ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ КАК РЕСУРСА РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 15
1.1. Сущность и образовательный ресурс ТРИЗ-педагогики 15
1.2. Базовые методы и технологии ТРИЗ-педагогики 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЕРЕДОВЫХ ПРАКТИК ПРИМЕНЕНИЯ ИДЕЙ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАУЧНО¬ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ 27
2.1. Анализ организации научно-технического творчества
обучающихся в России 27
2.2. Современное состояние работы с интеллектуальной собственностью в школьном образовании 40
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.... 45
3.1. Развитие метода инновационных проектов 45
3.2. Проект «Школьная лаборатория 4.0» - технология будущего 59
ГЛАВА 4. НЕДИРЕКТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ 62
4.1. Проект безаварийной авиамодели 62
4.2. Проект тренажёра для приютов животных 70
4.3. Проект экологически безопасного танкера 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Актуальность проблемы. Активные процессы преобразований в российской системе образования, в соответствии с Национальным проектом «Образование» и Президентским проектом «Билет в будущее» предъявляют новые требования и одновременно открывают новые возможности для развития научно-технического творчества обучающихся, в том числе в форме проектной деятельности. Эти возможности поддерживаются молодёжными программами Национальной технологической инициативы (НТИ): «Кружковое движение», «Проектные школы», «Наставники» и др. Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования в качестве особой формы организации деятельности обучающихся, предусматривает выполнение индивидуальных проектов. Значительная часть этих проектов может быть результатом научно-технического творчества.
Важность научно-технического творчества обучающихся нашла отражение в Концепции дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. [17]. П. 21 Плана мероприятий по реализации Концепции (I этап) предусматривает «Вовлечение обучающихся общеобразовательных организаций в научно-техническое творчество под научным руководством образовательных организаций высшего образования, научных организаций, высокотехнологичных компаний».
Развивается материальная база научно-технического творчества и проектной деятельности учащихся: «Кванториумы», Центры молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ) оснащены устройствами /принтерами с SD-печатью, лазерными гравёрами и другим высокотехнологичным оборудованием. Предпринимаются шаги в развитии методологии проектирования. «Кружковым движением» НТИ [19] предусмотрена разработка методологии на базе лучших отечественных и международных технологий работы наставника: (теория решения изобретательских задач - ТРИЗ [1, 28], STEM-игротехника [29], дизайн-мышление и др.).
Ряд из названных технологий находит применение в реальной конструкторской деятельности, в создании инновационных решений конструкторскими подразделениями крупнейших транснациональных корпораций, отвечающих этим на проблемы-вызовы четвёртой технологической революции (Индустрии 4.0). Тем важнее применение этих технологий в научно-техническом творчестве обучающихся, для их предварительной подготовки к последующей профессиональной деятельности, где возрастают требования к креативности.
Международная практика последних двух десятилетий показывает тенденцию перехода инновационной деятельности крупнейших инновационных корпораций (Боинг, Самсунг, Кодак, Моторола, Дженерал Электрик, Сименс и многих других) на применение ТРИЗ, которая приносит им дополнительно сотни миллионов долларов и евро. Всё шире методология ТРИЗ применяется в этих целях в зарубежном высшем образовании, включая университеты, входящие в Top-100. На базе Университета Синьхуа (г. Синьчжу, «Силиконовая долина» Тайваня) создано и активно действует Международное общество систематических инноваций, задача которого - внедрение методологий (в особенности ТРИЗ), позволяющих конструкторам различных видов техники и технологий постоянно (а не от случая к случаю, по озарению) создавать инновационые решения. Начинают применять ТРИЗ и отечественные корпорации: Ростех, РусГидро, Роскосмос, Роснано, «Еп+», обучая этой методологии своих сотрудников.
Методология ТРИЗ уже с 50-х гг. прошлого века применялась в небольшом количестве организаций общего, профессионального и дополнительного образования России и давала результаты не только в виде побед и призовых мест на конкурсах НТТМ, но в отдельных случаях и в виде изобретений и полезных моделей, т.е. объектов интеллектуальной собственности, что является принципиально новым для школьного образования.
