подростков 44
2.3. Анализ результативности комплекса психолого-педагогических мероприятий по развитию ответственного отношения к учению подростков 60
Выводы по Главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность исследования. Проблема ответственности личности в контексте образования - одна из центральных для педагогической психологии на протяжении всего времени ее существования. Особую актуальность она приобретает в настоящее время, в условиях резких изменений социальноэкономической и общественно-исторической ситуации. Формирование в процессе учебной деятельности целостной личности, обладающей саморегуляцией и развитой ответственностью за результативность собственной деятельности - задача особо значимая для современной школы.
Психологические аспекты проблемы раскрыты в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, В.А. Крутецкого, В.Н. Мясищева, К. Муздыбаева, Н.И. Рейнвальд, Л.С. Славиной, Л.А. Сухинской, в работах ряда зарубежных исследователей - Л. Берковица, Л.Р. Даниельса, Ж. Пиаже и др. В психологических исследованиях ответственность рассматривается как обобщённое свойство личности, характеризующее прежде всего её социальную типичность и нравственную позицию, анализируется содержание данного понятия, сделана попытка выделить его существенные признаки, закономерности, пути формирования и развития ответственности в дошкольном и школьном возрасте, а также факторы формирования ответственности у школьников в учебной деятельности.
Одним из первых в советской психологии обратил внимание исследователей и практиков на связь между ответственностью и учебной деятельностью В.Н. Мясищев. Это нашло свое выражение в утверждении, что усилие в отношении к учебным обязанностям представляет частную форму усилий человека, вытекающих из ответственного отношения к своим обязанностям, характеризующем морально-правовые отношения человека. Ответственное отношение к учению проявляется в познавательной активности обучающегося (Г.И. Щукина), стремлении в достижении положительных результатов (А.Д. Алферов), успешном решении поставленных задач, выполнении творческих упражнений (В. Оконь), желании искать и находить оптимальные способы выполнения проблемных заданий (Ю.К. Бабанский).
За основу мы принимаем следующее определение ответственного отношения подростков к учению - это мотивационно-смысловое образование личности, старшего подростка, которое представляет собой готовность к осознанному осуществлению учебной деятельности, выражается в познавательной активности, готовности к преодолению трудностей, связанных с способностью планировать и предвидеть результаты этой деятельности, и умении нести ответственность за принимаемые решения.
Цель исследования - изучить возможности развития ответственного отношения к учению подростков.
Объект исследования - ответственное отношение к учению.
Предмет исследования - развитие ответственного отношения к учению подростков.
Гипотеза исследования: развитие ответственного отношения к учению подростков будет результативным, при:
• использовании на уроках рефлексивных приемов, использования алгоритма рефлексии деятельности на уроке;
• реализации комплекса коррекционно-развивающих занятий с использованием технологии квест-игры, элементов тренинга, направленные на развитие личностного качества ответственности, саморегуляции учебной деятельности, мотивации достижения успеха.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие ответственного отношения к учению, подходы к его развитию в психолого-педагогической литературе.
2. Провести эмпирическое исследование ответственного отношения к учению подростков.
3. Разработать, реализовать комплекс мероприятий, направленных на развитие ответственного отношения к учению подростков.
...
Важное значение в формировании ответственности в общественно значимой деятельности и социализации заключается в периоде подросткового возраста. Именно в этот период появляются идеальные образцы поведения и создается нравственная основа, которая помогает человеку контролировать свое поведение и развитие. В подростковом возрасте происходит развитие способности и готовности брать на себя ответственность за участие в событиях и анализировать свою роль в социальном взаимодействии.
Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить ответственность подростков в учебной деятельности.
1. Большинство подростков имеют средний уровень мотивации ответственного отношения школьников к учебно-познавательной деятельности, ситуативно осознают и понимают значимость учебной деятельности во взаимосвязи с учебным интересом. Ценность учения согласовывается с личными ценностями. Ответственность в учебной деятельности осуществляется проявляется нестабильно, ситуативно при слабой сформированности волевых процессов. Выполнение интересных учебных заданий и достижение результатов вызывает чувство значимости и ценности своей работы, преобладают положительные эмоции. При возникновении трудностей снижается учебная мотивация, учебная работа не доводится до завершения.
