Только Word
Введение 3
Главка I. Формирование предметных умений в процессе обучения истории 8
1.1 Сущность понятия умение и классификация умений в науке 8
1 .2 Характеристика основных умений в науке 14
1.3 Формирование умений в процессе обучения истории 16
Главка II Формирование и развитие предметно-исторических умений в оснопвной школе в процессе обучения истории учащихся с помощью исторических источников 23
2.1 Исторический источник: сущность понятия и его классификации 23
2.2Методика работы с историческими источниками в процчессе обучения истории 31
2.3 Формирование и развитие предметно-исторических умений в 42
процессе работы учащихся с историческими источниками 42
Глава 3. Практическая часть 48
3.1 Анализ УМК по Истории с 5 по 9 классы 48
3.2 Технологическая карта урока с использованием исторических источников на примере
изучения темы «Реформы управления Петра I» 62
3.3 Памятка ученику и учителю по работе с историческим источником 63
Заключение 64
Список используемой литературы 69
Приложение 1 73
Приложение 2 74
Приложение 3 81
Приложение 4 82
Приложение 5 83
Приложение 6 85
Приложение 7 86
Формирование и развитие у обучающихся умений работать с различным историческим текстом точно также как с источником знаний одина из значимых задач педагогической науки, решение которой открывает возможности для глубокого осмысления обучающихся основных задач исторического развития и развития приемов мыслительной и учебной деятельности. Значимость проблемы определена назревшей необходимостью усовершенствования качественного степени преподавания обучающихся в процессе изучения на уроке истории.
Одним из важных направлений исторического образования является процесс освоения обучающимися общеучебных и специальных умений. Переход к концентрической структуре исторического создания привел, и к недостатку учебного времени с целью формирования образовательных умений, равно как в основной, так и в средней школе. А при его нехватке у обучающихся, трудно говорить о качестве преподавания истории. Между тем преподаватель способен управлять этим важным процессом.
Исторический источник считается одним из главных средств применяемых в ходе преподавания истории в общеобразовательной школе. Но его значимость в методической науке и практике до сих пор не определено однозначно. Актуальность исследуемой темы подчеркивается тем, то что нынешние учащиеся - завтра активные участники социальной жизни. В силу этого немаловажно факта учителю истории удастся использовать воспитательный потенциал исторического источника для сформирования мировоззрения своих учащихся. И по этой причине одна из основных задач педагога-историка научить учеников работать с историческими источниками. Предоставить возможность ученику лично без сторонней поддержки, сделать выводы о важности того или иного исторического события. И толковать этот исторический факт со своей собственной точки зрения. Научить учащихся отличать исторический источник.Правильно организованная деятельность с источниками также позволяет учителю рационально применить время, отведенное с целью изучения конкретной темы, таким образом как является одним из результативных методов преподавания.
Анализ современного школьного опыта демонстрирует недостаток или его отсутствие заинтересованности у обучающихся к историческим источникам. Данное состояние существует, вследствие того то что деятельность с ними чаще всего объединяется к заданиям на установление автора документа, акцентирование из текста главного, чтению дополнительной литературы и конспектированию объемного текста. Таким образом, источник для школьников становится маловажным и лишним, а главная часть деятельность ориентирована на литературу, которая является ранее готовой историографической интерпретацией документов. Итогом все этого становяться то явление что ученики не осознают, для чего вообще необходимо читать источники, какое отношение они имеют к изучению истории. Поэтому вопрос о том, как заинтересовать ученика, как показать, что. источник может быть, весьма важным в процессе познания прошлого является весьма актуальным.
Таким образом, можно выделить предмет и объект дипломной работы.
Объектом изучения в работе является формирование предметных умений в процессе обучения истории
Предметом, исследования является процесс, формирования умений работы с историческими источниками на уроках истории учащихся основной школы.
Цель, дипломной работы.: определение специфики формирования предметных умений с помощью работы. с историческими источниками у учащихся основной школы на уроках истории.
Задачи:
• определить, сущность понятия и классификации умений в науке;
• охарактеризовать основные группы предметно-исторических умений в науке;
• раскрыть процесс формирования умений в процессе обучения истории;
• охарактеризовать виды исторических источников и их.,
классификаций в науке;
• рассмотреть методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории, предложенные методической наукой;
• проанализировать УМК по истории в основной школе 5-9 классы
В ходе решения поставленных задач и осуществления цели, данной работы мною были проведены теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературный по вопросам, связанным с темой работы, анализ ФГОС....
Исходя из целей и задач дипломной работы ,мы хотим подвести итог исследованию.
В современной науке имеется немало разных точечК зрения, относительно, понятию «умение»и его классификацию. В частности: в психологии, дидактике, педагогике. И методичка обучения истории, так же выделяет свою классификацию умении, с ней. можно ознакомиться в трудах Е. Е. Вяземского, О. Ю. Стреловой. Мы. же, станем применять более общие опрежделение понятия «умения». Умение - способность выполнять действия, приобретенная в процессе обучения или жизненной практики. При дальнейшем развитии умение может перейти в навык.