Возрастающие потребности импортозамещения современных техники и технологий в особенности вызывают важность расширения применения ТРИЗ в научно-техническом творчестве обучающихся.
Объект исследования: научно-техническое творчество обучающихся общеобразовательной школы
Предмет исследования: организационно-педагогические условия, при которых ТРИЗ-педагогика выступит ресурсом развития научно-технического творчества обучающихся общеобразовательной школы.
Цель исследования: выявить, обосновать и реализовать организационно-педагогические условия, при которых ТРИЗ-педагогика выступит ресурсом развития научно-технического творчества обучающихся.
Гипотеза. ТРИЗ-педагогика выступит ресурсом развития научно-технического творчества обучающихся общеобразовательной школы, если в ней будут созданы следующие организационно-педагогические условия:
- применение метода инновационных проектов;
- обеспечение недирективной поддержки развития научно-технического творчества обучающихся.
Задачи исследования.
1. Анализ педагогической, методической, психологической литературы по предмету исследования.
2. Выявление и формулирование базовых идей ТРИЗ-педагогики.
3. Применение метода инновационных проектов для развития научно - технического творчества обучающихся общеобразовательной школы
4. Обеспечение недирективной поддержки развития научно - технического творчества обучающихся общеобразовательной школы.
Практическая значимость заключается в создании возможностей для предварительной подготовки обучающихся к работе в условиях Индустрии 4.0.
Вместе с этим, прикладная диалектика (ТРИЗ, расширенная на неантропогенные и социальные системы), на которой базируется ТРИЗ- педагогика, способствует формированию созидательных, творческих личностей обучающихся, ориентирует их в современном быстро меняющемся мире, показывая постоянство фундаментальных законов развития мира, давая положительные эмоции от успешности в создании собственных идей, отвлекает от девиантного поведения, наркотиков и других антисоциальных проявлений. Формируемая в сознании обучающихся системная картина мира воспитывает патриотизм и настойчивость в достижении поставленных целей.
Основной метод исследования.
Всеобщий метод: диалектический, включая прикладную диалектику (ТРИЗ, расширенную на нетехнические и неантропогенные системы).
Методы теоретического исследования: системный анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, обобщение, абстрагирование, анализ литературы, сравнение.
Методы эмпирического исследования: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа.
Обзор источников и литературы.
В настоящее время научно-техническому творчеству обучающихся посвящён ряд изданий: журналы «Юный техник», «Юный натуралист», «Моделист-конструктор», «Техника-молодёжи» и другие. Значительное внимание научно-техническому творчеству обучающихся отводят журнал «Дополнительное образование и воспитание», Единый национальный портал дополнительного образования детей, журналы «Директор школы», «Педагогический журнал», «Педагогические науки», «Педагогика. Вопросы теории и практики» и др. Серьёзное внимание научно-техническому творчеству школьников уделяют вузы в целях формирования контингента подготовленных абитуриентов. Особую активность проявляет Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», на базе которого действует Федеральный центр технического творчества учащихся, издающий журнал «Техническое творчество молодёжи».
В статьях, публикуемых в этих и других журналах в последние годы, отмечается важность формирования такой компетенции, как креативность, ещё в школьном, довузовском образовании, и не только в старших классах, так как в этом возрасте у детей ещё не сформировались стойкие мыслительные стереотипы. Вопросами развития креативности, в том числе в НТТУ, активно занимаются: Московский методологический кружкок (Г.П. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев, О.И. Генисаретский и другие), методологическая школа организации коллективной мыследеятельности, теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), психолого¬педагогическая школа, продолжающая подходы Л.С. Выготского, научный коллектив под руководством Ю.В. Громыко, объединившего подходы Методологического кружка и теории развивающего образования). Ими разработан метод организации проектной деятельности учащихся, построенный на разработках мыследеятельностной педагогики.
Анализ названных публикаций и программ показывает, что в них преобладает традиционный подход, когда развитие творческих способностей (креативности) школьников лишь стимулируется внешними факторами: популяризацией, конкурсами, укреплением материальной базы и т.п. Аналогично обстоит дело и за рубежом, где на стимулирование выделяется больше средств. Например, широко отмечается День детских изобретений (Kid Inventors’ Day) (17 января - День рождения Бенджамина Франклина - одного из «отцов-основателей» США, придумавшего ласты для плавания в 12 лет).
