Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Работа №154383

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2020
Стоимость4610 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения виктимного поведения у старших подростков и возможностей его профилактики 9
1.1 Виктимное поведение: понятие, характеристики 9
1.2 Проявление виктимного поведения у старших подростков 17
1.3 Особенности профилактики виктимного поведения у старших подростков 28
2 Экспериментальное изучение виктимного поведения у старших подростков и возможностей его профилактики 32
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов исследования 32
2.2 Система занятий, направленных на профилактику виктимного поведения у старших подростков 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А Результаты диагностики виктимного поведения старших подростков 52
Приложение Б Система занятий, направленных на профилактику виктимного поведения у старших подростков 55
Приложение В Примеры собраний, проводимые с родителями 59

Одной из характеристик современного общества является высокий уровень преступности, в том числе среди детей старшего подросткового возраста. Причин формирования данной негативной тенденции много: низкий экономический статус граждан, несовершенство семейного воспитания, нарушение системы взаимоотношений между школой и семьей и т. д. Так же одной из важных причин является виктимность значимой части подростков.
Понятие «виктимность» существует в психологической науке относительно недавно. В последние десятилетия данный психологический феномен стал изучаться более подробно, в том числе при работе с такой возрастной категорией, как подростки.
Данная тенденция объясняется специфическими для старшего подросткового возраста личностными особенностями, характеристиками морально-волевой и когнитивной сфер. Многочисленные исследования показали, что для подросткового возраста характерно стремление быть признанным среди значимого окружения, неадекватная самооценка, импульсивность, зависимость, чувство взрослости, при этом личность подростка на данном возрастном этапе еще недостаточно сформирована.
Указанные особенности при неблагоприятных внешних обстоятельствах формируют у подростка виктимное поведение, другими словами «поведение жертвы», которое характеризуется потенциальной возможностью стать жертвой того или иного преступления.
Тенденция к виктимному поведению у одного из подростков приводит к криминализации детского коллектива в целом, совершению преступных деяний, что в силу недостаточной критичности подростков, повышенной агрессивности, неадекватной самооценки, закономерно приводит к трагическим последствиям, как для жертвы насилия, так и для ребенка, совершившего преступление в отношении сверстника.
Таким образом, проблема виктимного поведения в старшем подростковом возрасте особенно актуальна и требует широкого междисциплинарного исследования, особенно важно изучение психологических характеристик виктимного подростка. В рамках данной темы особое внимание следует обратить на изучение и разработку мер профилактики виктимного поведения в подростковом возрасте. Предупреждение проявления виктимного поведения способствует сохранению психического здоровья ребенка и формированию адаптированной к социальной действительности личности.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение виктимного поведения у старших подростков и возможностей его профилактики.
Объект исследования - виктимное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования - профилактика виктимного поведения в старшем подростковом возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме виктимного поведения в старшем подростковом возрасте и возможности его профилактики.
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение виктимного поведения в старшем подростковом возрасте, проанализировать результаты исследования.
3. Подобрать и описать систему занятий, направленных на профилактику виктимного поведения в старшем подростковом возрасте....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что виктимное поведение рассматривается как психологическое отклонение, которое закреплено в привычных формах человеческой активности и обуславливается потенциальной или реальной предрасположенностью субъекта становиться жертвой. Основным признаком виктимного поведения является осуществление определенных действий или бездействий, которые способствуют тому, что индивид оказывается в роли потерпевшего. Выделяют несколько видов виктимности: ролевая, социальная, личностная.
Проявление виктимного поведения у старших подростков происходит на фоне конкретных ситуационных обстоятельств: ситуативные факторы, индивидуально-психические особенности личности, специфические психоэмоциональные состояния. Среди существенных особенностей подросткового возраста, обуславливающих виктимное поведение, могут быть следующие: эмоциональная незрелость, недостаточное умение
контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, чувство взрослости.
Таким образом, профилактика виктимного поведения должна быть направлена на выявление и устранение виктимогенных факторов, которые заставляют подростков подвергаться виктимизации в качестве потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение виктимного поведения у старших подростков.
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ «СОШ №1» города Лесосибирска. В исследовании приняли участие обучающиеся двух классов в возрасте 15-16 лет в количестве 20 человек.
В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: методика «Склонность к виктимному поведению» (автор - О. О. Андронникова), методика «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» (авторы - И.А. Дмитриева, И.А. Кибальченко).
Проанализировав результаты, мы можем сказать, что для 50 % подростков (10 человек) характерен высокий уровень по шкале «реализованная виктимность», из них у 35% выявлен высокий уровень потенциальной индивидуальной виктимности, а 15% из них имеют средний уровень потенциальной индивидуальной виктимности. Это проявляется в провоцирующем поведении, они склонны к риску, необдуманным поступкам, не всегда оказывают сопротивление и противодействие преступникам, робки, сильно внушаемы. У таких подростков отмечается пассивность, равнодушие к окружающим событиям, они демонстрируют неосмотрительность, легкомысленность. Такие подростки часто попадают в неприятные или опасные для жизни и здоровья ситуации.
Описанная нами система занятий направлена на предотвращение развития виктимного поведения у старших подростков и может быть использована педагогом-психологом в качестве ориентира при организации профилактической работы с подростками.


