Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ «Школа в Некрасовке» г. Москвы.
Выборка: 11 школьников 1-го класса 6-7 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Особенности мотивации и познавательной активности детей с задержкой психического развития 6
1.1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 6
1.2. Особенности учебной мотивации детей с задержкой психического развития 9
1.3. Особенности формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития 12
Выводы по 1 главе 15
Глава II. Эмпирическое исследование мотивации и познавательной активности детей с задержкой психического развития.17
2.1. Организация исследования. 17
2.2. Анализ результатов. 17
2.3. Практические рекомендации. 20
Выводы по 2 главе. 21
Заключение 22
Библиографический список 24
Приложение 27
Изучение мотивации и познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития остается актуальной темой в психологии. Задержка психического развития представляет собой нарушение развития, характеризующееся значительными ограничениями интеллектуального функционирования и адаптивного поведения. Учащиеся с задержкой психического развития часто сталкиваются с рядом проблем, в том числе с трудностями в когнитивной обработке, решении проблем и мотивации.
Понимание факторов, влияющих на мотивацию и познавательную активность младших школьников с задержкой психического развития, имеет решающее значение для разработки эффективных стратегий поддержки их обучения и развития. Кроме того, изучение мотивации и познавательной активности этих учащихся может дать представление о более широких вопросах, связанных с педагогической психологией, включая влияние индивидуальных различий на обучение и эффективность различных образовательных мероприятий.
Объект исследования – личность школьника с задержкой психического развития.
Предмет исследования – особенности мотивации и познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития
Цель исследования – исследовать влияние познавательной активности на учебную мотивацию младших школьников с задержкой психического исследования
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что особенности учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития обусловлены их низкой познавательной активностью.
Цель и гипотеза исследования предполагают решение следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу посвящённой теме об особенностях личности учащихся с задержкой психического развития.
2. На основе анализа литературных источников выявить особенности развития познавательной активности и учебной мотивации школьников с задержкой психического развития.
3. Исследовать познавательную активность младших школьников с задержкой психического развития.
4. Исследовать учебную мотивацию младших школьников с задержкой психического развития.
5. Сопоставить результаты исследования познавательной активности и учебной мотивации.
В качестве основных методов исследования были использованы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение; анкетирование.
Этапы исследования.
Первый этап – изучалась научная и методическая литература по теме исследования, осуществлялся критический анализ подходов к проблеме особенностей мотивации и познавательной активности детей с задержкой психического развития в истории отечественной и зарубежной психологии.
Второй этап – проводилось эмпирическое исследование.
Третий этап – осуществлялась статистическая обработка и анализ полученных экспериментальных данных, делались соответствующие выводы.
Исследование проводилось на базе ГБОУ «Школа в Некрасовке» г. Москвы. В исследовании принимало участие 11 школьников 1-го класса 6-7 лет.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что изучены особенности мотивации и познавательной активности детей с задержкой психического развития и их взаимосвязь.
Полученные и обоснованные в результате исследования материалы позволили также уточнить некоторые теоретические представления о методах диагностики мотивации и познавательной активности у детей с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на его основе были разработаны практические рекамендации для психологов, педагогов и родителей по диагностике особенностей мотивации и познавательной активности детей с задержкой психического развития.
Понимание факторов, влияющих на мотивацию и познавательную активность младших школьников с задержкой психического развития, имеет решающее значение для разработки эффективных стратегий поддержки их обучения и развития. Кроме того, изучение мотивации и познавательной активности этих учащихся может дать представление о более широких вопросах, связанных с педагогической психологией, включая влияние индивидуальных различий на обучение и эффективность различных образовательных мероприятий.
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы исследовать мотивацию и познавательную активность младших школьников с задержкой психического развития.
Чтобы достигнуть цели был поставлен ряд задач.
Теоретическое изучение научной литературы позволило выявить некоторые особенности в организации процесса учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития:
1. У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития могут наблюдаться задержки в развитии речи и моторики, ограниченные когнитивные способности и проблемы с социальным и эмоциональным развитием.
2. Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития также могут сталкиваться с трудностями в школе, в том числе с трудностями в изучении школьных предметов и проблемами с адаптивными навыками.
3. У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития более низкий уровень мотивации в образовательных учреждениях по сравнению с обычно развивающимися детьми.
4. У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития могут быть трудности с саморегуляцией, вниманием и социальным взаимодействием, что может повлиять на их мотивацию к обучению.
В исследовании принимали участие обучающиеся младшего школьного возраста, посещающие 1 класс ГБОУ «Школы в Некрасовке» г. Москва. Общая успеваемость, учащихся с задержкой психического развития, средняя.
Для диагностики были выбраны те методы, по которым можно определить проявление познавательной активности: метод педагогического наблюдения, анкетирование.
Таким образом, проведённые анализы анкетирования и наблюдения показывает, что уровень познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития является недостаточным для полноценного процесса обучения и для полноценного развития школьника.
Из этого делаем вывод, что данная проблема подтверждает, что особенности учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития обусловлены их низкой познавательной активностью.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены.
1 Активизация познавательной деятельности младших школьников: Кн. Для учителя / Под ред. М.П. Осиновой, Н.И. Качановской. Минск: Нар. Асвета. 2018. – 109 с.
2 Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. М., 2018. – 319 с.
3 Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. Изд. 2-е, испр. – М.: Когито-Центр, 2019. – 192 с
4 Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Клеменс Гилленбранд; Пер. с нем. Н.А. Горловой; Науч. Ред. Рус. Текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 240 с.
5 Гладкая В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод, пособие для учителей-дефектологов / В. В. Гладкая. – Минск: Зорны верасень, 2018. – 112 с.
6 Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. М.: Когито-Центр, 2020. – 492 с.
7 Дети с временными задержками развития / под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 2019. – 207 с.
8 Дети с задержкой психического развития / В. И. Лубовский [и др.]; под ред. Т. А. Власовой [и др.]. – М.: Педагогика, 2021. – 256 с.
9 Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. – СПб.: Речь, 2018. – 176 с.
10 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2020. – 512 с.
11 Коломинский Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психол. Диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2022. – 480 с.
12 Крупенникова И. В. Проблема формирования учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития / И. В. Крупенникова // Ярославский педагогический вестник, Ярославль, 2018.– № 2. – С. 79-87
13 Крупенникова И. В. Учебная мотивация младших школьников с задержкой психического развития при переходе в классы основного звена: автореф. Дис. К-та психол. Наук / И. В. Крупенникова. – Ярославль, 2018. – 23 с.
14 Кузнецова Л. В. Личностный аспект готовности ребенка с задержкой психического развития к школе // Изучение личности аномального ребенка. М., 2019. – 284 с.
15 Лебединская К. С. Задержка психического развития у детей / К. С. Лебединская // Причины аномалий развития у детей. – М.: Изд-во АПН, 2021. – 348 с.
16 Мамайчук И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: науч.-практ. Рук. / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. – СПб.: Речь, 2020. – 352 с.
17 Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. Пособие для студентов вузов / И. И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2021. – 400 с.
18 Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2021. – 224 с.
19 Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 2020. – 192 с.
20 Марковская, И. Ф. Задержка психического развития: клинико-нейропсихологическая диагностика: / И. Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 2019. – 198 с.
21 Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М.: Педагогика, 2019. – 316 с.
22 Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 128 с.
23 Осипова А. А. Общая психокоррекция: учеб. Пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. – М.: Сфера, 2021. – 512 с.
24 Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: хрестоматия / сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2019. – 384 с.
25 Репкин В. В. Развивающее обучение и деятельность /В. В. Репкин. – Рига, 2019. – 502 с.
26 Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. Пособие / Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2022. – 529 с.
27 Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. – М.: Смысл, 2018. – 217 с.
28 Семаго Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2018. – 208 с.
29 Специальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 464 с.
30 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – 2-е издание. –М.: Смысл, 2021. – 860 с.