Отдельно можно отметить серию издаваемых в г. Екатеринбурге журналов: «Юный учёный», «Школьная наука», «Старт в науке», «Наука без границ». Эти журналы предназначены специально для школьников и студентов. Публикации в них учитываются, как научные (РИНЦ, Google Scolar). В них публикуются статьи, являющиеся результатом научно-технического творчества обучающихся в школах, но не обязательно статьи, предметом которых является научно-техническое творчество. Тем не менее, по публикациям в этих журналах можно судить об уровне существующих передовых практик в области научно-технического творчества учащихся.
Из зарубежных изданий в наибольшей степени связаны с ТРИЗ «The International Journal of Systematic Innovation» («Международный журнад систематических инноваций), издающийся на Тайване, а таже «IEEE Xplore Digital Library» - цифровая библиотека Международного института инженеров IEEE. Названные источники индексированы в Scopus. Однако в них публикации по вопросам применения ТРИЗ касаются в основном «взрослой» профессиональной деятельности.
В вышеназванных источниках ТРИЗ-педагогка упоминается крайне редко. Вместе с этим, издаются и переиздаются книги по ТРИЗ-педагогике, среди авторов которых такие известные специалисты по ТРИЗ-педагогике, как А.А. Гин, С.И. Гин, С.Ю. Модестов, И.Л. Викентьев, В.И. Тимохов и другие [7 - 11 и др.]. Существуют сайты по ТРИЗ-педагогике, например, «Креативный мир» компании TRIZAND (инициативный проект В. Тимохова) [18]. В названных источниках содержатся в основном наборы творческих задач по различным предметам и дисциплинам.
Таким образом, задача разработки конкретной методологии применения ТРИЗ в научно-техническом творчестве обучающихся является актуальной.
Работа структурирована и состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений..
Первая глава имеет теоретический характер и посвящена изучению назначения ТРИЗ-педагогики, её связи с диалектическим методом познания, её сформировавшимся методам, преимуществам, а также посвящена истории ТРИЗ-педагогики от зарождения до настоящего времени.
Вторая глава имеет аналитический характер и посвящена современному состоянию научно-технического творчества обучающихся, современным требованиям к нему, его проблемам и возможностям решения этих проблем методами ТРИЗ-педагогики, а также требованиям к ТРИЗ- педагогике, при выполнении которых ТРИЗ-педагогика может эффективно решать названные проблемы.
Третья глава посвящена выполнению современного требования к ТРИЗ-педагогике: распространению ТРИЗ-педагогики с традиционной области применения - этапа учебного процесса, посвящённого решению задач (метод творческих задач), также на научно-техническое творчество обучающихся, в том числе на проектную деятельность (авторский метод инновационных проектов). Показана сущность метода инновационных проектов, а также особенности применения метода в различных мероприятиях по научно-техническому творчеству. Сформулированы организационно-педагогические условия, при которых ТРИЗ-педагогика выступит ресурсом развития научно-технического творчества обучающихся.
В четвёртой главе рассмотрен опыт работы автора по апробации и реализации метода инновационных проектов. Приведены примеры выполнения проектов обучающихся этим методом. Приведён пример совместной работы с Всероссийским оргкомитетом Фестиваля «Наука 0+» и Президентским лицеем «Сириус» по разработке предложения в план Десятилетия науки и технологий России.
Научная новизна заключается в разработке и апробации метода ТРИЗ- педагогики «Метод инновационных проектов», распространяющий ТРИЗ- педагогику на научно-технической творчество, в том числе проектную деятельность, и рекомендаций по организации работы с интеллектуальной собственностью в школах и организациях дополнительного образования.
Апробация.
Теоретические и практические результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях и форумах:
X Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция «Инновации в естественнонаучном образовании». Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева, 23 октября 2018 г.
XI Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования», г. Красноярск, 24-25 января 2019 г.
XV Международная научно-практическая конференция «От школьного проекта - к профессиональной карьере», г. Саратов, 27-28 марта 2019 г. (дистанционное участие).