1. Андронникова, О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков : дис. ... канд. псих. наук : 19.00.01 / Андронникова Ольга Олеговна. - Новосибирск, 2005. - 213 с.
2. Аюрзанаев, О. И. Теория психологического комплекса: Перечитывая Альфреда Адлера / О. И. Аюрзанаев // Психология и соционика межличностных отношений. - 2007. - № 9. - С. 27-33.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, B. П. Зинченко. - Москва : ACT, 2008. - 868 с.
4. Бубнова, И. С. Особенности Я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания : дис. канд. псих. наук : 19.00.07 / Бубнова Ирина Сергеевна. - Иркутск, 2004. - 157 с.
5. Бурмистрова, Е. В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде) / Е. В. Бурмистрова. - Москва, 2006. - 190 с.
6. Барчук, Т. В. Виктимология / Т. В. Барчук. - Москва : ЮНИТИ- ДАНА, 2015. - 192 с.
7. Волкова, Т. Г. Виктимологическая профилактика / Т. Г. Волкова. - Москва : Российская юстиция, 2009. - 178 с.
8. Долговых, М. П. Психологическая детерминация проявления виктимного поведения личности подростка : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Долговых Маргарита Петровна. - Тольятти, 2009. - 189 с.
9. Дубовицкая, М. Г. Общечеловеческие ценности в структуре личностного потенциала подростков, склонных к виктимному поведению / М. Г. Дубовицкая // Актуальные проблемы психологии глазами студента : материалы VIII всероссийской студенческой научной конф. - Тамбов, 2012. - C. 27-32.
10. Задорожный, В. И. Виктимологическая безопасность и ее обеспечение мерами виктимологической профилактики : монография / В. И. Задорожный. - Тамбов : Першина, 2005. - 256 с.
11. Иовчук, Н. М. Детско-подростковые психические расстройства / Н. М. Иовчук. - Москва : НЦЭНАС, 2000. - 401 с.
12. Карпенко, Л. А. Социальная психология : энциклопедический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Ю. Кондратьева. - Москва : ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
13. Карпышева, Ю. О. Виктимологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в отношении лиц пожилого возраста : монография / Ю. О. Карпышева. - Москва : Юрлитинформ, 2012. - 184 с.
14. Клачкова, О. А. Психологические особенности виктимности личности / О. А. Клачкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 25(58). - С. 396-399.
15. Кузнецова, Л. Э. Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи / Л. Э. Кузнецова, А. Н. Ерошенко // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II международной научной конф. - Челябинск, 2013. - С. 73-75...(44)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