Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТАНОВЛЕНИЕ МАТЕРИНСКОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ У ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №154339

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2021
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы особенностей становления материнской сферы личности у девочек младшего школьного возраста 6
1.1. Понятие материнства и материнской сферы личности в
психологии 6
1.2. Материнская сфера личности и ее развитие у девочек младшего школьного
возраста 13
1.3. Методы (приемы) формирования материнской сферы личности у девочек младшего школьного возраста 22
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению материнской сферы личности девочек младшего школьного возраста 35
2.1. Методическая организация исследования 35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3. Комплекс мероприятий по развитию материнской сферы личности у
девочек младшего школьного возраста 51
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список используемых источников 60
Приложения


Материнство изучается в психологии в различных аспектах, психологических школах и направлениях. Разные аспекты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и т.д. Важность феномена материнства как для ребенка и конкретной женщины, так и для общества в целом, его сложная структура и исторический путь развития, множество культурных и индивидуальных вариантов, а также большое количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной психологической реальности [42].
Психология материнства — одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Актуальность ее изучения обусловлена противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, лавинообразным увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и не разработанностью программ социальной и психологической помощи семье, и в первую очередь женщине [42].
Материнство является базовым предназначением, социально-психологической ролью женщины. В последнее десятилетие появились исследования, в которых материнство представлено как самостоятельный феномен. Разрабатываются фундаментальные психологические теории материнства (Г. Г. Филиппова), изучаются базовые качества матери, имеющие решающее значение для выполнения материнских функций (А. И. Захаров, Р. В. Овчарова, С. Ю. Мещерякова, А. С. Спиваковская и др.), изучаются особенности влияния социальной ситуации на развитие базовых качеств матери (Е. И. Исенина, В. С. Мухина и др.), развиваются подходы, рассматривающие материнство как особую стадию идентификации женщины и развития самосознания матери (Н.А. Тетерлева, С.А. Минюрова, Е. Н. Рыбакова, М. Ю. Чибисова, Т. Н. Счастная, Е.А. Устинова) [13, 29, 30, 42].
Младший школьный возраст является очень важным периодом для становления материнской сферы. Именно в этом возрасте формируется положительное эмоциональное отношение к младенцам, появляется интерес к ним, усваиваются навыки обращения с маленькими детьми, что подготавливает девочку к будущему материнству и взаимодействию с собственным ребенком.
Тем не менее, существует незначительное число исследований в области становления материнской сферы в младшем школьном возрасте. В связи с этим, выбранная нами тема является актуальной.
Цель работы - изучить особенности материнской сферы личности у девочек младшего школьного возраста и разработать комплекс мероприятий по развитию материнской сферы.
Объект исследования - материнская сфера личности.
Предмет исследования - особенности становления материнской сферы личности у девочек младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования включает следующие допущения:
1. Материнская сфера личности девочек младшего школьного возраста, находящаяся на достаточном уровне сформированности, характеризуется положительным опытом взаимодействия с мамой, проявлением интереса к сюжетно-ролевой игре с куклой, наличием знаний и опыта ухода за маленькими детьми, проявлением к ним интереса и положительных эмоций.
2. Материнская сфера личности девочек младшего школьного возраста, находящаяся на относительном уровне сформированности, характеризуется отсутствием знаний и опыта ухода за маленькими детьми или интереса к ним, отсутствием близких и доверительных отношений с мамой и несогласием с применяемыми ее воспитательными приемами.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «материнская сфера», научные подходы к проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности развития материнской сферы личности у девочек младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть методы и приемы формирования материнской сферы личности у девочек младшего школьного возраста.
4. Подобрать диагностические методики для изучения актуального уровня развития материнской сферы личности у девочек младшего школьного возраста.
5. Провести диагностику и сделать выводы об уровне развития материнской сферы личности у девочек младшего школьного возраста на основе полученных данных.
6. Разработать комплекс мероприятий по развитию материнской сферы личности девочек младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме, диагностические методики, методы математической обработки данных.
Базой исследования послужила МАОУ «Гимназия № 5» г. Красноярск. В исследовании приняли участие 39 девочек в возрасте 7- 9 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Младший школьный возраст является очень важным периодом для становления материнской сферы. Именно в этом возрасте формируется положительное эмоциональное отношение к младенцам, появляется интерес к ним, усваиваются навыки обращения с маленькими детьми, что подготавливает девочку к будущему материнству и взаимодействию с собственным ребенком.
Теоретический анализ литературы, проведенный в данной работе, был посвящен следующим вопросам: что такое материнство и материнская сфера, содержание материнской сферы, каковы этапы ее становления; развитие материнской сферы у девочек младшего школьного возраста; как сформировать материнскую сферу.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления уровня материнской сферы у девочек младшего школьного возраста. В ходе исследования были выделены и проанализированы показатели сформированности материнской сферы: потребностно-эмоциональный, операциональный, ценностно¬смысловой.
В результате были выявлены следующие уровни материнской сферы: достаточный уровень - положительный опыт взаимодействия с мамой. Присутствует желание быть на нее похожей, использовать ее стиль воспитания в будущем. Наличие интереса по отношению к маленьким детям, умение ухаживать за ними, заботиться о них. На данном уровне находится большинство респондентов. Относительный уровень - не знают, как нужно ухаживать за маленькими детьми, не имели опыта взаимодействия с ними или не проявляют интереса к маленьким детям и не испытывают по отношению к ним положительных эмоции. У некоторых девочек отсутствуют доверительные отношения с мамой, опыт взаимодействия с ней расценивается ребенком как негативный. Полученные результаты позволили сделать вывод о необходимости дополнительной работы по развитию материнской сферы у девочек младшего школьного возраста.
