ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Агрессия как психолого-педагогическая проблема в трудах
отечественных и зарубежных исследователей 9
1.2. Причины агрессивного поведения подростков 17
1.3. Психологические подходы к профилактике агрессивного поведения
подростков 25
Выводы по первой главе 36
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Организация, методы и методики исследования агрессивных
тенденций школьников подросткового возраста 38
2.2. Анализ результатов исследования агрессивных тенденций школьников подросткового возраста 43
Выводы по второй главе 50
Глава 3. Психологическая профилактика агрессивных тенденций школьников подросткового возраста 52
3.1. Основные направления, формы, методы психологической
профилактики агрессивных тенденций школьников подросткового возраста 52
3.2. Анализ результатов контрольного этапа исследования 67
Выводы по третьей главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации.
Проблема детской и подростковой агрессивности является актуальной для общества в целом и для детской психологии, в частности. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, трудности регуляции и контроля агрессивных проявлений вызывают озабоченность психологов, педагогов и родителей. Вопрос адекватной саморегуляции поведения особенно важен для школьников подросткового возраста. Необходимость исследования проблемы агрессивных тенденций подростков определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция накапливать психологическое напряжение и прибегание к антисоциальному поведению, как к одному из возможных способов избавления от состояния фрустрации и напряжения. Способность же преодолевать стрессовые ситуации и формирование самоконтроля над агрессивностью, сдерживанию агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.
В настоящее время школьники не застрахованы от проявлений агрессии и насилия во время уроков, перемен и на улице. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Подростки стали употреблять алкоголь, наркотики, нарушают общественный порядок, занимаются хулиганством, вандализмом. Проблема агрессии, находясь многие годы в фокусе внимания исследователей, остаётся недостаточно разработанной. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Г.С. Абрамовой, М.А. Алемаскина, Ю.М. Антонян, С.А. Беличевой, В.М. Бехтерева, А.Д. Глоточкина, И.В. Дубровиной, В.В. Знакова, Е.Я. Иванова, К.Е. Игошева, Д.Д. Исаева, Д.Н. Исаева, А.Г. Ковалёва, И.С. Кона, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко, Г. М. Миньковского, И.А. Невского, В.Ф. Пирожкова, К.К. Платонова, Г.М. Потанина, Д.И. Фельдштейна и др. Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению агрессивного поведения школьников подросткового возраста.
Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма. Эти факторы делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. В связи с этим целесообразно рассмотреть в рамках подросткового возраста особенности проявлений агрессивных тенденций, а также факторы регуляции и становления конструктивных форм проявления агрессии.
Воспитательная и психолого-педагогическая деятельность школы часто ограничивается разрозненными мероприятиями, направленными, в основном, на запугивание подростков (об этом свидетельствует факт введения в школы «Совета профилактики», с участием полиции), либо коррекцию тех нежелательных форм поведении, которые уже освоены подростками. При этом перспективная работа, направленная на предотвращение такого поведения, школой не ведётся.
Таким образом, можно выделить противоречие между ростом агрессивных тенденций школьников подросткового возраста и недостаточностью знаний об эффективных психопрофилактических мерах помощи подросткам в их успешной социализации, которая способствует снижению обращения к агрессивным способам взаимодействия.
Объект исследования: агрессивные тенденции школьников подросткового возраста.
Предмет исследования: изучение и профилактика агрессивных тенденций школьников подросткового возраста.
Цель исследования: изучить агрессивные тенденции школьников подросткового возраста, теоретически обосновать и разработать программу психологической профилактики агрессивных тенденций изучаемого контингента лиц и проверить ее эффективность.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что разработанная нами программа психологической профилактики агрессивных тенденций школьников подросткового возраста позволит предотвратить развитие агрессивного поведения у изучаемого контингента лиц и не допустить формирование у них эмоционально-личностных расстройств.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-медико-педагогической литературы, определить современное состояние изучения проблемы исследования.
2. Изучить особенности агрессивных тенденций школьников подросткового возраста.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы психологической профилактики агрессивных тенденций школьников подросткового возраста.
Методологическая основа исследования: являются работы следующих отечественных и зарубежных авторов: А. Бандура (2000), А. Басс (1957), Г.Э. Бреслав (2004), Р Бэрон (2001), Е.В. Гребёнкин (2013), А. Дарки (1957), Е.В. Змановская (2008), В.П. Кащенко (1994), Е.К. Лютова (2000), Г.Б. Монина (2002), Г. Паренс (1997), Н.Я. Петрусь (2007), Н.М. Платонова (2011), И.П. Подласый (2004), Д. Ричардсон (2001), Л.М. Семенюк (1996), Д.И. Фельдштейн (2005), И.А. Фурманов (1996) и др.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ экспериментальных результатов исследования.
Эмпирические методы: беседа, наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Психодиагностические методики использованные в исследовании:
• Опросник «Басса-Дарки», разработан А. Бассом и А. Дарки (1957);
• Методика «Оценка агрессивности в отношениях» А. Асеингера (1993);
•Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой (1990).
