ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основные подходы к изучению лексики в методики русского
языка 6
1.1. История изучения лексики в школе 6
1.2Принципы и этапы изучения лексики в школе 11
1.3 Анализ раздела «Лексика» в учебных программах 15
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 27
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение лексики узкого употребления в 6 классе 28
2.1 Система упражнений обучения лексике в 6 классе 28
2.2. Результаты экспериментального обучения 32
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 56
Заключение 57
Список использованной литературы 58
Приложение 62
Важную роль в системе школьных предметов играет русский язык, он является средством обучения, поскольку на уроках русского языка обучающиеся приобретают необходимые умения, навыки, посредством которых школьники способны овладеть знаниями по другим дисциплинам.
Системное изучение языка обеспечивает условия для овладения его закономерностей и способствует целенаправленной работе по расширению словарного запаса обучающихся, для реализации данной цели в курс русского языка включен раздел «Лексика» и «Фразеология».
Лексический состав состроит из различных лексических единиц, которые образуют между собой систему, что придает значимость, и потребность изучения данного раздела, как самостоятельного.
Лексика является наиболее подвижным уровнем языковой системы за счет быстрого и непрекращающегося изменения, развития, исчезновения, устаревания лексических единиц.
Необходимость в обогащении словарного запаса школьников зависит от разных факторов: жизнь в обществе, образование, чтение литературы, газет, журналов, слушание радио и просмотр телепередач, расширяющих знания школьников и знакомящих школьников с новыми словами.
Приобретение знаний при этом невозможно без запоминания новых слов. Владение большим запасом слов позволяет детям лучше понимать прочитанный материал, осуществлять свободную, без затруднений коммуникацию в разных коллективах людей. Мотивация детей пополнять свой словарный запас нуждается в поддержке школой.
При этом лексика как раздел науки о языке в школе изучается в образовательно-познавательном аспекте и обеспечивает системный подход в освоении лексических понятий, позволяет обучающимся знакомиться со словом.
Актуальность работы заключается в том, что знания лексики общего и узкого употребления способствуют формированию правильной и грамотной устной и письменной речи, развитию коммуникативной компетенции и обогащению словарного запаса обучающихся.
Также с учетом потребностей современного экономического, политического, социального развития нашего общества, с ростом количества детей мигрантов в школах важность изучения наиболее подвижного и необходимого для коммуникации раздела языка «Лексика» возрастает.
Цель исследования: выявить наиболее результативные приемы изучения узкой лексики в 6 классе.
Задачи:
1. Рассмотреть современные методические исследования в области преподавания лексики русского языка в школе.
2. Разработать систему упражнений изучения лексики узкого
употребления на уроках русского языка в 6 классе.
3. Разработать конспекты уроков изучения лексики узкого употребления на уроках русского языка в 6 классе.
Объектом исследования является учебная деятельность, организованная для изучения лексики в 6 классах.
Предметом исследования являются приемы изучения лексики узкого употребления в курсе русского языка в 6 классе.
Методы исследования:
• Аналитический
• Описательный
• Сопоставительный
• Экспериментальный
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании проблем методики лексики и фразеологии в 6 классе. Данная цель была реализована с помощью эксперимента, проведенного в 6 классе, и данный теоретический материал был апробирован на научно-практической конференции «Молодежь и наука 21 века».
Раздел «Лексика» вошел в школьный курс изучения русского языка. После того как ученые лингвисты и методисты осознали важность и необходимость изучения данного раздела языка, стали проводиться различные исследования того, как изучение лексического состава языка влияет на формирование речи обучающихся. Данные исследования показали, что без изучения лексики невозможно правильное и грамотное формирование речи. Таким образом, в школьном курсе изучения языка рассмотрение лексики играет важную роль.
Также лексика представляет собой наиболее подвижный раздел языка, который находится в постоянном развитии, поэтому исследование лексического состава всегда имеет свою актуальность и необходимость.
В нашей работе мы рассмотрели историю развития лексикологии в школе, как она представлена в школьных программах, ее цели и задачи, как реализуется компетентностный подход при изучении лексики, сколько выделяется часов на ее изучения, какие методы и приемы используются для ее изучение, а также особенности рассмотрения данного раздела в школе.
При изучении лексики необходимо прививать интерес к изучению данного уровня языка, если обучающиеся имеют интерес и мотивацию к обучению, они будут сами стремиться исследовать лексические нормы языка и избегать засорения собственной речи.
1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи [Текст]: / учебник / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: Академия, 2007. 319 с.
2. Бабайцева, В.В. Современный русский язык. [Текст]: / Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз и лит». В 3 ч. Ч.1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. - 2-е изд. , испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. 192 с.
3. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5 - 9 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2012. 319 с.
4. Баранов, М.Т. Лексика [Текст]: / Обучение русскому языку в 4 - 6 классах по новой программе. - М., 1970. 285 с.
5. Баранов М.Т. Об изучении лексики русского языка в 4 - 7 классах //Рус. яз. в школе. - М., 1967. 296с.
6. Баранов М.Т. Методика лексики / М.Т.Баранов // Основы методики русского языка в 4-8 классах / под ред. А.В.Текучева и др. М., 1983. 308с.
7. Баранов, М.Т. Методика лексики. Основы методики русского языка в
4 - 8 классах: [Текст]: /пособие для учителей / - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983. 293
8. Баранов, М.Т. Лексико-семантический аспект уроков русского языка.- М., 1978. 188 с.
9. Брызгунова, Е.А. Земская и др.; Под ред. В.А. Белошапковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1989. 800 с.
10. Быстрова, Е.А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания [Текст]: / Обучение русскому языку в школе / [Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой]. - М.: Дрофа, 2004. 200 с.
11. Васильева С.Г. Современный русский язык. Лексикология и фразеология: учеб. Пособие для вузов по специальности «Филология». Казань: РИЦ «Школа», 2005. 156 с.
12. Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография [Текст]: / Избр. труды - М., 1977. 312 с.
13. Дудова Л.В. Русский язык и литература в полиэтнических классах: Сборник материалов круглого стола. — М., 2010. 167 с.
14. Лекант, П.А. Современный русский язык: [Текст]: / учебник для бакалавров / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; под ред. П.А. Леканта. - 5-е изд. - М.: Изд. Юрайт, 2014. 559 с.
15. Львов В.В. Русский язык. Поурочное планирование к учебникам русского языка 5- 9 классов под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004. 240с.
...
46 источников