Введение 3
Глава 1. Педагогические особенности понятий «учебная деятельность» и «трудоемкость» 6
1.1. Сущность понятия «трудоемкость» 6
1.2. Основные современные психолого-педагогические концепции учебной
деятельности 7
Глава 2. Педагогические основы обучения решению текстовых задач в курсе математики 15
2.1. Понятие « задача », « текстовая задача». Классификация задач 15
2.2. Методы решения задач 22
Глава 3. Исследование нормативной и фактической трудоемкости 31
3.1. Исследование нормативной трудоемкости при решении математических
задач в пятом классе 31
3.2. Исследование фактической трудоемкости у учащихся при решении
математических задач 36
Заключение 45
Литература 48
Приложение 51
Представленная работа посвящена теме «Трудоемкость учебной деятельности при решении математических задач».
Все люди, проживая каждый день своей жизни, приобретают знания. Большинство значимых для дальнейшей жизни знаний мы получаем в школе. Школа - это дом знаний, где каждый ученик на протяжении 11 лет может получить все знания, которые ему будут необходимы в дальнейшей жизни. Но далеко не у всех есть интерес к получению знаний. Для этого у ребенка должен быть мотив.
Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся, прежде всего, широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственность перед коллективом и т.д. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим, и поэтому является действенным, реальным мотивом учения. Из этого, конечно, не следует, что обучать школьников нужно лишь тому, что им интересно. Познание - труд, требующий большого напряжения. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям. Но одновременно нужно стремиться облегчить им процесс познания, делая его привлекательным.
Одним из предметов, который изучается в школе это математика. Математика имеет очень важное значение в жизни, она присутствует не только в процессе освоения профессии и реализации полученных знаний. Так или иначе, мы используем царицу наук практически в каждый момент времени. Именно поэтому математике начинают обучать достаточно рано. Решая простые и сложные задачи, ребенок не просто учится складывать, вычитать и умножать. Он медленно, с азов постигает устройство современного мира. И речь тут идет не о техническом прогрессе или умении проверять сдачу в магазине. Математика формирует некоторые особенности мышления и оказывает влияние на отношение к миру. (1)Именно поэтому математике, как предмету для изучения, в школе отводится большая часть времени. После этого меня заинтересовал вопрос, а сколько времени ученик тратит на изучение математики за год в школе? И какую часть этого времени он тратит на решение задач? А какое время занимает решение математической задачи у учащихся?
Итак, целью данной работы стало определить трудоемкость учебной деятельности при решении математических задач в 5 классах.
Объект нашего исследования - школьники 5 класса.
Предмет работы - трудоемкость при решении математических задач в 5 классе.
Поставленная цель раскрывается с помощью следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить нормативную трудоемкость учебной деятельности с помощью общеобразовательных программ по математике в 5 классе.
3. Выявить количество часов, затраченных на решение математических задач в 5 классе.
4. Определить нормативную и фактическую трудоемкость при решении математических задач у учащихся с разным уровнем успеваемости.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что успеваемость по тому или иному предмету формируется в ходе изучения учебного предмета, и на него оказывают влияние очень многие факторы, в том числе трудоемкость домашних заданий, решения тестов, и задач.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МКОУ Самойловской СОШ, Абанского района. В нем приняли участие 11 школьников в возрасте 10-11 лет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития школьников, глубины усвоения учебного материала. Поэтому любой экзамен по математике, любая проверка знаний содержит в качестве основной и наиболее трудной части решение задач.
За время обучения в школе ученик решит огромное количество задач, и, как правило, многие из них однотипные. Однако в итоге некоторые ученики овладевают общим умением решения задач, а многие, встретившись с задачей незнакомого или малоизвестного вида, теряются и не знают, как ее решать.
И одной из причин такого положения является то, что одни ученики вникают в процесс решения задач, стараются понять, в чем состоят приемы и методы решения задач. Другие же не задумываются над этим, стараются лишь как можно быстрее решить заданные задачи. Эти учащиеся не анализируют в должной степени решаемые задачи и не выделяют из решения общие приемы и способы. Задачи зачастую решаются лишь ради получения ответа.
У большинства учащихся, весьма смутные, а порой, и неверные представления о сущности процесса поиска решения задач, о самих задачах. Как могут учащиеся решить сложную задачу, если они не представляют, из чего складывается анализ задачи? Как могут они решить задачу на доказательство, если они не знают, в чем смысл доказательства?
