Развитие познавательной деятельности обучающихся 5-6 классов в рамках учебных экскурсий по географии
|
Введение 3
Глава I. Познавательная деятельность как основа обучения в школе
1.1. Понятие и формы познавательной деятельности 5
1.2.Экскурсия как форма познавательной деятельности в школе 12
Глава 2. Значение экскурсий по географии в 5-6 классах для формирования компетенций по географии
2.1. ФГОС ООО о содержании предмета география в 5-6 классах 18
2.2. Содержание практических работ и их влияние на тематику
экскурсий по географии в 5-6 классах 25
Глава 3. Методические разработки экскурсий
3.1. Методическая разработка экскурсии для 5 класса
«Сезонные изменения в природе своей местности» 30
3.2. Методическая разработка экскурсии для 6 класса «Лалетина -
малая река» 44
3.3. Анализ эффективности проведенной экскурсии 58
Заключение 63
Список использованных источников 65
Глава I. Познавательная деятельность как основа обучения в школе
1.1. Понятие и формы познавательной деятельности 5
1.2.Экскурсия как форма познавательной деятельности в школе 12
Глава 2. Значение экскурсий по географии в 5-6 классах для формирования компетенций по географии
2.1. ФГОС ООО о содержании предмета география в 5-6 классах 18
2.2. Содержание практических работ и их влияние на тематику
экскурсий по географии в 5-6 классах 25
Глава 3. Методические разработки экскурсий
3.1. Методическая разработка экскурсии для 5 класса
«Сезонные изменения в природе своей местности» 30
3.2. Методическая разработка экскурсии для 6 класса «Лалетина -
малая река» 44
3.3. Анализ эффективности проведенной экскурсии 58
Заключение 63
Список использованных источников 65
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» главная цель системы образования в стране - создание условий для получения качественного образования, соответствующего современным требованиям и мировым стандартам. Закон об образовании ставит задачу обеспечения высокого качества образования на всех уровнях и формах образования. Он определяет стандарты, принципы и требования к содержанию и организации образовательного процесса.
Качественное образование способствует тому, что обучающиеся получают актуальные знания, позволяющие им вести себя адекватно в нашем сложном мире, принимать правильные решения в различных проблемных ситуациях, учитывая различные факторы. Учебный предмет «География» — это один из учебных предметов, способных успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук.
Закон об образовании и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) стимулирует активное внедрение в процесс обучения системно-деятельностного подхода. Реализация образовательного процесса должна быть направлена на «развитие способности обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование навыка участия в различных формах организации учебноисследовательской и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, олимпиадах, научных обществах, научно-практических конференциях». Внеурочная деятельность по предмету является важным средством достижения такой цели.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по развитию познавательной деятельности на примере учебных экскурсий по географии
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать значение экскурсии в познавательной деятельности по географии в школе.
2. Проанализировать влияние содержания практических работ на тематику экскурсий по географии в 5-6 классах.
3. Разработать методические рекомендации по проведению экскурсий по географии в 5-6 классах.
Объект исследования - образовательный процесс в школе на примере занятий по географии в 5-6 классах.
Предмет исследования - экскурсии как инструмент развития познавательной деятельности обучающихся.
Методы исследования - анализ, наблюдение, сравнительно-географический, статистический, картографический, исторический.
Источниками при написании магистерской диссертации послужили Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция географического образования в Российской Федерации, рабочие программы по географии, соответствующие Государственному образовательному стандарту, а также школьные учебники по географии, методические материалы, в том числе опубликованный опыт учителей географии по данной проблеме.
Качественное образование способствует тому, что обучающиеся получают актуальные знания, позволяющие им вести себя адекватно в нашем сложном мире, принимать правильные решения в различных проблемных ситуациях, учитывая различные факторы. Учебный предмет «География» — это один из учебных предметов, способных успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук.
Закон об образовании и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) стимулирует активное внедрение в процесс обучения системно-деятельностного подхода. Реализация образовательного процесса должна быть направлена на «развитие способности обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование навыка участия в различных формах организации учебноисследовательской и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, олимпиадах, научных обществах, научно-практических конференциях». Внеурочная деятельность по предмету является важным средством достижения такой цели.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по развитию познавательной деятельности на примере учебных экскурсий по географии
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать значение экскурсии в познавательной деятельности по географии в школе.
2. Проанализировать влияние содержания практических работ на тематику экскурсий по географии в 5-6 классах.
3. Разработать методические рекомендации по проведению экскурсий по географии в 5-6 классах.
Объект исследования - образовательный процесс в школе на примере занятий по географии в 5-6 классах.
Предмет исследования - экскурсии как инструмент развития познавательной деятельности обучающихся.
Методы исследования - анализ, наблюдение, сравнительно-географический, статистический, картографический, исторический.