Нами предложен комплекс мероприятий, включающий в себя дополнительную диагностическую работу, работу с родителями и коррекционно-развивающую программу, целью которой является развитие материнской сферы у девочек младшего школьного возраста. Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. / Г.С. Абрамова. — 8-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 624 с.
2. Авдеева Н. Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери / Авдеева Н.Н. // Психологическая наука и образование. - 2006. № 2. С 82-92.
3. Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций [Текст] / Т.В. Архиреева // Вопросы психологии. 2002. №5. С. 53-144.
4. Бадирова З. А. Классные часы и беседы для девушек / З. А. Бадирова, А. В. Козлова. - М.: Сфера, 2004. - 192 с.
5. Борисова А. Е. Взаимосвязь привязанности женщины к матери и ее отношения к своему ребенку: Атореф. дис. ... канд. псих. наук. - М., 2011., - 26 с.
6. Борисова С. В., Седельникова Ю. Р. Соотношение ценности материнства и психологической готовности к материнству с основными мотивами и ценностями у молодых женщин-студенток. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-tsennosti-materinstva-i-psihologicheskoy-gotovnosti-k-materinstvu-s-osnovnymi-zhiznennymi-motivami-i-tsennostyami-u
7. Боулби Д. Привязанность [Текст] / Д. Боулби; Пер. с англ. Н. Г. Григорьевой, Г. В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2003. - 447 с.
8. Винникотт, Д. В. Маленькие дети и их матери: Учебное пособие [Текст] / Д. В. Винникотт; пер. с англ. Н. М. Падалко. - М.; 1998. - 79 с.
9. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие / Л.В. Градусова. - 2-е изд. - М.: Флинта, 2016. - 177 с.
10. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социс, 1997. №1. С. 72-79.
11.Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. / О. А. Платонов. - М., Институт русской цивилизации, 2014. - 688 с.
12. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии [Текст] / В. Е. Каган, Д. В. Колесов, Л. В. Ковинько. - М.: Педагогика, 1991. - 252 с.
13. Кервасдуэ, А. Девочка. Девушка. Женщина / А. Кервасдуэ; пер. с фр. И. Ю. Крупичевой. - М.: Мир книги, 2005. - 566 с.
14. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. - М., 1988. - 270 с.
15. Кон И.С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива. — М.: Наука, 1988. - 269 с.
16. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина; ун-т Рос. Акад. Образования. - 9-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2010. - 175 с.
18. Костюхина М. С. Записки куклы. Модное воспитание в литературе для девиц конца XVIII - начала XX века [Текст] / Марина Костюхина. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 301 с.
19. Кругляк Л. Г. Половое воспитание детей. Что и как мы должны объяснить своему ребенку / Л. Г. Кругляк. — ИГ "Весь", 2014.
20. Кузнецова Л. Н. Воспитание девочки // Педагогика. - 1998. №6. С. 44 - 49.
21. Литвинова А.В. Родители и дети // Роль образов родителей становлении личности ребенка. 2004. №1. С. 99-105
22. Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. - М., 1995. - 40 с.
23. Матвеева, Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности / Е.В. Матвеева. - Киев.: ВГГУ, 2004. С. 76-91.
24. Махмутова, Р.К. Материнство как психологический феномен [Текст] / Р.К. Махмутова // Вестник Удмуртского университета. 2007. № 9. С. 150-159.
25. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству [Текст] / Мещерякова С.Ю. // Вопросы психологии. 2002. №5. С. 18-27.
26. Мостовая Л. И. Взаимоотношения «мать - дочь» как фактор
формирования готовности к материнству у молодых женщин. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimootnosheniya-mat-doch-kak-faktor-formirovaniya-gotovnosti-k-materinstvu-u-molodyh-zhenschin
27. Мухина B. С. Возрастная психология: Феноменология развития. / В. С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия. 2006. - 655 с.
28.Обухова Л.Ф. Детская психология [Текст]: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. - 3-е изд., стер. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.
29.Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
30.Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
31. Пеллай А. Слишком рано! Сексвоспитание подростков в эпоху Интернета / Пер. Четверикова Т. Е. - М.: Э, 2017. - 187 с.
32. Пономарева Е. В. Психологические особенности формирования образа материнства в онтогенезе. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-formirovaniya-obraza-materinstva-v-ontogeneze
33. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Л. А. Головей [и др.]; под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - 2-е изд. - СПб.: Речь, 2008. - 693 с.
34. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / Вульфов Б. З., Иванов В. Д., Куканова Е. В. [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. — 3¬е изд. — М.: ИД Юрайт, 2015. — 724 с.
35. Пьянкова Л.А., Хомичева В.Е. Психологический контекст феномена
материнства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskiy-kontekst-fenomena-materinstva.
36. Рамих В. А. Материнство как социокультурный феномен: Автореферат дис. ... доктора философских наук: 24.00.01 / Ростовский гос. ун-т. - Ростов-на-Дону., 1997. - 33 с.
37. Розин В. М. Что такое игра? (От игр маленьких детей до игр деловых). // Мир психологии, 1998. № 4. С. 23—33.
38. Спок Б. Ребенок и уход за ним [Текст] / Б. Спок; пер. с англ. Н. А. Перовой. - СПб.: Лениздат, 1992. - 397 с.
39. Столяренко, Л. Д. Детская психодиагностика и профориентация [Текст]: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - М.: Оригинал-макет, 2017. - 330 с.
40. Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образо-вания. 2009. № 2. С. 28-32.
41. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие для педагогов и психологов. - 3 изд. - М.: Генезис, 2005.
42. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
43.Чижова В. Ф. Психологическая готовность к материнству и особенности психического развития ребенка. [Электронный ресурс].
Режим доступа: URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-k-materinstvu-i-osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-rebenka
44. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2010. - 349 с.
45. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
46. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд.—М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.— 768 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