XXVI Всероссийская научно-практическая конференция «Практики развития: теоретические и технологические решения и вопросы в цифровую эпоху», г. Красноярск, 25 - 27 апреля 2019 г.
VIII Международный научно-образовательный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», г. Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева, 26 - 28 ноября 2019 г.
XII Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования», г. Красноярск, 30-31 января 2020 г.
Декадник науки Института психолого-педагогического образования памяти М.Н. Высоцкой в составе Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука XXI века», г. Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, май 2020 г. (дистанционное участие).
Международная конференция по систематическим инновациям (ICSI- 2020), Тайвань, г. Синчжу, Университет Синьхуа, 23 - 24 октября 2020 г. (дистанционное участие).
Конференция с международным участием «Психолого-педагогические чтения памяти Л.В. Яблоковой «Современное психолого-педагогическое образование», г. Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 29 - 30 октября 2020 г. (дистанционное участие).
Международная конференция «Устойчивое развитие. Мировые вызовы», г. Санкт-Петербург, СПбПУ им. Петра Великого, 3 июня 2021 г. (дистанционное участие).
Международный форум «Биотехнологии: наука, образование, индустрия», г. Барнаул, 23-26 сентября 2021 г. (дистанционное участие).
VII Всероссийская конференции по экологическому образованию «Образование-2030. Учиться. Пробовать. Действовать», г. Москва, 27-29 октября 2021 г. (дистанционное участие).
IX Всероссийская научно-практическая конференция «Социализация личности в условиях образовательного процесса», г. Лесосибирск Красноярского края, ЛИИ - филиал СФУ, 26-27 ноября 2021 г. (дистанционное участие).
XIII Международная научно-практическая конференция «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы», г. Лесосибирск Красноярского края, ЛИИ - филиал СФУ, 14-15 апреля 2022 г. (дистанционное участие).
Конференции «30-летие Программы ЮНЕСКО «УНИТВИН: вклад в развитие образования, науки и культуры»», г. Санкт-Петербург, СПбПУ им. Петра Великого, 17 июня 2022 г. (дистанционное участие).
Международная научно-практическая конференция «Трансформация образовательного пространства для устойчивого будущего», посвящённая 30- летию Университета управления «ТИСБИ» и 30-летию программы кафедр ЮНЕСКО/УНИТВИН. г. Казань, 29 сентября - 1 октября 2022 г. (заочное участие).
Всероссийская (национальная) научно-практическая конференция «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы», г. Красноярск, 14 - 25 ноября 2022 г.
По теме выпускной квалификационной работы имеется 6 опубликованных статей:
1. Ecological engineering of the sixth innovation wave in system of continuous training and Municipal Facilities Development / A. A. Lepeshev, V. V. Kuimov, O. V. Sidorkina, A. V. Kozlov, T. V. Pogrebnaya // MATEC Web of Conferences (SCOPUS) 170 (2018).
2. Естественнонаучные предметы в новой политехнической школе / О.В. Сидоркина, Т.В. Погребная, А.В. Козлов // Инновации в естественнонаучном образовании: X Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. Красноярск, 23 октября 2018 г. / Ответственный редактор И.Б. Чмиль. - Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2018, С. 257 - 265.
3. Новая политехническая школа: ТРИЗ-педагогика индустрии 4.0 / А.А. Лепешев, В.В. Куимов, Д.А. Толстой, А.В. Козлов, Т.В. Погребная, О.В. Сидоркина // ТРИЗ нужна России: проблемы технического творчества. Сборник статей. Выпуск 2.- Чебоксары: ОО ТРИЗ-Чебоксары-Казань- Нижний Новгород, 2018, С. 308 - 322.
4. Владимирова О.Н., Погребная Т.В. Управление интеллектуальной собственностью в общеобразовательной организации // The Newman in Foreign Policy. 2019. № 51 (95). С. 30-33.