Организация исследования. Экспериментальной базой для реализации исследования была выбрана МАОУ СШ № 137 г. Красноярска. В исследовании принимали участие 40 школьников в возрасте 12-13 лет.
Этапы реализации исследования:
Первый этап (сентябрь 2017 — декабрь 2017) - анализ общей и специальной психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение теоретических подходов к проблеме по проблеме исследования в трудах зарубежных и отечественных авторов.
Второй этап (январь 2018 — апрель 2018) - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап (май 2018 — декабрь 2018) - подбор диагностического инструментария для экспериментального исследования. Выявление агрессивных тенденций школьников подросткового возраста на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.....
Проблема агрессивного поведения в современном обществе является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Известно, что во всем мире отмечается рост насильственных действий, связанных с понятием агрессии и агрессивности, возникающих как из внутренних, так и из внешних факторов.
Особенно остро, на наш взгляд, стоит проблема агрессивного поведения в среде школьников подросткового возраста. Это обусловлено, с одной стороны, особенностями возраста, который характеризуется глубокими психологическими и физиологическими изменениями, и, вследствие чего, нестабильностью эмоциональной сферы подростка 11-12 лет, а также особой чувствительностью к «посягательству» извне, готовностью выстраивать психологическую защиту, вплоть до самой экстремальной, которой является агрессивное поведение. С другой стороны, в школе отсутствует системный подход к профилактике агрессивного поведения подростков. Обозначив проблему, мы сформулировали цель нашего исследования: изучить агрессивные тенденции школьников подросткового возраста, теоретически обосновать и разработать программу психологической профилактики агрессивных тенденций изучаемого контингента лиц и проверить ее эффективность.
Анализ современного состояния изучения проблемы показал её малую разработанность и недостаточную изученность о чём свидетельствует малая представленность результатов исследований в современной отечественной и зарубежной психологии.
Агрессивному поведению свойственны различные формы проявления. Единого основания для классификации данного явления нет. Психолог А. Басс выделяет три основных параметра, характеризующих формы агрессивного поведения: физическая - вербальная агрессия, активная - пассивная агрессия, прямая - косвенная агрессия. С. Фешбах отмечает три типа агрессии: враждебная, инструментальная, экспрессивная. А.А. Реан акцентирует внимание на спонтанной и реактивной агрессии. Ряд психологов (О.Ю. Михайлова, Ю.Б. Можгинский, А.Р. Ратинов) выделяют мотивационную агрессию, агрессию как примитивную реакцию на неудовлетворяющую ситуацию, как результат неадекватной оценки ситуации и аффективную агрессию.
Психолог И.А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы: социализированная и несоциализированная.
Причина возникновения агрессивного поведения подростков полифакторна:
• природный фактор (наличие агрессивности, как личностной предрасположенности к агрессивным действиям);
• микросоциальный фактор (взаимодействие в семье, референтной группе, школьном классе);
• макросоциальный фактор (модель поведения, принятая в обществе, пропагандируемая с помощью средств массовой информации).
На основании вышеизложенного нами была выдвинута гипотеза: разработанная нами программа психологической профилактики агрессивных тенденций школьников подросткового возраста позволит предотвратить развитие агрессивного поведения у изучаемого контингента лиц и не допустить формирование у них эмоционально-личностных расстройств.
С целью проверки этого предположения из учащихся 6-х классов МАОУ СШ №137 были сформированы две группы - экспериментальная и контрольная. С экспериментальной группой был организован формирующий эксперимент, способствующий развитию социальной компетентности, коммуникативных компетенций и самосознания подростков, а также повышению информированности родителей и учителей подростков о феномене возраста и индивидуальных особенностях подростков....
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург. 1999. - с. 86.
2. Александров, А.А. Современная психотерапия. - СПб.: 1997. - с.26.
3. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для вузов / под ред. Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - М.: Академия, 2002. - 208 c.
4. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Дисс. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2001.
5. Андреева А.Д. Отношение к школе и учению. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ А. Д. Андреева. - М.: 1987. - 186 с.
6. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М.: 1988. - с. 429
7. Бандура, А., Уолтерс, Р Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. -М.: Изд-во «Эксмо пресс».2000.- с.43.
8. Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников / И.А. Баева, В.В. Се- микин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2005. - Т. 5. ;№ 12. - С. 7-19.
9. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. - М.:1993.- с.56.
10. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. - М.:1998. - с.39.
11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1986г.
12. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе/ М. Р Битянова. - М.: Совершенство, 1997. — 299 с.
13. Битянова М.Р. Психология в школе: содержание и организация работы / М.Р. Битянова. - М., 2000. - 127 с.
14. Бодалев А.А. В мире подростка/ А. А. Бодалев. - М.: Медицина, 1982. - 296с.
15. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности/ Л.И. Божович // под редакцией Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 2005. - 352с....103