ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие эмоционального интеллекта и его характеристика 7
1.2. Психологическая характеристика младшего подросткового возраста 16
1.3. Совместная деятельность как условие развития эмоционального интеллекта
младших подростков 23
Выводы по Главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Психолого-педагогический проект по развитию эмоционального интеллекта
младших подростков в совместной деятельности 40
2.4. Оценка результатов реализации проекта 51
Выводы по Главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Приложение А 65
Приложение Б
В условиях вызовов современности развитие эмоционального интеллекта школьников приобретает особую актуальность. Это объясняется тем, что эмоциональный интеллект лежит не только в основе результативной мотивации и коммуникации при решении практических задач, способствует эффективной социализации личности, но и тесно связан с развитием «гибких навыков», которыми должен обладать современный человек.
Обращаясь к федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, а именно к личностным образовательным результатам освоения программы, можно отметить, что большая часть ожидаемых образовательных результатов может быть успешно сформирована именно благодаря развитию эмоционального интеллекта обучающихся. О.В. Филонова в своих работах выделяет: воспитание человека, уважающего мнение других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать в социуме, воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку [39].
Выделенные личностные образовательные результаты напрямую связаны с уровнем развития компонентов эмоционального интеллекта, что так же рассматривается в работах Л.М. Шестаковой [40]. Ю.А. Кочетова в своих работах подчеркивает, что если обучающийся идентифицирует, распознает, понимает свои эмоции и эмоции других людей, а так же может управлять своими и чужими эмоциями, то это обеспечивает успешное формирование личностных образовательных результатов освоения программы, представленных выше [21].
В современной образовательной организации часто в процессе обучения не уделяется достаточное внимание развитию эмоционального интеллекта. В результате при выпуске из среднего звена школы мы можем увидеть обучающихся, у которых эмоциональный интеллект находится на низком уровне развития, вследствие чего имеются трудности процессов рефлексии, самопознания, социализации и личностного развития, этот вопрос так же затрагивается в работе И.С. Почекаевой и А.А. Горовенко [36].
В то же время, актуальным представляется изучение особенностей и возможностей развития эмоционального интеллекта подростков в совместной деятельности, поскольку именно в этот период ведущий вид деятельности обучающегося меняется с учебно-познавательной деятельности на интимно-личностное общение с целью самопознания, и, чтобы данный процесс протекал успешно, необходим достаточный уровень развития эмоционального интеллекта. Именно поэтому исследование развития эмоционального интеллекта младших подростков в контексте совместной деятельности является на сегодняшний день актуальным и востребованным. Оно позволяет выявить эффективные методики и практики, способствующие развитию навыков эмоционального контроля, коммуникации и взаимодействия. Решением выявленной нами проблемы станет выявление возможностей развития эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности и разработка психолого-педагогического проекта по развитию эмоционального интеллекта младших подростков.
Цель исследования: выявить возможности развития эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие эмоционального интеллекта младших подростков будет осуществляться более успешно в условиях совместной деятельности, содержание которой обеспечивает:
- распознавание своих и чужих эмоций,
- управление эмоциями,
- обмен эмоциональным опытом в процессе взаимодействия.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятий «эмоциональный интеллект» дать характеристику.
2. Представить психологическую характеристику младшего подросткового возраста.
3. Выявить особенности развития эмоционального интеллекта младших подростков.
4. Разработать психолого-педагогический проект по развитию эмоционального интеллекта детей младшего подросткового возраста в совместной деятельности.
5. Оценить результативность проекта.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: опрос, тестирование.
Методы обработки эмпирических данных: количественный и качественный анализ.
Методика исследования: «Опросник ЭмИн» (Д.В. Люсин), определяющая уровень развития эмоционального интеллекта по четырем шкалам: способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими (межличностный эмоциональный интеллект); способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими (внутриличностный эмоциональный интеллект); способность к пониманию своих и чужих эмоций; способность к управлению своими и чужими эмоциями.
База исследования: МБОУ ХХ г. Красноярска
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении возможностей развития эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта для обучающихся младшего подросткового возраста по развитию эмоционального интеллекта в совместной деятельности.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы в количестве 54 источников. Текст изложен на 95 страницах, включает 3 таблицы, 2 рисунка, 2 приложения. В Главе 1 описаны возможности и особенности развития эмоционального интеллекта младших подростков, в Главе 2 описано исследование возможностей развития эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности.
Подводя итоги нашей работы, можно сделать следующие выводы. Эмоциональный интеллект - это сложный психологический конструкт, сочетающий в себе и когнитивные способности, и личностные черты. Этот психологический конструкт предполагает понимание эмоций других людей и своих эмоций, а так же включает в себя способность анализировать их поведение с психологической точки зрения и управлять своим поведением. При проведении исследования мы придерживались модели эмоционального интеллекта отечественного психолога Д.В. Люсина, а так же в практической части нашего исследования использовали методику этого автора «Опросник ЭмИн».