5. «Университет 4.0» для ракетно-космической отрасли: метаспециальность «Инноватор» / А.А. Лепешев, В.А. Курешов, А.В. Козлов, Т.В. Погребная, О.В. Сидоркина // Решетнёвские чтения. Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика М.Ф. Решетнёва (11-15 ноября 2019 г., г. Красноярск). В 2-х частях. / Под общей редакцией Ю.Ю. Логинова; Сибирский Госудаственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева - Красноярск. - 2019. Ч. 2. С. 688-690 — URL: https://disk.sibsau.ru/index.php/s/L9sHGlDFLhGZbCx.
6. Formation of Project Environmental Thinking in the Training of Engineers /A A Lepeshev, Y Y Loginov, V V Kuimov, D A Tolstoy, A V Kozlov, T V Pogrebnaya, O V Sidorkina // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering (SCOPUS), 822 (2020).
Задача раннего развития у обучающихся в общеобразовательных школ креативного мышления на основе современной высокоэффективной отечественной методологии ТРИЗ в современных условиях очень актуальна. Для быстрого и эффективного импортозамещения высокотехнологичной продукции необходимо интенсивно создавать инновационные решения, а значит, опережать крупнейшие транснациональные корпорации в применении методов генерации таких решений, наиболее эффективным из которых в мире признана ТРИЗ.
В экономике известны позиция догоняющего и позиция опережающего развития. Национальные цели России однозначно определяют позицию опережающего развития. В современных условиях достижение опережающего развития возможно только за счёт инноваций. Следовательно, задача образования - подготовка достаточного количества людей, обладающих сильным инновационным мышлением.
Учитывая ситуацию с применением и обучением ТРИЗ в технологически развитых странах, можно сделать следующий вывод:
Позицию опережающего развития может обеспечить начало изучения ТРИЗ в общеобразовательной школе, когда у обучающихся ешё не успели сформироваться стойкие стереотипы мышления, и обучение в достаточном объёме, в интеграции с другими предметами, с научно-техническим творчеством и проектной деятельностью.
По проведённой работе можно сделать выводы:
В первой главе изучены сущность теории решения изобретательских задач, как конструктивного продолжения философской науки о развитии диалектики, устанавливающего, что создание инновационных решений - это качественные скачки в развитии антропогенных систем, происходящие путём преодоления противоречий развития. ТРИЗ содержит конкретные конструктивные механизмы преодоления противоречий и поэтому позволяет существенно ускорить процесс создания инновационных решений. Изучены история и базовые принципы ТРИЗ-педагогики, интегрирующей изучение ТРИЗ с различными предметами, а также с научно-техническим творчеством и проектной деятельностью обучаемых. В особенности рассмотрен метод инновационных проектов, позволяющий эффективно внедрять ТРИЗ в научно-техническое творчество и проектную деятельность.
Во второй главе рассмотрены история и современное состояние научно-технического творчества обучающихся, в котором происходят существенные изменения главным образом путём организационных мер: формирования и развития различных проектов, программ и движений, а также путём улучшения материального оснащения, и ставится задача развития методологии. Показана важность применения методологии ТРИЗ. Определены требования по развитию системы ТРИЗ-педагогика, интегрирующей изучение ТРИЗ с различными предметами. В числе этих требований - повышение эффективности и массовости применения ТРИЗ в научно-техническом творчестве и проектной деятельности обучающихся.
В третьей главе рассмотрены пути выполнения требований к системе ТРИЗ-педагогика для того, чтобы ТРИЗ-педагогика выступила в качестве ресурса развития научно-технического творчества обучаемых. Описан авторский метод инновационных проектов, реализующий первую часть гипотезы магистерской диссертации: двойное и групповое руководство научно-техническим творчеством обучаемых. Показана авторская разработка, выполненная во время обучения в магистратуре - вторая часть метода инновационных проектов, реализующая вторую часть гипотезы магистерской диссертации: объединение интеллектуальных и материальных ресурсов различных образовательных организаций. Описаны авторские разработки мероприятий, реализующих метод инновационных проектов, в том числе проект «Школьная лаборатория 4.0», созданный в сотрудничестве с Всероссийским оргкомитетом Фестиваля «Наука 0+» и Президентским лицеем «Сириус» и заявленный в план Десятилетия науки и технологий России.
