РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие эмоционального интеллекта и его характеристика 7
1.2. Психологическая характеристика младшего подросткового возраста 16
1.3. Совместная деятельность как условие развития эмоционального интеллекта
младших подростков 23
Выводы по Главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Психолого-педагогический проект по развитию эмоционального интеллекта
младших подростков в совместной деятельности 40
2.4. Оценка результатов реализации проекта 51
Выводы по Главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Приложение А 65
Приложение Б
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие эмоционального интеллекта и его характеристика 7
1.2. Психологическая характеристика младшего подросткового возраста 16
1.3. Совместная деятельность как условие развития эмоционального интеллекта
младших подростков 23
Выводы по Главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Психолого-педагогический проект по развитию эмоционального интеллекта
младших подростков в совместной деятельности 40
2.4. Оценка результатов реализации проекта 51
Выводы по Главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Приложение А 65
Приложение Б
В условиях вызовов современности развитие эмоционального интеллекта школьников приобретает особую актуальность. Это объясняется тем, что эмоциональный интеллект лежит не только в основе результативной мотивации и коммуникации при решении практических задач, способствует эффективной социализации личности, но и тесно связан с развитием «гибких навыков», которыми должен обладать современный человек.
Обращаясь к федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, а именно к личностным образовательным результатам освоения программы, можно отметить, что большая часть ожидаемых образовательных результатов может быть успешно сформирована именно благодаря развитию эмоционального интеллекта обучающихся. О.В. Филонова в своих работах выделяет: воспитание человека, уважающего мнение других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать в социуме, воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку [39].
Выделенные личностные образовательные результаты напрямую связаны с уровнем развития компонентов эмоционального интеллекта, что так же рассматривается в работах Л.М. Шестаковой [40]. Ю.А. Кочетова в своих работах подчеркивает, что если обучающийся идентифицирует, распознает, понимает свои эмоции и эмоции других людей, а так же может управлять своими и чужими эмоциями, то это обеспечивает успешное формирование личностных образовательных результатов освоения программы, представленных выше [21].
В современной образовательной организации часто в процессе обучения не уделяется достаточное внимание развитию эмоционального интеллекта. В результате при выпуске из среднего звена школы мы можем увидеть обучающихся, у которых эмоциональный интеллект находится на низком уровне развития, вследствие чего имеются трудности процессов рефлексии, самопознания, социализации и личностного развития, этот вопрос так же затрагивается в работе И.С. Почекаевой и А.А. Горовенко [36].
В то же время, актуальным представляется изучение особенностей и возможностей развития эмоционального интеллекта подростков в совместной деятельности, поскольку именно в этот период ведущий вид деятельности обучающегося меняется с учебно-познавательной деятельности на интимно-личностное общение с целью самопознания, и, чтобы данный процесс протекал успешно, необходим достаточный уровень развития эмоционального интеллекта. Именно поэтому исследование развития эмоционального интеллекта младших подростков в контексте совместной деятельности является на сегодняшний день актуальным и востребованным. Оно позволяет выявить эффективные методики и практики, способствующие развитию навыков эмоционального контроля, коммуникации и взаимодействия. Решением выявленной нами проблемы станет выявление возможностей развития эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности и разработка психолого-педагогического проекта по развитию эмоционального интеллекта младших подростков.
Цель исследования: выявить возможности развития эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие эмоционального интеллекта младших подростков будет осуществляться более успешно в условиях совместной деятельности, содержание которой обеспечивает:
- распознавание своих и чужих эмоций,
- управление эмоциями,
- обмен эмоциональным опытом в процессе взаимодействия.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятий «эмоциональный интеллект» дать характеристику.
2. Представить психологическую характеристику младшего подросткового возраста.
3. Выявить особенности развития эмоционального интеллекта младших подростков.
4. Разработать психолого-педагогический проект по развитию эмоционального интеллекта детей младшего подросткового возраста в совместной деятельности.
5. Оценить результативность проекта.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: опрос, тестирование.
Методы обработки эмпирических данных: количественный и качественный анализ.
Методика исследования: «Опросник ЭмИн» (Д.В. Люсин), определяющая уровень развития эмоционального интеллекта по четырем шкалам: способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими (межличностный эмоциональный интеллект); способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими (внутриличностный эмоциональный интеллект); способность к пониманию своих и чужих эмоций; способность к управлению своими и чужими эмоциями.
База исследования: МБОУ ХХ г. Красноярска
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении возможностей развития эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта для обучающихся младшего подросткового возраста по развитию эмоционального интеллекта в совместной деятельности.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы в количестве 54 источников. Текст изложен на 95 страницах, включает 3 таблицы, 2 рисунка, 2 приложения. В Главе 1 описаны возможности и особенности развития эмоционального интеллекта младших подростков, в Главе 2 описано исследование возможностей развития эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности.
