Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательной деятельности обучающихся 5-6 классов в рамках учебных экскурсий по географии

Работа №154411

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2024
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Познавательная деятельность как основа обучения в школе
1.1. Понятие и формы познавательной деятельности 5
1.2.Экскурсия как форма познавательной деятельности в школе 12
Глава 2. Значение экскурсий по географии в 5-6 классах для формирования компетенций по географии
2.1. ФГОС ООО о содержании предмета география в 5-6 классах 18
2.2. Содержание практических работ и их влияние на тематику
экскурсий по географии в 5-6 классах 25
Глава 3. Методические разработки экскурсий
3.1. Методическая разработка экскурсии для 5 класса
«Сезонные изменения в природе своей местности» 30
3.2. Методическая разработка экскурсии для 6 класса «Лалетина -
малая река» 44
3.3. Анализ эффективности проведенной экскурсии 58
Заключение 63
Список использованных источников 65

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» главная цель системы образования в стране - создание условий для получения качественного образования, соответствующего современным требованиям и мировым стандартам. Закон об образовании ставит задачу обеспечения высокого качества образования на всех уровнях и формах образования. Он определяет стандарты, принципы и требования к содержанию и организации образовательного процесса.
Качественное образование способствует тому, что обучающиеся получают актуальные знания, позволяющие им вести себя адекватно в нашем сложном мире, принимать правильные решения в различных проблемных ситуациях, учитывая различные факторы. Учебный предмет «География» — это один из учебных предметов, способных успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и обществен­ных наук.
Закон об образовании и Федеральный государственный образователь­ный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) стимулирует активное внедрение в процесс обучения системно-деятельностного подхода. Реализация образовательного процесса должна быть направлена на «развитие способности обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование навыка участия в различных формах организации учебно­исследовательской и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, олимпиадах, научных обществах, научно-практических конференциях». Внеурочная деятельность по предмету является важным средством достижения такой цели.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по развитию познавательной деятельности на примере учебных экскурсий по географии
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать значение экскурсии в познавательной деятельнос­ти по географии в школе.
2. Проанализировать влияние содержания практических работ на тематику экскурсий по географии в 5-6 классах.
3. Разработать методические рекомендации по проведению экскурсий по географии в 5-6 классах.
Объект исследования - образовательный процесс в школе на примере занятий по географии в 5-6 классах.
Предмет исследования - экскурсии как инструмент развития познавате­льной деятельности обучающихся.
Методы исследования - анализ, наблюдение, сравнительно-географи­ческий, статистический, картографический, исторический.
Источниками при написании магистерской диссертации послужили Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция географического образования в Российской Федерации, рабочие программы по географии, соответствующие Государственному образовательному стандарту, а также школьные учебники по географии, методические материалы, в том числе опубликованный опыт учителей географии по данной проблеме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По сравнению с другими формами учебной деятельности, такими, как урок, экскурсия имеет определённые преимущества. Именно во время экскурсий можно непосредственно наблюдать и изучать различные природные объекты в их естественных условиях.
Экскурсии стали одной из самых важных форм организации обучения географии. Благодаря экскурсиям можно осуществлять краеведческий, экономический и экологический принципы обучения географии. Помимо этого, значение экскурсий велико при изучении школьниками методов исследования географической науки, в развитии их познавательной деятельности. Внеклассная работа позволяет совершенствовать картографические умения школьников. Во время экскурсий и походов учащиеся составляют планы и карты - схемы пути, на которые наносят изучаемые объекты природы.
Сравнительный анализ тематики практических работ на предмет возможности проведения экскурсий по географии в 5-6 классе показывает, что выполнение многих практических работ может сопровождаться закреплением изучаемого материала на экскурсиях. Исключение составляют темы картографического и историко-картографического характера, изучаемые в пятом классе. В шестом классе практически по каждой теме можно проводить экскурсию.
Возможности проведения экскурсий зависят также от наличия в окрестностях населенного пункта таких природных объектов, как реки, озера. Наличие пещер или разрезов от добычи полезных ископаемых может быть использовано при организации экскурсии в 5 классе по теме «Литосфера».
В Красноярске и его окрестностях имеется много интересных природных объектов, поэтому одна экскурсия разработана в национальный заповедник «Красноярские Столбы», а другая - в экопарк «Гремячая Грива».
Проверка знаний по теме «Гидросфера» обучающихся 6 класса после проведения экскурсии в национальный парк «Красноярские Столбы» показала, что те обучающиеся, которые участвовали в экскурсии, показали более высокую успеваемость и качество знаний, чем те, которые не участвовали в ней. И основную часть неуспевающих составляют учащиеся, которые не приняли участия в экскурсии. Экскурсия и выполнение практических работ по теме экскурсии повлияли на развитие познавательной деятельности, которая привела к росту успеваемости обучающихся.


1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Режим доступа https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (05.11.2023).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (одобрен решением от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства просвещения РФ - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (28.11.2023)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации 31.05.2021)
https://fgosreestr.ru/uploads/files/238eb2e61e443460b65a83a2242abd57.pdf
4. Методические рекомендации по реализации федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. М.: Министерство просвещения Российской Федерации, 2021. Режим доступа: https://koiro.edu.ru/wp-content/uploads/2022/06/4.-metod.-
rekomendatsii_fgos-ooo.pdf
5. Методические рекомендации по организации экскурсий для обучающихся, включая экскурсии по историко-культурной, научно­образовательной и патриотической тематике- Министерство просвещения России, 2022 г. https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot- 16062022-n-06-836-o-napravlenii/
6. Примерная рабочая программа основного общего образования. География (для 5-9 классов образовательных организаций)- Москва: Министерство просвещения Российской Федерации. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии образования», 2022.- Режим доступа: https://fgosreestr.ru/oop/235
7. Концепция развития географического образования в Российской Федерации. - https://www.rgo.ru/ru/proekty/zavershennye-proekty/koncepciya- razvitiya-geograficheskogo-obrazovaniya-v-rossii
8. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии.
Просвещение, 1988.-152 с.
9. Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. 5 класс. - М.: Вертикаль, 2019.
10. Беловолова Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии: Методика и опыт //География в школе. -2006. -№ 5. - С.39-46.
11. Бороздинов Н.М. Географические кружки в школе. - М.: Просвещение, 1970.- 142 с.
12. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя. -М.: Просвещение,1984. - 64 с.
13. Гакаев Р. А., Гайсумова Л. Д. Типы уроков географии и особенности их структуры. Школьная педагогика. 2015. № 2 (2). С. 19-22.
14. Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. 6 класс.- Просвещение: М., 2023.
15. Даринский А.Б. Методика преподавания географии - М.: Просвещение, 1975.
... всего 48 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