Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования игровых технологий при изучении имени существительного 6
1.1. Сущность и функции игровой деятельности 6
1.2 Система изучения имен существительных на уроках русского языка в
курсе 5 класса 122
1.3 Применение игровых технологий на уроках русского языка 166
Глава 2. Использование игровых технологий в 5 классе при изучении темы
«Имя существительное»
244
2.1 Выявление уровня усвоения программы по изучению имени
существительного у обучающихся 5 класса 244
2.2 Использование игровых заданий при изучении имен существительных
в 5 классе 333
Заключение 49
Список использованных источников
Приложение 54
Выпускная квалификационная работа посвящена рассмотрению игровых технологий при изучении имени существительного на уроках русского языка в 5 классе.
Актуальность исследования определяется антропоцентрическим подходом и обусловлена значимостью грамматической категории имени существительного в современном русском языке. Стоит отметить, что одной из ключевых задач образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, является формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. Содержание учебного предмета «Русский язык» трудно переоценить в плане реализации данной задачи, поскольку изучение грамматики родного языка предоставляет уникальные возможности для формирования и развития УУД у обучающихся 5 классов. Изучение русского языка в 5 классе нацелено на решение таких актуальных задач, как языковое, интеллектуальное и личностное развитие школьников. Русский язык является средством развития познавательной сферы ребенка, основой общения, а также творческого развития ребенка. Через язык дети могут усвоить традиции своего народа, его культурные основы. Сознание, язык и мышление являются тесно взаимосвязанными и взаимообусловленными. Именно через язык, через слово ребенок усваивает основные понятия, используемые в быту и жизни.
Период обучения в 5 классе можно охарактеризовать как период активного усвоения обучающимися значительного объема грамматического материала. В данном материале одно из центральных мест отводится изучению темы «Имя существительное». Стоит отметить, что имя существительное составляет почти половину всех слов, употребляемых человеком. Последовательное изучение темы «Имя существительное» играет важную роль в языковом образовании учащихся. Исследования отечественных ученых показали, что имя существительное является наиболее употребляемым в речи пятиклассников. Авторы отмечают, что используемые в речи школьниками данной возрастной группы существительные являются в большинстве случаев конкретными, реже в речи детей встречаются абстрактные понятия. Этот факт говорит о том, что изучение имени существительного представляет определенную трудность для пятиклассников.
Принимая во внимание сложность, особую важность и объем темы «Имя существительное», определяется необходимость создания таких образовательных условий, в которых пятиклассник способен будет овладеть данной грамматической категорией. Как показали исследования выдающихся педагогов, психологов (В.М. Букатов. П.И. Пидкасистый, П.А. Рудик, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконин и другие), игровые технологии являются эффективными в работе с детьми данного возраста.
Таким образом, выбор темы определяется следующими причинами:
• взаимосвязанностью языка и мышления, вследствие чего роль языка представляется особенно важной для развития мышления младшего школьника;
• широкой представленностью грамматической категории имени существительного в курсе русского языка в 5 классе с одной стороны и трудностями полноценного усвоения учащимися данной грамматической категории;
• психофизической обусловленностью применения игровых технологий в 5 классе.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы таких выдающихся исследователей языка и мышления, как В.А.
Белошапкова, В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.И. Жинкин, Н.С. Рождественский, Т.А. Ладыженская, А.А. Потебня, Л.В. Щерба.
Объектом исследования является процесс развития познавательной активности у учащихся.
Предметом исследования являются игровые технологии на уроках русского языка.
Цель исследования: исследование особенностей использования игровых технологий на уроках русского языка при изучении темы «Имя существительное».
Данная цель достижима через выполнение следующих задач исследования:
• изучить теоретические аспекты использования игровых
технологий при изучении имени существительного;
• подобрать дидактические игры для обучающихся 5 класса,
направленные на усвоение темы «Имя существительное».
В ходе исследования нами применялись теоретические и эмпирические методы. К числу первых относится анализ психологопедагогической, лингвистической литературы по проблеме исследования, ко вторым - наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, сравнение, метод моделирования.
Практическая значимость. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в процессе преподавания русского языка в 5 классе, а также при создании методических материалов по грамматике.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из 57 страниц и включает в себя следующие разделы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
В рамках выпускной квалификационной работы были рассмотрены вопросы применения игровых технологий при изучении имени существительного на уроках русского языка.
В результате теоретического анализа психолого-педагогической, лингвистической литературы нами было выявлено, что период обучения в 5 классе является периодом активного усвоения обучающимися значительного объема грамматического материала, в котором одно из ключевых мест отводится изучению темы «Имя существительное». Последовательное изучение темы «Имя существительное» играет важную роль в языковом образовании детей данного возраста. Принимая во внимание сложность, особую важность и объем темы «Имя существительное», необходимо определить возможмость создания таких образовательных условий, в которых пятиклассник способен будет овладеть данной грамматической категорией. Игра как технология обучения русскому языку имеет лингвистические, психологические и педагогические основания.
В ходе диагностики нами было выявлено, что большинство обучающихся 5 класса, принявших участие в эксперименте, показали средний уровень сформированности грамматических умений по теме «Имя существительное». Дети испытывали трудности при определении падежей, падежных окончаний, выделении форм имени существительного. Нами было выявлено, что дети проявляют недостаточную самостоятельность, оперативность при выполнении заданий, что связано с недостаточным усвоением данной темы.
По результатам констатирующего эксперимента был подобран комплекс игровых упражнений для развития грамматических умений у учащихся. Стоит отметить, что представленные игровые упражнения не исчерпывают всех видов работы при изучении темы «Имя существительное»
Практика педагогической работы в образовательном учреждении показывает, что использование игровых упражнений на уроках русского языка способствует эмоциональной насыщенности уроков, повышению мотивации обучающихся, улучшению их познавательной и коммуникативной активности, что позволяет повысить эффективность работы учителя по усвоению детьми родного языка.
Опираясь на материалы проведенного исследования, мы можем обозначить следующие перспективы:
• изучение теоретических аспектов использования игровых технологий при изучении других грамматических категорий на уроках русского языка;
• разработка и составление системы дидактических игр при изучении других грамматических категорий на уроках русского языка.
1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку // под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. М., 2014.
2. Алексеева И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания. Рн/Д.: Феникс, 2002. 320 с.
3. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. 564 с.
4. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка. М.: Академия, 2010. 448 с.
5. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М.: Русский язык, 1989.
6. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры / Ф.Н. Блехер. М.: Просвещение, 1964. 325 с.
7. Богуславская Н.Е., Кушина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург, 2011.
8. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М.: Просвещение. 1997. 96 с.
9. Венгер А.А. Игра как вид деятельности // Вопросы психологии, № 3, 1978.
10. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / Под ред. Г. А. Золотовой. 4-е изд. М.: Русский язык, 2001. 720 с.
11. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. М., 2012.
12. Волина В.В. Веселая грамматика. Имя существительное. М., 2013.
13. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург, 2013.
14. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 2011.
15. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1996. № 6....46