В четвёртой главе рассмотрен опыт диссертанта по работе методом инновационных проектов на примерах создания проектов обучающимися. В том числе, полный цикл от создания инновационного проекта до представления образца на конкурсах и призового места в России; полный цикл от создания идеи до получения гранта и подачи заявки на изобретение. Этот опыт на практике подтвердил правильность выдвинутой диссертантом гипотезы.
Представленные в магистерской диссертации материалы позволяют организовывать различные массовые мероприятия творческого характера и могут стать основой для создания методических материалов для педагогов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют организовывать научно-техническое творчество обучаемых на современном методологическом уровне, а также, в порядке маркетинга, выходить с предложениями в корпорации, финансирующие специализированные классы, в Федеральные и региональные программы по развитию научно-технического творчества обучаемых. Уже начата работа с Оргкомитетом Фестиваля «Наука 0+», подана заявка в Оргкомитет Десятилетия науки и технологий в России, разработка публикуется в онлайн - журнале «Кружковое движение», представлена руководству Научно- образовательного центра мирового уровня «Енисейская Сибирь».
Проведенное исследование. в том числе опыт работы автора с обучающимися как в общеобразовательных школах г. Красноярска и Красноярского края, так и на территории креативного развития детей и молодежи «Сириус» подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что ТРИЗ- педагогика выступит ресурсом развития научно-технического творчества обучающихся общеобразовательной школы, если в будут созданы следующие организационно-педагогические условия:
- применение метода инновационных проектов;
- обеспечение недирективной поддержки развития научно-технического творчества обучающихся.
1. Альтшуллер, Г. С. Найти идею / Г. С. Альтшуллер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 404 с.
2. Всемирная инициатива CDIO. Планируемые результаты обучения (CDIO Syllabus): информ.-метод. изд. / Пер. с анг. и ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 22 с. 3. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: информ.-метод. изд. / Пер. с анг. и ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 17 с.
3. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: информ.-метод. изд. / Пер. с анг. и ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 17 с.
4. Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO). Что такое интеллектуальная собственность. Публикация ВОИС No. 450(R) - URL: https: //www.wipo. int/edocs/pubdocs/ru/intproperty/ 450/wipo_pub_450. pdf
5. Всемирный банк отвёл России 100 лет на развитие человеческого
капитала. [Электронный ресурс]. - URL
https://www.rbc.ru/economics/04/12/2019/5de76fa19a79476a1ebb8bec
6. Всемирный банк: российское образование не развивает креативность. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.finmarket.ru/main/article/3393806.
7. Гин А.А., Баркан М. Фактор успеха. Учим нестандартно мыслить. - М.: Вита-Пресс. 2021. - 80 с.
8. Гин А.А. Нас ждут серьезные изменения в системе образования - URL: https: //trizway. com/art/form/funkcii-obrazovania.html.
9. Гин А.А. ТРИЗ-педагогика. - М.: Лит-Рес, 2015. - 110 с.
10. Гин А.А. ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить. - М. Вита- Пресс, 2018. - 96 с.
11. Гин А.А. Что такое ТРИЗ-педагогика. - URL: https: //trizway.com/info/triz-pedagogy.html.
12. Глава 11. Инновации, инженерные компетенции и инструменты партнерства - ключевые компоненты регионального развития / О.Н. Владимирова, Л.А. Оборин, В.В. Прохоров // Управление развитием. Методология регионального стратегирования / под науч. ред. В.И. Сарченко, Л.А. Оборина. - Красноярск: ИПК СФУ, 2018. - С. 511-594.
13. Изобретающее образование / А.В. Козлов, Т.В. Погребная, О.В. Сидоркина // Форум технологического лидерства России «Технодоктрина- 2014», г. Москва, 6-7 ноября 2014 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://vpk.name/news/124611_izobretayushee_obrazovanie.html.
14. Инновационное образование. Обучение в процессе создания новых знаний / Т. В. Погребная, А. В. Козлов, О. В. Сидоркина. - Красноярск: ККИПКиППРО, 2008. - 157 с.
15. Кафедра ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии» Сибирского федерального университета. Технология образования в интересах устойчивого развития. - Вестник ЮНЕСКО. - 2013. - № 16., с. 162 - 165.