В дипломной работе был. использован вариант структурный умений учащихся оснопвной школы в работе с историческими источниками, представленный в виде, классификации. Включающей следующие группы умений: познавательно-исторические (специальные истопрические умения, направленные на усвоение материала истопрического источника), общелогические (мыслительные логические операции), общеучебные (умения учебной деятельности, формируемые при изучении большинства предметов).
Процесс формирования предметных умений происходит благодаря нескольким фактором. 1)Создание у учащихся мотивационной базды для формирования умения, т. е. таковой ситуации, когда ученик само захочет осмысленно овладеть теми или другими способами учебной деятельности.
2)Изложение знаний о методах учебной деятельности. Это может быть, правило или. памятка, некий алгоритм., описывающий последовательность целой совокупности действий. При внедрении алгоритма действий преподаватель сразу само указывает на образец верного его выполнения.3)Выполнение новых действий учениками с опорой на правило,
памятку, под управлением учителя. Этот шаг продолжается, традиционно, не. один уродК. И обучающиеся, если затрудняются в исполнении задания то, снова прорабатывают алгоритм, которым следует руководствоваться работе. Правильность их выполнения анализирует преподаватель.Соответственно, мы можем отметить, последующие закономерности в способе формирования умений, который будет состоять различных этапов; 1) Происходит процесс, усваивание знаний обучаемым на основе конкретного приема; 2) узнав о последовательности действий и об. уровне, элементов входящий в этот прием, он. начинает работу под образцу под управлением преподавателя; 3) обучающиеся планомерно, становятся более самостоятельными;4) используя известный ими прием, обучающиеся, начинают использовать их в новых условиях, и в итоге многократных повторений они усваивают действия; 5)таким образом, нарабатывается способность использовать усвоенный приемю в работе с новым учебным материалом или. источником.
В ходе дипломного исследования мы выделили понятие «исторический источник». Исторический источникк — весь комплекс, документов и предметов материальной культурьг, напрямую воссоздавших истопрический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся действия, в оснопве которых воссоздается понимание о той либо, иной исторической эпохе, выстраиваются гипотезы о причинах либо, последствиях, повлекших за собой те либор иные исторические события. Существует множество классификаций берущих в своем основе разные критерии например, согласно, цели создания ( автор И. Дройзеном.), степени близости истопчника к историческому факту, автор Э. Бернгеймом), Классификация источников под носителю (автор Э. Фримена), согласно, целик создания и носителю (автор А. Ксенополь), согласно, способу отражения истопчником исторического факта, автор К. Эрслева но мы остановились на классификации Л.Н. Пушкарева (1975 г.), в основе которой лежит способ кодирования информации и принадлежность источника к той или иной гуманитарной науке. Все исторические источники он поделил на семь типов:1) письменные, 2) вещественные, 3) устные (фольклорные), 4) этнографические, 5) лингвистические, 6) фото- и кинодокументы, 7) фонодокументы
Мы пришли к выводу что исходя из целей и задач урока учитель выбирает методику работы с историческим истоникам .Ему в помощь выступает теоритические идеи по использованию того или иного источника. Например, через метод последовательно-текстуального изучения источников он предполагает: вычленение и отработка основных идей источника, анализ авторских вопросов, соотнесение исторического опыта с действительностью....
1. История России. 6 класс. В 2 ч. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. М.: 2016. - Ч.1 - 128с.
2. История России. 6 класс. В 2 ч. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. М.: 2016. - Ч.2 - 128с.
3. История России. Рабочая тетрадь Данилов А.А., Косулина Л.Г. и др.. 6 класс М.: Просвещение, 2016. — 80 с.
4. . История России. 7 класс. В 2 ч. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. М.: 2016. - Ч.1 - 112с.
5. История России. 7 класс. В 2 ч. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. М.: 2016. - Ч.2 - 128с.
6. История России. Рабочая тетрадь Данилов А.А., Косулина Л.Г. и др.. 7 класс М.: Просвещение, 2016. — 112, [1] с.
7. История России. 8 класс. В 2 ч. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. М.: 2016. - Ч.1 - 112с.
8. История России. 8 класс. В 2 ч. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. М.: 2016. - Ч.2 - 128с.
9. История России. Рабочая тетрадь Данилов А.А., Косулина Л.Г. и др.. 7 класс М.: Просвещение, 2016- 128с.
10. История России. 9 класс. В 2 ч. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. М.: 2016. - Ч.1 - 160с.
11. История России. 9 класс. В 2 ч. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. М.: 2016. - Ч.2 - 143с.
12. История России. 9 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Данилов А.А., Косулина Л.Г и др . М.: 2017. - Ч.1 - 112с.
13. История России. 9 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Данилов А.А., Косулина Л.Г и др . М.: 2017. - Ч.1 - 80с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт, основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897.[электронный ресурс.] . - Режим. доступа:ййр://минобрнауки.риф/документы/543-(Дата обращения 12.03.2016).
Список литературы
15. Ананьев О.Б. Работа с источником на уроке истории. М., Совежтская педагогика. №4.1962. С. 137...37