Педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах 8
1.1. Сущность проектной деятельности 8
1.2. Анализ программы по географии с точки зрения реализации проектной деятельности 16
1.3. Характеристика педагогических условий реализации проектной
деятельности обучающихся на уроках географии 20
1.4. Модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах 24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах 28
2.1. Выявление уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 28
2.2. Реализация проектной деятельности на уроках географии в 8 классах 36
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 49
Список использованной литературы и информационных источников ... 51
Приложения 61
Глава I. Теоретические основы реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах 8
1.1. Сущность проектной деятельности 8
1.2. Анализ программы по географии с точки зрения реализации проектной деятельности 16
1.3. Характеристика педагогических условий реализации проектной
деятельности обучающихся на уроках географии 20
1.4. Модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах 24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах 28
2.1. Выявление уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 28
2.2. Реализация проектной деятельности на уроках географии в 8 классах 36
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 49
Список использованной литературы и информационных источников ... 51
Приложения 61
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (ООП) основного общего образования включает и оценку результатов проектной деятельности обучающихся.
Уникальными возможностями для реализации проектной деятельности обучающихся имеет география, так как в системе образования география занимает важное место в формировании общей картины мира, географической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формировании собственной позиции по отношению к географической информации, получаемой из средств массовой информации (СМИ) и других источников. При этом вопросы реализации педагогических условий проектной деятельности обучающихся на уроках географии остаются недостаточно изученными.
Основу исследования составил системно-деятельностный подход к реализации проектной деятельности, в рамках которого необходима активная деятельность обучающихся (Р.Г. Мазитов, Г.А. Репринцева, С.Т. Сатбалдина, В.П. Сухов, А.В. Хуторской, Б.Х. Юнусбаев и др.). Исследования реализации проектной деятельности обучающихся разных классов проводили Е.Г. Андреевская, Л.В. Байбородова, В.С. Лазарев, Л.Т. Солтахмадова, Н.Ф. Яковлева и др. Ими были систематизированы основы проектной деятельности и классифицированы типы проектов. Специфику реализации проектов по географии в рамках внеурочной деятельности изучали Г.Ю. Ксензова, О.Ю. Писнова, Е.А. Свистунова и др.
Вместе с тем следует отметить, что сегодня менее изучены педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в средних классах. В этой связи обостряется противоречие между необходимостью реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии и недостаточной разработанностью педагогических условий в теории и практике.
Это обусловило актуальность исследования и определило его проблему, которая заключается в выявлении педагогических условий реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах.
Исходя из актуальности проблемы, была определена тема исследования «Педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах».
Цель исследования - выявить педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах и доказать их эффективность.
Объект исследования - обучение географии в 8 классах.
Предмет исследования - проектная деятельность обучающихся на уроках географии.
Гипотеза исследования заключается в том, что реализация проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах будет эффективна, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- знакомство обучающихся с логикой проектной деятельности;
- разнообразие видов проектов, выполняемых в рамках уроков географии;
- регулярность участия обучающихся в проектной деятельности и др.
Проблема, цель и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность проектной деятельности.
2. Провести анализ программы по географии для 8 класса с точки зрения реализации проектной деятельности.
3. Выявить педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии.
4. Сконструировать модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение за деятельностью учителей и обучающихся, методы опроса, моделирование, опытно-экспериментальная работа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы, разработанные в ходе исследования, доведены до конкретных методических рекомендаций, внедрение которых в практику способствует реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах; определены педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах; разработана и реализована модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования обсуждены на всероссийских (Санкт-Петербург, 2017; Бийск, 2017, 2018) научно-практических конференциях. По итогам исследования подготовлена заявка на получение гранта фонда М. Прохорова в 2018 году. Содержание исследования отражено в 3 публикациях автора.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов» (МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов») города Бийска Алтайского края.
Структура работы отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и информационных источников и приложений.