Помимо этого, в ходе анализа литературы по теме особенностей развития подростков, мы установили, что для целей данного исследования ранний подростковый возраст можно определить как возрастной диапазон от 11 до 13 лет. А так же выявили, что важнейшим аспектом этого этапа развития является процесс сравнения собственного поведения с усвоенными стандартами и оценки себя и других, а так же выстраивание межличностных отношений со сверстниками, что является ведущим видом деятельности рассматриваемого нами возраста. Актуальность нашей работы подтверждается анализом психолого-педагогической литературы по теме исследования.
При разработке эффективного инструмента для развития эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности, мы решили использовать метод проекта. Этот метод предполагает вовлечение учащихся в процесс обучения, который развивает их социальные, эмоциональные, творческие способности и способность к сотрудничеству, что так же влияет на уровень развития эмоционального интеллекта. Фундаментальные принципы этого метода, обуславливают активное вовлечение учащихся и сотрудничество в группе сверстников. Это позволяет младшим подросткам развить такие важные навыки, как работа в команде, анализ информации и творческое мышление.
Нами была проведена психологическая диагностика следующей переменной: уровень развития эмоционального интеллекта. С помощью методики Д.В. Люсина «Опросник ЭмИн», мы выявляли возможности развития эмоционального интеллекта младших подростков. Оценивались следующие компоненты эмоционального интеллекта, выделенные Д.В. Люсиным:
1. Понимать свои и чужие эмоции в ситуации общения (Шкала «Понимание эмоций» - ПЭ).
2. Управлять своими и чужими эмоциями в ситуации общения (Шкала «Управление эмоциями» - УЭ).
3. Распознавать свои эмоции и понимать, как управлять ими - на внутриличностном уровне (Шкала «Внутриличностный эмоциональный интеллект» - ВЭИ).
4. Понимать эмоции других людей и управлять ими в различных ситуациях межличностного взаимодействия (Шкала «Межличностный эмоциональный интеллект» - МЭИ).
На основании полученных результатов мы разработали проект по развитию эмоционального интеллекта младших подростков «Сказочное Объединение Эмоциональных Писателей (СОЭП)». Целью проекта являлось развитие эмоционального интеллекта младших подростков в совместной деятельности.
После реализации проекта была проведена повторная диагностика. Оценивая результаты исследования можно сделать следующие выводы: гипотеза нашего исследования подтвердилась, развитие эмоционального интеллекта младших подростков прошло более успешно в условиях совместной деятельности, содержание которой обеспечивает:
- распознавание своих и чужих эмоций,
- управление эмоциями,
- обмен эмоциональным опытом в процессе взаимодействия.
1. Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2009. №. 1. С. 71-75.
2. Андреева И.Н. Биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта // Когнитивная психология. 2006. С. 7-11.
3. Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и
эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы. 2003. С. 194-196.
4. Андреева И.Н. Модели эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности / Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. 2018. Т 8. №3. С. 163-172.
5. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / Социально-психологические проблемы ментальности: 6 я междунар. науч.-практ. конф. Смоленск: СПГУ. 2004. Ч 1. С. 22-26.
6. Андреева К.П. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов / М. : Аспект Пресс, 2015. 147 с.
7. Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка // М.: Высш. шк., 1990. 304 с.
8. Арендачук И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6. №.
4. С. 356-360.
9. Балашова В.В. Эмоциональный интеллект, как составляющая часть интеллекта личности // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2011. №. 9. С. 28-38.
10. Бережная И.Ф., Мазкина О.Б. Организация совместной творческой деятельности подростков и родителей в детском коллективе // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. №. 5-2.
С. 21-23.
11. Варфоломеева Е.П. Педагогические условия формирования культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности // Педагогика и психология образования. 2015. №. 1. С. 31-35.
12. Воровщиков С.Г., Н.П. Аверина Развитие универсальных учебных действий // М.: УЦ «Перспектива», 2013. 280 с.
13. Ганиева М.А., Жумаева Ш.Х. Формирование методов групповой работы с учащимися общеобразовательных школ // Вопросы науки и образования. 2018. №10 (22). С. 149-151.
14. Горнакова Н.С. К вопросу о развитии эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте // Проблемы теории и практики современной психологии. 2021. №8. С. 90-94.
15. Гоулман Д., Бояцис Г., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта // М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. С. 112-127.
16. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. Т. 6. С. 13-26.
17. Давыдова Ю.В. Общее и специфическое в структуре эмоционального интеллекта подростков различных социальных групп // Вестник университета (Государственный университет управления). 2010. № 21. С. 37-39.
18. Дубровина Л.А., Домшенко Е.Н., Шелобаева И.Д. Развитие
эмоционального интеллекта у подростков как условие профилактики социальных аддикций // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. №. 7. С. 112-121.
19. Иванова Е.С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С. 27-31.
20. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. С. 164-172.
21. Кочетова Ю.А. Методы диагностики эмоционального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2019. № 4. С. 106-114.
22. Кочетова Ю.А. Эмоциональный интеллект и типы межличностных отношений у молодых людей с различными социометрическими статусами // Психолого-педагогические исследования. 2017. № 4. С. 229-233.
23. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология // Курс лекций. Ростов-на-Дону. 2002. 146 с.
24. Лазурский А.Ф. и др. Педагогические истоки развития проблемы психологии командообразования // История отечественной и мировой психологической мысли. 2016. С. 189.
25. Лебедева О.В., Повшедная Ф.В. Социально-психологический портрет современного школьника // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 3 (40). С. 15.
26. Ледовская Т.В. Психологическая структура самоотношения в подростковом и юношеском возрасте // Ярославский педагогический вестник. 2017. №. 4. С. 229-233.
27. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Просвещение, 1971. 40 с.
28. Личко А.Е. Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психическое здоровье детей страны-будущее здоровье нации. 2016. С. 519-538.
29. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального
интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. Т 4. С. 3-22.
30. Максимова Л.А., Шайхуллина С.А. Психолого-педагогическое
сопровождение развития эмоционального интеллекта как основы формирования «мягких» навыков в процессе профессионального самоопределения подростков // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2. №. 4. С. 311-320.
31. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. Т. 127. 131 с.
32. Останина А.М., Кобзарева И.И. Обзор ведущих теорий эмоционального интеллекта // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. №2. С. 244-246.
33. Очирова Л. Формирование коммуникативных навыков подростков в условиях совместной деятельности // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №. 5. С. 61-63.
34. Пахомчик А.А. Изучение психологических особенностей проявления агрессивности у подростков // Психологическая студия. 2015. С. 96-99.
35. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 1996. Т. 1. №. 2.
36. Почекаева И.С., Горовенко А.А. Необходимость развития
эмоционального интеллекта у учащихся среднего подросткового возраста // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2018. №14. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-u- uchaschihsya-sre-dnego-podrostkovogo-vozrasta(дата обращения: 27.03.2024).
37. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: сб. материалов III Всерос. науч.- практ. конф. по психологии развития. М.: МГППУ, 2011. C.14-22.
38. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо
«Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0.): Руководство / М.: Изд-во
Институт психологии РАН. 2010. Т 176. С. 143-152
39. Филонова О.В. Проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования // Образование. Карьера. Общество. 2016. №. 1 (48). С. 14-16.
40. Шестакова Л.М. Эмоциональное воспитание при формировании эстетической культуры ребенка // Казанский педагогический журнал. 2023. №. 1 (156). С. 235-241.
41. Шибаева С.Н. Учебное сотрудничество как фактор развития индивидуальности школьника // Мир науки, культуры, образования. 2009. №. 7-1. С. 207-210.
42. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Вестник практической психологии образования. 2012. Т. 9. №. 4. С. 73-75.
43. Bales R.F. A set of categories for the analysis of small group interaction // American Sociological Review. 1950. Т. 15. №. 2. С. 257-263.
44. Borgatta E.F., Bales R.F. Task and accumulation of experience as factors in the interaction of small groups // Sociometry. 1953. Т. 16. №. 3. С. 239-252.
45. Cejudo J. Emotional intelligence and its relationship with levels of social anxiety and stress in adolescents // International journal of environmental research and public health. 2018. Т. 15. №. 6. С. 1073.
46. Izard C.E. Basic emotions, natural kinds, emotion schemas, and a new paradigm // Perspectives on psychological science. 2007. Т. 2. №. 3. С. 260-280.
47. Izard C.E. Facial expressions and the regulation of emotions // Journal of personality and social psychology. 1990. Т. 58. №. 3. С. 487.
48. Sawyer R.K., DeZutter S. Distributed creativity: How collective creations emerge from collaboration // Psychology of aesthetics, creativity, and the arts. 2009. Т. 3. №. 2. С. 81.
49. Vaquero-Solis M. Emotional intelligence in adolescence: Motivation and physical activity // Revista Internacional de Medicina y Ciencias de La Actividad Fisica y Del Deporte. 2020. Т. 20. №. 77.
50. Vega A. et al. Emotional intelligence and aggressive behaviors in adolescents: A systematic review and meta-analysis // Trauma, Violence, & Abuse. 2022. Т. 23. №. 4. С. 1173-1183.
51. Vila S., Pozo-Rico T. Effects of student training in social skills and emotional intelligence on the behaviour and coexistence of adolescents in the 21st century // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Т. 18. №. 10. С. 54-98.
52. Wang H. et al. Investigating Links between Moderate-to-Vigorous Physical Activity and Self-Rated Health Status in Adolescents: The Mediating Roles of Emotional Intelligence and Psychosocial Stress // Children. 2023. Т. 10. №. 7.
53. Wan S. et al. The Relationship Between Teacher-Student Relationship and Adolescent Emotional Intelligence: A Chain-Mediated Mediation Model of Openness and Empathy // Psychology research and behavior management. 2023. С. 1343-1354.
54. Wiedermann C. J. et al. Fortifying the foundations: a comprehensive approach to enhancing mental health support in educational policies amidst crises // Healthcare. MDPI, 2023. Т. 11. №. 10. С. 1423.