Источниками при написании магистерской диссертации послужили Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция географического образования в Российской Федерации, рабочие программы по географии, соответствующие Государственному образовательному стандарту, а также школьные учебники по географии, методические материалы, в том числе опубликованный опыт учителей географии по данной проблеме.
По сравнению с другими формами учебной деятельности, такими, как урок, экскурсия имеет определённые преимущества. Именно во время экскурсий можно непосредственно наблюдать и изучать различные природные объекты в их естественных условиях.
Экскурсии стали одной из самых важных форм организации обучения географии. Благодаря экскурсиям можно осуществлять краеведческий, экономический и экологический принципы обучения географии. Помимо этого, значение экскурсий велико при изучении школьниками методов исследования географической науки, в развитии их познавательной деятельности. Внеклассная работа позволяет совершенствовать картографические умения школьников. Во время экскурсий и походов учащиеся составляют планы и карты - схемы пути, на которые наносят изучаемые объекты природы.
Сравнительный анализ тематики практических работ на предмет возможности проведения экскурсий по географии в 5-6 классе показывает, что выполнение многих практических работ может сопровождаться закреплением изучаемого материала на экскурсиях. Исключение составляют темы картографического и историко-картографического характера, изучаемые в пятом классе. В шестом классе практически по каждой теме можно проводить экскурсию.
Возможности проведения экскурсий зависят также от наличия в окрестностях населенного пункта таких природных объектов, как реки, озера. Наличие пещер или разрезов от добычи полезных ископаемых может быть использовано при организации экскурсии в 5 классе по теме «Литосфера».
В Красноярске и его окрестностях имеется много интересных природных объектов, поэтому одна экскурсия разработана в национальный заповедник «Красноярские Столбы», а другая - в экопарк «Гремячая Грива».
Проверка знаний по теме «Гидросфера» обучающихся 6 класса после проведения экскурсии в национальный парк «Красноярские Столбы» показала, что те обучающиеся, которые участвовали в экскурсии, показали более высокую успеваемость и качество знаний, чем те, которые не участвовали в ней. И основную часть неуспевающих составляют учащиеся, которые не приняли участия в экскурсии. Экскурсия и выполнение практических работ по теме экскурсии повлияли на развитие познавательной деятельности, которая привела к росту успеваемости обучающихся.
Экскурсии стали одной из самых важных форм организации обучения географии. Благодаря экскурсиям можно осуществлять краеведческий, экономический и экологический принципы обучения географии. Помимо этого, значение экскурсий велико при изучении школьниками методов исследования географической науки, в развитии их познавательной деятельности. Внеклассная работа позволяет совершенствовать картографические умения школьников. Во время экскурсий и походов учащиеся составляют планы и карты - схемы пути, на которые наносят изучаемые объекты природы.
Сравнительный анализ тематики практических работ на предмет возможности проведения экскурсий по географии в 5-6 классе показывает, что выполнение многих практических работ может сопровождаться закреплением изучаемого материала на экскурсиях. Исключение составляют темы картографического и историко-картографического характера, изучаемые в пятом классе. В шестом классе практически по каждой теме можно проводить экскурсию.
Возможности проведения экскурсий зависят также от наличия в окрестностях населенного пункта таких природных объектов, как реки, озера. Наличие пещер или разрезов от добычи полезных ископаемых может быть использовано при организации экскурсии в 5 классе по теме «Литосфера».
В Красноярске и его окрестностях имеется много интересных природных объектов, поэтому одна экскурсия разработана в национальный заповедник «Красноярские Столбы», а другая - в экопарк «Гремячая Грива».
Проверка знаний по теме «Гидросфера» обучающихся 6 класса после проведения экскурсии в национальный парк «Красноярские Столбы» показала, что те обучающиеся, которые участвовали в экскурсии, показали более высокую успеваемость и качество знаний, чем те, которые не участвовали в ней. И основную часть неуспевающих составляют учащиеся, которые не приняли участия в экскурсии. Экскурсия и выполнение практических работ по теме экскурсии повлияли на развитие познавательной деятельности, которая привела к росту успеваемости обучающихся.
Подобные работы
- Образовательная экскурсия по экологической тропе экопарка «Гремячая
Грива» как внеурочная форма работы
по географии в 6 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Внеурочная деятельность как способ повышения мотивации на уроках географии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА В Г. КРАСНОЯРСКЕ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Разработка и использование виртуальных экскурсий для изучения географии региона (Методика преподавания географии, Омский Государственый Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Экскурсия по г. Дивногорску для обучающихся 9 класса как внеурочная форма работы по географии
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ШКОЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 8-9 КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ЭКСКУРСИИ В Г. ДИВНОГОРСК)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА (НА ПРИМЕРЕ ЭКСКУРСИИ
ИРКУТСК — ЛИСТВЯНКА)
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Развитие познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018