Во введении представлено обоснование актуальности темы, степень ее разработанности, выявлено противоречие, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах» раскрыта сущность проектной деятельности, представлен анализ программы по географии для 8 класса с точки зрения реализации проектной деятельности, выявлены педагогические условия реализации проектной деятельности и разработана модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах» выявлен уровень сформированности проектной компетентности обучающихся, описана реализация проектной деятельности на уроках географии в 8 классах, проведен анализ результатов опытно¬экспериментальной работы.
В заключении подведены основные итоги исследования, сформулированы выводы.
Список использованной литературы и информационных источников включает 57 наименований.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 90 страниц. В работе содержится 10 таблиц, 1 рисунок, 7 приложений.
Уникальными возможностями для реализации проектной деятельности обучающихся имеет география, так как в системе образования география занимает важное место в формировании общей картины мира, географической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формировании собственной позиции по отношению к географической информации, получаемой из средств массовой информации (СМИ) и других источников. При этом вопросы реализации педагогических условий проектной деятельности обучающихся на уроках географии остаются недостаточно изученными.
Основу исследования составил системно-деятельностный подход к реализации проектной деятельности, в рамках которого необходима активная деятельность обучающихся (Р.Г. Мазитов, Г.А. Репринцева, С.Т. Сатбалдина, В.П. Сухов, А.В. Хуторской, Б.Х. Юнусбаев и др.). Исследования реализации проектной деятельности обучающихся разных классов проводили Е.Г. Андреевская, Л.В. Байбородова, В.С. Лазарев, Л.Т. Солтахмадова, Н.Ф. Яковлева и др. Ими были систематизированы основы проектной деятельности и классифицированы типы проектов. Специфику реализации проектов по географии в рамках внеурочной деятельности изучали Г.Ю. Ксензова, О.Ю. Писнова, Е.А. Свистунова и др.
Вместе с тем следует отметить, что сегодня менее изучены педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в средних классах. В этой связи обостряется противоречие между необходимостью реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии и недостаточной разработанностью педагогических условий в теории и практике.
Это обусловило актуальность исследования и определило его проблему, которая заключается в выявлении педагогических условий реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах.
Исходя из актуальности проблемы, была определена тема исследования «Педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах».
Цель исследования - выявить педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах и доказать их эффективность.
Объект исследования - обучение географии в 8 классах.
Предмет исследования - проектная деятельность обучающихся на уроках географии.
Гипотеза исследования заключается в том, что реализация проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах будет эффективна, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- знакомство обучающихся с логикой проектной деятельности;
- разнообразие видов проектов, выполняемых в рамках уроков географии;
- регулярность участия обучающихся в проектной деятельности и др.
Проблема, цель и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность проектной деятельности.
2. Провести анализ программы по географии для 8 класса с точки зрения реализации проектной деятельности.
3. Выявить педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии.
4. Сконструировать модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение за деятельностью учителей и обучающихся, методы опроса, моделирование, опытно-экспериментальная работа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы, разработанные в ходе исследования, доведены до конкретных методических рекомендаций, внедрение которых в практику способствует реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах; определены педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах; разработана и реализована модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования обсуждены на всероссийских (Санкт-Петербург, 2017; Бийск, 2017, 2018) научно-практических конференциях. По итогам исследования подготовлена заявка на получение гранта фонда М. Прохорова в 2018 году. Содержание исследования отражено в 3 публикациях автора.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов» (МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов») города Бийска Алтайского края.
Структура работы отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и информационных источников и приложений.
Во введении представлено обоснование актуальности темы, степень ее разработанности, выявлено противоречие, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах» раскрыта сущность проектной деятельности, представлен анализ программы по географии для 8 класса с точки зрения реализации проектной деятельности, выявлены педагогические условия реализации проектной деятельности и разработана модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах» выявлен уровень сформированности проектной компетентности обучающихся, описана реализация проектной деятельности на уроках географии в 8 классах, проведен анализ результатов опытно¬экспериментальной работы.
В заключении подведены основные итоги исследования, сформулированы выводы.
Список использованной литературы и информационных источников включает 57 наименований.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 90 страниц. В работе содержится 10 таблиц, 1 рисунок, 7 приложений.
Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опытно-экспериментальной работы по реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах, позволяет сделать вывод об актуальности проведенного исследования.
В исследовании представлены теоретические аспекты реализации проектной деятельности, проанализированы понятия «проектная деятельность», «проектная компетентность», доказана актуальность, раскрыта сущность проектной деятельности, проведен анализ программы по географии для 8 класса с точки зрения реализации проектной деятельности, рассмотрены педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах, сконструирована модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах и опытно-экспериментальным путем доказана ее эффективность.
Результаты проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы, в целом, доказали выдвинутые в гипотезе предположения и позволили сформулировать следующие выводы.
Педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии включают:
- создание ситуаций успеха в проектной деятельности;
- учет возрастных особенностей и индивидуальных различий обучающихся;
- внедрение современных информационных технологий в процесс реализации проектной деятельности;
- активная позиция обучающихся в проектной деятельности;
- актуальность тем проектов и личная заинтересованность обучающихся;
- знание учителем и обучающимися логики и этапов проектной деятельности;
- владение инструментарием для оценки результатов проектной деятельности;
- обеспечение возможности реализации индивидуальной и групповой проектной деятельности;
- формирование проектной компетентности обучающихся;
- практическая значимость результатов проектной деятельности и др.
Модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах, представляет собой совокупность целей, задач, принципов, условий, технологии и результата. Внедрению этой модели способствуют выделенные в ходе исследования педагогические условия.
Проведена опытно-экспериментальная работа, в процессе которой последовательно решались поставленные в соответствии с целью исследования задачи по изучению состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практической деятельности школы. В ходе опытно-экспериментальной работы достаточно успешно проходило формирование проектной компетентности обучающихся 8 классов.
В ходе работы была достигнута цель настоящего исследования и решены поставленные задачи. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о правомерности выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной модели.
В исследовании представлены теоретические аспекты реализации проектной деятельности, проанализированы понятия «проектная деятельность», «проектная компетентность», доказана актуальность, раскрыта сущность проектной деятельности, проведен анализ программы по географии для 8 класса с точки зрения реализации проектной деятельности, рассмотрены педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах, сконструирована модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах и опытно-экспериментальным путем доказана ее эффективность.
Результаты проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы, в целом, доказали выдвинутые в гипотезе предположения и позволили сформулировать следующие выводы.
Педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии включают:
- создание ситуаций успеха в проектной деятельности;
- учет возрастных особенностей и индивидуальных различий обучающихся;
- внедрение современных информационных технологий в процесс реализации проектной деятельности;
- активная позиция обучающихся в проектной деятельности;
- актуальность тем проектов и личная заинтересованность обучающихся;
- знание учителем и обучающимися логики и этапов проектной деятельности;
- владение инструментарием для оценки результатов проектной деятельности;
- обеспечение возможности реализации индивидуальной и групповой проектной деятельности;
- формирование проектной компетентности обучающихся;
- практическая значимость результатов проектной деятельности и др.
Модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах, представляет собой совокупность целей, задач, принципов, условий, технологии и результата. Внедрению этой модели способствуют выделенные в ходе исследования педагогические условия.
Проведена опытно-экспериментальная работа, в процессе которой последовательно решались поставленные в соответствии с целью исследования задачи по изучению состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практической деятельности школы. В ходе опытно-экспериментальной работы достаточно успешно проходило формирование проектной компетентности обучающихся 8 классов.
В ходе работы была достигнута цель настоящего исследования и решены поставленные задачи. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о правомерности выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной модели.
Подобные работы
- Развитие исследовательских умении у учащихся на уроках географии в средней школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЭКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - Изучение теоретических и методических особенностей организации проектной деятельности на примере погоды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Использование технологии витагенного обучения на уроках геометрии в 8 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Проектная работа на уроках географии с применением геоинформационных технологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Влияние технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся на уроках ОБЖ (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Методика применения современных методов изучения погоды в проектной деятельности по географии 5 класса
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Немецкий. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Сущность и дидактические цели в проектной деятельности школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017