16. Козлов А.В. Мышление инженерного спецназа. Отечественные
технологии формирования // Инженерное образование. 2016. - № 19. - С 15-20.
17. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. - URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA 3cTOsiypicBo.pdf
18. Креативный мир. - URL: https://www.trizland.ru.
19. Кружки 2.0. Научно-технические кружки в экосистеме практик
будущего // А. Федосеев, А. Андрюшков, Ю. Молодых, М. Рачинская, А. Коноваленко. - М.: Ассоциация кружков. 2018. - URL:
http://kruzhok.org/storage/app/media/nauchno-tekhnologicheskie-kruzhki-v-
78
ekosisteme-praktik-budushchego.pdf?fbclid=IwAR1FskdxYNc9aTahGv-p8Z- KYS_oAAONv6KtCEAwc-C7OUmhtn7HqXRKCHQ.
20. Метапрофессия «Инноватор» и практики мышления / А.В. Козлов, Т.В. Погребная, О.В. Сидоркина // Кржковое движение: онлайн-журнал - URL: https://journal.kruzhok.org/tech/tpost/73ecaf2jz1-metaprofessiya-innovator- i-praktiki-mish.
21. Метапрофессия «Инноватор» - основа успешной социализации в инновационной среде / О.В. Сидоркина, Т.В. Погребная, А.В. Козлов // Материалы XI Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе», г. Красноярск, КГПУ им.
B. П. Астафьева, 05-07 июня 2018 г.
22. Методологическое обеспечение «Новой политехнической школы».
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.sf-
kras .ru/proekt/12_2017_rgnf_lepeshev/
23. Методы изобретения знаний и инновационных проектов на основе ТРИЗ / Т. В. Погребная, А. В. Козлов, О. В. Сидоркина. - Красноярск: ИПК СФУ, 2010. - 180 с.
24. Мозговой штурм: определение, основные правила и методы. - URL: https://www.atlassian.com/ru/work-management/project-collaboration/ brainstorming.
25. Морфологический анализ - креативный метод // Е. Вагнер. Креативный мозг. - URL: https://kreamozg.ru/articles/morfologicheskiy- analiz.html.
26. Об уровневой структуре креативного класса / А.В. Козлов, О.В.
Сидоркина, Т.В. Погребная // Инженерное образование. 2015. № 18. - C. 34 - 39.
27. ОУР в Ассоциированных школах ЮНЕСКО. Дидактика устойчивого развития / А.В. Козлов, Т.В. Погребная, О.В. Сидоркина - Вестник ЮНЕСКО. - 2013. - № 18., с. 228 - 237
28. Официальный фонд Г.С. Альтшуллера - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.altshuller.ru.
29. Ощепков А.А., Репин А.О. STEM-технология как средство развития
творческой деятельности обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2019. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/stem-tehnologiya-kak-sredstvo-razvitiya- tvorcheskoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya/viewer
30. Патент РФ № 2486851. Защитная система спортсмена / Погребная Т.В., Козлов А.В., Сидоркина О.В., Уманская Л.А., Рихтер Ю.И., Пулатов А.М., Ливкин Д.В., Высотин А.С. - Бюл.-2013. - № 19.
31. Подлесный С.А., Козлов А.В. CDIO: Цели и средства достижения // Инженерное образование. 2014. № 16. - С. 8 - 12.
32. Правила вида спорта «Авиамодельный спорт». Утверждены приказом Минспорта России 1 февраля 2018 г. N 74.
33. Российский рынок EdTech в дополнительном профессиональном и дополнительном образовании взрослых [Электронный ресурс]. URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4257/
34. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: Народное образование, 2019.
35. Сидоркина О.В., Погребная Т.В. CDIO в непрерывной подготовке
школа-вуз: этап “Conceive” в довузовской подготовке. // Инженерное образование. - 2014 - № 16. - с. 47 53. - URL:
https: //aeer.ru/files/io/m16/art_5 .pdf.
36. Синектика - метод групповой генерации идей - URL: https://basicdecor.ru/blog/post/sc-sinektika.
37. 150 творческих задач о том, что нас окружает / А.А. Гин, И. Ю. Андржеевская. - М.: Вита-Пресс, 2010. - 216 с.