2. Подростки способны проявлять ответственность, инициативу и самостоятельность, однако нуждаются во внешнем контроле за соблюдением требований и правил. Ответственность за себя в общем деле представлена у большинства подростков, которые склонны выполнять свои обязанности, необходимых для общего дела, понимают их значимость, готовы переделывать некачественно сделанную работу. Редко нуждаются в контроле со стороны. Большинство подростков не стремятся принимать на себя ответственность за действия одноклассников в общем деле, затруднять осуществлять критический анализ их деятельности. Организационные способности развиты на среднем и низком уровне. Для развития ответственного отношения к учебе подростков был разработан комплекс психолого-педагогических мероприятий, включающий в себя:
1) комплекс квест-игр, направленных на развитие мотивации достижения успеха, принятия ответственности за себя и другого в ходе квест- игры. Квест-игры, направленные на формирование ответственности за свои действия и действия другого для достижения общих целей игры (квест-игра «Золотые правила успеха в учении», квест « Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите», квест-игра «Учебный детектив», психологический квест «Мы все в одной лодке»)
2) комплекс занятий с элементами тренинга, направленный на развитие личностного качества ответственности, развитие саморегуляции деятельности и мотивации учебных достижений:
• блок 1 - понятие ответственности;
• блок 2 - развитие саморегуляции учебной деятельности;
• блок 3 -развитие мотивации учебных достижений.
После реализации данного комплекса мероприятий наблюдается следующая динамика в показателях ответственного отношения к учению подростков.
1. Подростки обладают устойчивой, или частично устойчивой высокой мотивацией к учебно-познавательной деятельности.
2. Исследование видов ответственности подростков позволяет сделать вывод, что:
• у подростков ответственность представлена на уровне исполнительности, однако чувствительны к внешнему контролю.
• подростки проявляют активность, ко всем поручениям относятся ответственно, хорошо выполняют свои обязанности, понимает их необходимость, предпочитают самостоятельно выполнять поручения, при этом отсутствует необходимость во внешнем контроле.
• подростки могут взять частичную ответственность, осуществляют критический анализ их деятельности.
...
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2013. 299 с.
2. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста. М.: Академия, 2012. 237 с.
3. Алферов В.Н., Коригова М.М. Развитие концепции
субсидиарной ответственности как инструмента повышения эффективности института банкротства и обеспечения экономической безопасности страны // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2018. Т. 9. № 3. С. 460-474.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. 479 с.
5. Башев В.В. Психологические условия формирования ответственного действия в подростковом возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. М.: Принт, 2020. 158 с.
6. Богословский В.В. Виноградова А.Д., Ковалев А.Г. Общая психология. М.: Просвещение, 1981. 383 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
8. Борцова М.В. Факторы становления начальных форм ответственности
личности: теоретический аспект: монография. Славянск-на-Кубани:
Издательский центр СГПИ, 2007. 125 с.
9. Булатников И.Е. Воспитание ответственности : развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов железнодорожного транспорта в воспитательной системе образовательного учреждения. Курск: Мечта, 2011. 228 с.
10. Ванюхина Н.В., Алексеева Е.С. Программа формирования ответственности в подростковом возрасте. 2016 Т 5 № 3(16) С. 244-250.
11. Васина Ю.М. Особенности формирования самоконтроля у подростков как одно из условий развития у них чувства ответственности // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2020. № 4 (24). С. 22-25.
12. Винокурова Н.В. Формирование ответственности у подростков как целевая функция деятельности классного руководителя: дисс. канд. пед. наук. Киров, 2014. 186 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
14. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Минск: Нар. асвета, 1988. 126 с.
15. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека. Психические состояния // Экспериментальная и прикладная психология. Л. : ЛГУ, 1981. 360 с.
... всего 44 источников