Обращаясь к федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, а именно к личностным образовательным результатам освоения программы, можно отметить, что большая часть ожидаемых образовательных результатов может быть успешно сформирована именно благодаря развитию эмоционального интеллекта обучающихся. О.В. Филонова в своих работах выделяет: воспитание человека, уважающего мнение других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать в социуме, воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку [39].
Выделенные личностные образовательные результаты напрямую связаны с уровнем развития компонентов эмоционального интеллекта, что так же рассматривается в работах Л.М. Шестаковой [40]. Ю.А. Кочетова в своих работах подчеркивает, что если обучающийся идентифицирует, распознает, понимает свои эмоции и эмоции других людей, а так же может управлять своими и чужими эмоциями, то это обеспечивает успешное формирование личностных образовательных результатов освоения программы, представленных выше [21].
В современной образовательной организации часто в процессе обучения не уделяется достаточное внимание развитию эмоционального интеллекта. В результате при выпуске из среднего звена школы мы можем увидеть обучающихся, у которых эмоциональный интеллект находится на низком уровне развития, вследствие чего имеются трудности процессов рефлексии, самопознания, социализации и личностного развития, этот вопрос так же затрагивается в работе И.С. Почекаевой и А.А. Горовенко [36].
В то же время, актуальным представляется изучение особенностей и возможностей развития эмоционального интеллекта подростков в совместной деятельности, поскольку именно в этот период ведущий вид деятельности обучающегося меняется с учебно-познавательной деятельности на интимно-личностное общение с целью самопознания, и, чтобы данный процесс протекал успешно, необходим достаточный уровень развития эмоционального интеллекта. Именно поэтому исследование развития эмоционального интеллекта младших подростков в контексте совместной деятельности является на сегодняшний день актуальным и востребованным. Оно позволяет выявить эффективные методики и практики, способствующие развитию навыков эмоционального контроля, коммуникации и взаимодействия. Решением выявленной нами проблемы станет выявление возможностей развития эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности и разработка психолого-педагогического проекта по развитию эмоционального интеллекта младших подростков.
Цель исследования: выявить возможности развития эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие эмоционального интеллекта младших подростков будет осуществляться более успешно в условиях совместной деятельности, содержание которой обеспечивает:
- распознавание своих и чужих эмоций,
- управление эмоциями,
- обмен эмоциональным опытом в процессе взаимодействия.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятий «эмоциональный интеллект» дать характеристику.
2. Представить психологическую характеристику младшего подросткового возраста.
3. Выявить особенности развития эмоционального интеллекта младших подростков.
4. Разработать психолого-педагогический проект по развитию эмоционального интеллекта детей младшего подросткового возраста в совместной деятельности.
5. Оценить результативность проекта.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: опрос, тестирование.
Методы обработки эмпирических данных: количественный и качественный анализ.
Методика исследования: «Опросник ЭмИн» (Д.В. Люсин), определяющая уровень развития эмоционального интеллекта по четырем шкалам: способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими (межличностный эмоциональный интеллект); способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими (внутриличностный эмоциональный интеллект); способность к пониманию своих и чужих эмоций; способность к управлению своими и чужими эмоциями.
База исследования: МБОУ ХХ г. Красноярска
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении возможностей развития эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта для обучающихся младшего подросткового возраста по развитию эмоционального интеллекта в совместной деятельности.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы в количестве 54 источников. Текст изложен на 95 страницах, включает 3 таблицы, 2 рисунка, 2 приложения. В Главе 1 описаны возможности и особенности развития эмоционального интеллекта младших подростков, в Главе 2 описано исследование возможностей развития эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности.
Подводя итоги нашей работы, можно сделать следующие выводы. Эмоциональный интеллект - это сложный психологический конструкт, сочетающий в себе и когнитивные способности, и личностные черты. Этот психологический конструкт предполагает понимание эмоций других людей и своих эмоций, а так же включает в себя способность анализировать их поведение с психологической точки зрения и управлять своим поведением. При проведении исследования мы придерживались модели эмоционального интеллекта отечественного психолога Д.В. Люсина, а так же в практической части нашего исследования использовали методику этого автора «Опросник ЭмИн».
Помимо этого, в ходе анализа литературы по теме особенностей развития подростков, мы установили, что для целей данного исследования ранний подростковый возраст можно определить как возрастной диапазон от 11 до 13 лет. А так же выявили, что важнейшим аспектом этого этапа развития является процесс сравнения собственного поведения с усвоенными стандартами и оценки себя и других, а так же выстраивание межличностных отношений со сверстниками, что является ведущим видом деятельности рассматриваемого нами возраста. Актуальность нашей работы подтверждается анализом психолого-педагогической литературы по теме исследования.
При разработке эффективного инструмента для развития эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности, мы решили использовать метод проекта. Этот метод предполагает вовлечение учащихся в процесс обучения, который развивает их социальные, эмоциональные, творческие способности и способность к сотрудничеству, что так же влияет на уровень развития эмоционального интеллекта. Фундаментальные принципы этого метода, обуславливают активное вовлечение учащихся и сотрудничество в группе сверстников. Это позволяет младшим подросткам развить такие важные навыки, как работа в команде, анализ информации и творческое мышление.