38. Титов С.В. Основные положения и перспективы развития концепции «Университет 4.0» // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 6 (84). Ч. 2. С. 66 - 70.
39. ТРИЗ в университетах / Международная Ассоциация теории решения изобретательских задач (МАТРИЗ) [Электронный ресурс] - URL: https://matriz.info/ресурсы/триз-в-университетах/
40. ТРИЗ и прикладная диалектика / Т.В. Погребная, А.В. Козлов, О.В. Сидоркина // ТРИЗфест-2007 - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.metodolog.ru/01108/01108.html.
41. «Университет 4.0» для ракетно-космической отрасли:
метаспециальность «Инноватор» / А.А. Лепешев, В.А. Курешов, А.В. Козлов, Т.В. Погребная, О.В. Сидоркина // Решетневские чтения. Материалы XXIII Междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти акад. М.Ф. Решетнева (11-15 ноября 2019 г., г. Красноярск). В 2-х частях. / Под общ. ред. Ю.Ю. Логинова; Сиб. гос. ун-т науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева - Красноярск, 2019. - Ч. 2. - С. 688-690 - [Электронное издание] - URL:
https://disk.sibsau.ru/index.php/s/L9sHGlDFLhGZbCx.
42. Шваб К. Четвёртая промышленая революция . - М.: Эксмо, 2016. - 278 с.
43. Школьная экономика в парадигме изобретающего образования / А.А. Лепешев, В.В. Куимов, Д.А. Толстой, А.В. Козлов, Т.В. Погребная, О.В. Сидоркина // Наука Красноярья. 2017. № 3. С. 152-174.
44. Шовхалов Ш.А., Матвеева А.С., Проблемы бухгалтерского учета
объектов интеллектуальной собственности // Проспект Свободный-2016: Электронный сб. материалов Междунар. конф. 15-25 апреля 2016 г. Красноярск, СФУ, 2016, С. 42-45 [Электронный ресурс]. URL: http://elib.sfu- kras.ru/bitstream/handle/2311/21541/napravleniya_ sovremennogo_razvitiya_
nauki_v_oblasti_buhgalterskogo_ucheta_i_finansov_magistranty_.pdf?sequence=1 &isAllowed=y#page=43.
45. Altshuller G.S. Creativity as an Exact Science (The Theory of the Solution of Inventive Problems) [Text] - Gordon and Breach science publishers - New York, London, Paris, Montreux, Tokyo, 1984.
46. Development of creativity in engineering education using TRIZ [Text]/ A.A. Lepeshev, S.A. Podlesnyi, T.V. Pogrebnaya, A.V. Kozlov, O.V. Sidorkina // IEEE conference publications. Interdisciplinary Engineering Design Education Conference (IEDEC), 3rd, Santa Clara, USA, 2013, P 6 - 9.
47. Formation of project environmental thinking in the training of engineers / A A Lepeshev, Y Y Loginov, V V Kuimov, D A Tolstoy, A V Kozlov, T V Pogrebnaya and O V Sidorkina // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering, 822 (2020).
48. Invention of knowledge in TRIZ-based education [Text] / T.V. Pogrebnaya, A.V. Kozlov, O.V. Sidorkina // IEEE conference publications. Global Engineering Education Conference (EDUCON), Berlin, Germany, 2013, P. 959 - 964.
49. Pogrebnaya, T.V. Innovative Projects Method Application in Engineering Education / T.V. Pogrebnaya, A.V. Kozlov, V.V. Kuimov, O.V. Sidorkina // Proceedings of 2017 7th World Engineering Education Forum (WEEF), 13-16 November 2017, Kuala Lumpur, Malaysia, P. 574 - 579.
50. Shaughnessy, H. What Makes Samsung Such An Innovative Company? / Haydn Shaughnessy - URL: https://www.forbes.com/sites/haydnshaughnessy/ 2013/03/07/why-is-samsung-such-an-innovative-company/#5d79d2af2ad7,
51. Yusuf Sh. From Creativity to Innovation. - Washington, World Bank Policy Research Working Paper, 2007. - 18 c.