А можно ли научиться решать любую задачу?
Конечно, любые задачи научиться решать невозможно, ибо как бы хорошо ученик не умел решать задачи, всегда может встретиться такая, которую он решить не сможет.
Ясно, что рассчитывать на изображение методики обучения решению задач, пригодной для всех детей и во всех случаях - все равно, что искать универсальное лекарство от всех болезней. Практическая ценность обучения школьников решению текстовых задач разнообразными способами в современных условиях заключается совсем не в том, чтобы раз и навсегда вооружить их приемами решения различных задач, которые будут возникать в дальнейшем обучении, а в том, что оно обогатит их опыт мыслительной деятельности. Ведь определенный прием решения задач может быть просто забыт или вытеснен в дальнейшем обучении общим приемом. Для того, чтобы развитие качества, таких как сообразительность, смекалка, не было подобным результатом процесса обучения решению текстовых задач, а было закономерным планируемым результатом обучения, необходима специальная организация самого процесса обучения.
Цель дипломной работы заключалась в том, чтобы определить трудоемкость учебной деятельности при решении математических задач в 5 классах.
В ходе исследования мы выполнили следующие задачи:
1. Проанализировали психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определили нормативную трудоемкость учебной деятельности с помощью общеобразовательных программ по математике в 5 классе.
3. Выявили количество часов, затраченных на решение математических задач в 5 классе.
4. Определили нормативную и фактическую трудоемкость при решении математических задач у учащихся с разным уровнем успеваемости.
В результате работы мы выяснили что нормативная и фактическая трудоемкость при решении математических задач зависит от успеваемости учеников по предмету.
Ученики с высоким уровнем успеваемости затрачивают меньше времени при решении математических задач и делают наименьшее количество попыток и ошибок, когда ученики с низким уровнем успеваемости затрачивают больше времени и совершают больше попыток при решении математических задач. Это сводится к тому, что ученик, не имеющий достаточно знаний по предмету, не может научиться быстро и правильно решать математические задачи.
Наблюдения за учащимися показывают, что знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
1. Волович М.Б. Ключ к пониманию математики. - М., 1997.
2. Глейзер Г.И. История математики в школе: 4 - 6 классы: Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1984.
3. Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику. - М., 1994.
4. Далингер В.А. Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений. - Омск, 1991.
5. Захарова А.Е. Текстовые задачи в курсе алгебры основной школы. Учебно-методические материалы спецкурса по методике преподавания математики «Избранные вопросы обучения алгебре в основной школе». М.: «Прометей», 2002.
6. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: т.2. - М.: Просвещение, 1997.
7. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: «Мысль», 1975.
9. Лященко Е.И. Проблема задач в школьном курсе математики. Задачи как цель и средство обучения математике учащихся средней школы. - ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1981.
10. Математика в 5 классах: В помощь учителю / Под ред. А.И. Маркушевича. - М.: Просвещение, 1971.
11. Математика: 5-11 кл.: Программы. Тематическое планирование: Для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. /М-во образования РФ; Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. - М.: Дрофа, 2000.- 320 с.
12. Математика: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. - 5-е изд., испр. И доп. - М.: Издательство “Русское слово” , 1998. - 358 с. ил.
13. Математика: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. - 6-е изд.- М.: Мнемозина, 1999. - 304 с.: ил.
14. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник. - М.: «Академия», 1999.
15. Оганесян В.А. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. - М., 1980.
16. Орехов Ф.А. Решение задач методом составления уравнений. - М.: Просвещение, 1971.
17. Пойа Д. Как решать задачу: Пособие для учителей. М., 1961.
18. Пойа Д. Математическое открытие. - М.: Наука, 1970.
19. Саранцев Т.И. Общая методика преподавания математики: Учебное пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов. - Саранск, 1999.
20. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. - М.:
Просвещение, 1995.
21. Совайленко В.К. Система обучения математике в 5 - 6 классах: Из опята работы. - М.: Просвещение, 1991.
22. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике с решениями и методическими указаниями: Пособие для учителей I - IV кл. - М.: 1967
23. Шатилова А.В. Обучение школьников составлению математических задач: учебно-методическое пособие для студентов физико-математических факультетов педагогических вузов. - Издательство БГПИ, 1999.
24. Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5 - 6 классах. - М.: Рус. слово, 2001.
25. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. - М.: Просвещение, 1983.
26. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1984.