Нами была проведена психологическая диагностика следующей переменной: уровень развития эмоционального интеллекта. С помощью методики Д.В. Люсина «Опросник ЭмИн», мы выявляли возможности развития эмоционального интеллекта младших подростков. Оценивались следующие компоненты эмоционального интеллекта, выделенные Д.В. Люсиным:
1. Понимать свои и чужие эмоции в ситуации общения (Шкала «Понимание эмоций» - ПЭ).
2. Управлять своими и чужими эмоциями в ситуации общения (Шкала «Управление эмоциями» - УЭ).
3. Распознавать свои эмоции и понимать, как управлять ими - на внутриличностном уровне (Шкала «Внутриличностный эмоциональный интеллект» - ВЭИ).
4. Понимать эмоции других людей и управлять ими в различных ситуациях межличностного взаимодействия (Шкала «Межличностный эмоциональный интеллект» - МЭИ).
На основании полученных результатов мы разработали проект по развитию эмоционального интеллекта младших подростков «Сказочное Объединение Эмоциональных Писателей (СОЭП)». Целью проекта являлось развитие эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности.
После реализации проекта была проведена повторная диагностика. Оценивая результаты исследования можно сделать следующие выводы: гипотеза нашего исследования подтвердилась, развитие эмоционального интеллекта младших подростков прошло более успешно в условиях совместной деятельности, содержание которой обеспечивает:
- распознавание своих и чужих эмоций,
- управление эмоциями,
- обмен эмоциональным опытом в процессе взаимодействия.
Помимо этого, в ходе анализа литературы по теме особенностей развития подростков, мы установили, что для целей данного исследования ранний подростковый возраст можно определить как возрастной диапазон от 11 до 13 лет. А так же выявили, что важнейшим аспектом этого этапа развития является процесс сравнения собственного поведения с усвоенными стандартами и оценки себя и других, а так же выстраивание межличностных отношений со сверстниками, что является ведущим видом деятельности рассматриваемого нами возраста. Актуальность нашей работы подтверждается анализом психолого-педагогической литературы по теме исследования.
При разработке эффективного инструмента для развития эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности, мы решили использовать метод проекта. Этот метод предполагает вовлечение учащихся в процесс обучения, который развивает их социальные, эмоциональные, творческие способности и способность к сотрудничеству, что так же влияет на уровень развития эмоционального интеллекта. Фундаментальные принципы этого метода, обуславливают активное вовлечение учащихся и сотрудничество в группе сверстников. Это позволяет младшим подросткам развить такие важные навыки, как работа в команде, анализ информации и творческое мышление.
Нами была проведена психологическая диагностика следующей переменной: уровень развития эмоционального интеллекта. С помощью методики Д.В. Люсина «Опросник ЭмИн», мы выявляли возможности развития эмоционального интеллекта младших подростков. Оценивались следующие компоненты эмоционального интеллекта, выделенные Д.В. Люсиным:
1. Понимать свои и чужие эмоции в ситуации общения (Шкала «Понимание эмоций» - ПЭ).
2. Управлять своими и чужими эмоциями в ситуации общения (Шкала «Управление эмоциями» - УЭ).
3. Распознавать свои эмоции и понимать, как управлять ими - на внутриличностном уровне (Шкала «Внутриличностный эмоциональный интеллект» - ВЭИ).
4. Понимать эмоции других людей и управлять ими в различных ситуациях межличностного взаимодействия (Шкала «Межличностный эмоциональный интеллект» - МЭИ).
На основании полученных результатов мы разработали проект по развитию эмоционального интеллекта младших подростков «Сказочное Объединение Эмоциональных Писателей (СОЭП)». Целью проекта являлось развитие эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности.
После реализации проекта была проведена повторная диагностика. Оценивая результаты исследования можно сделать следующие выводы: гипотеза нашего исследования подтвердилась, развитие эмоционального интеллекта младших подростков прошло более успешно в условиях совместной деятельности, содержание которой обеспечивает:
- распознавание своих и чужих эмоций,
- управление эмоциями,
- обмен эмоциональным опытом в процессе взаимодействия.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Взаимосвязь параметров эмоционального интеллекта и компонентов коммуникативного потенциала у подростков (Московский гуманитарный университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Возможности формирования эмоционального интеллекта как социальной компетенции на
уроках обществознания в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Эмоциональный интеллект подростков в контексте детско-родительских отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Особенности агрессивного поведения взрослых людей с разным уровнем эмоционального интеллекта
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Организация совместной деятельности дошкольников в разных
условиях взаимодействия
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Культурно-досуговая программа как фактор творческих способностей детей младших подростков (Челябинский Государственный Институт Культуры)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018



